Напоминание

Духовно-нравственное воспитание - приоритетное направление современного образования


Автор: Заречина Наталья Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ ООШ №37
Населённый пункт: п.Алтамаш Таштагольский район Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание - приоритетное направление современного образования
Раздел: среднее образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание –

приоритетное направление современного образования.

Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно –

значит вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих

перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась

отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных

жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной

обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение

физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом

физическом развитии детей.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием,

минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить

трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает,

а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать

других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться

красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все

нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны

закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое

солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль

(латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само

человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в

которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным

целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».

Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный.

Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине

духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное

начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный,

добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством

человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой,

безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй

нравственности, доблести».

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность это

внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила

поведения, определяемые этими качествами».

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в

трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют

человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу

добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и

вообще обладающего всеми добродетелями человека».

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества.

Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без

взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы

выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей.

Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности

общества. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно

выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься

нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Не случайно в «Стандартах второго поколения» был представлен документ «Концепции духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в котором большое внимание

уделено духовно-нравственному развитию личности школьники – гражданина многонациональной

страны.

Основными причинами, побудившими к созданию этого актуального документа, были названы

следующие:

- нехватка принципов и правил жизни, сознательно принимаемых большинством граждан;

- отсутствие нравственных ориентиров в вопросах социального поведения;

- недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания определяет:

• характер современного национального воспитательного идеала;

• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная

консолидация многонационального народа Российской Федерации;

• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и

воспитания обучающихся.

Из опыта работы образовательного учреждения.

Система духовно-нравственного развития личности в школе включает в себя комплекс

мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Нравственное

воспитание является плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в

области воспитательной деятельности школы. Формирование нравственности происходит в школе

на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Для учащихся это

особенно важно, поскольку учебная деятельность выступает как ведущая. Что же обеспечивает

эффективность нравственного воспитания на уроке? Уже в младших классах учащиеся

осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о

победах российского народа, учатся любить свой край, свою Родину.

Формирование нравственного опыта школьников не ограничено только их учебной деятельностью.

Воспитательный процесс, строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в

которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора.

Осознание себя, качеств своей личности проявляется у школьников через интерес к поступкам

литературных героев, товарищей по классу, а затем через оценку собственных качеств. Направить

внимание детей на осознание своих качеств личности помогает организация их деятельности в

мероприятиях различной направленности. Невозможно не отметить традиционные праздники

школы: «День знаний», «День пожилого человека», «День матери», «Новогодний карнавал»,

«День Победы», «День Семьи», «Последний звонок» и другие мероприятия, способствующие

формированию духовно-нравственных качеств личности. Традиционными для формирования

духовно-нравственных качеств личности в школе являются сезонные праздники: осенью —

«Праздник осени»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Масленица»; весной— «Праздник птиц»,

«День воды» и др. В план воспитательной работы классных руководителей включены также

классные часы и беседы, основной целью которых является воспитание духовности,

нравственности через изучение русской культурной традиции православия: «Православные

праздники и их истоки», «Крещение Господнее», «Пасха» и др.

Особое внимание в формировании основ нравственности отводится семейному воспитанию. И

здесь школа ставит перед собой задачу – актуализировать чувство сопричастности ребенка с

семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие

взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций,

обычаев. Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере

родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической

грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической

грамотностью, школа оказывает родителям профессиональную помощь. Разработка совместно с

родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений

школьного и домашнего семейного воспитания осуществляться как через индивидуальную работу

с семьями учащихся, так и на классных родительских собраниях. Совместная деятельность

способствует установлению доверительных отношений между родителями детьми, их взаимному

духовному обогащению.

Огромное значение становлению личности ребенка занимает трудовое воспитание. Кроме того,

ознакомление детей с конкретными трудовыми процессами позволяет школьнику увидеть

разнообразие труда, сам ход достижения результата, ведь приобщение к труду как ценности

возможно лишь в условиях особого характера общения, когда нравственные ценности не

навязываются взрослыми, а присваиваются детьми через осознание своего отношения к труду.

Трудовые рейды, субботники по уборке школьного двора, участие в поселковых субботниках,

экологических акциях – традиционные мероприятия, проводимые в нашем образовательном

учреждении. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств

школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и

эмоциональном отклике детей.

Таким образом, педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности

школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения

к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный

выбор. Духовно-нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а

в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно

проявлять жизненную позицию.



В раздел образования