Напоминание

"организация работы с родителями в УДО"


Автор: Цыпылма Аюровна Ванчик
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: п. Могойтуй, Забайкальский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "организация работы с родителями в УДО"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Организация работы с родителями в УДО

Как воспитывать детей, знает каждый,

за исключением тех, у кого они есть.

Патрик О’Рурк

Каждый из нас учился в школе, в Вузах или других учебных

заведениях, нас многому учили, учили чему угодно, только не тому, как быть

Мамами и Папами, как выстраивать гармоничные отношения в Семье.

Практически каждый из нас рано или поздно становится родителем. И это

профессия, которую не выбирают. И которой мало где учат. Многим

приходится пробираться сквозь ошибки и грабли, сквозь гущу стереотипов и

ложных убеждений, накладываемых обществом.

Можно найти для ребенка самых компетентных педагогов или самую

престижную школу, но самыми лучшими наставниками, тренерами и

учителями для ребенка все равно были, есть и будут его РОДИТЕЛИ! И это

не просто красивые слова.

Всем давно известно, что влияние родителей на

формирование личности ребенка огромно и затмевает по силе все остальные

факторы, вместе взятые.

Уважаемые коллеги, наша встреча сегодня посвящена теме

взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования в деле

воспитания подрастающего поколения.

Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от

взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися,

родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на

основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит

необходимости систематически общаться с преподавателями ДО, вследствие

чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей

ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе

дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:

• с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок

занимался «полезным делом»;

• с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне

«потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и

понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его

значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то

несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную

профессиональную подготовку. В тоже время успешное решение задач

воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других

социальных институтов. Педагогов дополнительного образования и

родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание

атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое

пространство развития ребенка в семье и УДО, сделать родителей

участниками воспитательного процесса? Предлагаю провести деловую игру,

которая поможет сформировать умения дифференцированно подходить к

организации работы с родителями.

Давайте вместе проанализируем, с кем же в течение дня общаются наши

дети. Кто, так или иначе, оказывает воздействие на ребенка. Всех людей

можно условно разделить на 4 группы: дом (семья), школа, дополнительное

образование и улица (друзья).

1.

Задание, пожалуйста, посмотрите: на столах перед вами находятся по

четыре кружочка, оцените в процентах, как оказывает влияние школа,

семья, дополнительное образование, в данном случае УДО и улица,

условно их сумма 100%.

Итоги: по вашему мнению, на формирование личности влияют:

45%- семья, 15%- улица, 40%- школа, УДО -

А теперь давайте сравним с теми данными, которые мы получили, проводя

анонимное анкетирование среди детей. По мнению детей, на формирование

личности влияют:

%- семья, %- улица, %- школа, УДО - %

Вот такие интересные выводы, мы получили из нашего маленького

исследовании, информация для размышления…

2. Ролевая игра.

Мы хотим предложить вам игру, в ходе которой можно было бы

сформулировать представления о роли каждой категории в жизни ребенка.

Коллеги, условно разделимся на четыре группы "Родители", "Школа",

"Улица" и «УДО». И с позиции той группы, где вы оказались, подумайте и

напишите на бумаге то, как оказывает влияние та или иная группа, что может

дать хорошего или плохого в формировании личности ребёнка. 5-7 минут.

Давайте ознакомимся с результатами вашей работы. Каждая группа

зачитывает то, что у вас получилось. Одновременно ответы фиксируются на

ватмане.

Практическая работа (листы, ручки)

Сравнивая ответы, мы можем выделить то, что объединяет группы. Мы

видим, что много общего в УДО и семье. Педагогов дополнительного

образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка,

создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной

деятельности.

Основная цель работы нашего учреждения, наших педагогов с

родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий для

взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений

педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала

семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной

среды, включение их в образовательный процесс.

Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги

дополнительного образования должны стремиться идти к социальному

партнерству с семьей, с родителями. Работа с родителями включает в себя

комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения,

консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать

свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии

ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном,

этическом, эстетическом плане.

Задачи сотрудничества с родителями:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Для этого у нас используются активно следующие формы работы с

семьей:

• Дни открытых дверей.

• Родительские собрания

• Творческие мастерские

• Совместная игровая, творческая деятельность

В заключении, хочется напомнить вам золотые правила, которые помогут

вам, уважаемые педагоги, эффективного взаимодействовать с родителями

обучающихся:

• Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими

располагаете, создайте необходимые условия для общения.

• Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете

временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

• Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать

и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны

родителей.

• Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность

высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами!

Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

• То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других

родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная

необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители,

еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

• Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться

конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

• Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен

извиниться перед родителями и предложить им обратиться за

консультацией к специалистам.

• Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой

родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на

будущее.

4. Заключение.

В заключение нам бы хотелось узнать ваше мнение по поводу нашей

встречи. Напишите, что вам показалось интересным, какие методы

взаимодействия вы хотели бы предложить, ведь известно, что воспитание

детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последнее приобретено ценою

большого труда, в случае же неудачи горе не сравнимо ни с каким другим.



В раздел образования