Автор: Ананьина Галина Вадимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школы № 115 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт–Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Практические аспекты изучения творчества А.С. Пушкина в школе
Раздел: среднее образование
Практические аспекты изучения творчества А.С. Пушкина в школе
Пушкин приходит к нам с детства, а мы
приходим к нему только с годами.
А.Т.Твардовский
Он
первым
приучил
русскую
публику
читать,
и
в
этом
состоит
его
величайшая
заслуга.
Н.А. Добролюбов
Пушкин – самое драгоценное, что есть в России, самое родное и близкое для
каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно
говорить
спокойно,
объективно,
без
восторга.
Пушкин
в
России
стал
давно
уже
национальным
символом.
Его
произведения
в
школьные
хрестоматии
включены,
его
строчки на цитаты разошлись. В каждом городе можно встретить улицу или площадь
Пушкина; в тех местах, где поэт жил или просто бывал, устроены музеи.
Для сегодняшней жизни очень актуален сам великий и мудрый А.С.Пушкин, его
представления и выдвигаемые им идеи. За яркими, во многом простыми образами и
незамысловатым сюжетом скрываются серьёзный смысл и сущностные и очень глубокие
представления.
Умеющему
внимательно
читать
пушкинскую
сказку,
чувствовать
и
проникать в ее сокровенные глубины открывается понимание чего-то очень важного и в
устроении мира в целом, и в человеческом существовании. Пушкин зачастую кажется
доступным каждому, кто прикоснулся к нему и вобрал в себя хотя бы часть содержания его
произведений. Однако, путь настоящего читателя к Пушкину одновременно радостен и
труден, и хотелось бы, чтобы в общении с поэтом школьник увидел подлинное его лицо.
Н.В.Гоголь пророчески сказал о Пушкине: “Это русский человек в его развитии, в
каком он, может быть, явится через двести лет”. Эти двести лет прошли, и тяготение к
Пушкину – признак справедливости предвидения. Содержание нашего отношения к его
творчеству меняется в разные периоды человеческой жизни и исторической эпохи.
Общение с Пушкиным протекает на разном уровне глубины и напряжённости в
зависимости от возраста и культуры читателя. Что берут от Пушкина школьники разных
возрастов?
Какое
влияние
оказывает
чтение
и
школьное
изучение
Пушкина
на
формировании эстетических представлений учеников? Эти вопросы важны для методики
преподавания литературы и интересны для литературной науки в целом.
Обращение
к
Пушкинским
сказкам
в
5
классе
не
лишено
внутренних
противоречий. С одной стороны, ребята с готовностью отдаются чарующей гармонии
сказочного
мира,
пленительного
слова,
интонации;
с
другой
стороны,
эта
стихия
представляется им изначально понятной, известной, не требующей каких-либо усилий,
открытий.
Первое знакомство с Пушкиным в начальной школе и в пятом классе мы начинаем
со сказок – это открытие красоты и безграничности мира и власти поэзии. Вступление к
поэме “Руслан и Людмила” (“У лукоморья дуб зелёный...”), сказки, в которых злые силы
отступают перед могуществом добра, в которых мир существует в гармонии, зло в конце
концов
наказывается,
а
добро
торжествует
-
вот
тот
пласт
пушкинского
творчества,
который близок дошкольникам и младшим школьникам.
Но вот разбор, анализ даётся много трудней. Во-первых, в учениках живёт стойкое
убеждение, что им почти всё понятно в прочитанном и долгие словопрения не нужны.
После скучных уроков анализа, где растолковываются вещи, сами собой разумеющиеся,
многие ученики говорят: «Да что тут переливать из пустого в порожнее?»
Но
наслаждение
чтением
должно
не
?
пременно
от
?
озваться
эх
?
ом
не
?
спокойной
мысли. Бе
?
з эт
?
ой ра
?
боты по
?
сле чт
?
ения не
?
т по
?
стижения ху
?
дожественного текста. Уч
?
енику не
?
обходимо не то
?
лько ко
?
снуться Пушкина, но им пр
?
иблизиться к нему.
Ми
?
р пу
?
шкинских “С
?
казок” – эт
?
о ми
?
р чудес, ра
?
достное из
?
умление пе
?
ред эт
?
им
во
?
лшебством по
?
эзии сл
?
ышится в пр
?
ологе к по
?
эме “Р
?
услан и Людмила”, ко
?
торым мы
тр
?
адиционно пр
?
едваряем из
?
учение “С
?
казки о мё
?
ртвой ца
?
ревне и о се
?
ми богатырях”.
Ко
?
гда мы чи
?
таем в пя
?
том кл
?
ассе вс
?
тупление к по
?
