Автор: Мелешко Мария Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы (чтения)
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение
Населённый пункт: г.Унеча, Брянская область
Наименование материала: адаптированная рабочая программа
Тема: Чтение и развитие речи
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Унечская школа – интернат»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
руководитель МО учителей Зам.директора по УВР Директор ГБОУ
/_____________/ Булавко О. И. ______________/Булова В.А Унечская школа – интернат
Протокол №______________ ______________/Бондаренко В.В
от «___»__________2019 г. «_____»_______________2019
от «______»_________________2019
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Чтение и развитие речи»
к учебнику «Чтение»
под редакцией Бгажноковой И.М., Погостиной Е.С.
«Просвещение» 2018 г
для 6 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель:
Мелешко Мария Викторовна
Учитель I квалификационной категории
2019 г.
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету
«Чтение и развитие речи»
Реализация рабочей программы предусматривает обучение учащихся 6 класса, имеющих
нарушения интеллекта, в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273-
ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
(с
изменениями);
Федеральным
государственным образовательным стандартом общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 19. 12. 2014
г.
№
1599;
«Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программой
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему
образованию
(протокол
от
22.12.2015
г.
№
4/15));
Приказом
департамента
образования и науки Брянской области от 19.08.2019 г. № 1179 «О базисных учебных
планах
образовательных
организаций
Брянской
области,
осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам на 2019
– 2020 уч.г.»; «Адаптированная основная образовательная программа ГБОУ «Унечская
школа-интернат» на 2019-2020 уч.г.»; «Учебный план ГБОУ «Унечская школа-интернат»
на 2019-2020 уч.г.».
Составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной
школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая
программа
ориентирована
на
учебник
для
6
классов
специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Бгажнокова И.М., Погостина
Е.С.
Чтение.
Учебник
для
6
классов
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.: ил.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и
учебному плану школы.
В процессе изучения чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников
техники
чтения:
правильности,
беглости,
выразительности
на
основе
понимания
читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и
понимания
содержания
художественных
произведений
уделяется
большое
внимание
развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные
вопросы;
полно,
правильно
и
последовательно
передавать
содержание
прочитанного;
кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и
второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и
поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать
выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению
проблемы
нравственного
воспитания
учащихся,
понимания
ими
соответствия
описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах
осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и
понятийном материале.
Задачи преподавания чтения и развития речи:
отрабатывать
навыками
правильного,
беглого
и
выразительного
чтения
доступных
их
пониманию
произведений
или
отрывков
из
произведений
русских и зарубежных классиков и современных писателей;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
социально
адаптировать
учащихся
в
плане
общего
развития
и
сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников
является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них
знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Корригировать артикуляционный аппарат.
Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи;
Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Развивать познавательные процессы.
Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Примерная тематика курса
Рассказы,
статьи,
стихотворения
и
доступные
по
содержанию
и
языку
отрывки
из
художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о
событиях
в
мире; о труде людей; о родной природе и бережном к ней отношении, о
знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с
нормами литературного произношения; чтение про «себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт
характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных
слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью
учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражениях, характеризующих
поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в
некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ
прочитанного
текста
по
составленному
плану.
Полный
и
выборочный
пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться выразительному
чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Систематическое
чтение
детской
художественной
литературы,
детских
газет
и
журналов. Ведение дневника внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов
о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных
действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Урок внеклассного чтения проводится 1-2 раза в месяц.
Литература для внеклассного чтения
1.
Сказки народов мира.
2.
А.П. Гайдар «Тимур и его команда».
3.
Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
4.
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий».
5.
М.М. Пришвин «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор»,
«Птицы под снегом».
6.
К.Г. Паустовский «Золотой ясень», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
7.
В.В Бианки «Голубые лягушки».
8.
Е.А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки».
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо
и
развитие
речи. Письменные
ответы
на
вопросы
по
тексту.
Связные
высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Структура курса
Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 136 часов, 4 часа в
неделю.
Таблица основных тем по четвертям.
№
Тема раздела
четверти
Итого:
1
2
3
4
1
Моя Родина
29ч.
1ч.
30ч.
2
Отечество, Верность, Братство.
20ч.
20ч.
3
Краски природы
4ч.
25ч.
