Автор: Корчикова Нина Васильевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ-детский сад
Населённый пункт: р.п.Краснообск, Новосибирской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики детей"
Раздел: дошкольное образование
Роль пальчиковой гимнастики для развития
мелкой моторики детей
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на
кончиках его пальцев.
"Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель.
"Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Эти
выводы
не
случайны.
Действительно,
рука
имеет
большое
"представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика
имеет
большое
значение
для
развития
ребенка.
Одним
из
самых
распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг
ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий
по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи
между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом
полушарии
мозга
возникают
образы
предметов
и
явлений,
а
в
левом
они
вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс
благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот
мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы,
активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Пальчиковые
игры
влияют
на
пальцевую
пластику,
руки
становятся
послушными,
что
помогает
ребенку
в
выполнении
мелких
движений,
необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают
пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым
интонированием,
создание
пальчикового
театра,
формирование
образно-
ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не
просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих
способностей.
Пальчиковая
гимнастика в
некоторой
степени
относится
и
к
физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие,
1
развивается координация движений. Однако пальчиковые упражнения
—
нетрадиционная
форма
развития
ребёнка.
Учёные
считают,
что
взрослые
используют
всего
5–10%
потенциала
головного
мозга.
Помимо интеллектуальной деятельности, мозг выполняет защитные
функции, способен «спасти» от чрезмерной нагрузки. Мозг работает в
режиме экономии и не позволяет исчерпать свои резервы. Держать
мозг
в
тонусе
позволяют
постоянные
тренировки
—
игры
и
упражнения
для
пальчиков,
которые
помогают
развить
интеллект,
внимание и память, творческие и аналитические способности.
Пальчиковые игры одновременно решают несколько задач. Их можно
использовать, когда есть необходимость успокоить ребенка или развлечь его так,
чтобы
он
не
помешал
окружающим.
Одновременно
с
этим
такие
занятия
развивают
у
детей
мелкую
моторику,
речь,
внимание,
память,
координацию
движений, умение ориентироваться в пространстве, что тоже пригодится затем в
процессе школьного обучения.
Цель
пальчиковых
игр
–
развитие
мелкой
и
общей
моторики
дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее
воздействие.
Восточные
медики
установили,
что
массаж
большого
пальца
повышает функциональную активность головного мозга.
Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует
на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что
уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики.
Если движения развиты, то и речь будет в норме
.
Как играть в пальчиковые игры?
Для
достижения
желаемого
результата
нужно
обратить
внимание
на
некоторые особенности проведения пальчиковых игр.
Игру
нужно
проводить,
просто
общаясь
с
ребенком,
а
не
в
форме
специального занятия.
Для
детей
4-5
лет
важна
регулярность
занятий,
т.е.
к
играм
нужно
прибегать не от случая к случаю, а каждый день.
Сами по себе игры занимают непродолжительное время (2-5 минут), но
важно, чтобы ребенок во время игры не отвлекался на посторонние предметы,
какие-либо другие внешние раздражители.
Для детей 4-5 лет пальчиковая игра может быть способом переключения
внимания ребенка на игру, вариантом смены вида деятельности.
"Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы
отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их
деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя
движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются
ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на
одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук,
2
что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево",
"вверх", "вниз" и др.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок
усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться
придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры
разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между
большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами
обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно
научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или
камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.
Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из
мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием
мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.
Рисование, раскрашивание.
Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры
изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как
один из самых легких видов деятельности. Ребенок, выполняя работу по
раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует
усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те
же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка,
он может сосредоточиться на основной задаче - выполнении гигиенических
правил письма.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом,
цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того,
чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует
развитию ручной умелости.
Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из
бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать
приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах
бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).
Графические упражнения. Штриховка.
Графические упражнения выполняются на нелинованной бумаге с целью
подготовки руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только
четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения
руки не должны быть скованными, напряженными.
Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и
симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен
стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании
прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки.
Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при
формировании почерка.
3
Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при
формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за
собственными действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом
письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к
письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
4