эме “Р
?
услан и Людмила”, об
?
ычно во
?
зникает не
?
обходимость во
?
скресить в со
?
знании уч
?
еников ми
?
р на
?
родной сказки.
Ре
?
бята пе
?
ресказывают зн
?
акомые им сюжеты, сп
?
рессованные в ст
?
роках Пушкина, но пр
?
и
эт
?
ом ис
?
чезает об
?
щее настроение. Ме
?
жду те
?
м вс
?
тупление пр
?
онизано мо
?
тивов чуда. Из
мн
?
огочисленных об
?
разов на
?
родных ск
?
азок по
?
этом вы
?
браны мо
?
менты чуда, волшебства,
ка
?
ждая картина, на
?
рисованная Пушкиным, со
?
держит во
?
лшебство пр
?
отиворечия об
?
ычным
законам,
преображение.
И
чт
?
обы
уч
?
еники
увидели,
по
?
чувствовали
эт
?
у
необычайность,
мо
?
ж н о
п р
?
едложить
во
?
спользоваться
пр
?
и е м ом
с л
?
овесного
иллюстрирования.
Да
?
же пр
?
и вы
?
соком и ма
?
стерском ис
?
полнении ил
?
люстрации ху
?
дожником вс
?
егда
в кл
?
ассе во
?
зникают разночтения, кр
?
итика иллюстрации, по
?
скольку чи
?
тательский об
?
раз
индивидуален. Эт
?
и ра
?
зличия в во
?
сприятии образов, во
?
зникающих в во
?
ображении чи
?
тателя и художника-иллюстратора, со
?
здают во
?
зможность дл
?
я со
?
здания со
?
бственной на
?
глядной сл
?
овесной иллюстрации.
Важно, чт
?
обы уч
?
еники са
?
мостоятельно чи
?
тали сказки, чт
?
обы у ни
?
х сл
?
ожились
со
?
бственные пр
?
едставления о них. Бе
?
з эт
?
ого об
?
щения с ху
?
дожественным те
?
кстом на
?
едине не во
?
спитывается по
?
длинный читатель. Но важно, чт
?
обы пе
?
рвым уроком, пр
?
елюдией к чтению, мы со
?
здали оп
?
ределённую “установку”, св
?
оего ро
?
да уг
?
ол зр
?
ения на
произведение. По
?
этому из
?
учение ск
?
азок ум
?
естно на
?
чать со св
?
оего ро
?
да ис
?
торической
справки.
В се
?
редине 20
?
-х го
?
дов XI
?
X ве
?
ка в тв
?
орчестве Пу
?
шкина пр
?
оизошел пе
?
реход к
реализму, чт
?
о со
?
провождалось гл
?
убоким ин
?
тересом к жи
?
зни народа. Пу
?
шкин ст
?
арается
пр
?
иблизиться к народу, по
?
нять ег
?
о интересы, мечты, идеалы. Ка
?
к поэт, он знает, чт
?
о по
?
этическое на
?
родное тв
?
орчество пр
?
едставляет со
?
бой не
?
исчерпаемый ис
?
точник знаний,
кл
?
юч к «д
?
уше» народа. Пу
?
шкин пр
?
инимается вн
?
имательно из
?
учать на
?
родную поэзию.
Он за
?
писывает пе
?
сни и на
?
родные обряды, ег
?
о ня
?
ня сн
?
ова ра
?
ссказывает ем
?
у сказки, зн
?
акомые ещ
?
е с детства, - те
?
перь он по
?
-иному их воспринимает, ищ
?
ет в ни
?
х вы
?
ражения
"н
?
ародного духа". Дл
?
я со
?
здания со
?
бственных пр
?
оизведений в на
?
родном духе, Пу
?
шкин
не ог
?
раничивается за
?
дачей па
?
ссивного из
?
учения: он ст
?
ремится пр
?
оникнуть вглубь, по
?
нять ее со
?
держание и форму, уч
?
ится со
?
здавать та
?
кие же пе
?
сни и сказки, ка
?
к у бе
?
зымянных на
?
родных поэтов. Вс
?
его с 18
?
30 по 18
?
34 г. Пу
?
шкиным бы
?
ло на
?
писано пя
?
ть
на
?
родных ск
?
азок в стихах, а од
?
на ос
?
талась незаконченной.
За
?
бавным от
?
ступлением яв
?
ляется ра
?
ссказ о шу
?
тливом со
?
ревновании А.С. Пу
?
шкина с В.А. Жу
?
ковским на лу
?
чшую об
?
работку на
?
родной сказки. В ре
?
зультате по
?
явились ск
?
азка «С
?
пящая ца
?
