Напоминание

Работа психолога с эмоционально-неустойчивыми, тревожными детьми в условиях санаторно-оздоровительного лагеря.


Автор: Попова Лариса Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КГБУЗ К/Д
Населённый пункт: Бийск
Наименование материала: статья
Тема: Работа психолога с эмоционально-неустойчивыми, тревожными детьми в условиях санаторно-оздоровительного лагеря.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа психолога с эмоционально-неустойчивыми,

тревожными детьми в условиях санаторно-

оздоровительного лагеря.

В течение всего учебного года в санаторно-оздоровительный лагерь

«Чайка» приезжают дети, отличающиеся повышенным беспокойством,

неуравновешенностью, эмоциональной неустойчивостью. И чаще всего

именно с такими тревожными детьми приходится работать психологу.

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание

беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она

является глубинным эмоциональным состоянием, возникающем в результате

неудовлетворения важных потребностей.

Тревожные дети отличаются частым появлением беспокойства и тревоги,

а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в

тех ситуациях, в которых ребенку, как правило ничего не грозит. Тревожные

дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и

впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой

самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со

стороны окружающих.

Чувство тревоги может возникнуть в конкретной ситуации («частная»

тревожность или «ситуативная»), но может и являться некоторым фоном

жизни ребенка («общая» тревожность)

Наиболее остро дети реагируют на травмирующие обстоятельства

(например, разлука с родителями) или хронические психотравмирующие

воздействия (негативное отношение со стороны ребят из отряда, педагогов

или родителей)

Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в жизни каждого

человека, но дети сталкиваются с ними чаще взрослых, т.к. то что взрослому

кажется привычным и естественным может вызвать у ребенка беспокойство,

тревогу и страх.

Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, т.е.

взаимодействовать в системе ребенок – ребенок, ребенок – взрослый,

формированию учебной деятельности.

Существует ряд методик, направленных на выявление тревожности у

детей, что применимо в условиях лагеря. Это прежде всего беседа с

родителями, педагогами и наблюдение за взаимодействием ребенка с

окружающими – сбор информации.

Для групповой диагностики возможен:

Тест ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина

«Метод незаконченных предложений» - в окончаниях заданных

предложений проецируется эмоциональные переживания

ребенка

Для индивидуальной работы:

1

Тест тревожности, разработанный американскими психологами

Р. Теммл, М.Дорки и В. Амен – помогает определить общий уровень

тревожности ребенка и отследить травмирующие ситуации его

повседневной жизни.

Методики определения самооценки позволяют отметить и

обсудить не только уровень, на который ставит себя ребенок, но и

то где он хотел бы находиться, как оценивают его родные, учителя.

Рисунок семьи дает возможность посмотреть на семейную

ситуацию глазами ребенка

Виды тревожности

1.Тревожность как качество личности

Тревожность как фон жизни присуща ребенку – астенику, который в

принципе склонен воспринимать жизнь скорее пессимистично. Чаще всего

такой подход к жизни перенимается ребенком от близких. Кроме того, мне

кажется, зависит от врожденного типа реагирования нервной системы.

2.Тревожность ситуативная

Эмоциональный дискомфорт связан с какой – то конкретной ситуацией.

Например, у ребенка может возникнуть страх перед новыми людьми и др.

Школьная тревожность, тревожность, связанная с пребыванием в лагере

это разновидность ситуативной тревожности

В лагере ребенок боится встречи с новыми ребятами, новыми

педагогами, новая незнакомая обстановка и нет защищенности, которую

чувствуют ребята дома, это родители.

Чаще всего педагогам приходится иметь дело как раз с ситуативной

тревожностью.

Условно можно разделить тревожных детей на четыре типа:

«Невротики».

Дети с соматическими проявлениями (тики, энурез, заикание и т.д.). На

мой взгляд, это наиболее сложная категория, так как проблема выходит за

чисто психологические рамки. Таким детям часто необходимо консультация

невропатолога, а иногда психиатра.

Работая с этим типом тревожных детей, необходимо дать возможность

им выговорится, почувствовать расположение психолога, интерес к их

страхам. И не заострять внимание на соматических проявлениях.