29ч.
4
Спешите делать добро
10ч.
31ч.
41ч
5
Внеклассное чтение
3ч.
6ч.
5ч.
3ч.
17ч.
Итого:
32ч.
31ч.
40ч.
34ч.
136ч.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по чтению и развитию речи
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8-10 стихотворений.
Норма техники чтения - 60-85 слов в минуту.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
- пересказывать текст с помощью учителя, несложные по содержанию тексты –
самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 4-6 стихотворений.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты
примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения
(правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной
мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по
каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с
соблюдением
норм
литературного
произношения;
2)
выделяет
основную
мысль
произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на
части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц
произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание
прочитанного
полно,
правильно,
последовательно;
6)
твердо
знает
наизусть
текст
стихотворения и читает его выразительно.
Оценка
«4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2)
допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания,
передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении
основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4)
допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с
помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче
содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно
исправляемые ошибки; 7) читает
наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова –
по
слогам;
2)
допускает
3-4
ошибки
при
чтении;
1-2
ошибки
–
в
соблюдении
синтаксических
пауз;
3-4
–
в
соблюдении
смысловых
пауз,
знаков
препинания,
передающих
интонацию,
логических
ударений;
3)
выделяет
основную
мысль
произведения
или
части
рассказа
с
помощью
учителя;
4)
делит
текст
на
части
и
озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих
лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает
неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7)
обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Литература:
1.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9
кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –
Сб.1. – 232с.
2.
Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. Учебник для 6 классов специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII
вида.
–
8-е
изд.
–
М.:
Просвещение, 2010. – 230 с.: ил.
3.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах.
М.: Гуманитарное
издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
4.
Л.Н.
Ефименкова
Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС,
2006.-
335с. (коррекционная педагогика).
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи в 6 классе.
(136 ч в год, 4 часа в неделю)
№
Тема урока
Кол-во
часов.
Дата
Словарь
Коррекционная работа
Знать и уметь
Домашнее задание
1
Введение. «Книга – твой
друг».
1
Писатель, читатель,
титульный лист,
иллюстрация,
содержание
Развивать память, внимание,
мышление.
Выразительно читать, связно
отвечать на вопросы
Подготовить рассказ о
понравившейся книге
Произведения о Родине.
2
«Отечество». По В. Пескову
1
Отечество, Родина,
эпиграф, до донца
Развивать устную связную речь,
через
работу
над
закличками,
приговорками.
Выразительно читать, связно
отвечать на вопросы
Выразительно читать
стр. 3
3
Стихотворение «Россия».
М. Ножкин
1
Россия, Русь
Развивать
память,
внимание,
мышление.
Выразительно читать, связно
отвечать на вопросы
Наизусть стр. 4
Запомнить пословицы
стр. 7
4
«Моя Родина». (Из
воспоминаний детства.) М.
Пришвин
1
Воспоминание,
малая Родина
Корригировать
навык
чтения
целыми
словами,
без
ошибок,
выразительно.
Выразительно читать,
пересказывать текст с помощью
учителя, связно отвечать на
вопросы
Выразительно читать
стр. 5
5
Р./р. Обучение пересказу
прочитанного по плану
очерка М. Пришвин «Моя
Родина»
1
Обращение автора
Развивать устную связную речь,
обучать пересказу по плану
Уметь пересказывать по плану
Подготовить пересказ от
1 лица по плану
Времена года. Осень.
6
«Сентябрь» В.Бианки
1
Хмурень, ревун,
летовавшие птицы
Развивать память, внимание,
мышление.
Выразительно читать,
пересказывать текст с помощью
учителя, связно отвечать на
вопросы
Выразительно читать стр. 6
- 7
7
Проверка техники чтения.
И.Бунин. «Лес, точно терем
расписной...»
1
Багряный, голубая
лазурь
Коррекция правильного
произношения, грамматического
строя речи.
Выразительно читать,
пересказывать текст с помощью
учителя, связно отвечать на
вопросы
Наизусть стихотворение
стр. 8
8
Ю.Качаев. «Грабитель»
1
Пучка, тасхылы
Корригировать навык чтения
целыми словами, без ошибок,
выразительно.
Выразительно читать,
пересказывать текст с помощью
учителя, связно отвечать на
вопросы
Выразительно читать стр.
