Автор: Кудрявцева Зульфия Зиннатулловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Якшур - Бодьинская СОШ
Населённый пункт: УР Якшур - Бодьинский район, село Якшур - Бодья
Наименование материала: статья
Тема: Развитие эмоций младших школьников в процессе восприятия музыки
Раздел: начальное образование
РАЗВИТИЕ
ЭМОЦИЙ
МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
В
ПРОЦЕССЕ
ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
3.3. Кудрявцева
Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее
они начнут испытывать его на себе, тем лучше для
них.
В.Г. Белинский
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность
и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с
очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего
развития у детей эмоциональной сферы, как необходимой части их духовной
культуры.
Музыкальное искусство – особая форма отражения действительности,
в которой важнейшую роль играют чувства, эмоциональная сфера. Само
познание, происходящее в процессе восприятия музыки, специфично, оно не
может сводиться только к деятельности мысли, а обязательно должно являть
собой единство эмоций и разума, сознание и чувства.
На сегодняшний день в психологии, в сфере эмоций, начинаются
глобальные исследования. Раньше эмоциональное состояние приравнивалось
к чувствам, но ученые пришли к выводу, что эмоции - это предшествующее
состояние. Вначале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает
какое-то
чувство.
Эмоции
связаны
с
процессами
познания,
мотивации
и
поступков. В эмоциях выражаются физическое и психологическое состояние
человека и его организма. Эмоции выражают собой субъективные состояния
человека, связанные с его потребностями и мотивами.
Эмоции – необходимый атрибут любых проявлений в жизни человека.
Исследователи
обращают
внимание
на
тот
факт,
что
в
младшем
школьном возрасте по сравнению с дошкольным, эмоции связаны с более
сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной
направленностью его личности. Эмоциональный мир младших школьников
достаточно
разнообразен
–
тут
и
волнения,
связанные
со
спортивными
играми,
обида
или
радость,
возникающие
в
общении
со
сверстниками,
моральные
переживания,
вызванные
добротой
окружающих
лиц
или,
напротив,
несправедливостью.
На
них
достаточно
глубокое
впечатление
могут
производить
стихи,
рассказы,
особенно,
если
они
выразительно
прочитаны, фильмы, песни. Впечатления от музыкальных и художественных
произведений, глубоко затрагивающих их чувства, могут находить выражение
в рисунках, в пересказе прочитанного, услышанного, увиденного.
Формирование эмоциональной жизни ребенка по мере его развития
заключается в том, что чувства начинают приобретать новое знание и смысл
в его внутреннем мире, становясь средством формирования самосознания
учащихся. Очень важно в этот период сохранить в детях непосредственность
и свежесть чувств, и здесь, одним из важнейших средств эмоционального
развития ребенка может стать музыка, для которой язык эмоций является
родным.
Слушая музыку, дети достаточно свободно выражают свои желания,
мечты,
дают
выход
внутренним
конфликтам
и
сильным
эмоциям.
Через
слушание музыки на уроке идет мощное внутренне очищение. И в этом
очищении,
освобождении
от
отрицательных
эмоций
заключается
психотерапевтическая суть восприятия музыки.
Цель
восприятия
не
сводится
просто
к
знакомству
с
таким-то
произведением. Проблема слушания-восприятия музыки шире, чем просто
слушание. Слышать музыку значит не только эмоционально непосредственно
откликаться на нее, но понимать и переживать ее содержание, характер,
хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание. «Чем
раньше музыка войдет в жизнь ребенка, тем глубже и прочнее она займет
место в его душе» Н. Ветлугина.
В
современной
психолого-педагогической
науке
все
большее
внимание уделяется возрастной динамике эмоционального развития ребенка.
Для детей младшего школьного возраста, к примеру, характерна живая
увлеченность
самим
процессом
восприятия
музыки.
При
этом
эмоциональные переживания детей тесно связаны с наглядными образами и
представлениями.
Восприятие младшего школьника и взрослого неодинаково в силу
различного
жизненного
музыкального
опыта.
У
младших
школьников,
обладающих небольшим музыкальным опытом, интерес вызывает сравнение
контрастных
произведений,
при
этом
они
с
радостью
слушают
веселую
музыку,
со
вниманием
воспринимают
произведения,
посвященные
героической тематике. Их привлекают пьесы, выражающие их детский мир,
отличающийся яркостью образов, гибкостью ритмов, простотой и ясностью
языка и формы: «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского, «Смелый
наездник» Р. Шумана, «Вальс-шутка» Д. Шостаковича и др.
Восприятие музыки - это активный процесс, требующий от ребенка
включения
внимания.
Оно
способствует
развитию
воображения,
воли,
мышления, мотивации, активизации внутреннего, духовно-эмоционального
мира
учащихся,
их
чувств
и
мыслей.
Поэтому,
важным
моментом
при
восприятии музыки является правильный набор музыкального материала,
который
в
свою
очередь,
будет
способствовать
развитию
высших
психических функций и поможет в развитии эмоциональной сферы младших
школьников.
Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовно-
эмоциональную сферу ребенка, если он не научится слышать музыку, как
содержательное
искусство,
несущее
в
себе
чувства
и
мысли
человека,
жизненные идеи и образы.
Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер
произведения,
выражать
его
в
своей
творческой
деятельно сти,
приобретенные навыки и умения пойдут на пользу их общему музыкально-
эмоциональному развитию.
«В душе каждого ребенка есть искорка любви к прекрасному. От нас
зависит, чтобы она не погасла, а разгоралась ярким пламенем, освещая и
согревая жизнь растущего человека» (Л.Р. Мадорский).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин Э.Б. Психология музыкальной деятельности. Теория и пра-
ктика./ Э.Б. Абдуллин, Н.Н. Гилярова, Д.Н. Кирнарская, М.С. Старчеус, Г.М.
Цыпин.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 368с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобра-
зовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.- 112с.
3.
Мадорский Л.Р. Музыка начинается в семье. - М.: Знание, 1982 - 96с.