Автор: Серегина Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ
Населённый пункт: город Кисловодск
Наименование материала: статья
Тема: Специфика применения форм и методов обучения природоведению детей с нарушением зрения.
Раздел: начальное образование
Специфика применения форм и методов обучения природоведению детей
с нарушением зрения.
Коррекционная
направленность
методов
обучения
определяется
набором
специальных
(коррекционных)
приемов
и
сочетанием
их
с
общедидактическими приемами обучения учащихся.[7]
Кратко
охарактеризуем
т радиционные
методы
о бу ч е н и я
природоведению
и
специфику
их
применения
для
детей
с
нарушением
зрения.
К числу наиболее распространенных словесных методов обучения и
получения информации относятся беседа и рассказ учителя.
Беседа как
важный
источник
получения
природоведческих
знаний
предусматривает
целенаправленный
подбор
вопросов,
адресующихся
главным образом к мыслительной деятельности учащихся.
Во время беседы последовательно проводится индивидуальный подход
к
ученикам.
При
этом
учитывается
степень
подготовленности,
наличие
интереса,
время
наступления
и
степень
расстройства
зрения,
наличие
осложнений
нарушения
зрения
другими
дефектами.
В
целях
коррекции
дефектов зрительного восприятия окружающего в беседу вводятся вопросы,
уточняющие зрительные представления частично зрячих и ослепших. Им
бывает полезно задавать вопросы относительно того, как выглядит предмет,
какие
изменения
происходят
в
окружающем.
Для
полностью
слепых
и
никогда не видевших эти вопросы имеют значение, так как они дают знания о
предметах
и
явлениях.
Вводятся
вопросы,
основанные
на
осязательно-
двигательных и слуховых образах. Ответы на эти вопросы легко даются
незрячими.
Слабовидящих
эти
вопросы
и
ответы
на
них
учат
обращать
внимание на соответствующие стороны предметов и явлений.
При проведении бесед со слепыми нельзя ограничиваться той степенью
конкретизации, которая имеет место при работе с зрячими. Особенно это
касается тех случаев, когда речь идет об изучении нового материала. При
проведении
бесед
демонстрируются
как
натуральные
объекты,
так
и
их
изображения
в
виде
моделей
и
рельефов.
Иногда
демонстрируются
красочные и четкие рисунки и картины, приготовленные для слабовидящих.
В подходящих случаях используется звуковая конкретизация.
Также
к
словесным
методам
обучения
природоведения
относятся
рассказ и объяснение, которые применяются при изучении многих тем.
Рассказ
учителя –
это
метод
устного
изложения
ученикам
новых
знаний при условии, когда такое изложение занимает лишь часть урока.
Особенность
использования
этих
методов
при
работе
с
незрячими
и
слабовидящими состоит в том, что при описании и повествовании учитель не
только сообщает ученикам знания, но даёт и живые образы (осязательный,
слуховой,
зрительный),
уточняет
конкретные
и
пространственные
представления о предметах и явлениях. Так, например, дав описание горы со
снежными
вершинами,
моря
в
тихую
и
бурную
погоду
и
т.п.,
учитель
подробно рассказывает, как их видят зрячие. После этого учитель читает
стихотворные
и
прозаические
отрывки
из
художественной
литературы
(«Кавказ» А.С. Пушкина, «Картины моря» А. М. Горького и др.). Затем
незрячие
дети
с
помощью
осязания
изучают
макеты
гор,
слабовидящие
рассматривают
изображения;
включается
звукозапись
с
шумом
моря.
И
только
потом
учащиеся
рассказывают
личные
впечатления
о
горах,
о
поездках к морю.[6]
Важнейшим методом преподавания природоведения
является наглядное обучение. Использование средств наглядности при
обучении детей с нарушением зрения имеет особое значение. С их помощью
ликвидируются обусловленные дефектом зрения проблемы в знаниях,
формируются адекватные представления об окружающем, осуществляется
коррекция и компенсация нарушений зрения.
При
отборе
наглядного
материала
к
уроку
учитель
должен
для
обследования
предложить
детям
такие
объекты,
которые,
во-первых,
соответствуют
изображаемому
реальному
предмету,
точно
передавая
необходимые свойства; во-вторых, содержат достаточный набор характерных
признаков, доступных для восприятия всеми сохраненными анализаторами.
Они
должны
иметь
характерную
форму,
яркую
цветонасыщенность
(для
детей
с
остаточным
зрением),
отличительный
характер
поверхности,
соответствующий запах вкус и т.д.