9-11
9
Б.Житков. «Белый домик»
1
Шлюпка, парус
Коррекция правильного
произношения, грамматического
строя речи.
Выразительно, осознанно читать;
отвечать на вопросы с выбором
ответа
Выразительно читать стр.
11 – 12
Прочитать М. М. Пришвин
«Лесной хозяин»
10
Вн./чт. М.М. Пришвин
«Лесной хозяин»
1
Лесной хозяин
Корригировать
навык
чтения
целыми
словами,
без
ошибок,
выразительно.
Подумайте, какой
рисунок можно было бы
сделать к этому рассказу.
Нарисуйте его.
11,
12,
13
А.Белорусец. «Звонкие
ключи»
3
Звонкие ключи,
храбрый, злой
Развивать умения пересказывать
отрывки из текста.
Выразительно читать,
пересказывать текст с помощью
учителя, связно отвечать на
вопросы
1.Выразительно читать стр.
15-17
2. Выразительно читать
стр. 17 – 19
3.Выразительно читать
стр.19-22
14,
15,
16
К.Паустовский. «Заячьи
лапы»
3
Ветеринар,
профессор, доброта,
отзывчивость
Коррекция недостатков
монологической и
диалогической форм устной
речи.
Уметь пересказывать с опорой
на план, на иллюстрации.
Выделять главную мысль
рассказа, выполнять деление
рассказа на смысловые части.
1.Выразительно читать стр.
23-25
2. Выразительно читать
стр. 25-27
3.Выразительно читать стр.
27-29
Пересказать текст по
составленному плану
17
И.Тургенев. «Осенний день
в березовой роще»
1
Пейзаж, словесное
описание погоды и
осенней рощи
Коррекция правильного
произношения, грамматического
строя речи.
Уметь отвечать на вопросы в
процессе беседы,
пересказывать близко к тексту,
выборочно списывать
(находить в тексте выражения
характерные для описания
осеннего дня).
Пересказать близко к
тексту описание рощи
стр. 30
18,
19
Е.Носов. «Хитрюга»
2
Цитата
Коррекция недостатков
монологической и
диалогической форм устной
речи.
Уметь составлять план,
пересказывать по плану 1 ч.
рассказа и своими словами (2
ч.), сравнивать описание дня в
рассказах Тургенева и Носова,
читать по ролям, соблюдая
интонацию.
1.Читать ст. 31-35,
пересказ. I ч.
2.Пересказать своими
словами
20
В.Бианки. «Октябрь»
1
Листопадник,
грязник, зазимник
Развивать умение устанавливать
несложные причинно-
Уметь давать связные ответы
на вопросы, выделять
главную мысль произведения.
Выразительно читать стр.
35-36 и пересказывать
следственные, временные связи
между отдельными фактами и
явлениями на материале
художественных текстов.
21
С. Михалков. «Будь
человеком»
1
Муравьиный дом,
эгоист, тлел
Уметь соблюдать интонацию,
передавать настроение при
чтении стихотворения, умения
рассказывать на тему «Мои
друзья в природе»
Выразительно читать стр.
37-38; проиллюстрировать
текст
22
Б. Заходер. «Петя мечтает»
1
Лентяй. Эгоист
Корригировать навык чтения
целыми словами, без ошибок,
выразительно.
Наизусть стр. 38-39
23
Д. Биссету. «Слон и
Муравей» (Сказка)
1
Закадычные друзья
Коррекция умения
пересказывать прочитанное,
отвечать на вопросы по тексту.
Уметь соблюдать интонацию,
передавать настроение при
чтении текста, давать
характеристику, используя
примеры из текста.
Прочитать по ролям,
передавая голосом
шуршание дерева и
чаканье птиц стр.
39-41
24
Д. Биссету. «Кузнечик
Денди»
1
Ужасный гордец,
прекрасный прыгун
Коррекция правильного
произношения, грамматического
строя речи.
Уметь пересказывать,
соблюдая интонацию героев,
читать по ролям
Читать по ролям,
соблюдая интонацию
беседы кузнечика и
улитки стр. 41-44
Подготовиться у уроку
вн./чт
25
Вн./чт.
Сказки народов
мира
1
Сказка
Коррекция умения
пересказывать прочитанное,
отвечать на вопросы по тексту.