ревна» Жуковского, «С
?
казка о мё
?
ртвой ца
?
ревне» Пушкина.
«С
?
казка о мё
?
ртвой ца
?
ревне и се
?
ми бо
?
гатырях» на
?
писана ос
?
енью 18
?
33 го
?
да
в се
?
ле Болдино. «С
?
казка о ме
?
ртвой ца
?
ревне и о се
?
ми бо
?
гатырях» со
?
здана на ос
?
нове ру
?
сской сказки, за
?
писанной в Михайловском, Пу
?
шкин мо
?
г та
?
кже ис
?
пользовать ру
?
сскую
ск
?
азку «В
?
олшебное зеркальце». Сю
?
жет ск
?
азки си
?
льно пе
?
рекликается с «Б
?
елоснежкой и
се
?
мью гн
?
омами» бр
?
атьев Гримм.
Вт
?
орой урок, ка
?
к правило, по
?
свящаем пе
?
речитыванию в кл
?
ассе по
?
любившихся
ме
?
ст сказки, на
?
хождению ве
?
дущих во
?
просов пр
?
едстоящего анализа. Вы
?
разительное чт
?
ение уч
?
ениками те
?
х эп
?
изодов сказки, ко
?
торые их ос
?
обенно взволновали, до
?
лжно ве
?
сти
не то
?
лько к тр
?
енировке в те
?
хнике чтения, чт
?
о са
?
мо по се
?
бе ва
?
жно дл
?
я 5 класса, но и к
по
?
искам эм
?
оционального ле
?
йтмотива ка
?
ждого фрагмента. В до
?
машнем за
?
дании по
?
сле
та
?
кого ур
?
ока пр
?
едлагается вы
?
брать от
?
рывок дл
?
я за
?
учивания наизусть. Важно, чт
?
обы
эт
?
от вы
?
бор вы
?
ражал ли
?
чностное ин
?
дивидуальное от
?
ношение к сказке. Пр
?
ичем по
?
сле
вы
?
разительного чт
?
ения на ур
?
оке мо
?
жно надеяться, чт
?
о за
?
учивание на
?
изусть не ст
?
анет
чи
?
сто ме
?
ханической работой.
По
?
сле эт
?
ого уч
?
итель за
?
даёт вопросы, ак
?
тивизирующие вс
?
е сф
?
еры чи
?
тательского
во
?
сприятия:
а) вопросы, вы
?
являющие эм
?
оциональную ре
?
акцию чи
?
тателя (К
?
акую ра
?
дость по
?
дарила ва
?
м эт
?
а сказка? Ко
?
гда чи
?
тать бы
?
ло страшно? Чт
?
о вы
?
звало см
?
ех и грусть? и т.
?
д.);
б) вопросы, пр
?
оверяющие ур
?
овень во
?
сприятия чи
?
тателем ав
?
торских чу
?
вств (Ч
?
ьими гл
?
азами ув
?
идено яблочко? Ка
?
кое чу
?
вство сл
?
ышится в ег
?
о описании?). От
?
ветить
на эт
?
и во
?
просы сложнее, че
?
м на пе
?
рвые;
в) во
?
просы на ос
?
мысление со
?
держания (э
?
ти во
?
просы мо
?
гут но
?
сить пр
?
облемный
характер, в эт
?
ом сл
?
учае он
?
и по
?
дталкивают об
?
учающихся к ос
?
ознанию де
?
талей сю
?
жета
(П
?
очему ма
?
чеха не см
?
огла по
?
губить царевну? Кт
?
о в ск
?
азке сп
?
асает ца
?
ревну и кт
?
о вр
?
едит ей?);
г) вопросы, об
?
ращённые к во
?
ссоздающему во
?
ображению (к те
?
м ча
?
стям текста, гд
?
е
ав
?
тор
да
?
ёт
ра
?
звёрнутые
картины,
ко
?
торые
чи
?
тателю
не
?
обходимо
вообразить,
пр
?
едставить (К
?
ак вы пр
?
едставляете се
?
бе место, гд
?
е «с
?
пит ца
?
ревна ве
?
чным сном»?);
д) вопросы, тр
?
ебующие от чи
?
тателя во
?
образить то, чт
?
о в те
?
ксте да
?
но ка
?
к намёк,
по де
?
тали во
?
сстановить це
?
лое:(Какой вы ви
?
дите царевну, ко
?
гда он
?
а пр
?
осит Че
?
рнавку
не гу
?
бить её? По
?
чему о ца
?
ревне ск
?
азано «т
?
ихомолком ра
?
сцветая?»);
е) вопросы, на
?
правленные на ос
?
мысление сю
?
жета и ко
?
