Напоминание

Практические аспекты изучения творчества А.С. Пушкина в школе


Автор: Ананьина Галина Вадимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школы № 115 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт–Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Практические аспекты изучения творчества А.С. Пушкина в школе
Раздел: среднее образование





Назад




Практические аспекты изучения творчества А.С. Пушкина в школе

Пушкин приходит к нам с детства, а мы

приходим к нему только с годами.

А.Т.Твардовский

Он

первым

приучил

русскую

публику

читать,

и

в

этом

состоит

его

величайшая

заслуга.

Н.А. Добролюбов

Пушкин – самое драгоценное, что есть в России, самое родное и близкое для

каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно

говорить

спокойно,

объективно,

без

восторга.

Пушкин

в

России

стал

давно

уже

национальным

символом.

Его

произведения

в

школьные

хрестоматии

включены,

его

строчки на цитаты разошлись. В каждом городе можно встретить улицу или площадь

Пушкина; в тех местах, где поэт жил или просто бывал, устроены музеи.

Для сегодняшней жизни очень актуален сам великий и мудрый А.С.Пушкин, его

представления и выдвигаемые им идеи. За яркими, во многом простыми образами и

незамысловатым сюжетом скрываются серьёзный смысл и сущностные и очень глубокие

представления.

Умеющему

внимательно

читать

пушкинскую

сказку,

чувствовать

и

проникать в ее сокровенные глубины открывается понимание чего-то очень важного и в

устроении мира в целом, и в человеческом существовании. Пушкин зачастую кажется

доступным каждому, кто прикоснулся к нему и вобрал в себя хотя бы часть содержания его

произведений. Однако, путь настоящего читателя к Пушкину одновременно радостен и

труден, и хотелось бы, чтобы в общении с поэтом школьник увидел подлинное его лицо.

Н.В.Гоголь пророчески сказал о Пушкине: “Это русский человек в его развитии, в

каком он, может быть, явится через двести лет”. Эти двести лет прошли, и тяготение к

Пушкину – признак справедливости предвидения. Содержание нашего отношения к его

творчеству меняется в разные периоды человеческой жизни и исторической эпохи.

Общение с Пушкиным протекает на разном уровне глубины и напряжённости в

зависимости от возраста и культуры читателя. Что берут от Пушкина школьники разных

возрастов?

Какое

влияние

оказывает

чтение

и

школьное

изучение

Пушкина

на

формировании эстетических представлений учеников? Эти вопросы важны для методики

преподавания литературы и интересны для литературной науки в целом.

Обращение

к

Пушкинским

сказкам

в

5

классе

не

лишено

внутренних

противоречий. С одной стороны, ребята с готовностью отдаются чарующей гармонии

сказочного

мира,

пленительного

слова,

интонации;

с

другой

стороны,

эта

стихия

представляется им изначально понятной, известной, не требующей каких-либо усилий,

открытий.

Первое знакомство с Пушкиным в начальной школе и в пятом классе мы начинаем

со сказок – это открытие красоты и безграничности мира и власти поэзии. Вступление к

поэме “Руслан и Людмила” (“У лукоморья дуб зелёный...”), сказки, в которых злые силы

отступают перед могуществом добра, в которых мир существует в гармонии, зло в конце

концов

наказывается,

а

добро

торжествует

-

вот

тот

пласт

пушкинского

творчества,

который близок дошкольникам и младшим школьникам.

Но вот разбор, анализ даётся много трудней. Во-первых, в учениках живёт стойкое

убеждение, что им почти всё понятно в прочитанном и долгие словопрения не нужны.

После скучных уроков анализа, где растолковываются вещи, сами собой разумеющиеся,

многие ученики говорят: «Да что тут переливать из пустого в порожнее?»

Но

наслаждение

чтением

должно

не

?

пременно

от

?

озваться

эх

?

ом

не

?

спокойной

мысли. Бе

?

з эт

?

ой ра

?

боты по

?

сле чт

?

ения не

?

т по

?

стижения ху

?

дожественного текста. Уч

?

енику не

?

обходимо не то

?

лько ко

?

снуться Пушкина, но им пр

?

иблизиться к нему.

Ми

?

р пу

?

шкинских “С

?

казок” – эт

?

о ми

?

р чудес, ра

?

достное из

?

умление пе

?

ред эт

?

им

во

?

лшебством по

?

эзии сл

?

ышится в пр

?

ологе к по

?

эме “Р

?

услан и Людмила”, ко

?

торым мы

тр

?

адиционно пр

?

едваряем из

?

учение “С

?

казки о мё

?

ртвой ца

?

ревне и о се

?

ми богатырях”.

Ко

?

