Автор: Михайлова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ детский сад
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Знакомство с космосом"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Знакомство с космосом»
Для детей младшей группы.
Подготовила и провела: воспитатель Михайлова О.А.
Апрель 2017г.
Проблема: дети не знакомы с праздником – «День космонавтики», не знают о первом
полёте Юрия Алексеевича Гагарина в космос, о самом космосе. Для решения этой
проблемы возник этот проект.
Обоснование проблемы:
1. Родители уделяют недостаточное внимание российским праздникам, а именно, Дню
космонавтики.
2. У детей нет знаний о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о
существовании праздника в России - День космонавтики.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: дети младшей группы, педагоги, родители.
Цель: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики.
Задачи:
1. Дать знания детям о российском празднике - День космонавтики, о космосе, о
первом космонавте Ю.А.Гагарине.
2. Развивать у детей речь, мышление, творческое воображение, моторику рук.
Развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности.
Вызвать интерес и эмоциональный отклик к теме космос. Активизировать словарь:
планета, космос, ракета, скафандр, Луна, космонавт.
3. Прививать детям любовь и чувство гордости к своей стране, уважение к людям,
работающим в космосе.
Планируемые результаты.
1.Заинтересованность детей темой космоса, проявление их познавательной
активности и эмоционального отклика от деятельности.
2.Дети получают новые знания по теме, рассматривая иллюстрации, участвуют в
беседах, задают вопросы; конструируют из строительного материала (мягкие модули),
конструктора (Лего), ракеты по образцу и по своему представлению, проявляют
творчество в аппликации, играют в сюжетно-ролевую игру, отгадывают загадки.
3.Участвуют в совместной творческой деятельности (рисовании) с родителями.
Продукт проектной деятельности:
Коллективная работа детей «Космическое путешествие»;
Выставка работ детей, сделанных совместно с родителями «Этот
удивительный космос».
План реализации проекта (этапы):
Содержание
деятельности
Сроки, задачи
Средства
1.Изучение методической
литературы.
2. Изготовление для детей
альбома с иллюстрациями
о космосе.
3.Подборка стихов и
загадок.
4.Составление конспектов
консультаций для
родителей.
1.Подготовительный
этап. 10.04.2017г.
Создать необходимую
базу для
осуществления
проекта
Интернет, методическая
литература
-Рассматривание
иллюстраций с детьми.
-Беседы с детьми.
-Коллективная работа-
аппликация с детьми.
-Просмотр мультфильмов.
-Сюжетно-ролевая игра.
-Подвижные игры.
-Пальчиковые игры.
-Дыхательная гимнастика.
-Физкультминутка.
-Консультации с
родителями: «Детям о
космосе», «Знакомим
ребенка с космосом».
2.Основной этап.
11.04.2017г. -
13.04.2017г.
Осуществление
мероприятий проекта
с детьми и
родителями.
ОО «Познавательное
развитие»,
«Речевое развитие»
Рассматривание иллюстраций
по теме «Космос».
Беседы с детьми «Какое бывает
небо?», «Знакомство с
космосом».
Сюжетно–ролевая игра «Полёт в
космос».
ОО «Художественно-
эстетическое развитие»
Коллективная работа-
аппликация с детьми
«Космическое путешествие».
Чтение стихотворений,
загадывание загадок на тему
«Космос».
Выкладывание из счетных
палочек, (или из
геометрических фигур); ракеты,
звездочки, самолета, солнышка.
Просмотр мультфильмов «Белка
и Стрелка», «Лунтик» серия
«Космическое путешествие».
ОО «Физическое развитие»
Подвижные игры: «Солнышко и
дождик», «Солнечные зайчики»,
«Летает – не летает».
Пальчиковая гимнастика
«Тучки», «Солнышко светит».
Дыхательная гимнастика
«Ветерок».
Физкультминутка «Ракета».
Презентация для детей и
родителей
3. Заключительный
этап. 14.04.2017г.
Подведение итогов
проекта
Презентация для детей и
родителей
-коллективной работы детей
«Космическое путешествие»;
-выставки работ детей,
сделанных совместно с
родителями «Этот удивительный
космос».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Конспект беседы с детьми
на тему «Какое бывает небо?»
Задачи. Оживить в памяти детей целостный образ неба, явлений на небе, активизировать
эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Активизация
всех психических процессов путем вопросов к детям. Обогащение словарного запаса.
Ход беседы:
Воспитатель:
Дети, каждый день мы выходим на улицу и смотрим на…(ответы детей). Поднимая голову вверх, мы
узнаем, пасмурно сегодня или ясно, облачно или дождливо. Что же такое небо? (ответы детей).