мпозиции (П
?
очему ск
?
азка
на
?
чинается с гр
?
устного ож
?
идания ца
?
рицей-матерью му
?
жа и её см
?
ерти от ра
?
дости ег
?
о
возвращения?).
Пу
?
шкинская ск
?
азка во
?
спроизводит ос
?
новные зв
?
енья на
?
родного сю
?
жета: за
?
вязка
кр
?
оется в ре
?
шении ца
?
рицы-мачехи по
?
губить царевну, ку
?
льминация пр
?
едставлена от
?
равлением ца
?
ревны и ее похоронами, ра
?
звязка по
?
строена на во
?
скрешении ца
?
ревны и пр
?
аздновании свадьбы. В да
?
нной ск
?
азке ло
?
гика сю
?
жетного дв
?
ижения та
?
к же, ка
?
к и фо
?
льклорный канон, пе
?
редает мы
?
сль о не
?
избежной по
?
беде до
?
бра на
?
д злом. Но Пу
?
шкин
вс
?
ё же из
?
меняет фо
?
льклорный сюжет, ус
?
ложняя его. Дл
?
я уг
?
лубления ос
?
новной ид
?
еи
Пу
?
шкин пе
?
рестраивает дв
?
а на
?
родно-сказочных сю
?
жетных «хода», в гл
?
авный сю
?
жет вп
?
летённые искусно. Он
?
и в по
?
лновесные ск
?
азочные по
?
вествования не развернуты, но в се
?
бе та
?
ят ис
?
конный об
?
щечеловеческий смысл.
Ещ
?
ё од
?
на ху
?
дожественная ос
?
обенность пу
?
шкинской ск
?
азки- на
?
личие ав
?
торского
взгляда, ко
?
торый в на
?
родной ск
?
азке отсутствует, а в ск
?
азке Пу
?
шкина вы
?
ражается
неоднократно. «З
?
лая» ко
?
чует по
?
стоянным эп
?
итетом к сл
?
ову «мачеха», «м
?
олодая» в пр
?
именении к «невесте», чт
?
о во
?
зможны вп
?
олне в на
?
родной сказке, но вр
?
яд ли мо
?
жно вс
?
третить та
?
м фр
?
азу ти
?
па “Ч
?
ёрт ли сл
?
адит с ба
?
бой гн
?
евной” ил
?
и “В
?
друг она, мо
?
я душа,
по
?
шатнулась не дыша”. Ав
?
торская оц
?
енка со
?
ставляет яр
?
кий пр
?
изнак ск
?
азок Пушкина.
На
?
родная ск
?
азка со
?
средоточивает вс
?
е вн
?
имание на це
?
нтральном герое. О др
?
угих
де
?
йствующих ли
?
цах уп
?
оминается попутно. Пу
?
шкин в «С
?
казке о ме
?
ртвой ца
?
ревне» эт
?
от
за
?
кон од
?
нолинейного по
?
строения сю
?
жета нарушает. Ка
?
к от
?
мечали ис
?
следователи тв
?
орчества Пушкина, «в не
?
й тр
?
и са
?
мостоятельных плана, и ка
?
ждый из ни
?
х ра
?
зработан в
то
?
й мере, в ка
?
кой эт
?
ого тр
?
ебовал за
?
мысел сказки. Пе
?
рвый пл
?
ан - жи
?
знь ца
?
ревны у бо
?
гатырей
и
ее
смерть,
вт
?
орой-
пе
?
реживания
ца
?
рицы
и
ее
ди
?
алоги
с
во
?
лшебным
зеркальцем, тр
?
етий - по
?
иски не
?
весты ко
?
ролевичем Ел
?
исеем»
В ко
?
мпозицию ск
?
азки Пу
?
шкина вк
?
лючает оп
?
исания природы. Ст
?
ихии пр
?
ироды
чи
?
тателю ра
?
скрываются и ка
?
к во
?
лшебные существа, ко
?
торые на
?
делены че
?
ловеческим
со
?
знанием и ре
?
чью и в св
?
оими ре
?
альными формами. В ск
?
азочных пе
?
йзажах Пу
?
шкина
ор
?
ганично и ес
?
тественно сл
?
иваются и во
?
лшебные и ре
?
алистические мотивы. Ре
?
альные
че
?
рты пр
?
ироды по
?
этом олицетворены, по
?
этому та
?
кже ка
?
жутся сказочными. И реальное,
и во
?
лшебное в од
?
инаковой ме
?
ре зд
?
есь из
?
ображают пр
?
ироду жи
?
вым существом. Пу
?
шкин со
?
храняет ос
?
новной за
?
кон ко
?
мпозиции на
?