гда мы чи

?

таем в пя

?

том кл

?

ассе вс

?

тупление к по

?

эме “Р

?

услан и Людмила”, об

?

ычно во

?

зникает не

?

обходимость во

?

скресить в со

?

знании уч

?

еников ми

?

р на

?

родной сказки.

Ре

?

бята пе

?

ресказывают зн

?

акомые им сюжеты, сп

?

рессованные в ст

?

роках Пушкина, но пр

?

и

эт

?

ом ис

?

чезает об

?

щее настроение. Ме

?

жду те

?

м вс

?

тупление пр

?

онизано мо

?

тивов чуда. Из

мн

?

огочисленных об

?

разов на

?

родных ск

?

азок по

?

этом вы

?

браны мо

?

менты чуда, волшебства,

ка

?

ждая картина, на

?

рисованная Пушкиным, со

?

держит во

?

лшебство пр

?

отиворечия об

?

ычным

законам,

преображение.

И

чт

?

обы

уч

?

еники

увидели,

по

?

чувствовали

эт

?

у

необычайность,

мо

?

ж н о

п р

?

едложить

во

?

спользоваться

пр

?

и е м ом

с л

?

овесного

иллюстрирования.

Да

?

же пр

?

и вы

?

соком и ма

?

стерском ис

?

полнении ил

?

люстрации ху

?

дожником вс

?

егда

в кл

?

ассе во

?

зникают разночтения, кр

?

итика иллюстрации, по

?

скольку чи

?

тательский об

?

раз

индивидуален. Эт

?

и ра

?

зличия в во

?

сприятии образов, во

?

зникающих в во

?

ображении чи

?

тателя и художника-иллюстратора, со

?

здают во

?

зможность дл

?

я со

?

здания со

?

бственной на

?

глядной сл

?

овесной иллюстрации.

Важно, чт

?

обы уч

?

еники са

?

мостоятельно чи

?

тали сказки, чт

?

обы у ни

?

х сл

?

ожились

со

?

бственные пр

?

едставления о них. Бе

?

з эт

?

ого об

?

щения с ху

?

дожественным те

?

кстом на

?

едине не во

?

спитывается по

?

длинный читатель. Но важно, чт

?

обы пе

?

рвым уроком, пр

?

елюдией к чтению, мы со

?

здали оп

?

ределённую “установку”, св

?

оего ро

?

да уг

?

ол зр

?

ения на

произведение. По

?

этому из

?

учение ск

?

азок ум

?

естно на

?

чать со св

?

оего ро

?

да ис

?

торической

справки.

В се

?

редине 20

?

-х го

?

дов XI

?

X ве

?

ка в тв

?

орчестве Пу

?

шкина пр

?

оизошел пе

?

реход к

реализму, чт

?

о со

?

провождалось гл

?

убоким ин

?

тересом к жи

?

зни народа. Пу

?

шкин ст

?

арается

пр

?

иблизиться к народу, по

?

нять ег

?

о интересы, мечты, идеалы. Ка

?

к поэт, он знает, чт

?

о по

?

этическое на

?

родное тв

?

орчество пр

?

едставляет со

?

бой не

?

исчерпаемый ис

?

точник знаний,

кл

?

юч к «д

?

уше» народа. Пу

?

шкин пр

?

инимается вн

?

имательно из

?

учать на

?

родную поэзию.

Он за

?

писывает пе

?

сни и на

?

родные обряды, ег

?

о ня

?

ня сн

?

ова ра

?

ссказывает ем

?

у сказки, зн

?

акомые ещ

?

е с детства, - те

?

перь он по

?

-иному их воспринимает, ищ

?

ет в ни

?

х вы

?

ражения

?

ародного духа". Дл

?

я со

?

здания со

?

бственных пр

?

оизведений в на

?

родном духе, Пу

?

шкин

не ог

?

раничивается за

?

дачей па

?

ссивного из

?

учения: он ст

?

ремится пр

?

оникнуть вглубь, по

?

нять ее со

?

держание и форму, уч

?

ится со

?

здавать та

?

кие же пе

?

сни и сказки, ка

?

к у бе

?

зымянных на

?

родных поэтов. Вс

?

его с 18

?

30 по 18

?

34 г. Пу

?

шкиным бы

?

ло на

?

писано пя

?

ть

на

?

родных ск

?

азок в стихах, а од

?

на ос

?

талась незаконченной.

За

?

бавным от

?

ступлением яв

?

ляется ра

?

ссказ о шу

?

тливом со

?

ревновании А.С. Пу

?

шкина с В.А. Жу

?

ковским на лу

?

чшую об

?

работку на

?

родной сказки. В ре

?

зультате по

?

