Напоминание

"Ритм в композиции"


Автор: Тиунова Ольга Рудольфовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: г.Горнозаводск, Пермский край
Наименование материала: Презентация
Тема: "Ритм в композиции"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Горнозаводска

Урок по предмету «Композиция станковая» в ДШИ

Тема урока:

«Ритм в композиции»

Разработала : преподаватель

Тиунова Ольга Рудольфовна

г. Горнозаводск 2018 г

.

Ритм - это средство гармонизации композиции

«Ритм» буквально означает «такт, мерность»

(от греческого «рафмос»)

Важнейшие признаки ритма –

повторяемость явлений,

элементов или форм,

закономерность их

чередования.

Последовательно чередуются

зерна в колосе спелой ржи, ветер

укладывает пески в затейливые

складки.

человек

растения

Животные

птицы

звуки

Волны рек и

морей

день-ночь,

зима-лето

Деятельность

человека

?

Ярким примером метрического

ряда служит орнамент

«

метр

» -

повторение

без изменения

В основе декоративно-прикладного искусства лежит

ритм

Живопись

графика

дизайн

поэзия

музыка

архитектура

танец

скульптура

Театр

Леонардо да Винчи

«Тайная вечеря»

Рафаэль Санти

«Обручение Марии»

Известный теоретик искусства

начала 20 столетия Йоханнес Иттен,

преподававший в Баухаузе писал:

Ритм основан на повторах и созвучиях

точек, линий, геометрических форм,

пятен, объемов, а также различных

пропорций, текстур и цветов. Во всем,

что ритмично, ощущается огромная сила.

Иттен проводил необычные упражнения,

заставляя студентов прочувствовать ритмические

движения. Его принцип:

почувствовать – понять - сделать

Метрические повторы

Ритмические повторы

Ритмическое движение

В произведениях

изобразительного

искусства, как и в музыке,

можно различать

активный, порывистый,

дробный ритм или

плавный, спокойный,

замедленный.

Есть такое выражение – картина звучит

А.И.Куинджи «Березовая роща»

А.А. Дейнека «Лыжники»

М.К. Чюрленис из цикла «Сотворение мира»

Он верил во внутреннее таинственное преображение

человечества через искусство

Чередование разных размеров в изобразительном искусстве,

как чередование различных нот в музыке рождает, так сказать,

«мелодию» в композиции. Получается некая «пульсация»

элементов, в рамках той «мелодии», которую замыслил

художник.

В заключение урока хочу привести слова Йоханеса Иттена:

«Если при создании образа сердце едино с рукой, то форма

становится носителем эмоционально-духовного содержания.

Форма, способная выразить содержание, превращается в

произведение искусства.»

Список использованной литературы:

1.О. Л. Голубева. Основы композиции, Москва «Изобразительное

искусство» 2001г.

2.Даниэль С.М. "Искусство видеть" Ленинград "Искусство" 1990г.

3.Й. Иттен. «Искусство формы»

4.Дыко Л.Г. "Основы композиции в фотографии" Москва "Высшая

школа" 1989г.

5.Кагальдо А., Претте М. "Творчество и выражение" Москва "Советский

художник" 1985г.

6.Сокольникова Н.М. "Основы композиции" Обнинск "Титул" 1996г.

7.Шорохов Е. В. Основы композиции. М., 1979.



В раздел образования