родной ск
?
азки - ее ст
?
ремление из
?
лагать
со
?
бытия так, ка
?
к он
?
и со
?
вершаются в ре
?
альной жизни.
Ск
?
азки
Пу
?
шкина
со
?
стоят
из
ра
?
зличных
эл
?
ементов
разговорного,
ус
?
тно-
поэтического и ли
?
тературного языка. «С
?
тремясь до
?
нести в ус
?
ловно-сказочных фо
?
рмах
ре
?
альные
ка
?
ртины
жи
?
зни
ца
?
рского
двора,
дворянства,
купечества,
духовенства,
крестьянства, Пу
?
шкин ис
?
пользует не
?
мало сл
?
ов ст
?
аринного пи
?
сьменно-книжного яз
?
ыка: то
?
рговый город, се
?
нная девушка, рогатка.
Кн
?
ижная ле
?
ксика и фр
?
азеология не на
?
рушают ос
?
новной ос
?
обенности яз
?
ыка пу
?
шкинских ск
?
азок - на
?
родности звучания. Ли
?
тературные эл
?
ементы ре
?
чи по
?
лучают на
?
родную окраску, та
?
к ка
?
к ок
?
ружены мн
?
огочисленными сл
?
овесными формами, по
?
этом вз
?
ятыми
из
ус
?
тно-поэтического
тв
?
орчества
и
на
?
родного
быта.
Ту
?
т
вс
?
тречаются
и
тавтологии, на
?
родно-песенные об
?
ращения и сравнения.
В ск
?
азке Пу
?
шкина мн
?
ого поговорок, по
?
словиц и бл
?
изких к ни
?
м ав
?
торских ре
?
чений: «н
?
е к добру», «в
?
сем взяла», «я та
?
м был, ме
?
д-пиво пи
?
л - и ус
?
ы ли
?
шь об
?
мочил»
«н
?
е со
?
йти жи
?
вой мн
?
е с места», и др.
Пушкин,
вс
?
егда
сд
?
ержанный
в
ис
?
пользовании
из
?
образительно-выразительных
средств, дл
?
я со
?
здания ис
?
тинно на
?
родного ду
?
ха в ск
?
азке ис
?
пользует вс
?
е бо
?
гатство на
?
родно-поэтического языка. Колоритные, яркие, не
?
обыкновенные об
?
разы ро
?
ждаются с по
?
мощью гипербол, сравнений, метафор, олицетворений, по
?
стоянных эпитетов, инверсии,
си
?
нтаксического параллелизма. На
?
пример: ме
?
тафоры: по
?
д св
?
ятыми ст
?
ол ду
?
бовый; ср
?
авнения: сл
?
овно се
?
рдце пе
?
сье ноет, го
?
д пр
?
ошел ка
?
к со
?
н пустой. она, ка
?
к по
?
д кр
?
ылышком у сна,; эп
?
итеты: гл
?
ушь ле
?
сную ,белешенька земля, тя
?
желешенько вздохнула,
во ть
?
ме гл
?
убокой ,мерзкое стекло, ма
?
ть брюхатая, кр
?
асная девица, по
?
золоченный рожок,
во ть
?
ме глубокой, пл
?
од румяный, с мо
?
лодецкого разбоя, го
?
рько плачет, те
?
мной но
?
чки;
ри
?
торические вопросы, обращения, во
?
склицания: Чт
?
о же зе
?
ркальце в ответ? Но ка
?
к
быть? Че
?
рт ли сл
?
адит с ба
?
бой гневной?; юм
?
ор: я та
?
м был, ме
?
д-пиво пи
?
л - и ус
?
ы ли
?
шь
об
?
мочил; ин
?
версии: В во
?
рота во
?
шла она, че
?
рной за
?
висти полна, ту
?
жит бе
?
дный ца
?
рь по
ней.
Ск
?
азка « Мё
?
ртвая ца
?
ревна и се
?
мь бо
?
гатырей» А.С. Пушкина, ко
?
торая на
?
писана в
на
?
родном стиле, од
?
новременно и гл
?
убоко народна, и оригинальна. В не
?
й на
?
родные
понятия, на
?
родно - по
?
этический язык, на
?
родный ри
?
тмический ст
?
рой ре
?
чи - и вм
?
есте с
те
?
м в не
?
й сл
?
ышится не
?
повторимо пушкинское.
Во
?
зможности чи
?
тательского во
?
сприятия уч
?
еников шире, че
?
м те концепции, ко
?
торые мы им предлагаем. По
?
этому дл
?
я того, чт
?
обы ос
?
уществлялось об
?
щение на ур
?
оке
литературы, в ос
?
