Педагогические условия формирования двигательной деятельности дошкольников.
Автор: Парамонова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №22 Детский сад комбинированного вида " Земляничка" Населённый пункт: г. Мытищи Наименование материала: статья Тема: Педагогические условия формирования двигательной деятельности дошкольников. Раздел: дошкольное образование
Педагогические
условия
формирования
двигательной
деятельности
дошкольников в ДОУ.
Вопрос сохранения здоровья во все времена привлекал внимание ученых. И
на данном этапе, в эпоху быстрых изменений в образе жизни человека,
вызванных научно-техническим прогрессом, он стал особенно важен. Для
обеспечения
полноценной
жизнедеятельности
организма,
его
развития
и
становления необходимо соблюдение ряда условий, к которым относятся
здоровый
образ
жизни,
правильное
полноценное
питание,
поддержание
здорового
состояния
всех
органов
и
систем
организма.
Поддержание
здорового образа жизни для ребёнка во многом зависит от сознательности и
педагогов
и
родителей
воспитывающих
детей.
Современные
педагоги
и
психологи отмечают недостаток в организационно- педагогических подходах
и
технологиях,
формирующих
в
достаточной
степени
культуру
личности
ребёнка с удовольствием поддерживающего здоровый образ жизни. Одним из
условий создания у ребёнка желания в поддерживании здорового и активного
образа
жизни,
является
жизненная
необходимость
удовлетворения
его
потребности
в
движении.
И
педагоги
сходятся
во
мнении
о
том,
педагогический подход должен быть организован так чтобы двигательный
опыт был усвоен ребёнком в полной мере. Из исследований академика П.К.
Анохина можно узнать, о том, что одни из двигательных действий ребёнка
запрограммированы и запускаются последовательно другие вариабельны и
видоизменяются в процессе реализации.
Нервные центры, организующие
одну
и
ту
же
функцию,
объединяются
в
функциональную
систему
по
принципу
системогенеза,
сформулированного
Анохиным.
Участки
мозга,
находящиеся на одном уровне, могут созревать не одновременно, если они
относятся
к
разным
функциональным
системам.
Обучение
двигательным
навыкам
будет
эффективным,
е сли
при
этом
с о бл юд а е т с я
последовательность
действий
и
наличие
соответствующих
компонентов
функционирования
системы
в
целом.
Полноценному
развитию
и
обеспечению
усвоения
ребёнком
двигательного
опыта
способствуют
различные
методы
обучения
на
основе
постепенности
закономерности
формирования двигательных умений и навыков.
Как
происходит
формирование
двигательного
действия?
Процесс
таков.
Сначала
при
формировании
двигательного
действия
возникает
первоначальное двигательное умение. Оно представляет собой действие, не
доведённое до значительной степени автоматизации. Двигательные умения и
навыки
являются
последовательными
ситуациями
на
пути
формирования
двигательного
действия.
В
результате
неоднократного
повторения
двигательное
умение
автоматизируется
и
превращается
в
двигательный
навык.
В
становлении
двигательного
навыка
важнейшую
роль
играет
нервная
система и для выработки двигательного навыка мозг нуждается в длительном
упражнении. Из-за огромного выбора избытка степеней свободы движений
ребёнка
никакие
двигательные
импульсы
сами
по
не
могут
обеспечить
правильного движения, согласно его желанию.
Правильность движений ребёнка зависит от своевременного подключения
механизма сенсорной коррекции. Чтобы ребёнок испытал все ощущения,
которые лягут в основу движения, для того чтобы подготовить почву для
сенсорной коррекции необходимо неоднократное повторение двигательного
действия.
Формирование
двигательного
навыка
находится
под
контролем
Ц.Н.С.
и
представлен
в
нем
многоуровневой
системой
управления
двигательным действием. Любой двигательный акт может быть построен
только благодаря строгой иерархии уровней мозга, которых насчитывается
пять:
«
А»,
«
В»,
«С»,
«Д»,
«Е».
Каждый
уровень
имеет
свою
обслуживающую бригаду органов чувств.