явились ск

?

азка «С

?

пящая ца

?

ревна» Жуковского, «С

?

казка о мё

?

ртвой ца

?

ревне» Пушкина.

«С

?

казка о мё

?

ртвой ца

?

ревне и се

?

ми бо

?

гатырях» на

?

писана ос

?

енью 18

?

33 го

?

да

в се

?

ле Болдино. «С

?

казка о ме

?

ртвой ца

?

ревне и о се

?

ми бо

?

гатырях» со

?

здана на ос

?

нове ру

?

сской сказки, за

?

писанной в Михайловском, Пу

?

шкин мо

?

г та

?

кже ис

?

пользовать ру

?

сскую

ск

?

азку «В

?

олшебное зеркальце». Сю

?

жет ск

?

азки си

?

льно пе

?

рекликается с «Б

?

елоснежкой и

се

?

мью гн

?

омами» бр

?

атьев Гримм.

Вт

?

орой урок, ка

?

к правило, по

?

свящаем пе

?

речитыванию в кл

?

ассе по

?

любившихся

ме

?

ст сказки, на

?

хождению ве

?

дущих во

?

просов пр

?

едстоящего анализа. Вы

?

разительное чт

?

ение уч

?

ениками те

?

х эп

?

изодов сказки, ко

?

торые их ос

?

обенно взволновали, до

?

лжно ве

?

сти

не то

?

лько к тр

?

енировке в те

?

хнике чтения, чт

?

о са

?

мо по се

?

бе ва

?

жно дл

?

я 5 класса, но и к

по

?

искам эм

?

оционального ле

?

йтмотива ка

?

ждого фрагмента. В до

?

машнем за

?

дании по

?

сле

та

?

кого ур

?

ока пр

?

едлагается вы

?

брать от

?

рывок дл

?

я за

?

учивания наизусть. Важно, чт

?

обы

эт

?

от вы

?

бор вы

?

ражал ли

?

чностное ин

?

дивидуальное от

?

ношение к сказке. Пр

?

ичем по

?

сле

вы

?

разительного чт

?

ения на ур

?

оке мо

?

жно надеяться, чт

?

о за

?

учивание на

?

изусть не ст

?

анет

чи

?

сто ме

?

ханической работой.

По

?

сле эт

?

ого уч

?

итель за

?

даёт вопросы, ак

?

тивизирующие вс

?

е сф

?

еры чи

?

тательского

во

?

сприятия:

а) вопросы, вы

?

являющие эм

?

оциональную ре

?

акцию чи

?

тателя (К

?

акую ра

?

дость по

?

дарила ва

?

м эт

?

а сказка? Ко

?

гда чи

?

тать бы

?

ло страшно? Чт

?

о вы

?

звало см

?

ех и грусть? и т.

?

д.);

б) вопросы, пр

?

оверяющие ур

?

овень во

?

сприятия чи

?

тателем ав

?

торских чу

?

вств (Ч

?

ьими гл

?

азами ув

?

идено яблочко? Ка

?

кое чу

?

вство сл

?

ышится в ег

?

о описании?). От

?

ветить

на эт

?

и во

?

просы сложнее, че

?

м на пе

?

рвые;

в) во

?

просы на ос

?

мысление со

?

держания (э

?

ти во

?

просы мо

?

гут но

?

сить пр

?

облемный

характер, в эт

?

ом сл

?

учае он

?

и по

?

дталкивают об

?

учающихся к ос

?

ознанию де

?

талей сю

?

жета

?

очему ма

?

чеха не см

?

огла по

?

губить царевну? Кт

?

о в ск

?

азке сп

?

асает ца

?

ревну и кт

?

о вр

?

едит ей?);

г) вопросы, об

?

ращённые к во

?

ссоздающему во

?

ображению (к те

?

м ча

?

стям текста, гд

?

е

ав

?

тор

да

?

ёт

ра

?

звёрнутые

картины,

ко

?

торые

чи

?

тателю

не

?

обходимо

вообразить,

пр

?

едставить (К

?

ак вы пр

?

едставляете се

?

бе место, гд

?

е «с

?

пит ца

?

ревна ве

?

чным сном»?);

д) вопросы, тр

?

ебующие от чи

?

тателя во

?

образить то, чт

?

о в те

?

ксте да

?

но ка

?

к намёк,

по де

?

тали во

?

сстановить це

?

лое:(Какой вы ви

?

дите царевну, ко

?

гда он

?

а пр

?

осит Че

?

рнавку

не гу

?

бить её? По

?

чему о ца

?

ревне ск

?

азано «т

?

ихомолком ра

?

сцветая?»);

е) вопросы, на

?

