Напоминание

Адаптация в детском саду.


Автор: Гошгарова Лала Гэриб Кызы
Должность: воспитатель дошкольного образования
Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска ДС№4
Населённый пункт: город Нижневартовск Тюм.область
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация в детском саду.
Раздел: дошкольное образование





Назад




АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

Идем в детский сад!

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень

волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему

в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и

пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными

проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать

процесс адаптации более мягкими.

Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко

они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но

следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень

переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня. Встречаются

также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как

в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных

процесс адаптации проходит совсем не просто.

Адаптация- это приспособление организма к изменяющимся внешним

условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто

проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических

сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать

сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную,

сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

- четкий режим дня;

- отсутствие родных рядом;

- постоянный контакт со сверстниками;

- необходимость слушаться и подчиняться незнакомому человеку;

- резкое уменьшение персонального внимания.

Кому легко, а кому трудно.

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них

уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может

длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно

снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая

адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

- Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за

несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в

том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в

садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая

малышу, что ему предстоит туда ходить.

-Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических

заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям.

В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно

направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью,

это хороший «старт».

-Детям, имеющим навыки самостоятельности.

Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет,

самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит

силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися

навыками.

-Детям, чей режим близок к режиму сада.

За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим

ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30-подъем, умывание, одевание; 8:30-

крайнее время для прихода в сад; 8:40 –завтрак, 10:30-прогулка, 12:00 –

возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 –дневной сон, 15:30 –

полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.

-Детям, чей рацион питания приближен к садовскому.

Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее

начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного

состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и

сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные

овощи и, конечно, супы.

Эмоции ребенка.

В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные

эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до последнего приступообразного

плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится

идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется),

гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может

ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и

«заторможенность», как будто эмоции нет вообще. В первые дни ребенок

испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием

с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это

реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка,

«одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения!

На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные,

свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать

при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что

адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течении нескольких

минут после ухода мамы, то все в порядке.

Чем может помочь мама.

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее

адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы

создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша,

которая и так работает на полную мощность.

- В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о

воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось.

Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это

делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой.

Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь

ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

- В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить

поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком

долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня.

- Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и

бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке,

говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении.

Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

- Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной

системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на

другую деятельность (игру).

- Давайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого

возраста могут нуждаться в игрушке-заместителе мамы. Прижимая к себе

что-то мягкое, которое является частичной дома, ребенку будет гораздо

спокойнее.

Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать

себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко

снимать и надевать. Не обязательно она должна быть новой и дорогой. Время,

проводимое ребенком в группе в первые недели, следует увеличивать очень

постепенно, возможно, вначале по началу стоит оставлять только до обеда.

Увеличить время пребывания ребенка в саду можно только при хорошем

эмоциональном состоянии ребенка.



В раздел образования