Автор: Мутуева Ирина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №5
Населённый пункт: г.о.Нальчик
Наименование материала: методическая презентация
Тема: Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке, направленная на развитие креативных способностей
Раздел: начальное образование
Организация самостоятельной
деятельности учащихся на
уроке, направленная на развитие
креативных способностей
Подготовила учитель начальных классов
Подготовила учитель начальных классов
МКОУ СОШ №5 г.о.Нальчик
МКОУ СОШ №5 г.о.Нальчик
Мутуева Ирина Павловна
Мутуева Ирина Павловна
В младшем школьном возрасте происходит становление
В младшем школьном возрасте происходит становление
личности ребенка. Все психические образования, которые будут
личности ребенка. Все психические образования, которые будут
сформированы в этом возрасте, являются базисными для развития
сформированы в этом возрасте, являются базисными для развития
ребенка, сохраняясь в своих главных особенностях на все
ребенка, сохраняясь в своих главных особенностях на все
последующие годы, и оказывают существенное влияние на
последующие годы, и оказывают существенное влияние на
дальнейшее развитие человека.
дальнейшее развитие человека.
Креативность
Креативность
(от лат. Creatura – создание) – способность
(от лат. Creatura – создание) – способность
порождать необычные идеи, отклоняться от
порождать необычные идеи, отклоняться от
традиционных схем мышления, быстро
традиционных схем мышления, быстро
решать проблемные ситуации.
решать проблемные ситуации.
Под креативными способностями учащихся
Под креативными способностями учащихся
понимают “…комплексные возможности ученика
понимают “…комплексные возможности ученика
в совершении деятельности и действий,
в совершении деятельности и действий,
направленных на созидание им новых
направленных на созидание им новых
образовательных продуктов”.
образовательных продуктов”.
Креативность охватывает
Креативность охватывает
некоторую совокупность
некоторую совокупность
мыслительных и
мыслительных и
личностных качеств,
личностных качеств,
определяющую
определяющую
способность к творчеству.
способность к творчеству.
На сегодняшний день одним из
На сегодняшний день одним из
основополагающих принципов обновления
основополагающих принципов обновления
содержания образования становится
содержания образования становится
личностная
личностная
ориентация
ориентация
, предполагающая развитие
, предполагающая развитие
креативных способностей учеников.
креативных способностей учеников.
Советы по развитию креативных способностей и
Советы по развитию креативных способностей и
стимулирования творческой активности:
стимулирования творческой активности:
Уважение к личности и интересам ребенка –
Уважение к личности и интересам ребенка –
основа его развития
основа его развития
Избегать неодобрительной оценки творческих
Избегать неодобрительной оценки творческих
попыток ребенка
попыток ребенка
Находить слова поддержки для новых творческих
Находить слова поддержки для новых творческих
начинаний ребенка, избегать критику – как бы ни
начинаний ребенка, избегать критику – как бы ни
были они неудачны
были они неудачны
Использовать личный пример творческого
Использовать личный пример творческого
подхода
подхода
Вовлекать детей в разные виды художественно-
Вовлекать детей в разные виды художественно-
эстетической деятельности, помогать осваивать
эстетической деятельности, помогать осваивать
способы реализации замыслов
способы реализации замыслов
Поддерживать их инициативу, самостоятельному
Поддерживать их инициативу, самостоятельному
воплощению художественных замыслов.
воплощению художественных замыслов.
Предоставлять детям возможность, активно
Предоставлять детям возможность, активно
задавать вопросы.
задавать вопросы.
Обогащать окружающую среду ребенка
Обогащать окружающую среду ребенка
разнообразным материалом с целью развития
разнообразным материалом с целью развития
любознательности
любознательности
Использовать творческие задания
Использовать творческие задания
Активная родительская поддержка
Активная родительская поддержка
Обеспечивать благоприятную атмосферу.
Обеспечивать благоприятную атмосферу.
Рекомендации
Рекомендации
-стремиться к самостоятельной постановке
-стремиться к самостоятельной постановке
творческого задания учащимися;
творческого задания учащимися;
-поощрять использование методов творчества;
-поощрять использование методов творчества;
-ориентировать на идеальный конечный
-ориентировать на идеальный конечный
результат;
результат;
-схематично фиксировать все полученные
-схематично фиксировать все полученные
варианты;
варианты;
-демонстрировать разноуровневость творческого
-демонстрировать разноуровневость творческого
задания;
задания;
-поощрять оригинальные решения;
-поощрять оригинальные решения;
-поэтапно рефлексировать процесс выполнения
-поэтапно рефлексировать процесс выполнения
творческого задания;
творческого задания;
-получение творческого продукта.
-получение творческого продукта.
Методические приемы самостоятельной
деятельности, направленные на развитие
креативных способностей:
Синквейн
Синквейн
Составление кластера
Составление кластера
Исключение лишнего
Исключение лишнего
Поиск аналогов
Поиск аналогов
Инсерт
Инсерт
Новое применение
Новое применение
Друдлы
Друдлы
Преобразование объектов
Преобразование объектов
Ребусы
Ребусы
Головоломки
Головоломки
Нестандартные задачи
Нестандартные задачи
Перепутанные логические цепочки
Перепутанные логические цепочки
Придумывание загадок в стихах, сочинение
Придумывание загадок в стихах, сочинение
фантазий, чтение текстов по ролям с
фантазий, чтение текстов по ролям с
заданной интонацией (прочитать грустно,
заданной интонацией (прочитать грустно,
весело, равнодушно, строго и т.д.)
весело, равнодушно, строго и т.д.)
Творческий рассказ
Творческий рассказ
Удачи в творчестве!
Удачи в творчестве!