нове ан
?
ализа до
?
лжна ле
?
жать
ко
?
нцепция бо
?
лее
сложная,
че
?
м чи
?
тательские пр
?
едставления по
?
сле пе
?
рвого зн
?
акомства с произведением.
Тр
?
удно пе
?
реоценить зн
?
ачение пу
?
шкинских тв
?
орений дл
?
я фо
?
рмирующейся ли
?
чности: он
?
и от
?
крывают ма
?
ленькому чи
?
тателю ог
?
ромный ми
?
р че
?
ловеческих мыслей,
чувств, переживаний, пр
?
иобщают ег
?
о к об
?
щечеловеческим ку
?
льтурным це
?
нностям и бо
?
гатству ро
?
дного языка.
А.С. Пу
?
шкин бы
?
л не то
?
лько ве
?
личайшим по
?
этом ру
?
сской словесности, но и ге
?
ниальным и пр
?
оницательным зн
?
атоком на
?
родной жи
?
зни и обычаев. Пу
?
шкин бы
?
л по
?
длинным со
?
бирателем фольклора, чт
?
о по
?
зволило ем
?
у на
?
писать та
?
кие ге
?
ниальные ин
?
терпретации на
?
родных сказок. Образы, ож
?
ивающие в ег
?
о ск
?
азках - бо
?
гатыри и пр
?
екрасные царевна, хи
?
трые пр
?
едставители не
?
чистой силы, см
?
екалистые крестьяне, му
?
дрецы и гл
?
упые цари, пр
?
ишедшие к на
?
м с чт
?
ением в детстве, на
?
селяют на
?
ше во
?
ображение и по се
?
й день.
Не
?
смотря на не
?
которые за
?
имствования из ск
?
азок др
?
угих народов, Пу
?
шкин до
?
бавил в св
?
ои ск
?
азки ис
?
тинно ру
?
сский колорит, не ср
?
авнимый ни с чем. Бл
?
агодаря ег
?
о
ск
?
азкам
мы,
во-первых,
мо
?
жем
ув
?
идеть
ка
?
ким
уд
?
ивительным
и
жу
?
тковатым
пр
?
едставлялся ми
?
р на
?
шим предкам, а во-вторых, на
?
сладиться пр
?
екрасными стихами. И
главное, ка
?
ждая из ег
?
о ск
?
азок ли
?
шний ра
?
з на
?
поминает нам, чт
?
о До
?
бро вс
?
ё-таки вс
?
егда
по
?
беждает Зло, ка
?
к бы си
?
льным он
?
о не казалось.
Тв
?
орчество А. С. Пу
?
шкина не
?
обычайно ра
?
сширило кр
?
уг де
?
тского чт
?
ения и ок
?
азало ог
?
ромное вл
?
ияние на ра
?
звитие литературы. Во
?
шедшие в кр
?
уг чт
?
ения пу
?
шкинские
пр
?
оизведения ок
?
азывают гл
?
убокое и пл
?
одотворное во
?
спитательное воздействие, ра
?
скрывают пе
?
ред на
?
ми бо
?
льшие яв
?
ления че
?
ловеческой жи
?
зни и ва
?
жные со
?
циальные и
нр
?
авственные пр
?
облемы в простой, яр
?
кой и эм
?
оциональной форме.
Пе
?
рвыми в кр
?
уг де
?
тского чтения, ка
?
к правило, вх
?
одят ск
?
азки Пушкина, а не
?
редко зн
?
акомство со ск
?
азочным ми
?
ром по
?
эта на
?
чинается с пр
?
олога к по
?
эме «Р
?
услан и
Лю
?
дмила» - «У лу
?
коморья ду
?
б зелёный…». Не
?
большое ху
?
дожественное пр
?
остранство
эт
?
ого пр
?
олога вм
?
ещает в се
?
бя мн
?
ожество мо
?
тивов и об
?
разов на
?
родных сказок, во
?
ссоздавая
ат
?
мосферу
их
во
?
лшебного
мира.
Ск
?
азки
Пу
?
шкина
та
?
кже
им
?
еют
фо
?
льклорную основу, но во
?
спринимаются уж
?
е ка
?
к со
?
вершенно ор
?
игинальные ав
?
торские
произведения.
За тр
?
адиционной ск
?
азочной по
?
этикой ск
?
рыты со
?
циальные и пс
?
ихологические
коллизии, очевидно, чт
?
о Пу
?
шкин об
?
ращается к ск
?
азке пр
?
ежде вс
?
его ка
?
к к жанру, со
?
храняющему оп
?
ределённые эт
?
ические це
?
нности и нр
?
авственные идеалы. Со
?
здавая об
?
