Автор: Цыпылма Аюровна Ванчик
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: п. Могойтуй, Забайкальский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "организация работы с родителями в УДО"
Раздел: дополнительное образование
Организация работы с родителями в УДО
Как воспитывать детей, знает каждый,
за исключением тех, у кого они есть.
Патрик О’Рурк
Каждый из нас учился в школе, в Вузах или других учебных
заведениях, нас многому учили, учили чему угодно, только не тому, как быть
Мамами и Папами, как выстраивать гармоничные отношения в Семье.
Практически каждый из нас рано или поздно становится родителем. И это
профессия, которую не выбирают. И которой мало где учат. Многим
приходится пробираться сквозь ошибки и грабли, сквозь гущу стереотипов и
ложных убеждений, накладываемых обществом.
Можно найти для ребенка самых компетентных педагогов или самую
престижную школу, но самыми лучшими наставниками, тренерами и
учителями для ребенка все равно были, есть и будут его РОДИТЕЛИ! И это
не просто красивые слова.
Всем давно известно, что влияние родителей на
формирование личности ребенка огромно и затмевает по силе все остальные
факторы, вместе взятые.
Уважаемые коллеги, наша встреча сегодня посвящена теме
взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования в деле
воспитания подрастающего поколения.
Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от
взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися,
родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на
основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит
необходимости систематически общаться с преподавателями ДО, вследствие
чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей
ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе
дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:
• с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок
занимался «полезным делом»;
• с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне
«потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и
понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его
значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то
несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную
профессиональную подготовку. В тоже время успешное решение задач
воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других
социальных институтов. Педагогов дополнительного образования и
родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание
атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое
пространство развития ребенка в семье и УДО, сделать родителей
участниками воспитательного процесса? Предлагаю провести деловую игру,
которая поможет сформировать умения дифференцированно подходить к
организации работы с родителями.
Давайте вместе проанализируем, с кем же в течение дня общаются наши
дети. Кто, так или иначе, оказывает воздействие на ребенка. Всех людей
можно условно разделить на 4 группы: дом (семья), школа, дополнительное
образование и улица (друзья).
1.
Задание, пожалуйста, посмотрите: на столах перед вами находятся по
четыре кружочка, оцените в процентах, как оказывает влияние школа,
семья, дополнительное образование, в данном случае УДО и улица,
условно их сумма 100%.
Итоги: по вашему мнению, на формирование личности влияют:
45%- семья, 15%- улица, 40%- школа, УДО -
А теперь давайте сравним с теми данными, которые мы получили, проводя
анонимное анкетирование среди детей. По мнению детей, на формирование
личности влияют:
%- семья, %- улица, %- школа, УДО - %
Вот такие интересные выводы, мы получили из нашего маленького
исследовании, информация для размышления…
2. Ролевая игра.
Мы хотим предложить вам игру, в ходе которой можно было бы
сформулировать представления о роли каждой категории в жизни ребенка.
Коллеги, условно разделимся на четыре группы "Родители", "Школа",
"Улица" и «УДО». И с позиции той группы, где вы оказались, подумайте и
напишите на бумаге то, как оказывает влияние та или иная группа, что может
дать хорошего или плохого в формировании личности ребёнка. 5-7 минут.
Давайте ознакомимся с результатами вашей работы. Каждая группа
зачитывает то, что у вас получилось. Одновременно ответы фиксируются на
ватмане.
Практическая работа (листы, ручки)
Сравнивая ответы, мы можем выделить то, что объединяет группы. Мы
видим, что много общего в УДО и семье. Педагогов дополнительного
образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка,
создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной
деятельности.
Основная цель работы нашего учреждения, наших педагогов с
родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий для
взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений
педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала
семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной
среды, включение их в образовательный процесс.
Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги
дополнительного образования должны стремиться идти к социальному
партнерству с семьей, с родителями. Работа с родителями включает в себя
комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения,
консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать
свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии
ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном,
этическом, эстетическом плане.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Для этого у нас используются активно следующие формы работы с
семьей:
• Дни открытых дверей.
• Родительские собрания
• Творческие мастерские
• Совместная игровая, творческая деятельность
В заключении, хочется напомнить вам золотые правила, которые помогут
вам, уважаемые педагоги, эффективного взаимодействовать с родителями
обучающихся:
• Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими
располагаете, создайте необходимые условия для общения.
• Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете
временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
• Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать
и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны
родителей.
• Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность
высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами!
Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
• То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других
родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная
необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители,
еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
• Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться
конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
• Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен
извиниться перед родителями и предложить им обратиться за
консультацией к специалистам.
• Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой
родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на
будущее.
4. Заключение.
В заключение нам бы хотелось узнать ваше мнение по поводу нашей
встречи. Напишите, что вам показалось интересным, какие методы
взаимодействия вы хотели бы предложить, ведь известно, что воспитание
детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последнее приобретено ценою
большого труда, в случае же неудачи горе не сравнимо ни с каким другим.