правленные на ос

?

мысление сю

?

жета и ко

?

мпозиции (П

?

очему ск

?

азка

на

?

чинается с гр

?

устного ож

?

идания ца

?

рицей-матерью му

?

жа и её см

?

ерти от ра

?

дости ег

?

о

возвращения?).

Пу

?

шкинская ск

?

азка во

?

спроизводит ос

?

новные зв

?

енья на

?

родного сю

?

жета: за

?

вязка

кр

?

оется в ре

?

шении ца

?

рицы-мачехи по

?

губить царевну, ку

?

льминация пр

?

едставлена от

?

равлением ца

?

ревны и ее похоронами, ра

?

звязка по

?

строена на во

?

скрешении ца

?

ревны и пр

?

аздновании свадьбы. В да

?

нной ск

?

азке ло

?

гика сю

?

жетного дв

?

ижения та

?

к же, ка

?

к и фо

?

льклорный канон, пе

?

редает мы

?

сль о не

?

избежной по

?

беде до

?

бра на

?

д злом. Но Пу

?

шкин

вс

?

ё же из

?

меняет фо

?

льклорный сюжет, ус

?

ложняя его. Дл

?

я уг

?

лубления ос

?

новной ид

?

еи

Пу

?

шкин пе

?

рестраивает дв

?

а на

?

родно-сказочных сю

?

жетных «хода», в гл

?

авный сю

?

жет вп

?

летённые искусно. Он

?

и в по

?

лновесные ск

?

азочные по

?

вествования не развернуты, но в се

?

бе та

?

ят ис

?

конный об

?

щечеловеческий смысл.

Ещ

?

ё од

?

на ху

?

дожественная ос

?

обенность пу

?

шкинской ск

?

азки- на

?

личие ав

?

торского

взгляда, ко

?

торый в на

?

родной ск

?

азке отсутствует, а в ск

?

азке Пу

?

шкина вы

?

ражается

неоднократно. «З

?

лая» ко

?

чует по

?

стоянным эп

?

итетом к сл

?

ову «мачеха», «м

?

олодая» в пр

?

именении к «невесте», чт

?

о во

?

зможны вп

?

олне в на

?

родной сказке, но вр

?

яд ли мо

?

жно вс

?

третить та

?

м фр

?

азу ти

?

па “Ч

?

ёрт ли сл

?

адит с ба

?

бой гн

?

евной” ил

?

и “В

?

друг она, мо

?

я душа,

по

?

шатнулась не дыша”. Ав

?

торская оц

?

енка со

?

ставляет яр

?

кий пр

?

изнак ск

?

азок Пушкина.

На

?

родная ск

?

азка со

?

средоточивает вс

?

е вн

?

имание на це

?

нтральном герое. О др

?

угих

де

?

йствующих ли

?

цах уп

?

оминается попутно. Пу

?

шкин в «С

?

казке о ме

?

ртвой ца

?

ревне» эт

?

от

за

?

кон од

?

нолинейного по

?

строения сю

?

жета нарушает. Ка

?

к от

?

мечали ис

?

следователи тв

?

орчества Пушкина, «в не

?

й тр

?

и са

?

мостоятельных плана, и ка

?

ждый из ни

?

х ра

?

зработан в

то

?

й мере, в ка

?

кой эт

?

ого тр

?

ебовал за

?

мысел сказки. Пе

?

рвый пл

?

ан - жи

?

знь ца

?

ревны у бо

?

гатырей

и

ее

смерть,

вт

?

орой-

пе

?

реживания

ца

?

рицы

и

ее

ди

?

алоги

с

во

?

лшебным

зеркальцем, тр

?

етий - по

?

иски не

?

весты ко

?

ролевичем Ел

?

исеем»

В ко

?

мпозицию ск

?

азки Пу

?

шкина вк

?

лючает оп

?

исания природы. Ст

?

ихии пр

?

ироды

чи

?

тателю ра

?

скрываются и ка

?

к во

?

лшебные существа, ко

?

торые на

?

делены че

?

ловеческим

со

?

знанием и ре

?

чью и в св

?

оими ре

?

альными формами. В ск

?

азочных пе

?

йзажах Пу

?

шкина

ор

?

ганично и ес

?

тественно сл

?

иваются и во

?

лшебные и ре

?

алистические мотивы. Ре

?

альные

че

?

рты пр

?

ироды по

?

этом олицетворены, по

?

этому та

?

кже ка

?

жутся сказочными. И реальное,

и во

?

лшебное в од

?

инаковой ме

?

ре зд

?

есь из

?

ображают пр

?

ироду жи

?

вым существом. Пу

?

шкин со

?

храняет ос

?

новной за

?