Уметь пересказывать
прочитанное
26
Д. Родари. «Как один
мальчик играл с палкой»
1
Добрый человек
Развивать умения пересказывать
отрывки из текста.
Уметь выполнять деление
рассказа на смысловые части,
составлять план пересказа.
27,
28
Д.Родари. «Пуговкин
домик»
2
Красота природы,
дом на колесах,
мажором
(домоправитель)
Коррекция умения
пересказывать прочитанное,
отвечать на вопросы по тексту.
Уметь отвечать на вопросы в
процессе беседы,
пересказывать с опорой на
план, выделять главную мысль
сказки, озаглавливать
смысловые части, данные в
учебнике
1. Выразительно читать и
пересказывать стр. 46-49
2. Читать по ролям стр. 46 -
51
29
Р./р. Сочинение «Осень в
родном крае»
1
эпиграф
Коррекция грамматического строя
речи.
Уметь выражать свои мысли в
письменной форме
Переписать в тетрадь
О далеком прошлом России.
30
«Илья Муромец и Соловей-
разбойник».
1
Былина,
благословение,
ратный подвиг,
Воспитание гражданской позиции
через узнавание истории и
поступков.
Уметь работать над
выразительными средствами,
пересказывать,
Выразительно читать по
ролям стр. 52
радельник
характеризовать главных
действующих лиц, давать
оценку ситуаций, различать
оттенки значений слов в
тексте.
31
Ф.Глинка «Москва».
1
посад, срединный
Коррекция грамматического строя
речи через оформление ответа на
вопрос, пересказ.
Уметь передавать чувства
поэта, выделять главную
мысль с помощью учителя,
соблюдать интонацию,
передавать настроение при
чтении стихотворения
Выразительно читать стр.
53-54. по желанию
наизусть
32
В.Бианки «Ноябрь»,
1
зябь
Формирование нравственных
ценностей личности.
Уметь работать над образными
выражениями, передающими
картину описания поздней
осени, устанавливать
причинно – следственные
связи в природе.
Выразительно читать стр.
55. объясните народные
примета стр. 55
33
С.Алексеев «Без Нарвы не
видать моря».
1
Возок, обозы,
фокус, величают,
гвардия
Формировать читательскую
самостоятельность.
Уметь выразительно читать,
пересказывать текст с помощью
учителя, связно отвечать на
вопросы
Читать и пересказывать
текст своими словами
стр. 55-57
34
С.Алексеев «На берегу
Невы»
1
Ботфорты, Санкт-
Петербург
Расширять словарный запас.
Читать стр. 57-59.
пересказ по плану стр.
60
35
С.Алексеев «Медаль»
1
Включение в реальность
общечеловеческих ценностей.
Уметь пересказывать с опорой
на предложенный план,
выделять главную мысль
рассказа, читать выразительно,
давать характеристику бойцу,
отвечать полными ответами на
вопросы.
Читать по ролям стр. 60-
62
36
С.Алексеев «Гришенька».
1
адъютант
Развитие познавательной
мотивации. Коррекция
грамматического строя речи.
Уметь читать по ролям,
соблюдая интонацию, давать
иллюстрациям название,
давать характеристику М.
Кутузову.
Читать по ролям стр. 62-
64
37
Е.Холмогорский
«Серебряный лебедь»,
«Боевое крещение»
1
Герб, камин, маневр
Развитие познавательной
мотивации. Коррекция
эмоциональных представлений.
Уметь пересказывать с опорой
на предложенный план,
выделять главную мысль
рассказа, читать выразительно,
Выразительно читать стр.
65-66; пересказать 2 часть
давать характеристику
человеку, пересказывать
отрывок по наводящим
вопросам в учебнике, давать
оценку поведению
38
Е.Холмогорский «День
рождения Наполеона», «В
дни спокойные».
1
Коррекция грамматического строя
речи через оформление ответа на
вопрос, пересказ.
Уметь пересказывать с опорой
на предложенный план,
выделять главную мысль
рассказа, читать выразительно,
давать характеристику
человеку, пересказывать
отрывок по наводящим
вопросам в учебнике, давать
оценку поведению
Выразительно читать
стр.67-70; пересказать 3
часть
39,
40
Н. Носов. «Как Незнайка
сочинял стихи»
2
Рифма
Коррекция правильного
произношения, грамматического
строя речи.
