Автор: Паршина Лариса Николаевна
Должность: старший методист по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Краснодарского края
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Проектная и исследовательская деятельность обучающихся
Раздел: дополнительное образование
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся
Проектная
и
исследовательская
работа
обучающихся
организаций
дополнительного
образования
-
это
образовательная
технология,
которая
предполагает
решение
обучающимися
исследовательской
и
творческой
задачи
под
руководством
педагога-наставника.
В
процессе
выполнения
исследовательской
и
проектной
работы
реализуется,
в
первую
очередь,
научный метод познания.
В
настоящее
время
проектная
и
исследовательская
формы
работы
должны
быть
приоритетными
при
работе
с
обучающимися
организаций
дополнительного образования. Выбор тематики и проблематики проектов и
исследований обучающимися должен происходить в момент выбора кружка
или
при
посещении
первых
занятий.
В
дальнейшем
обучающийся
под
руководством педагога должен иметь возможность развивать и углублять
тему своего исследования и проектирования. При выборе тематики и формы
работы
также
необходимо
учитывать
возрастные
и
индивидуальные
особенности детей.
В чем же отличие исследовательской работы от проекта? К сожалению,
зачастую происходит путаница у педагогов и, как следствие, у обучающихся
при
определении
вида
деятельности.
Важно
помнить,
что проект
–
это
последовательность
действий,
завершающихся
созданием
продукта,
состоящего из объекта, разработанного в процессе работы, и его устной или
письменной
презентации. Исследование – это процесс получения новых
знаний, один из видов познавательной деятельности обучающихся.
В структуру исследовательской работы входит следующее:
1.
Титульный лист.
Первой страницей исследовательской работы является титульный лист,
на котором указываются сведения о теме работы, об авторе работы, его
руководителе, а также образовательной организации, на базе которой было
проведено исследование.
2.
Оглавление.
Оглавление
представляет
собой
перечисление
разделов,
из
которых
состоит исследовательская работа, с указанием страниц.
3.
Введение.
Введение содержит всю основную информацию о работе в сжатой
форме и должно включать в себя:
Актуальность
исследовательской
работы –
указание
причины
выбора
конкретной темы исследований в современных условиях.
Цель
исследовательской
работы -
формулируется
исходя
и з
предполагаемого конечного результата исследования.
Задачи
исследовательской
работы
–
это
те
действия,
которые
автор
исследовательской
работы
планирует
предпринять
для
достижения
поставленной цели. Задач при выполнении исследовательской работы может
быть
поставлено
несколько.
Цель
исследовательской
работы
может
быть
только одна.
Гипотеза
исследовательской
работы -
это
некое
предположение,
выдвигаемое для объяснения природы каких-либо явлений, характеристик
объектов и т.д. Гипотеза – это предполагаемое, но не доказанное знание.
Во введении должны быть обозначены объект и предмет исследовательской
работы.
Введение
содержит
описание методов
исследования,
которые
автор
планирует использовать для достижения цели исследовательской работы.
Также
во
введении
указывается
предполагаемые
теоретическая
и
практическая значимость работы.
Новизна
исследовательской
работы
–
доказательство
отсутствие
аналогичных исследований в заданной области знаний.
Литературный
обзор
исследовательской
работы –
это
краткий
анализ
описанного ранее опыта исследований других авторов.
4.
Основная часть исследовательской работы.
Основная часть исследовательской работы состоит, как правило, из 2-3
глав, представляющих собой законченный фрагмент работы. В первой главе
должны
быть
представлены
результаты
теоретического
изучения
исследуемой проблемы. Литературный обзор отражает идеи авторов, которые
внесли существенный вклад в исследуемой области. Во второй главе, как
правило,
содержится
описание
методов
и
алгоритмов
исследования,
поставленных задач. В третьей главе приводится информация о проведенных
практических
исследованиях
автора
с
анализом
их
результатов
и
привнесенной
новизны.
Стоит
отметить,
что
каждая
глава
должна
завершаться
краткими
выводами,
позволяющими
сформулировать
итоги
каждого
этапа
проведенного
исследования.
Содержание
основной
части
должно
полностью
соответствовать
теме
исследования
и
полностью
ее
раскрывать.
5.
Заключительная часть исследовательской работы.
Заключение – это краткое тезисное изложение результатов проведенной
исследовательской
работы.
В
заключении
отражается
достижение
поставленной цели, результаты проверки гипотезы и намечаются дальнейшие
перспективные пути исследования проблемной области.
6.
Список использованной литературы
После
заключения
приводится
перечень
источников
информации,
используемых
при
выполнении
исследовательской
работы.
Список
литературы
оформляется
в
соответствии
с
требованиями
ГОСТ
7.1-2003
«Библиографическая запись. Библиографическое описание».
7.
Приложения.
Последним разделом исследовательской работы являются приложения,
в которые помещаются все собранные в процессе проведенных исследований
материалы. Собранная информация может быть представлена в виде таблиц,
рисунков,
схем
и
графиков.
На
вынесенную
в
приложения
информацию
должны быть приведены ссылки в основной части работы.
В своем построении и проектная и исследовательская работа во многом
схожи, но все же есть целый ряд отличий:
1.
Целью
проектной
деятельности
является
реализация
проектного
замысла, в то время, как целью исследовательской деятельности – получение
некой истины, новых закономерностей, знаний и т.д. При этом и проект и
исследование могут быть как самостоятельными исчерпывающими видами
работы
обучающихся,
так
и
частям
друг
друга.
То
есть
промежуточной
стадией выполнения проекта может быть проведение некоего исследования и
частью исследования может стать выполнение проекта.
2. Проект может не иметь гипотезы, если проектом не предусмотрено
проведение исследований.
3.
В
основной
части
проекта
описывается
не
только
алгоритм
проведения
исследования
(если
оно
предусмотрено
во
введении),
но
и
алгоритм технологических операций по производству конечного продукта
проекта, требования к результату проекта.
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это не
только важная часть образовательного, но и воспитательного процесса в
дополнительном образовании. Изменяется роль педагога: из доминирующего
источника знаний, он превращается в помощника, который сопровождает и
направляет
обучающегося
в
его
познавательной
деятельности.
У
детей
формируются
те
личностные
качества,
которые
развиваются
лишь
в
деятельности и не могут быть усвоены вербально.