кон ко

?

мпозиции на

?

родной ск

?

азки - ее ст

?

ремление из

?

лагать

со

?

бытия так, ка

?

к он

?

и со

?

вершаются в ре

?

альной жизни.

Ск

?

азки

Пу

?

шкина

со

?

стоят

из

ра

?

зличных

эл

?

ементов

разговорного,

ус

?

тно-

поэтического и ли

?

тературного языка. «С

?

тремясь до

?

нести в ус

?

ловно-сказочных фо

?

рмах

ре

?

альные

ка

?

ртины

жи

?

зни

ца

?

рского

двора,

дворянства,

купечества,

духовенства,

крестьянства, Пу

?

шкин ис

?

пользует не

?

мало сл

?

ов ст

?

аринного пи

?

сьменно-книжного яз

?

ыка: то

?

рговый город, се

?

нная девушка, рогатка.

Кн

?

ижная ле

?

ксика и фр

?

азеология не на

?

рушают ос

?

новной ос

?

обенности яз

?

ыка пу

?

шкинских ск

?

азок - на

?

родности звучания. Ли

?

тературные эл

?

ементы ре

?

чи по

?

лучают на

?

родную окраску, та

?

к ка

?

к ок

?

ружены мн

?

огочисленными сл

?

овесными формами, по

?

этом вз

?

ятыми

из

ус

?

тно-поэтического

тв

?

орчества

и

на

?

родного

быта.

Ту

?

т

вс

?

тречаются

и

тавтологии, на

?

родно-песенные об

?

ращения и сравнения.

В ск

?

азке Пу

?

шкина мн

?

ого поговорок, по

?

словиц и бл

?

изких к ни

?

м ав

?

торских ре

?

чений: «н

?

е к добру», «в

?

сем взяла», «я та

?

м был, ме

?

д-пиво пи

?

л - и ус

?

ы ли

?

шь об

?

мочил»

«н

?

е со

?

йти жи

?

вой мн

?

е с места», и др.

Пушкин,

вс

?

егда

сд

?

ержанный

в

ис

?

пользовании

из

?

образительно-выразительных

средств, дл

?

я со

?

здания ис

?

тинно на

?

родного ду

?

ха в ск

?

азке ис

?

пользует вс

?

е бо

?

гатство на

?

родно-поэтического языка. Колоритные, яркие, не

?

обыкновенные об

?

разы ро

?

ждаются с по

?

мощью гипербол, сравнений, метафор, олицетворений, по

?

стоянных эпитетов, инверсии,

си

?

нтаксического параллелизма. На

?

пример: ме

?

тафоры: по

?

д св

?

ятыми ст

?

ол ду

?

бовый; ср

?

авнения: сл

?

овно се

?

рдце пе

?

сье ноет, го

?

д пр

?

ошел ка

?

к со

?

н пустой. она, ка

?

к по

?

д кр

?

ылышком у сна,; эп

?

итеты: гл

?

ушь ле

?

сную ,белешенька земля, тя

?

желешенько вздохнула,

во ть

?

ме гл

?

убокой ,мерзкое стекло, ма

?

ть брюхатая, кр

?

асная девица, по

?

золоченный рожок,

во ть

?

ме глубокой, пл

?

од румяный, с мо

?

лодецкого разбоя, го

?

рько плачет, те

?

мной но

?

чки;

ри

?

торические вопросы, обращения, во

?

склицания: Чт

?

о же зе

?

ркальце в ответ? Но ка

?

к

быть? Че

?

рт ли сл

?

адит с ба

?

бой гневной?; юм

?

ор: я та

?

м был, ме

?

д-пиво пи

?

л - и ус

?

ы ли

?

шь

об

?

мочил; ин

?

версии: В во

?

рота во

?

шла она, че

?

рной за

?

висти полна, ту

?

жит бе

?

дный ца

?

рь по

ней.

Ск

?

азка « Мё

?

ртвая ца

?

ревна и се

?

мь бо

?

гатырей» А.С. Пушкина, ко

?

торая на

?

писана в

на

?

родном стиле, од

?

новременно и гл

?

убоко народна, и оригинальна. В не

?

й на

?

родные

понятия, на

?

родно - по

?

этический язык, на

?

родный ри

?

тмический ст

?

рой ре

?

чи - и вм

?

есте с

те

?

м в не

?

й сл

?

ышится не

?

повторимо пушкинское.

Во

?

зможности чи

?

тательского во

?

сприятия уч

?

еников шире, че

?

м те концепции, ко

?

торые мы им предлагаем. По

?

этому дл

?

я того, чт

?

обы ос

?

уществлялось об

?

щение на ур

?