Задача психолога состоит в том, чтобы создать для ребенка ситуацию

комфорта и принятия, найти и свести к минимуму травмирующий фактор.

Таким детям полезно рисовать страхи, им поможет всякое проявление

активности, например, бить подушку (игрушку), обниматься с мягкими

игрушками.

«Расторможенные»

2

Это очень активные, эмоционально возбудимые дети с глубоко

спрятанными страхами. Поначалу они очень стараются хорошо учиться, но

у них не получается, тогда они становятся нарушителями дисциплины. Они

могут специально изображать из себя посмешище, так как очень боятся на

самом деле стать таковыми из-за своей не успешности. Данное поведение

переносится со школы в лагерь. Создается ощущение, что повышенной

активностью они пытаются заглушить страх.

У них возможны легкие органические нарушения, которые мешают

успешной учебе (проблемы с памятью, мелкой моторикой).

Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих,

поддержка со стороны педагогов и воспитанников. Надо создать у них

ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. Им необходимо

давать выход их активности (дела, поручения)

«Застенчивые»

Обычно это тихие, обаятельные дети. Они не проявляют инициативу,

очень старательны и прилежны, плохо вступают в контакт со сверстниками.

Боятся что-то спросить педагога, очень пугаются, если повышают голос (не

обязательно на них). Переживают, если чего-то не сделали, часто плачут из-

за мелких неприятностей. Такие дети в условиях лагеря охотно общаются с

психологом, рассказывают о себе, выполняют задания. Им поможет группа

сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать им

поддержку. В случае затруднения, спокойно предлагать выход из

положения, признавать за ребенком право на ошибку, больше хвалить.

«Замкнутые»

Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику. В

контакт со взрослыми стараются не вступать. Избегают шумных игр, сидят

отдельно.

Такое ощущение, что они постоянно ото всех ожидают подвоха.

В работе с такими детьми необходимо отталкиваться от их интересов,

проявлять участие и доброжелательность. Им полезно выговариваться, а

потом включаться в группу сверстников со схожими интересами.

Как помочь ребенку преодолеть тревожность

3

Общие принципы психологической работы с тревожными детьми:

- Дать ребенку выговориться, поделиться страхом, тревогой;

- рисовать и разыгрывать пугающие ситуации;

- создать ситуацию успешности, компетентности;

- дать выход активности и агрессивности ребенка;

- успокоить родителей;

- поделиться с ними информацией о состоянии ребенка.

Рекомендации педагогам:

1.

Поручение, которое дается ребенку должно соответствовать его

возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные,

непосильные задания, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а,

следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность

собой.

2.

Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая

деятельность, предлагаемая ребёнку должна предваряться

словами, выражающими уверенность в его успех («У тебя это

получится», «Ты сможешь», «Ты это умеешь хорошо делать» и т.

п.) При выполнении задания необходим общий положительный

фон.

3.

Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно если это

сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с

собственными успехами и неудачами ребенка («Посмотри,

сегодня ты меньше стараешься, поэтому у тебя получается хуже,

чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сделаешь лучше.»).

4.

Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуацию

соревнования, публичного выступления. Данная ситуация также

является стрессовой, особенно если ребенок сам боится и

отказывается. Хотя есть исключения – это «расторможенные»

активные дети, но здесь необходимо заранее подумать о

положительном результате, об успехе ребенка в выступлении.

5.

Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Поэтому

предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстроить пути

его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом

и т.д.

4

6.

Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка.

Такие дети очень зависимы от мнения значимых для них

взрослых, и эта зависимость делает их крайне неуверенными,

несамостоятельными. Они выполняют подробные распоряжения

взрослых, но теряются и волнуются при предоставлении им права

самостоятельного решения («А вдруг я сделаю неправильно?»)

Для преодоления неуверенности и страха при принятии

самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко

не регламентируемые поручения, чаще предоставлять

возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что

взрослые рядом и всегда придут на помощь. Детей следует учить

находить выходы из создавшихся ситуаций.

5



В раздел образования