Показывает иллюстрацию. А теперь послушайте стихотворение о небе:
Черное, алое, синее, красное
Небо бывает разнообразное.
Утро и вечер красным подсвечены.
Черное ночью, когда гаснут свечи,
Лампы, фонарики и фонари
Звезды с луною ты видишь. Смотри.
Утро. И солнышко лучики шлет,
Снова синеет наш небосвод.
Воспитатель:
Небо – это огромное пространство над землей. Небо – это все пространство, которое мы видим над
головой. Скажите ребята, а каким бывает небо? (ответы детей).
Воспитатель:
Днем оно светлое, голубое или синее. В ясные дни на небе сияет солнце. Ночью небо темнеет,
становится черным, украшенным звездами и месяцем. И днем и ночью по небу плывут облака, но
иногда небо бывает чистым, ясным, безоблачным. Облака - это скопление крошечных капелек воды
или малюсеньких льдинок (в холодное время года, водяной пар, сгустившийся в атмосфере). Водяной
пар всегда есть в воздухе. (По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы,
обобщает их, обязательно показывает наглядный материал – какое бывает небо: ясное, хмурое,
черное, звездное, солнечное, облачное, что бывает на небе: радуга, дождь, гроза, молния, облака и т.д.
В процессе беседы воспитатель задаёт вопросы: Почему небо бывает черное, хмурое? Что есть на
небе? На что похожи облака? Используемые приемы словарной работы - объяснение воспитателем
значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем. Закончить беседу можно
чтением стихотворения или загадыванием загадки:
Ничего нет неба выше,
Там гуляют облака.
Небо дуновеньем дышит,
В небе звёзды с далека
Словно бусинки мерцают
Украшая небосклон,
А под утро исчезают,
Растворяясь будто сон.
В небе вольно веют птицы,
Крылья только им даны,
Но бывает людям снится:
Над землёй летят они.
Справа небо, слева небо,
Ну, а ты летишь, летишь:
Толи быль, а толи небыль,
Сразу и не различишь!
Как цветочки незабудки -
Нежно - голубое.
Иногда, как васильки,
А порой, как море!
Но бывают дни, когда,
Злится и темнеет,
Вот тогда меняет цвет -
Хмурится, чернеет.
Ночью - в ярких звездочках,
Днем - с лучистым солнышком!
С облаками, цвета снега...
Что же это? Это ж... ( Небо.)
Приложение 2.
Конспект беседы с детьми
на тему «Знакомство с Космосом»
Задачи. Дать детям первичные знания о космосе, планетах Земля, Луна, Солнце, космических
кораблях, первом полёте в космос Ю.А.Гагарина.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление; активизировать в речи слова планета,
космос, ракета, скафандр, Луна, космонавт. Вызвать интерес и эмоциональный отклик к данной теме.
Воспитывать любовь и чувство гордости к своей стране, уважение к людям, работающим в космосе.
Материал: Альбом с иллюстрациями о космосе.
Ход беседы:
Звездное небо
Черный бархат неба
Звездами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит. (Р. Алдонина)
Беседа сопровождается показом иллюстраций.
Звездное небо видел каждый. Огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать. А что ещё
мы видим на небе? (Ответы детей) Правильно, ночью – Луну, а днём – Солнце. Луна – это планета.
Луна
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны! (Р. Алдонина)
Луна – спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Ее можно наблюдать даже невооруженным
глазом, а в небольшой бинокль на поверхности Луны можно заметить темные протяженные пятна,
которые были названы морями.
На Луне нет ни воды, ни воздуха. Днем там очень жарко, а ночью мороз. Поэтому жить там
невозможно никому: ни растениям, ни животным, не человеку.
Луна светит потому, что ее освещает Солнце. С Земли мы видим ее то круглой, то в виде серпа,
иногда ее совсем не видно. Мы видим только ту часть, на которую падают солнечные лучи.
Солнце
Солнце
Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка,
Сядь на пенек, погуляй весь денек.
Солнце – это ближайшая к Земле звезда, но до нее все равно очень далеко.
Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем: это смена дня и ночи, наступление зимы
или лета. Оно очень горячее и яркое. Даёт нам своё тепло и свет. Без Солнца не было бы и жизни на
Земле.
А вот так (показываю иллюстрацию) выглядит наша Земля из космоса. На какую фигуру она похожа?
(Ответы детей) Голубой цвет на Земле – это моря, зелёный и коричневый – суша, а белый – это
облака. Наша планета Земля очень красивая. На Земле живут растения, животные, люди потому что
на нашей планете не сильно холодно и не сильно жарко, есть воздух и вода. А на других планетах нет
жизни.