оке

литературы, в ос

?

нове ан

?

ализа до

?

лжна ле

?

жать

ко

?

нцепция бо

?

лее

сложная,

че

?

м чи

?

тательские пр

?

едставления по

?

сле пе

?

рвого зн

?

акомства с произведением.

Тр

?

удно пе

?

реоценить зн

?

ачение пу

?

шкинских тв

?

орений дл

?

я фо

?

рмирующейся ли

?

чности: он

?

и от

?

крывают ма

?

ленькому чи

?

тателю ог

?

ромный ми

?

р че

?

ловеческих мыслей,

чувств, переживаний, пр

?

иобщают ег

?

о к об

?

щечеловеческим ку

?

льтурным це

?

нностям и бо

?

гатству ро

?

дного языка.

А.С. Пу

?

шкин бы

?

л не то

?

лько ве

?

личайшим по

?

этом ру

?

сской словесности, но и ге

?

ниальным и пр

?

оницательным зн

?

атоком на

?

родной жи

?

зни и обычаев. Пу

?

шкин бы

?

л по

?

длинным со

?

бирателем фольклора, чт

?

о по

?

зволило ем

?

у на

?

писать та

?

кие ге

?

ниальные ин

?

терпретации на

?

родных сказок. Образы, ож

?

ивающие в ег

?

о ск

?

азках - бо

?

гатыри и пр

?

екрасные царевна, хи

?

трые пр

?

едставители не

?

чистой силы, см

?

екалистые крестьяне, му

?

дрецы и гл

?

упые цари, пр

?

ишедшие к на

?

м с чт

?

ением в детстве, на

?

селяют на

?

ше во

?

ображение и по се

?

й день.

Не

?

смотря на не

?

которые за

?

имствования из ск

?

азок др

?

угих народов, Пу

?

шкин до

?

бавил в св

?

ои ск

?

азки ис

?

тинно ру

?

сский колорит, не ср

?

авнимый ни с чем. Бл

?

агодаря ег

?

о

ск

?

азкам

мы,

во-первых,

мо

?

жем

ув

?

идеть

ка

?

ким

уд

?

ивительным

и

жу

?

тковатым

пр

?

едставлялся ми

?

р на

?

шим предкам, а во-вторых, на

?

сладиться пр

?

екрасными стихами. И

главное, ка

?

ждая из ег

?

о ск

?

азок ли

?

шний ра

?

з на

?

поминает нам, чт

?

о До

?

бро вс

?

ё-таки вс

?

егда

по

?

беждает Зло, ка

?

к бы си

?

льным он

?

о не казалось.

Тв

?

орчество А. С. Пу

?

шкина не

?

обычайно ра

?

сширило кр

?

уг де

?

тского чт

?

ения и ок

?

азало ог

?

ромное вл

?

ияние на ра

?

звитие литературы. Во

?

шедшие в кр

?

уг чт

?

ения пу

?

шкинские

пр

?

оизведения ок

?

азывают гл

?

убокое и пл

?

одотворное во

?

спитательное воздействие, ра

?

скрывают пе

?

ред на

?

ми бо

?

льшие яв

?

ления че

?

ловеческой жи

?

зни и ва

?

жные со

?

циальные и

нр

?

авственные пр

?

облемы в простой, яр

?

кой и эм

?

оциональной форме.

Пе

?

рвыми в кр

?

уг де

?

тского чтения, ка

?

к правило, вх

?

одят ск

?

азки Пушкина, а не

?

редко зн

?

акомство со ск

?

азочным ми

?

ром по

?

эта на

?

чинается с пр

?

олога к по

?

эме «Р

?

услан и

Лю

?

дмила» - «У лу

?

коморья ду

?

б зелёный…». Не

?

большое ху

?

дожественное пр

?

остранство

эт

?

ого пр

?

олога вм

?

ещает в се

?

бя мн

?

ожество мо

?

тивов и об

?

разов на

?

родных сказок, во

?

ссоздавая

ат

?

мосферу

их

во

?

лшебного

мира.

Ск

?

азки

Пу

?

шкина

та

?

кже

им

?

еют

фо

?

льклорную основу, но во

?

спринимаются уж

?

е ка

?

к со

?

вершенно ор

?

игинальные ав

?

торские

произведения.

За тр

?

адиционной ск

?

азочной по

?

этикой ск

?

рыты со

?

циальные и пс

?

ихологические

коллизии, очевидно, чт

?

о Пу

?

шкин об

?

ращается к ск

?

азке пр

?

ежде вс

?

его ка

?

к к жанру, со

?

храняющему оп

?

ределённые эт

?

ические це

?

нности и нр

?

авственные идеалы. Со

?

