Автор: Кравцова Елена Александровна
Должность: учитель музыки и искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ №24
Населённый пункт: г. Новочеркасск Ростовской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: " Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества»
Раздел: среднее образование
Конспект урока _
Тема: «Развитие дизайна и его значение в жизни современного
общества»
Цель
Обобщить знания обучающихся о понятии «дизайн» и выяснить, какое он
имеет значение в жизни нашего общества.
Развивать творческую фантазию и интерес к искусству;
Задачи:
образовательная: - понимание дизайна как техники художественного
проектирования и конструирования различных изделий;
-приобретение первичных представлений о стилях «классицизм», «модерн»,
«арт-деко», «минимализм», «хай -тек», «китч», «этно» в дизайне интерьера и
архитектуре.
воспитательная: воспитывать эстетический вкус, понимание смысла
творческих поисков дизайнеров в разработке эстетических ценностей
предметов быта
развивающая: развивать творческий потенциал, эстетическое понятие,
расширение кругозора учащихся,
активизировать наблюдательность учащихся, развивать у них образное
мышления.
(презентация); проектор для показа слайдов
Оборудование:
1.
Опорный конспект.
2.
Компьютер, проектор
3.
Презентация к уроку.
4.
Учебник Г. Сергеевой, Е. Критской «Искусство 8-9».
Ход урока:
1.
Организационный момент:
– приветствие, создание позитивного настроя на творческую работу.
2. Повторение пройденного материала.
а) архитектура нашего города ( презентация учащихся);
б) направления в современной архитектуре.
3.Фронтальный опрос по вопросам.
Вопросы:
- Как вы понимаете выражение «журнальная графика»?
(ответы обучающихся)
- Люди каких творческих профессий принимают участие в
оформлении современного журнала?
(ответы обучающихся)
- Какими умениями и навыками должен обладать современный
дизайнер? (ответы обучающихся)
- Какими журналами вы чаще всего интересуетесь и почему?
(ответы обучающихся)
- Какие приёмы усиливают впечатление от содержания журнала?
(ответы обучающихся)
- Как бы вы оформили обложку и странички любимого журнала и
почему? (ответы обучающихся)
4. Знакомство с новой темой урока.
Учитель:
- Сегодня мы поговорим о значении дизайна в нашей современной жизни. Но,
прежде, чем мы начнём об этом говорить, мне бы хотелось, чтобы вы
вспомнили значение слова «дизайн».
Вопрос: Итак, что же такое ДИЗАЙН?
Слайд 1
(дизайн - (англ. design — проект, замысел, чертеж, рисунок) — термин,
обозначающий различные виды проектировочной деятельности)
Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало
внимание людей.
На рубеже ХIХ—ХХ веков «дизайн» имеет английское происхождение, в
переводе означает «проект, замысел, чертеж,
рисунок».
Дизайнеры – это художники, осуществляющие художественное
конструирование и проектирование различных изделий, начиная от самой
серьезной техники до упаковки продуктов. На каждом производстве
дизайнеры стараются придать разным изделиям эстетическую ценность.
Существуют разные стили в дизайне и в архитектуре: классицизм, модерн,
минимализм, хай-тек, китч, этно – это далеко не полный перечень стилей,
существующих в дизайне интерьера и архитектуре.
- Сегодня мы познакомимся с разными стилями дизайна, узнаем
отличительные особенности каждого стиля (сообщение делают учащиеся с
небольшими презентациями):
Слайд 2 (запись в творческую тетрадь основных понятий на протяжении
знакомства с новой темой)
Бурный технический прогресс в ХХ векеопределил появление фабрик и
заводов, которые пришли на смену кустарным мастерским. На новом
производстве в изготовлении каждой вещи
стал принимать участие большой коллектив, выпуская одинаковые изделия
для массового покупателя. Дизайнеры старались оживить художественную
культуру и придать эстетическую ценность предметам быта.
Слайд 3
Классицизм, модерн, арт-деко, минимализм, хай-тек, китч, этно — это далеко
не полный перечень стилей, существующих в дизайне интерьера и
архитектуре.