Старт корабля
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до Солнца долететь.
И всерьез, не понарошку
Познакомиться с Луной,
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой. (С. Баруздин)
Чтобы изучать звезды и планеты, а также наблюдать за Землей из космоса, люди придумали
космические корабли. Они отправляют их далеко от Земли с различными научными целями.
Космическая ракета – это сложная конструкция, в создании которой участвовали специалисты самых
разных профессий. Одни готовили двигатели, другие строили каркас корабля, третьи работали с
научными приборами.
Первыми в космос на ракете полетели собаки Белка и Стрелка и благополучно вернулись на Землю. А
после них 12 апреля 1961 года впервые полетел в космос наш космонавт Юрий Гагарин. С тех пор мы
каждый год в этот день отмечаем праздник: « День космонавтики». А после Юрия Гагарина в космос
летали сотни космонавтов. Это очень смелые, сильные и умные люди, они долго готовятся к полёту:
изучают ракету, занимаются спортом.
Приложение 3.
Конспект НОД
Коллективной работы-аппликации на тему:
«Космическое путешествие»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
С детьми младшей группы
Цель: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Космическое путешествие».
Задачи:
Учить детей составлять изображение ракеты из готовых форм (квадрата, треугольника,
кружков). Закрепить навык наклеивания готовых форм, аккуратное пользование клеем,
кисточкой.
Развивать мелкую моторику рук, чувство формы и композиции, умение взаимодействовать
друг с другом в совместной деятельности.
Воспитывать любознательность, уверенность в себе.
Предварительная работа:
Беседа о космосе (открытки, фотографии, иллюстрации). Подвижные игры «Солнышко и дождик».
Выкладывание ракеты из разных предметов (карандашей, счетных палочек).
Оборудование.
Лист картона фиолетового цвета, бумажные формы – квадраты, треугольники, кружочки, клей,
кисточки, салфетки матерчатые. Иллюстрации с изображением ракеты.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое
развитие,
Ход деятельности.
Воспитатель загадывает загадку: голубая простыня весь свет покрывает (Небо). А когда небо
бывает голубым? (Днём) А ночью небо какого цвета? (Чёрное, тёмно-синее, тёмно-фиолетовое)
Правильно, ребята, ночью мы видим тёмное небо. У нас на Земле день сменяет ночь, а в космосе
всегда темно.
Воспитатель открывает лист картона тёмно-фиолетового цвета с изображёнными на нем
Солнцем, Землёй и Луной. Ребята, как вы думаете, что это за планеты? (Ответы детей) Людям всегда
было интересно узнать, что происходит в далёком космосе. И для этого они стали строить
космические …(дети договаривают) ракеты.
Показывает иллюстрацию ракеты на старте, рассматривают, из каких частей состоит ракета.
Воспитатель составляет на магнитной доске изображение ракеты из геометрических форм (корпус
– прямоугольник, нос-треугольник, треугольные крылья, круглый иллюминатор).
Получилась у меня ракета? (Ответы детей) А вам бы хотелось сделать свою ракету и запустить в
космос? (Ответы детей)
Физкультминутка «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
(Встают на носки, поднимают руки)
Улетаем на ракете.
(Вверх и тянутся как можно выше )
На носки поднимитесь,
А потом руки вниз.
( Плавно опускают руки вниз).
Раз, два, три! Потянись.
( Тянутся вверх).
Вот летит ракета ввысь!
( Бегут на месте легким бегом).
Воспитатель: Теперь ребята мы готовы к работе, занимайте свои места. Обращает внимание детей
на детали, подготовленные для работы. Дети составляют аппликации, наклеивают вначале на
белые листы бумаги. Затем после высыхания работ, воспитатель вырезает готовые ракеты, дети
наклеивают свои ракеты, звёздочки в произвольном порядке на фон. Воспитатель собирает всех
детей вокруг работы и подводит итог совместной деятельности.
Ребята, нравится вам наша работа? (Ответы детей). Что мы с вами сделали? (Ответы детей). А куда
летят ваши ракеты? (Индивидуальные ответы детей) Мне тоже очень понравилась, а ещё мне
понравилось, что мы старались, делали аккуратно, работали вместе и дружно.
Пальчиковая гимнастика «Космонавт» .
В тёмном небе звёзды светят,
(Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете.
(Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
(Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря.
(Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
(Ладони над головой «крышей»).
Приложение 4.
