Автор: Гошгарова Лала Гэриб Кызы
Должность: воспитатель дошкольного образования
Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска ДС№4
Населённый пункт: город Нижневартовск Тюм.область
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация в детском саду.
Раздел: дошкольное образование
АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.
Идем в детский сад!
Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень
волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему
в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и
пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными
проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать
процесс адаптации более мягкими.
Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко
они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но
следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень
переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня. Встречаются
также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как
в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных
процесс адаптации проходит совсем не просто.
Адаптация- это приспособление организма к изменяющимся внешним
условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто
проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических
сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать
сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную,
сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:
- четкий режим дня;
- отсутствие родных рядом;
- постоянный контакт со сверстниками;
- необходимость слушаться и подчиняться незнакомому человеку;
- резкое уменьшение персонального внимания.
Кому легко, а кому трудно.
Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них
уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может
длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно
снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая
адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
Кому адаптироваться легче?
- Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за
несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в
том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в
садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая
малышу, что ему предстоит туда ходить.
-Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических
заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям.
В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно
направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью,
это хороший «старт».
-Детям, имеющим навыки самостоятельности.
Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет,
самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит
силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися
навыками.
-Детям, чей режим близок к режиму сада.
За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим
ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30-подъем, умывание, одевание; 8:30-
крайнее время для прихода в сад; 8:40 –завтрак, 10:30-прогулка, 12:00 –
возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 –дневной сон, 15:30 –
полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
-Детям, чей рацион питания приближен к садовскому.
Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее
начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного
состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и
сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные
овощи и, конечно, супы.
Эмоции ребенка.
В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные
эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до последнего приступообразного
плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится
идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется),
гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может
ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и
«заторможенность», как будто эмоции нет вообще. В первые дни ребенок
испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием
с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это
реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка,
«одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения!
На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные,
свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать
при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что
адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течении нескольких
минут после ухода мамы, то все в порядке.
Чем может помочь мама.
Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее
адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы
создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша,
которая и так работает на полную мощность.
- В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о
воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось.
Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это
делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой.
Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь
ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
- В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить
поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком
долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня.
- Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и
бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке,
говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении.
Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
- Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной
системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на
другую деятельность (игру).
- Давайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого
возраста могут нуждаться в игрушке-заместителе мамы. Прижимая к себе
что-то мягкое, которое является частичной дома, ребенку будет гораздо
спокойнее.
Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать
себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко
снимать и надевать. Не обязательно она должна быть новой и дорогой. Время,
проводимое ребенком в группе в первые недели, следует увеличивать очень
постепенно, возможно, вначале по началу стоит оставлять только до обеда.
Увеличить время пребывания ребенка в саду можно только при хорошем
эмоциональном состоянии ребенка.