Уметь давать полные ответы
на вопросы, читать
выразительно, с соблюдением
интонационных норм, давать
характеристику главным
героям, исходя из их внешнего
вида и поведения.
Читать по ролям,
передавая голосом и
интонацией особенности
поведения каждого
персонажа стр. 70-74
41
Е.Пермяк. «Тайна цены»
1
Дотошный, обутки,
портки, дюжина,
смекать
Корригировать
навык
чтения
целыми
словами,
без
ошибок,
выразительно.
Уметь пересказывать с опорой
на план, выделять главную
мысль сказки, выполнять
деление сказки на смысловые
части.
Выразительно читать стр.
75-78
42
Д. Гальперина.
«Здравствуйте!»
1
Уважение,
доброжелательность
Развивать умение устанавливать
несложные причинно-
следственные, временные связи
между отдельными фактами и
явлениями на материале
художественных текстов.
Уметь пересказывать с опорой
на план. Выделять главную
мысль сказки, выполнять
деление сказки на смысловые
части.
Выразительно читать стр.
79-80; пересказать по плану
стр. 81
43
Люблю природу русскую.
В.Бианки «Декабрь».
1
студень
Коррекция грамматического строя
речи через оформление ответа на
вопрос, пересказ.
Уметь рассказывать о
приметах декабря, опираясь на
текст.
Выразительно читать стр.
81; подготовить 2 загадки о
зиме
44
Вн./чт. Здравствуй, гостья –
зима!
Совершенствовать навык в
установлении смысловых связей
Уметь самостоятельно читать,
выделять главное.
Выразительно читать стр.
82-83
между событиями и поступками.
45
А. Никитин, «Встреча
зимы». А.Дорохов,
«Пушкин»
1
Угрюмые небеса,
сумрачный лес
Развивать познавательную
деятельность
Уметь давать ответы на
вопросы, пересказывать
своими словами, работать над
образными выражениями,
используемыми для описания
зимнего леса, солнца.
Наизусть отрывок стр.
83
46
Д. Хармс. «Пушкин»
1
Коррекция поведенческих,
личностных характеристик через
отношение к другим, высказывание
позиций.
Уметь читать осознанно,
выразительно, передавая
чувства и переживания автора.
1.Читать по ролям стр.
85-89
2. Подготовиться к
уроку вн./чт.
47
Вн./чт. «В гостях у сказки»
Сказки А. С. Пушкина
1
Развивать познавательную
деятельность
Уметь самостоятельно читать,
выделять главное, пересказывать
48,
49,
50
Писатели мира – детям
Х. К. Андерсен. «Ель»
(Сказка)
3
Рождество,
сусальное золото
Развивать умение пересказывать
рассказ по вопросам,
самостоятельно.
Уметь составлять план,
пересказывать с опорой на
план. Выполнять деление
сказки на смысловые части,
озаглавливать части
1.Чтение по ролям стр.
91-97
2. Выразительно читать
стр. 97 – 100
3.Пересказ сказки по
частям своими словами
51
Смешное и веселое.
А.Чехов. «Ванька»
1
Коррекция умения
пересказывать прочитанное,
отвечать на вопросы по тексту.
Уметь пересказывать с опорой
на план, на иллюстрации.
Выделять главную мысль
рассказа, выполнять деление
рассказа на смысловые части,
озаглавливать части рассказа.
Выразительно читать
стр. 101-105
52
И. Никитин «Весело сияет
месяц над селом…».
(Отрывок.)
1
Коррекция недостатков
монологической и
диалогической форм устной
речи.
Уметь передавать чувства
поэтов, выделять главную
мысль с помощью учителя,
читать осознанно,
выразительно, передавая
чувства и переживания
авторов, сравнивать
стихотворения авторов
Наизусть стр. 105
53
В. Бианки «Январь».
1
Солнце на лето,
зима на мороз, день
прибавился на
заячий скок
Коррекция лексико-грамматической
стороны речи через понятийный
словарь.
Уметь составлять план,
пересказывать с опорой на
план, сравнивать народные
приметы с собственными
наблюдениями за природой
Выразительно читать
стр. 90. Объяснить
народные приметы стр.