Чтение стихотворений, загадывание загадок на тему «Космос»
Стихи:
Земля. Яков Аким
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Свети нам, солнышко, свети…
Яков Аким
- Свети нам, солнышко, свети,
Легко с тобой живётся!
И даже песенка в пути
Сама собой поётся.
От нас за тучи-облака
Не уходи, не надо!
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады.
- Свети нам, солнышко, свети,
Не уходи за тучки!
На ярком солнце у ежей
Быстрей растут колючки.
-Напрасно пущена молва,
Что солнце нас тревожит.
Лягушка изредка - ква-ква,
Погреться любит тоже!
- Свети нам, солнышко, свети,
Проснувшись утром рано.
Пока ты здесь - не улетим
На юг, в чужие страны.
Путешествие по Луне
Джанни Родари
-У лунного моря
Особый секрет, -
На море оно не похоже.
Воды в этом море
Ни капельки нет,
И рыбы не водятся тоже.
В волны его
Невозможно нырнуть,
Нельзя в нём плескаться,
Нельзя утонуть.
Купаться в том море
Удобно лишь тем,
Кто плавать
Ещё не умеет совсем!
ЮРИЙ ГАГАРИН
Спросил я у папы однажды:
"А кто такой Юрий Гагарин?
Наверное, он очень важный,
А я про него мало знаю..."
И папа тогда мне ответил:
"Я рад, что об этом меня ты спросил,
Он летчик отважный и смелый,
Прославил страну на весь мир.
Гагарин был первым на свете,
Кто в космос однажды полет совершил.
Мальчишкам на нашей планете
Мечту космонавтами стать подарил".
Теперь я горжусь тем, что знаю,
Кем же был Юрий Гагарин.
Спросите меня, отвечу вам гордо:
Он - космонавт, первым вышедший к звездам
Стать космонавтом я хочу,
Гагарин мне пример.
Он первый в космос полетел
Тогда в СССР.
С волненьем слушал целый мир-
Не чудо ли для всех?!-
Впервые в космос полетел
Советский человек!
С тех пор прошло немало лет.
Привыкли мы к тому,
Что побывать случилось там
Уже не одному.
День космонавтики у нас.
Я тоже так хочу-
Мне надо только подрасти-
И в космос полечу!!!
Автор – Татьяна Шапиро
Юрий Гагарин
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель!
(В. Степанов)
Космонавт
В темном небе звезды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.
( В. Степанов)
Луна
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны! (Римма Алдонина)
Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка,
Сядь на пенек, погуляй весь денек.
Старт корабля
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до Солнца долететь.
И всерьез, не понарошку
Познакомиться с Луной,
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой. (С. Баруздин)
Загадки
Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля)
Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)
В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит.
(Солнце)
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, Ей не до сна,
В небе светит нам ...(Луна)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
(Солнце)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …
Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт …
(Гагарин)
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на…
(Ракете)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам …
(Луна)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
(Космос)
Приложение 4.
Подвижные игры
«Солнышко и дождик»
1.Цель: Развивать умение детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро
реагировать на сигнал.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Когда воспитатель говорит солнышко – все гуляют, играют,
дождик – быстро убегают на места.
Дождик, дождик, веселей-
Капай, капли не жалей,
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
2.Цель: Развивать восприятие контрастных настроений в музыке, учить различать образный характер
музыки, угадывать погоду.
Ход игры: Воспитатель включает музыку и в соответствии с ней показывает на фланелеграфе
картинки ( солнышко и дождик), сопровождая показ рассказом: «На полянку выглянуло солнышко,
дети вышли гулять. (Звучит муз.образ «солнышко».) Вдруг появилась тучка, закапал дождик, дети
побежали прятаться. (Звучит муз.образ «дождик».) Можно использовать большой зонт.
«Солнечные зайчики»
Цель: Учить выполнять разнообразные движения, развивать зрительные ощущения, формировать
представления о свете и темноте.
Материал: зеркальце.
Ход игры: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окошко, поймайте с помощью зеркальца лучик
и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульям…
Предложите дотронуться до светового пятна – поймать солнечного зайчика.
Солнечные зайчики
Скачут по стене,
Солнечные зайчики,
Скачут в тишине.
Яркий лучик солнышка
Зайчиков пустил.
Девочек и мальчиков
Лучик разбудил.
«Летает -не летает»
Цель: развивать мышление, внимание, быстроту реакции.
Ход игры: Взрослый перечисляет различные предметы. Если предмет летающий, то дети должны
выпрямить руки в стороны, если не летающий, то надо присесть.
Приложение 5.
Пальчиковая гимнастика
«Тучки»
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
(Упражнения выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом
поднимают их вверх и тянутся как можно выше).