Наглядность используется на всех этапах обучения. Однако на каждом
из них ее применении имеет свою специфику. Так, например, в начальной
школе место и роль наглядности более значительны, так как у детей этого
возраста преобладает конкретно-образное мышление, и они имеют весьма
ограниченный чувственный опыт.
Поэтому у школьников в первую очередь нужно развивать предметно-
практическую деятельность.
Учитель должен решать следующие основные задачи:
-
ф о рм и р о ват ь
н а в ы к и
о р и е н т а ц и о н н ы х
д е й с т в и й
п р и
целенаправленном обследовании объекта;
-
развивать
умение
расчленять
объекты
на
части,
выделять
их
структуру, соотносить части и их особенности, объединять части в целом;
- формировать сенсорные эталоны с помощью предметных образов;
- вырабатывать навык сопоставления образов.
Восприятие
незнакомых
и
малознакомых
объектов
учитель
должен
сопровождать словесным объяснением и контролировать действия учащихся.
Формирование правильных представлений о природных объектах не должно
ограничиваться
только
усвоением
определенных
знаний,
конкретностью
образов, показом связи с окружающей средой, системой взаимосвязи и т.д.,
но
очень
важно
вывести
незрячего
ребенка
на
поисковую
деятельность,
ориентировочные
действия,
использовать
в
работе
сохранную
чувствительность.
А
для
закрепления
навыков,
полученных
на
занятиях,
нужно привлекать и родителей. Для них необходимо проводить «беседы-
консультации». Например, как правильно обследовать животных, растения и
т.д.[5]
К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения.
Наблюдение –
это
непосредственное
целенаправленное
восприятие
предметов и явлений природы различными органами чувств. Остановимся на
организации ряда наблюдений. Из дальнейших примеров будет видно, что
некоторые
наблюдения
незрячие
осуществляют
так
же,
как
и
их
зрячие
сверстники. В других случаях наблюдается техническое своеобразие и т. д.
Например, во время наблюдений за атмосферными явлениями слепые шире,
чем зрячие, пользуются слухом и осязанием. Небольшой лист жести дает
возможность
определить,
с
какой
частотой
идет
дождь.
При
работе
со
слепыми
используется
сравнительно
большего
размера
дождемер,
а
измерительный стакан его – уже. У флюгера должен быть вертикальный
стержень,
расположенный
внизу.
Он
указывает
направление
флюгера
на
размеченном круге.[4]
Учащиеся
широко
привлекаются
к
ведению
классных
календарей
погоды. Постепенно совершенствуются методы, приемы и техника. Так, для
ведения
календаря
погоды
слепыми
детьми
можно
использовать
кусок
фанеры (70-70 см). На горизонтали обозначаются дни, а на вертикали –
недели. Для вкладывания жетонов условных обозначений погоды к фанере
прикрепляется
полотно
с
карманчиками
на
пересечении
горизонталей
и
вертикалей. Для определения температуры (без участия зрения) пользуются
спиртовым и металлическим термометрами, приспособленными для работы
без зрения.[1]
Систематические наблюдения за неживой природой осуществляются
слепыми
учениками
почти
без
затруднений.
Работа
проводится
как
со
зрячими; зрение заменяется другими анализаторами. Сложнее дело обстоит с
некоторыми систематическими наблюдениями за живой природой. К ним
могут
быть,
например,
отнесены
наблюдения
незрячих
за
рыбами
в
аквариуме. Здесь приходится ограничиваться тем, что доступно для учеников,
например. ознакомлением с чучелами, моделями, рельефными рисунками и т.
д.
При
наблюдении
частично
зрячих
за
рыбами
на
стеклянных
стенках
аквариума
делают
приспособления,
к
которым
с
внешней
стороны
прикрепляют
контрастные
фоны,
рамки
с
дополнительным
матовым
освещением и т. п. [4]
Одна
из
ведущих
форм
учебной
работы
по
природоведению
–
экскурсия. Известно,
что
и
растения
и
животные
ярче
воспринимаются
детьми, если наблюдаются ими в естественных условиях. В организации
экскурсий руководящая роль остается за учителем. Но ученики, которые
имеют остаточное зрение, могут помогать своим товарищам ориентироваться
во время экскурсии. Кроме того, они могут давать описание внешнего вида
предметов и явлений.