90
54
И. Суриков «Белый снег
1
Пелена
Развивать познавательную
Уметь передавать чувства
Наизусть стр. 106
пушистый в воздухе
кружится…». (Отрывок.)
деятельность
поэтов, выделять главную
мысль с помощью учителя,
читать осознанно,
выразительно, передавая
чувства и переживания
авторов, сравнивать
стихотворения авторов
55,
56
Смешное и веселое. М.
Зощенко «Ёлка» из цикла
рассказов «Леля и Минька»
2
Совершенствовать технику
чтения путём отработки
выразительности.
Уметь пересказывать с опорой
на план, на иллюстрации,
выделять главную мысль
текста.
1. Читать по ролям стр.
107-110.
2. Пересказать своими
словами. Ответить на
вопрос «Чему учит этот
рассказ»
57
Писатели мира – детям. Ю.
Рытхэу «Пурга»
1
Малахай
Развивать умение пересказывать
рассказ по вопросам,
самостоятельно.
Уметь выразительно читать
вслух, выделять главную
мысль текста.
Пересказ текста
Сделайте иллюстрацию
к этому рассказу.
58
Животные в нашем доме.
Ю. Дмитриев
«Таинственный ночной
гость».
1
Коррекция правильного
произношения, грамматического
строя речи.
Уметь давать полные ответы
на вопросы.
Пересказ текста.
Вспомните похожие
случаи из жизни
59
Люблю природу русскую.В.
Бианки «Февраль».
1
Перезимок
Развивать познавательную
деятельность
Уметь рассказывать о своих
наблюдениях за погодой в
феврале.
Выразительно читать
стр. 117-118
Объяснить народные
приметы на стр. 118
60,
61,
62,
63,
64
С. Я. Маршак. Пьеса-сказка
«Двенадцать месяцев»
(Отрывки)
5
Падчерица, мачеха
Развивать связную речь через
пересказ.
Уметь давать полные ответы
на вопросы, читать
выразительно, с соблюдением
интонации, давать
характеристику главным
героям, пересказывать с
опорой на иллюстрации,
выделять главную мысль
сказки.
1.Читать стр. 118-122
2.Рассказать о хар-ре
Мачехи. Сравните её
отношение к Дочке и
Падчерице.
3. Читать стр. 122-129
4. Нарисовать зимний
лес по мотивам сказки
5. Рассказ об одном из
героев сказки
65,
66
Вн./чт. Просмотр и
обсуждение мультфильма
по сказке С. Маршака
«Двенадцать месяцев»
2
Корригировать зрительные,
эмоциональные и пространственные
представления
Уметь давать полные ответы
на вопросы
Читать сказки Х.-К.
Андерсена
67,
Х.-К. Андерсен «Снежная
8
Тролль, чертоги
Развивать умение устанавливать
Уметь давать полные ответы
1.Выразительно читать
68,
69,
70,
71,
72,
73,
74
королева. (Сказка.)
несложные причинно-
следственные, временные связи
между отдельными фактами и
явлениями на материале
художественных текстов.
на вопросы, читать
выразительно, с соблюдением
интонации, давать
характеристику главным
героям, пересказывать с
опорой на иллюстрации,
выделять главную мысль
сказки.
стр. 130
2. Читать стр. 131-133
3.Читать и пересказ. стр.
133-135
4. Читать стр. 135-139
5. Читать стр.139-142
6. Читать стр.142-145
7. Читать стр.146-147
8. Подготовиться к
уроку вн./чт
75
Вн./чт. Х.-К. Андерсен и его
сказки
1
Совершенствовать навык в
установлении смысловых связей
между событиями и поступками.
Самостоятельно читать книги.
Передавать содержание
иллюстраций.
Подготовиться к
сочинению-
рассуждению
76,
77
Р./р. Сочинение-
рассуждение «Зима – моё
любимое время года»
2
Коррекция лексико-грамматической
стороны речи через понятийный
словарь.
Уметь
связно высказываться в
письменной форме (с помощью
учителя)
78
Люблю природу русскую.
С. Смирнов «Первые
приметы»
1
Краснотал
Коррекция правильного
произношения, грамматического
строя речи.
Уметь передавать чувства
поэта, выделять главную
мысль с помощью учителя,
читать осознанно,
выразительно, передавая
чувства автора.