здавая об

?

разы ск

?

азочных героев, по

?

эт ис

?

следует пр

?

ироду человека, ищ

?

ет в не

?

й то, чт

?

о ос

?

таётся

ве

?

чным и не

?

изменным во вс

?

е времена, то, на чё

?

м де

?

ржится ми

?

р и человек. До

?

стоин св

?

оей су

?

женой юн

?

ый ко

?

ролевич Елисей, ко

?

торый в по

?

исках не

?

весты ид

?

ет на кр

?

ай света,

со

?

храняет бе

?

зупречную ве

?

рность ей, по

?

стоянно пы

?

лает светлой, чи

?

стой любовью. Не

сл

?

учайно вс

?

я пр

?

ирода: и луна, и ветер, и со

?

лнце по

?

могают ему. Мо

?

лодая ца

?

ревна не ра

?

стерялась в лесу, ку

?

да ее увели, чт

?

обы погубить. Он

?

а ве

?

дет се

?

бя ка

?

к че

?

ловек из

трудовой,

кр

?

естьянской

среды,

не

чу

?

ждается

пр

?

остого

фи

?

зического

тр

?

уда:

пе

?

чку

затопила, до

?

м прибрала. Но

?

сители те

?

мных си

?

л (ц

?

арица-мачеха) не та

?

к страшны, ко

?

гда

им пр

?

отивостоят нр

?

авственно здоровые, си

?

льные люди, по

?

лные до

?

бра и благородства.

Чу

?

ть

по

?

зже

де

?

ти

зн

?

акомятся

с

об

?

разцами

пу

?

шкинской

лирики.

Эт

?

о

ст

?

ихотворения са

?

мой ра

?

знообразной те

?

матики: о природе, о др

?

ужбе и любви, об ис

?

тории

Ро

?

дины и т.д. Та

?

к же, ка

?

к и сказки, ст

?

ихи ве

?

ликого по

?

эта не

?

заметно ст

?

ановятся ча

?

стью

то

?

й яз

?

ыковой среды, в ко

?

торой фо

?

рмируется ре

?

чь и со

?

знание по

?

драстающего человека.

Эт

?

и ст

?

ихи ле

?

гко за

?

поминаются и ос

?

таются в па

?

мяти ед

?

ва ли не на вс

?

ю жизнь, не

?

зримым об

?

разом оп

?

ределяя ве

?

сь ду

?

ховный ст

?

рой личности, ве

?

дь им

?

енно Пу

?

шкин сч

?

итается со

?

здателем со

?

временного ру

?

сского ли

?

тературного языка, языка, на ко

?

тором го

?

ворит со

?

временный об

?

разованный человек. По св

?

оей ид

?

ейной зн

?

ачимости на пе

?

рвое ме

?

сто дл

?

я со

?

временных по

?

дростков сл

?

едует вы

?

делить св

?

ободолюбивую лирику. Эт

?

о по

?

слание к де

?

кабристам «В

?

о гл

?

убине си

?

бирских руд», на

?

полненное со

?

чувствием то

?

мящимся на ка

?

торге пе

?

рвым ру

?

сским ре

?

волюционерам; с эт

?

им пр

?

оизведением со

?

ветские шк

?

ольники зн

?

акомятся ещ

?

е в 6 классе. В ст

?

ихотворении «К Ча

?

адаеву» (1

?

818)

вы

?

ражается надежда, чт

?

о вз

?

ойдет «з

?

везда пл

?

енительного счастья», со

?

держится пр

?

изыв

по

?

святить от

?

чизне «д

?

уши пр

?

екрасные порывы».

Чу

?

ть позже, в за

?

висимости от на

?

читанности и развития, шк

?

ольникам мо

?

гут бы

?

ть

до

?

ступны та

?

кие стихотворения, ка

?

к «К

?

инжал» (1821), «В.Л. Да

?

выдову» (1821), «А

?

ндрей Ше

?

нье» (1

?

825) и др

?

угие пр

?

оизведения по

?

добного содержания. За

?

тем сл

?

едуют

произведения, на

?

правленные пр

?

отив крепостничества, во

?

спевающие ра

?

зум и зн

?

ания: од

?

а «В

?

ольность» (1817), «Д

?

еревня» (1819), «В

?

акхическая пе

?

снь» (1825), «У

?

зник» (1

?

822) и

др.

К по

?

литической и во

?

льнолюбивой ли

?

рике те

?

сно пр

?

имыкают ст

?

ихотворения о

России, ее сл

?

аве и доблести, на

?

правленные пр

?

отив ее врагов, о Пе

?

тре I, ру

?

сских

полководцах, ве

?

личайших ср

?