Структура
двигательной
деятельности
выстраивается
в
соответствии
с
возрастными особенностями детей и на основе определённого содержания, в
котором
каждая
сторона
двигательного
режима
направлена
на
развитие
умственных и физических способностей детей.
В
любом
действии
можно
выделить
три
функциональных
компонента:
ориентирующий, собственно исполнительский и контрольный. Они тесно
связаны между собой и представлены одновременно в процессе выполнения
действия.
Представлены
в
целостной
совокупности
функциональных
процессов, которая складывается в ходе и результате построения действия
при ведущей роли высших отделов нервной системы.
Значительный
вклад
в
теорию
формирования
двигательных
навыков
в
процессе обучения внесли исследования Бронштейна. Он доказал, что под
воздействием
двигательных
действий
организм
становится
сильнее.
Развивается
ловкость,
выносливость.
Это
свойство
организма
называется
упражняемостью.
В
основе
организации
разных
видов
двигательной
деятельности
лежит
принцип индивидуально- дифференцированного подхода к детям на занятиях
по физической культуре, в подвижных играх и физических упражнениях на
прогулке,
во
время
спортивных
развлечений
и
самостоятельной
деятельности,
во
время
проведения
физкультурно-оздоровительных
мероприятий
В задачи
физическому развитию образовательной организации входят:
укрепление
здоровья,
правильное
физическое
развитие
дошкольников,
овладение физкультурно- спортивными знаниями, выработка двигательных
навыков,
развитие
психофизиологических
двигательных
качеств(
сила,
ловкость, выносливость), формирование эстетических качеств (правильная
осанка,
культура
движения),
выработка
привычки
к
систематическим
занятиям физкультурой и спортом.
Важно, чтобы каждое утро в дошкольном учреждении начиналось с зарядки.
Педагоги знают, что утренние упражнения повышают защитные функции
организма,
способствуют
закаливанию.
Полноценность
утренних
упражнений
зависит
от
их
систематичности
и
организации.
Комплексы
упражнений нужно составить заранее.
Также важны и физкультминутки во время которых выполняются несколько
упражнений, предупреждающих и уменьшающих переутомление. Кроме того
помимо
организованных
видов
деятельности
к
которым
относятся
физкультурные занятия, олимпиады и спортивные оздоровительные досуги,
подвижные
игры,
недели
здоровья
в
ДОУ,
существует
самостоятельная
двигательная
деятельность
детей.
При
правильном
руководстве
самостоятельной двигательной деятельностью детей можно в значительной
мере
влиять
на
разнообразие
игр,
движений.
не
подавляя
при
этом
инициативы самого ребёнка. Самостоятельная деятельность организуется в
разное время суток. Активные действия детей должны чередоваться с более
спокойной
деятельностью
и
учитывать
индивидуальные
особенности
ребёнка.
Важно позаботиться о
создании соответствующей среды ( пространство,
достаточное для движения,разнообразие и чередование пособий и игрушек).
Новизна
и
смена
пособий
позволяет
избежать
однообразия
движений
и
способствует
развитию
детей.
Педагог
должен
влиять
на
выбор
детей
направляя активность и предоставляя в распоряжение инвентарь, пособия,
пояснять способы движений. Педагог учит детей играть вместе. Более ловкие
дети
могут
помогать
менее
активным
детям.
Также
нужно
обращать
внимание
на
малоподвижных
детей,
которые
заняты
в
основном
однообразной деятельностью и задействовать их в активных ролях во время
организованной
педагогом
двигательной
деятельности
детей,
поощрять
проявления самостоятельной двигательной активности.
В
своей
практике
я
непременно
ориентируюсь
на
индивидуальные
особенности
физического
развития
детей.
К
счастью,
достаточное
пространство
помещений
безопасно
устроенные
участки
для
прогулки
и
цикличность
режимных
моментов,
включающих
в
себя
утреннюю
гимнастику физкультминутки и подвижные игры регулярно проводимые в
ДОУ занятия по физической культуре в сочетании с физкульт -досугами и
спортивными
праздниками
развивают
физическийпотенциал
ребёнка
способствуют формированию привычки и
потребности зоровому образу
жизни. Учат детей слеить за своим организмом и развивают
умения и
вырабатыают их двигательные навыки