разы ск
?
азочных героев, по
?
эт ис
?
следует пр
?
ироду человека, ищ
?
ет в не
?
й то, чт
?
о ос
?
таётся
ве
?
чным и не
?
изменным во вс
?
е времена, то, на чё
?
м де
?
ржится ми
?
р и человек. До
?
стоин св
?
оей су
?
женой юн
?
ый ко
?
ролевич Елисей, ко
?
торый в по
?
исках не
?
весты ид
?
ет на кр
?
ай света,
со
?
храняет бе
?
зупречную ве
?
рность ей, по
?
стоянно пы
?
лает светлой, чи
?
стой любовью. Не
сл
?
учайно вс
?
я пр
?
ирода: и луна, и ветер, и со
?
лнце по
?
могают ему. Мо
?
лодая ца
?
ревна не ра
?
стерялась в лесу, ку
?
да ее увели, чт
?
обы погубить. Он
?
а ве
?
дет се
?
бя ка
?
к че
?
ловек из
трудовой,
кр
?
естьянской
среды,
не
чу
?
ждается
пр
?
остого
фи
?
зического
тр
?
уда:
пе
?
чку
затопила, до
?
м прибрала. Но
?
сители те
?
мных си
?
л (ц
?
арица-мачеха) не та
?
к страшны, ко
?
гда
им пр
?
отивостоят нр
?
авственно здоровые, си
?
льные люди, по
?
лные до
?
бра и благородства.
Чу
?
ть
по
?
зже
де
?
ти
зн
?
акомятся
с
об
?
разцами
пу
?
шкинской
лирики.
Эт
?
о
ст
?
ихотворения са
?
мой ра
?
знообразной те
?
матики: о природе, о др
?
ужбе и любви, об ис
?
тории
Ро
?
дины и т.д. Та
?
к же, ка
?
к и сказки, ст
?
ихи ве
?
ликого по
?
эта не
?
заметно ст
?
ановятся ча
?
стью
то
?
й яз
?
ыковой среды, в ко
?
торой фо
?
рмируется ре
?
чь и со
?
знание по
?
драстающего человека.
Эт
?
и ст
?
ихи ле
?
гко за
?
поминаются и ос
?
таются в па
?
мяти ед
?
ва ли не на вс
?
ю жизнь, не
?
зримым об
?
разом оп
?
ределяя ве
?
сь ду
?
ховный ст
?
рой личности, ве
?
дь им
?
енно Пу
?
шкин сч
?
итается со
?
здателем со
?
временного ру
?
сского ли
?
тературного языка, языка, на ко
?
тором го
?
ворит со
?
временный об
?
разованный человек. По св
?
оей ид
?
ейной зн
?
ачимости на пе
?
рвое ме
?
сто дл
?
я со
?
временных по
?
дростков сл
?
едует вы
?
делить св
?
ободолюбивую лирику. Эт
?
о по
?
слание к де
?
кабристам «В
?
о гл
?
убине си
?
бирских руд», на
?
полненное со
?
чувствием то
?
мящимся на ка
?
торге пе
?
рвым ру
?
сским ре
?
волюционерам; с эт
?
им пр
?
оизведением со
?
ветские шк
?
ольники зн
?
акомятся ещ
?
е в 6 классе. В ст
?
ихотворении «К Ча
?
адаеву» (1
?
818)
вы
?
ражается надежда, чт
?
о вз
?
ойдет «з
?
везда пл
?
енительного счастья», со
?
держится пр
?
изыв
по
?
святить от
?
чизне «д
?
уши пр
?
екрасные порывы».
Чу
?
ть позже, в за
?
висимости от на
?
читанности и развития, шк
?
ольникам мо
?
гут бы
?
ть
до
?
ступны та
?
кие стихотворения, ка
?
к «К
?
инжал» (1821), «В.Л. Да
?
выдову» (1821), «А
?
ндрей Ше
?
нье» (1
?
825) и др
?
угие пр
?
оизведения по
?
добного содержания. За
?
тем сл
?
едуют
произведения, на
?
правленные пр
?
отив крепостничества, во
?
спевающие ра
?
зум и зн
?
ания: од
?
а «В
?
ольность» (1817), «Д
?
еревня» (1819), «В
?
акхическая пе
?
снь» (1825), «У
?
зник» (1
?
822) и
др.
К по
?
литической и во
?
льнолюбивой ли
?
рике те
?
сно пр
?
имыкают ст
?
ихотворения о
России, ее сл
?
аве и доблести, на
?
правленные пр
?
отив ее врагов, о Пе
?
тре I, ру
?
сских
полководцах, ве
?
личайших ср
?