Наизусть стр. 148
79
В. Бианки «Март»
1
Парник
Совершенствовать технику
чтения путём отработки
выразительности.
Выразительно читать
стр. 149
80
По В. Пескову « Весна
идёт»
1
ратуша
Развивать умение пересказывать
рассказ по вопросам,
самостоятельно.
Подготовить описание
картины, начните её так:
«Закончилась зима.
Наступил первый месяц
весны..»
81,
82
Р./р. Сочинение – описание
(устно) по картине К. Юона
«Мартовское солнце»
2
Развитие познавательной
мотивации. Коррекция
эмоциональных представлений.
Уметь
связно высказываться в
устной форме
Понаблюдайте за
первыми прилетными
птицами
83
М. Пришвин «Жаркий час»
1
Развивать связную речь через
пересказ.
Уметь пересказывать с опорой
на план, на иллюстрации,
выделять главную мысль
рассказа, выполнять деление
на смысловые части.
Выразительно читать
стр.
152-153
84,
85
Г. Скребицкий «Весенняя
песня». (Сказка.)
2
Развивать познавательную
деятельность
1. Выразительно читать
стр. 153-155
2. Читать по ролям стр.
156-157
86
Вн./чт. В.П. Катаев «Белеет
парус одинокий»
1
Коррекция умения
пересказывать прочитанное,
Самостоятельно читать книги.
Передавать содержание
отвечать на вопросы по тексту.
87
В. Жуковский «Жаворонок»
1
Совершенствовать технику
чтения путём отработки
выразительности.
Уметь читать выразительно,
заучивать наизусть.
Наизусть стр. 158
88
89
А. Толстой «Детство
Никиты». (Отрывок.)
2
Мерин, выгон,
ощеряясь, дрожки
Развивать умение пересказывать
рассказ по вопросам,
самостоятельно.
Уметь пересказывать отрывок,
выделять главную мысль
отрывка, работать над
образными выражениями,
передающими радость в
природе.
1. Выразительно читать
стр. 158-160
2. Читать и пересказ.
стр. 158-160
90
А. Твардовский «Как после
мартовских метелей…».
1
Развивать внимание,
воображение, память через
различные виды заданий.
Уметь передавать чувства
поэта, выделять главную
мысль с помощью учителя,
читать осознанно,
выразительно, передавая
чувства автора.
Наизусть стр. 161
91
А. Плещеев «И вот шатёр
свой голубой опять
раскинула весна…».
1
Окроплены
Совершенствовать словесную
систему мышления.
Выразительно читать
стр. 161
92
Р./р. Словесное рисование
по стихотворению А.
Плещеева «И вот шатер
свой голубой опять
раскинула весна..»
1
93,
94
В. Бианки «Апрель».
2
Развивать связную речь через
заучивание.
Уметь читать осознанно, выделять
главное, отвечать на вопросы
Рассказ по картине стр.
162-163
95
Вн./чт. К. Г. Паустовский
«Прощание с летом»
1
Коррекция умения
пересказывать прочитанное,
отвечать на вопросы по тексту.
96,
97,
98,
99
К. Паустовский «Стальное
колечко». (Сказка.)
4
Развивать адекватную
самооценку, навыки
самостоятельной работы.
Осознанно читать по ролям,
пересказывать.
1. Читать по ролям стр.
163-165
2. Читать и
пересказывать стр.165-
167
3. Читать стр. 167-170
100
101
По В. Астафьеву
«Злодейка».
2
Осознанно читать, пересказывать.
1. Читать стр. 170-173
2. Выразительно читать
стр. 170-173
102
103
Рассказы про зверей. По Е.
Барониной
2
Развивать познавательную
деятельность
1. Читать стр. 174-175
2. Читать стр. 176-178
104
Р./р. Сочинение-
рассуждение (устно) «Моё
любимое животное»
1
105
Вн./чт. Е.А. Пермяк
«Волшебные истории»
1
Коррекция умения
пересказывать прочитанное,
отвечать на вопросы по тексту.
Самостоятельно читать,
высказывать отношение к
поступкам героев.
106
107
В. Драгунский «Кот в
сапогах».
2
Развивать связную речь.
Осознанно читать, пересказывать.
1. Читать по ролям
стр.178-183
2. Читать и пересказ.
стр. 178-183
108
Д. Хармс «Заяц и ёж».