Англия стала родиной нового стиля в искусстве — модерна. Модерн возник в
творчестве шотландского архитектора и дизайнера Чарлза Макинтоша (1868
—1928). Он создал свой собственный стиль интерьера и мебели, строгий,
изысканный, лаконичный, подчеркивающий утонченность и яркую
индивидуальность владельца.
- 3 -
Линии в модерне изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный
орнамент.
Этому стилю присуще максимальное выявление фактуры и пластических
возможностей материала.
В конструкции и украшении предметов быта художники, работающие в
стиле модерн, ориентировались на природные формы.
Слайд 4
В России в стиле модерн работали известные художники М. Врубель, С.
Малютин и др.
Достаточно посмотреть на особняки начала XX века, где все дизайнерские
элементы, начиная с витиеватых решеток и заканчивая орнаментом на стенах,
выполнены в одном стилевом решении. Создавая интерьер в стиле модерн,
дизайнер импровизировал, подчиняя все одной тематике.
Дизайнеры второй половины ХХ века проектировали предметы домашнего
обихода и мебель ярких, кричащих цветов и самых немыслимых форм.
Именно в это время появилась одноразовая посуда, являющаяся тоже
продуктом дизайна.
Слайд 5
Современные дизайнеры выполняют художественное проектирование
продукции всех производств, начиная от самой серьезной техники и машин и
заканчивая упаковкой для молока и йогуртов. Им принадлежат идеи, так
называемой, комплексной эстетизации пространства, которая выражается в
поиске
оптимального сочетания функций и формы серийно выпускаемых предметов:
мебели, телевизоров, радиоприемников, телефонных аппаратов,
светильников, предназначенных не только для создания комфорта в
повседневной жизни человека, но и для ее украшения.
Сегодня развитие дизайна привело к тому, что искусство, технологии и
промышленное производство образовали взаимовыгодное содружество, в
результате которого в искусстве появилось множество новых возможностей
самовыражения, а различные технологические процессы получили
эстетический смысл.
Слайд 6
Взаимосвязанными в ХХ веке оказались искусство и мода. Модельеры не раз
использовали в своих моделях мотивы большого искусства. В то же время и
мода подчас диктовала художникам некоторые идеи.
Например, известный испанский художник Сальвадор Дали (1904—
1989) разработал для популярного в Италии Дома мод
проекты женских шляпок в виде туфли.
Слайды 7,8
А демонстрации моделей одежды в крупных городах
превратились в настоящие театрализованные представления.
Слайд 9
Обувь в разных стилях дизайна женская и мужская.
Дизайн одежды спас положение в музыкальных театрах Италии и
Америки во второй половине ХХ в. В эти театры были приглашены мастера
авангардного искусства. Декораторам
и художникам по костюмам представилась возможность реализовать свои
самые смелые творческие замыслы при создании сценических костюмов для
персонажей опер и балетов.
5.Рассуждения и закрепление новой темы в проверочной работе.
Оценивание ответов (работа в мини группах).
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание:
- прочитать параграф в учебнике на стр. 152 -155;
- выписать в словарь определения следующих терминов: классицизм, модерн,
арт - деко, минимализм, хай-тек, китч, этно.
- выполнить художественно-творческое задание на стр.155:
Проверочная работа прилагается :
Проверочная работа к уроку
4.
5.
5. Кто автор картины «Идея шляпки в форме туфли»?
6. Родина стиля «Модерн» в искусстве
А) Франция Б) Англия В) Италия
7) Перечислите основные виды дизайна
Ключи:
1) проект, замысел, чертеж, рисунок
2) классицизм, модерн, арт-деко, минимализм, хай-тек, китч, этно.
3) Б
4) 1 – прованс
2 – готика
3 – барокко
4 – хай-тэк
5 – китч
5) Сальвадор Дали
6) Б
7) Графический, индустриальный, дизайн среды, дизайн имиджа.
Критерий оценивания:
Выполнены задания на 7 вопросов- оценка «5»
Выполнены задания на 5,6 вопросов- оценка «4»
Выполнены задания на 4 вопроса - оценка «3»
Источник:
Искусство, 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций /
Г.П. Сергеева, И.Э Кашекова, Е. Д. Критская, - 8-е изд,- М.: Просвещение,
2017.