ажениях и победах.
Пр
?
иобщая
де
?
тей
к
ис
?
тории
ро
?
дного
народа,
«П
?
еснь
о
ве
?
щем
Ол
?
еге»
по
?
этизировала «п
?
реданья ст
?
арины глубокой», ри
?
совала в ув
?
лекательных об
?
разах ее быт,
обычаи, ве
?
рования и героев. Пе
?
ред вз
?
ором по
?
дростков ве
?
реницей пр
?
оходят по
?
беды Ол
?
ега
(«
?
Олегов
щит»),
Бо
?
родинская
би
?
тва
(«
?
Бородинская
годовщина»),
ве
?
ликий
полководец, вы
?
игравший эт
?
у битву, «м
?
аститый ст
?
раж ст
?
раны державной, см
?
иритель вс
?
ех ее вр
?
агов» («
?
Перед гр
?
обницею святой»), ли
?
кующий по
?
бедный ру
?
сский фл
?
от («Чу,
пу
?
шки грянули!»), «л
?
ица по
?
лные отваги... на
?
чальников на
?
родных на
?
ших сил», по
?
крытые
«с
?
лавою
чу
?
десного
по
?
хода
и
в е
?
чной
па
?
мятью
дв
?
енадцатого
го
?
да»
(«Полководец»).
Ра
?
дуясь по
?
бедам России, по
?
эт с гн
?
евом об
?
рушивается на ее вр
?
агов («
?
Опять ув
?
енчаны мы славой», «Дон», «К
?
леветникам России», «Б
?
ородинская годовщина»). Он пр
?
ославлял лю
?
бимого ге
?
роя ру
?
сской ис
?
тории Пе
?
тра I, пр
?
ивлекавшего пр
?
авдой сердца, ук
?
рощавшего ди
?
кие нр
?
авы наукой, пр
?
освещением («Стансы»), ви
?
дел в не
?
м ве
?
чного ра
?
ботника: то героя, то мореплавателя, то плотника. Ст
?
ихи о России, ее славе, по
?
бедах и ве
?
ликих ге
?
роях на
?
полнены бо
?
дрыми чувствами, ощ
?
ущением силы, ма
?
жорны по строю, ри
?
тмике и звучанию, вс
?
еляют в юн
?
ых чи
?
тателей уверенность, во
?
спитывают го
?
рдость за
прошлое, на
?
полняют их па
?
триотическими чувствами.
Эт
?
им же це
?
лям сл
?
ужит и пе
?
йзажная лирика. Пр
?
и ра
?
боте с не
?
й сл
?
едует помнить,
чт
?
о дети, ка
?
к правило, пр
?
опускают вс
?
тречающиеся в пр
?
озе оп
?
исания природы. Лу
?
чшее
ср
?
едство дл
?
я пр
?
еодоления де
?
тского не
?
внимания к та
?
ким ка
?
ртинам - пе
?
йзажная ли
?
рика
ве
?
ликого поэта. Ру
?
сская пр
?
ирода по
?
казана в не
?
й в ра
?
знообразных проявлениях, во вс
?
ей
св
?
оей многоцветной, ве
?
чно си
?
яющей красоте.
Безмерно любя осень, как время наивысшего творческого подъема и вдохновения,
посвящая ей самые проникновенные строки в целом ряде произведений, больше всего
стихотворений он все же написал о русской зиме. Это и знаменитое «Зимнее утро» с
морозом и солнцем, это и «Зимняя дорога», скучная, с полосатыми верстовыми столбами,
утомительно гремящим однозвучным колокольчиком.
Его
пейзаж
тесно
связан
с
человеком,
с
его
чувствами,
переживаниями
и
восприятием мира. Это и ямщик, изливающий в своих долгих песнях «то раздумье удалое,
то сердечную тоску», это и «добрая подружка» няня с ее народными песнями о синице,
жившей за морем, или о девице, которая «за водой поутру шла».
Природа в них одухотворяется и олицетворяется: буря ведет себя то как зверь, то
как дитя, то как путник запоздалый. Природа в лирике Пушкина динамична, находится в
постоянном
движении,
меняет
свои
краски,
запахи,
рисуется
в
гармоничном
взаимодействии всех ее составляющих.
А произведения Пушкина сопровождают своего читателя и дальше: взрослея, он
знакомится с пушкинской прозой и драматургией, романом в стихах «Евгений Онегин» и
поэмами. Так, не будучи детским поэтом, Пушкин создал целостный мир, без которого
уже нельзя представить себе отечественную детскую литературу.
Ананьна Г.В.,
учитель русского языка литературы
ГБОУ школы № 115 Выборгского района Санкт-Петербурга