Пальчиковая гимнастика «Космонавт» .
В тёмном небе звёзды светят,
(Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете.
(Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
(Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря.
(Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
(Ладони над головой «крышей»).
Приложение 6.
Сюжетно – ролевая игра
«Полет в космос»
Цель: Дать знания детям о работе космонавтов, о полетах в космос; воспитывать любознательность,
желание быть похожими на космонавтов; активизация словаря. Формирование умения выполнять с
помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетом.
Игровой материал: мягкий строительный материал, игрушки, атрибуты для игры, иллюстрации.
Ход игры: Для развития интереса к игре с детьми рассматриваем иллюстрации «Космонавты», в
энциклопедиях, книгах, беседуем с ними о космических профессиях, о качествах, которыми должен
обладать космонавт. Обсуждаем с детьми характеристики людей – космонавтов. Командир корабля -
спокойный и уверенный, сообщает на Землю о результатах наблюдений в космосе; диспетчер
принимает информацию с космоса и передает на корабль. «Полет в космос» может включать
следующие моменты: тренировка космонавтов, осмотр врача, посадка в ракету, пуск корабля, работа в
космосе, сообщения с борта корабля, управление полетом с Земли, приземление, встреча на Земле,
медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении
космического полета.
Затем предложить детям построить ракету из строительного материала.
При сооружении ракеты он выделяем ее части нос, люки, отсеки,
иллюминаторы, пульт управления и т.д. Сначала воспитатель берет на себя роль космонавта, затем
предлагает детям (командир корабля, космонавт). Поощрять желания детей самостоятельно
подбирать игрушки и атрибуты для обыгрывания, использовать предметы – заместители.
Приложение 7.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»:
тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
(Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы
трубочкой и долго дуем, как ветерок. Следить за тем, чтобы рот был закрыт при вдохе. Повторить 4-5
раз).
Физкультминутка «Ракета»
Раз-два, стоит ракета.
(ребенок поднимает руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет.
(разводит руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца
(круг руками)
Космонавтам нужен год.
(берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно
(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет
(сгибает руки в локтях)
Пролетая над землею
(разводит руки в стороны)
Ей передадим привет .
(поднимает руки вверх и машет)
Приложение 8.
Консультация для родителей на тему: «Знакомим ребенка с космосом».
«Земля»
Космос - это огромное пространство без конца и края, которое окружает пашу планету. В этом
пространстве движутся звезды, вокруг них кружатся планеты.
Земля - это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар
(рассмотреть с детьми глобус или иллюстрации с изображением планет). Большая часть Земли
покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна - это облака, снег и лед. Суша - это огромные
пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой.
Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить
на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и
воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.
«Почему Луна превращается в месяц?»
Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через
несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится
все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если
серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем.
Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого
вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет». Для
объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до
круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус,
какой-нибудь источник света, например, свеча и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как
Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны.
Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то
частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны
(рассматривание иллюстраций с изображением луны, месяца).
«Планеты и звезды».
Наша Земля – это огромный шар. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета,
называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы
никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс,
Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Меркурий, Нептун, Плутон. Кроме планет, существуют звезды.
Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда, это раскаленный газовый
шар, источник света, тепла и жизни в Солнечной системе. Оно расположено близко к Земле, поэтому
мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они
светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для
того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в
темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет
звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце (наблюдение за солнцем и звездами на улице
во время прогулок с ребенком). Поэтому звезды можно увидеть только ночью. Спойте с малышом
песенку «Солнышко»:
Вот как солнышко встает-
Выше, выше, выше!
(Дети медленно поднимают опущенные руки, встают на носки.)
К ночи солнышко зайдет –
Ниже, ниже, ниже.
(Дети медленно опускают руки.)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется.
А под солнышком всем
Весело поется.
(Дети свободно приплясывают.)
Можно поиграть в игру «Солнечные зайчики», используя зеркальце. А также в подвижную игру с
элементами пальчиковой гимнастики «Солнышко и дождик»:
Солнышко на небе
Весело сияет.
Весело сияет,
Деток согревает.
(Дети поднимают руки и машут раскрытыми ладошками из стороны в сторону.)
Дождик понемножку
Намочил дорожки.
Кап –кап , кап-кап.
(Дети стучат пальчиком по ладошке.)
Намочил дорожки.
(Легко потряхивают кистями рук.)
Дождик, ты нас не пугай,
(Грозят пальчиком.) Ты нас, дождик, догоняй(Бегут врассыпную.)