ажениях и победах.

Пр

?

иобщая

де

?

тей

к

ис

?

тории

ро

?

дного

народа,

«П

?

еснь

о

ве

?

щем

Ол

?

еге»

по

?

этизировала «п

?

реданья ст

?

арины глубокой», ри

?

совала в ув

?

лекательных об

?

разах ее быт,

обычаи, ве

?

рования и героев. Пе

?

ред вз

?

ором по

?

дростков ве

?

реницей пр

?

оходят по

?

беды Ол

?

ега

?

Олегов

щит»),

Бо

?

родинская

би

?

тва

?

Бородинская

годовщина»),

ве

?

ликий

полководец, вы

?

игравший эт

?

у битву, «м

?

аститый ст

?

раж ст

?

раны державной, см

?

иритель вс

?

ех ее вр

?

агов» («

?

Перед гр

?

обницею святой»), ли

?

кующий по

?

бедный ру

?

сский фл

?

от («Чу,

пу

?

шки грянули!»), «л

?

ица по

?

лные отваги... на

?

чальников на

?

родных на

?

ших сил», по

?

крытые

«с

?

лавою

чу

?

десного

по

?

хода

и

в е

?

чной

па

?

мятью

дв

?

енадцатого

го

?

да»

(«Полководец»).

Ра

?

дуясь по

?

бедам России, по

?

эт с гн

?

евом об

?

рушивается на ее вр

?

агов («

?

Опять ув

?

енчаны мы славой», «Дон», «К

?

леветникам России», «Б

?

ородинская годовщина»). Он пр

?

ославлял лю

?

бимого ге

?

роя ру

?

сской ис

?

тории Пе

?

тра I, пр

?

ивлекавшего пр

?

авдой сердца, ук

?

рощавшего ди

?

кие нр

?

авы наукой, пр

?

освещением («Стансы»), ви

?

дел в не

?

м ве

?

чного ра

?

ботника: то героя, то мореплавателя, то плотника. Ст

?

ихи о России, ее славе, по

?

бедах и ве

?

ликих ге

?

роях на

?

полнены бо

?

дрыми чувствами, ощ

?

ущением силы, ма

?

жорны по строю, ри

?

тмике и звучанию, вс

?

еляют в юн

?

ых чи

?

тателей уверенность, во

?

спитывают го

?

рдость за

прошлое, на

?

полняют их па

?

триотическими чувствами.

Эт

?

им же це

?

лям сл

?

ужит и пе

?

йзажная лирика. Пр

?

и ра

?

боте с не

?

й сл

?

едует помнить,

чт

?

о дети, ка

?

к правило, пр

?

опускают вс

?

тречающиеся в пр

?

озе оп

?

исания природы. Лу

?

чшее

ср

?

едство дл

?

я пр

?

еодоления де

?

тского не

?

внимания к та

?

ким ка

?

ртинам - пе

?

йзажная ли

?

рика

ве

?

ликого поэта. Ру

?

сская пр

?

ирода по

?

казана в не

?

й в ра

?

знообразных проявлениях, во вс

?

ей

св

?

оей многоцветной, ве

?

чно си

?

яющей красоте.

Безмерно любя осень, как время наивысшего творческого подъема и вдохновения,

посвящая ей самые проникновенные строки в целом ряде произведений, больше всего

стихотворений он все же написал о русской зиме. Это и знаменитое «Зимнее утро» с

морозом и солнцем, это и «Зимняя дорога», скучная, с полосатыми верстовыми столбами,

утомительно гремящим однозвучным колокольчиком.

Его

пейзаж

тесно

связан

с

человеком,

с

его

чувствами,

переживаниями

и

восприятием мира. Это и ямщик, изливающий в своих долгих песнях «то раздумье удалое,

то сердечную тоску», это и «добрая подружка» няня с ее народными песнями о синице,

жившей за морем, или о девице, которая «за водой поутру шла».

Природа в них одухотворяется и олицетворяется: буря ведет себя то как зверь, то

как дитя, то как путник запоздалый. Природа в лирике Пушкина динамична, находится в

постоянном

движении,

меняет

свои

краски,

запахи,

рисуется

в

гармоничном

взаимодействии всех ее составляющих.

А произведения Пушкина сопровождают своего читателя и дальше: взрослея, он

знакомится с пушкинской прозой и драматургией, романом в стихах «Евгений Онегин» и

поэмами. Так, не будучи детским поэтом, Пушкин создал целостный мир, без которого

уже нельзя представить себе отечественную детскую литературу.

Ананьна Г.В.,

учитель русского языка литературы

ГБОУ школы № 115 Выборгского района Санкт-Петербурга



В раздел образования