Автор: Магомедова Раисат Магомедалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 8 "Солнышко"
Населённый пункт: п. Шамилькала,Унцукульский район, Республика Дагестан
Наименование материала: проект
Тема: "Сказки в гости к нам пришли"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Солнышко»
ПРОЕКТ
«Сказки в гости к
нам пришли »
Подготовила: воспитатель
Магомедова Раисат М.
Проект «Сказки в гости к нам пришли»
Паспорт проекта:
Вид проекта: познавательно-речевой.
Продолжительность: краткосрочный – 1 месяц.
Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: март 2017 года.
Актуальность темы:
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам, и через сказку
раскрывается перед нами тысячелетняя история
народа».
А.Н.Толстой.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем
обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое
распространение низкопробной бульварной литературы, бедное,
безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная
речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и
мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу
надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания
детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к
развитию личности ребенка связывается возможность обновления и
качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и
свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания
взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Одной из форм работы в решении этой проблемы является сказка. Сказка –
удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая
внешне, она интересна и маленькому ребёнку, и взрослому. В мир сказок
ребёнок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить.
Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как
радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ
воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному
народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания,
самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о
морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет
жизненный опыт ребёнка. Русская народная сказка развивает образность
мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками,
яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью,
диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной
природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребёнок учится
звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребёнок, тем
больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается
её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и
постепенно приобщается к народной мудрости.
Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в
гармонии с ним. Учат детей передавать своё настроение с помощью эмоций,
жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.
Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьёй на основе диалога
взаимного доверия и понимания. Это всё способствует развитию личности
ребёнка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи
детей.
Цели проекта:
развитие интереса к русским народным сказкам;
создание условий для активного использования сказок в деятельности
детей;
развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста
через сказку.
Задачи проекта:
развивать речевую активность у детей;
способствовать общему совершенствованию речи ребёнка,
активизировать словарь, воспитывать интерес к живому слову;
развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и
выразительность речи;
учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного
произведения;
учить отражать содержание сказок в играх, драматизациях,
театрализованной деятельности;
пополнить предметно-развивающую среду для самостоятельной
деятельности детей;
повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании
детей через устное народное творчество (сказки).
Предполагаемый результат:
дети познакомятся с русскими народными сказками;
у детей повысится интерес к рассматриванию иллюстраций к сказкам; к
рассказыванию сказок;
выделять и называть характерные признаки персонажей;
распознавать сказочных героев по иллюстрациям;
эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в
рассказывании;
находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонации;
пересказывать сказки с опорой на схемы;
самостоятельно пересказывать сказки;
разыгрывать несложные представления по знакомым сказочным
сюжетам, используя средства выразительности (мимику, интонацию,
жесты);
развитие у детей связной речи, творческих способностей,
коммуникативных навыков, познавательной активности;
совместная работа будет способствовать развитию положительным
детско-родительским отношениям;
увеличится количество родителей, участвующих в совместных
мероприятиях.
Роль родителей в реализации проекта: родители принимали активное
участие в проектной деятельности: изготовление мнемотаблиц и
мнемодорожек по сказкам; атрибутов для театрализованной деятельности:
масок сказочных героев; оформление выставки рисунков; изготовление
атрибутов настольного театра: «Волк и семеро козлят», «Три медведя»,
«Колобок»; «Маша и медведь» и др.
Продукт проектной деятельности:
развитие у детей интереса к русским народным сказкам;
развитие речевой активности у детей;
выставка детских работ (рисунки, поделки);
выставка совместных работ (детей и родителей);
повышение активности родителей в делах группы;
презентация проекта «Сказки в гости к нам пришли»;
драматизация русской народной сказки «Теремок».
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Подготовительный:
определение цели и задач проекта;
определение необходимых средств реализации проекта;
изучение методической литературы;
пополнение предметно-развивающей среды новым материалом,
атрибутами;
подбор русских народных сказок, иллюстраций к сказкам, стихов,
загадок, мультфильмов, музыки;
анкетирование родителей «Какие книги и как часто Вы читаете своему
ребёнку?».
