Автор: Заречина Наталья Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ ООШ №37
Населённый пункт: п.Алтамаш Таштагольский район Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание - приоритетное направление современного образования
Раздел: среднее образование
Духовно-нравственное воспитание –
приоритетное направление современного образования.
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно –
значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих
перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась
отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных
жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной
обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение
физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом
физическом развитии детей.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием,
минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить
трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает,
а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать
других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться
красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все
нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны
закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое
солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль
(латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само
человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в
которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным
целым (коллективом, классом, народом, обществом)».
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».
Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный.
Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине
духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное
начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный,
добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством
человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой,
безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй
нравственности, доблести».
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность это
внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила
поведения, определяемые этими качествами».
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в
трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют
человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу
добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и
вообще обладающего всеми добродетелями человека».
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества.
Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без
взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы
выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей.
Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности
общества. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно
выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься
нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».
Не случайно в «Стандартах второго поколения» был представлен документ «Концепции духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в котором большое внимание
уделено духовно-нравственному развитию личности школьники – гражданина многонациональной
страны.
Основными причинами, побудившими к созданию этого актуального документа, были названы
следующие:
- нехватка принципов и правил жизни, сознательно принимаемых большинством граждан;
- отсутствие нравственных ориентиров в вопросах социального поведения;
- недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания определяет:
• характер современного национального воспитательного идеала;
• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная
консолидация многонационального народа Российской Федерации;
• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся.
Из опыта работы образовательного учреждения.
Система духовно-нравственного развития личности в школе включает в себя комплекс
мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Нравственное
воспитание является плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в
области воспитательной деятельности школы. Формирование нравственности происходит в школе
на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Для учащихся это
особенно важно, поскольку учебная деятельность выступает как ведущая. Что же обеспечивает
эффективность нравственного воспитания на уроке? Уже в младших классах учащиеся
осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о
победах российского народа, учатся любить свой край, свою Родину.
Формирование нравственного опыта школьников не ограничено только их учебной деятельностью.
Воспитательный процесс, строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в
которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора.
Осознание себя, качеств своей личности проявляется у школьников через интерес к поступкам
литературных героев, товарищей по классу, а затем через оценку собственных качеств. Направить
внимание детей на осознание своих качеств личности помогает организация их деятельности в
мероприятиях различной направленности. Невозможно не отметить традиционные праздники
школы: «День знаний», «День пожилого человека», «День матери», «Новогодний карнавал»,
«День Победы», «День Семьи», «Последний звонок» и другие мероприятия, способствующие
формированию духовно-нравственных качеств личности. Традиционными для формирования
духовно-нравственных качеств личности в школе являются сезонные праздники: осенью —
«Праздник осени»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Масленица»; весной— «Праздник птиц»,
«День воды» и др. В план воспитательной работы классных руководителей включены также
классные часы и беседы, основной целью которых является воспитание духовности,
нравственности через изучение русской культурной традиции православия: «Православные
праздники и их истоки», «Крещение Господнее», «Пасха» и др.
Особое внимание в формировании основ нравственности отводится семейному воспитанию. И
здесь школа ставит перед собой задачу – актуализировать чувство сопричастности ребенка с
семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие
взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций,
обычаев. Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере
родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической
грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической
грамотностью, школа оказывает родителям профессиональную помощь. Разработка совместно с
родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений
школьного и домашнего семейного воспитания осуществляться как через индивидуальную работу
с семьями учащихся, так и на классных родительских собраниях. Совместная деятельность
способствует установлению доверительных отношений между родителями детьми, их взаимному
духовному обогащению.
Огромное значение становлению личности ребенка занимает трудовое воспитание. Кроме того,
ознакомление детей с конкретными трудовыми процессами позволяет школьнику увидеть
разнообразие труда, сам ход достижения результата, ведь приобщение к труду как ценности
возможно лишь в условиях особого характера общения, когда нравственные ценности не
навязываются взрослыми, а присваиваются детьми через осознание своего отношения к труду.
Трудовые рейды, субботники по уборке школьного двора, участие в поселковых субботниках,
экологических акциях – традиционные мероприятия, проводимые в нашем образовательном
учреждении. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств
школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и
эмоциональном отклике детей.
Таким образом, педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности
школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения
к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный
выбор. Духовно-нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а
в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно
проявлять жизненную позицию.