(Сказка)
1
Расширять словарный запас.
Самостоятельно читать,
высказывать отношение к
поступкам героев.
183-185 (по ролям)
109
Обучение
инсценированию
сказки Д. Хармса
«Заяц и ёж».
1
Осознанно читать, пересказывать.
Выразительно читать
стр. 186
110
Зеркало и обезьяна.
(Басня.) И. Крылов
1
Развивать артикуляционный
аппарат.
111
112
113
114
115
116
По Р. Киплингу
«Рикки-Тикки-Тави».
6
Развивать связную речь через
заучивание.
Осознанно читать, пересказывать,
высказывать отношение к
поступкам героев.
1. Читать и пересказ.
стр. 186-189
2. Читать и пересказ.
стр. 189-192
3. Читать и пересказ.
стр. 192-194
4. Выразительно читать
стр. 194-196
5. Читать по ролям стр.
197-199
6. Читать стр. 200-202
117
Вн./чт. Просмотр и
обсуждение цветного
фильма по сказуке Р.
Киплинга «Рикки – Тики –
Тави»
1
Коррекция умения
пересказывать прочитанное,
отвечать на вопросы по тексту.
Уметь обмениваться личными
впечатлениями от
просмотренного
118
В. Набоков «Дождь
пролетел и сгорел на
лету…».
1
Развивать внимание,
воображение, память через
различные виды заданий.
Выразительно читать, заучивать
наизусть, выделять главную
мысль.
Наизусть стр. 203
119
В. Бианки «Май».
1
Совершенствовать словесную
систему мышления.
Выразительно читать
стр. 204-205
120
М. Дудин «Наши песни
спеты на войне». (В
сокращении.)
1
Развивать внимание,
воображение, память через
различные виды заданий.
Совершенствовать словесную
систему мышления.
Уметь передавать чувства
поэта, выделять главную
мысль с помощью учителя,
читать осознанно,
выразительно, передавая
чувства автора.
Выразительно читать
стр. 205
121
122
В. Медведев «Звездолёт
«Брунька»». (Сказка.)
2
Самостоятельно читать,
высказывать отношение к
поступкам героев.
1. Читать стр. 206-212
2. Читать стр. 206-212.
Составить план сказки в
тетради
123
124
125
126
По К. Паустовскому
«Корзина с еловыми
шишками».
4
Композитор
Совершенствовать технику
чтения путём отработки
выразительности.
Осознанно читать, находить
непонятные слова.
1. Читать стр. 213-214
2. Читать стр. 215-216
3. Читать 216-218
4. Читать и кратко
пересказать стр. 213-218
127
Вн./ чт. В.В Бианки
«Голубые лягушки»
1
К о р р е к ц и я
у м е н и я
пересказывать
прочитанное,
отвечать на вопросы по тексту.
Самостоятельно читать,
высказывать отношение к
поступкам героев
128
Писатели мира детям.
Вступительная беседа об
Антуане де Сент-Экзюпери
и его сказке «Маленький
принц»
1
Выразительно читать
IV – VIII главы
129
130
Маленький принц. По А. де
Сент-Экзюпери
2
Развивать
связную
речь
через
заучивание.
Самостоятельно читать,
высказывать отношение к
поступкам героев.
1. Читать стр. 218-219
2. Читать и пересказ.
Стр. 219-222
131
Вн./чт. Антуане де Сент –
Экзюпери. Сказка
«Маленький принц»
Просмотр цветного фильма
1
Выделять главную мысль,
характеризовать героев, отвечать
на вопросы.
132
133
Зорькина песня. (Глава из
повести «Последний
поклон».) В. Астафьев
2
Увал, прясло,
распадок
Развивать внимание,
воображение, память. через
различные виды заданий.
Совершенствовать словесную
систему мышления.
Осознанно читать, находить
непонятные слова.
1. Читать стр. 223-225
2. Сочинение по
наблюдениям 223-225
134
Р./р. Сочинение –рассказ на
тему «Раннее утро»
1
135
Н. Рыленков «Нынче ветер,
как мальчишка, весел…»
1
Вторить
Уметь передавать чувства
поэта, выделять главную
мысль с помощью учителя,
читать осознанно,
выразительно, передавая
чувства автора.
Наизусть стр. 226
136
Итоги года. Список книг
для чтения летом
1