II. Практический:
чтение, прослушивание и просмотр (аудиозаписи и видеозаписи)
русских народных сказок;
беседа с детьми с объяснением незнакомых и малознакомых слов и
выражений;
беседы с детьми «Какие сказки я знаю», «Любимые сказки»; «Моя
любимая сказка», «Как козлята встретились с волком»;
рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
дидактические игры «Третий лишний», «Узнай по описанию
сказочного героя», «Узнай сказку по предмету», «Узнай сказку по
иллюстрации»; «Кто ушёл?» (герои из сказок);
раскрашивание плоскостных силуэтов героев сказок красками,
карандашами, восковыми мелками: «Теремок», «Заюшкина избушка»,
«Репка», «Три медведя»;
рисование: «Разукрась героев сказки», «Мой любимый сказочный
герой» (совместно с родителями), «Колобок, колобок…»;
лепка: «Мисочка для трёх медведей», «Угощение для зайки»,
«Машенькины пирожки»;
аппликация «Репка», «Теремок», «Колобок»;
конструирование: «Кроватка для Мишутки», «Теремок для игрушек»;
настольный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Курочка
Ряба», «Колобок»;
пальчиковый театр «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Репка»;
пальчиковые игры «Теремок», «Колобок», «Репка»;
рассказывание сказок по опорным схемам, мнемотаблицам;
отгадывание загадок «Сказочные загадки»;
прослушивание музыкальных сказок;
инсценировка русских народных сказок «Колобок», «Теремок»,
«Репка»; «Маша и Медведь»;
свободное рисование: раскраски по русским народным сказкам;
НОД: «Вместе дружная семья», «Путешествие в страну сказок».
III. Заключительный:
Выставка продуктов детской деятельности.
Презентация «Сказки в гости к нам пришли».
Драматизация русской народной сказки «Теремок».
Необходимые условия реализации проекта:
интерес детей и родителей;
методические разработки;
интеграция со специалистами детского сада.
Формы и методы работы с детьми:
консультативная работа с родителями;
игровая форма НОД;
беседы;
наблюдения;
индивидуальная работа с использованием дидактических материалов;
самостоятельная деятельность детей;
игры: дидактические, словесные, настольные, игры-имитации, игры-
драматизации, инсценировки, настольный театр, пальчиковый театр;
выставка рисунков и поделок;
чтение русских народных сказок;
наглядная пропаганда.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения
проекта:
подбор русских народных сказок;
подбор наглядного материала (иллюстрации, рисунки, куклы-герои
сказок, опорные схемы, мнемотаблицы, мнемодорожки);
подготовка разного вида наглядного материала;
дидактические игры, словесные игры, игры-имитации;
подготовка атрибутов для игр-драматизаций, игр-инсценировок;
настольного театра, пальчикового театра;
выставка русских народных сказок, рисунков, поделок;
телевизор;
аудиозаписи и видеозаписи русских народных сказок;
создание условий для драматизации русской народной сказки
«Теремок».
Постановка новой проблемы:
продолжать работать по теме «Развитие речевой активности у детей
через сказку»;
провести индивидуальные консультации для родителей и детей,
показавших низкий уровень развития речи;
разработать план работы с данными родителями и детьми.
подобрать соответствующую литературу;
продолжать пополнять предметно-развивающую среду.
Литература:
1. Брязгун А.Ф. «Сборник сценариев для детского сада. Сказка в гости к нам
пришла» - СПб.: Детство-Пресс, 2015.
2. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго» - М.: Просвещение, 2001.
3. Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» -
«Дошкольное воспитание» № 5, 2005.
4. Нищева Н.В. «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного
возраста» - СПб.: Детство-Пресс, 2014.
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» - М.:
ТЦ «Сфера», 2007.
6. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» - М.: Просвещение, 1997.
7. Шорохова О.А. «Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию
связной речи» - М.: ТЦ «Сфера», 2006.
Полную версию работы можно