При
проведении
экскурсии
необходимо
соблюдать
продуманную
последовательность. В начале экскурсии желательно дать представление обо
всем объекте или явлении в целом. При проведении экскурсии необходимо
останавливаться
лишь
на
характерном,
наиболее
существенном.
Следует
избегать
излишней
детализации.
Для
ознакомления
предлагается
то,
что
просто и удобно обследовать. Каждую экскурсию желательно заканчивать
краткой обобщающей беседой с детьми (куда ходили, что наблюдали, что
обследовали,
что
узнали,
что
принесли
с
собой
и
т.
д.).
Целесообразно
проведение различных работ по воспроизведению (лепка, моделирование и т.
п.).
Недостаточное
внимание
частично
зрячих
к
тем
сторонам
объектов,
которые
могут
быть
познаны
с
помощью
слухового
и
тактильно-
двигательного восприятия, компенсируется вниманием к этим вопросам со
стороны слепых. Частично зрячие помогают незрячим и ослепшим дополнить
их непосредственное восприятие тем, что дает зрение.
Особое место в курсе природоведения занимают предметные уроки. В
условиях
работы
со
слепыми
и
слабовидящими
детьми
их
значение,
безусловно, возрастает. Это связанно с тем, что именно на таких уроках
осуществляется
коррекционно-педагогическая
работа.
Предметный
урок
обязательно предполагает изучение предмета в натуре. Натуральный предмет
по сравнению с его изображением в педагогическом отношении имеет много
существенных преимуществ. Предмет в натуре дает возможность ребенку
получить о нем разностороннее впечатление и не пассивным, а действенным
путем. Чем больше ощущений получит ребенок, воспринимая предмет, тем
богаче и отчетливее будет его представление о нем.
Первые знания о птице, звере, рыбе и т. д. дети с нарушением зрения
должны
получить
на
предметных
уроках,
на
которых
по
возможности
используются живые животные и чучела, для основного ознакомления с
внешним строением животных, с основными частями их тела и т. д. В школе
для детей с нарушением зрения изучение предмета в натуре существенно
важно еще и потому, что у детей формируются правильные представления о
действительности. От чувственного восприятия, от предмета к слову – это тот
путь,
которым
следует
идти
при
первоначальном
обучении
детей
с
нарушением зрения [3]
Свою
специфику
имеют
и практические
занятия для
детей
с
нарушением зрения на пришкольном участке.
Незрячие дети обычно очень охотно вместе с учителем делают грядки,
очищают землю от сора, сеют, сажают и т. п. Задача учителя заключается в
том,
чтобы
практические
занятия
детей
на
участке
не
превращались
в
простое «делание» (упражнения в мускульной деятельности). Необходимо
умело сочетать их с умственной деятельностью детей, помочь им накопить
элементарные знания, умения и связанные с ними слова и словесные обороты
речи (лейка – лейкой поливают растения; лопата – лопатой копают землю и т.
д.).
Таким
образом,
практические
занятия
детей
на
участке
будут
содействовать развитию конкретных представлений и образного мышления.
[2]
Исходя
из
выше
сказанного,
надо
отметить,
что
незрячие
и
слабовидящие дети обладают огромными компенсаторными возможностями,
которые
реализуются
в
условиях
специального
обучения.
При
выборе
методических приемов учитываются характер и структура дефекта, возраст, в
котором он возник, уровень и потенциальные возможности психического
развития,
разнообразные
осложняющие
развитие
ребенка
нарушения
функций.
Коррекционная
работа
на
уроках
природоведения
носит
направленный
характер
и
предусматривает
систему
специфических
упражнений, способствующих развитию приемов и способов восприятия,
действенного,
активного
наблюдения
окружающей
действительности
с
помощью
сохранных
анализаторов
и
остаточного
зрения,
формированию
предметных
представлений,
значения
слов
в
речи
учащихся,
развитию
самостоятельной
мыслительной
деятельности,
а
также
приобретению
трудовых и практических навыков.
Список литературы:
1.
Георгиевская О. И. Из опыта ведения календаря погоды.- В сб.:
Обучение и воспитание слепых детей. – М.: Учпедгиз, 1956.
2.
Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и
трудовой деятельности. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
3.
Коваленко Б. И., Коваленко Н. Б., Куличева Н. И. Тифлопедагогика. –
М.: Педагогика, 1975.
4.
Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности учащимися школы
слепых. – М.: Педагогика, 1969.
5.
Погорелова Н. А. Формирование познавательных интересов младших
школьников в процессе изучения природоведения во 2 классе: Учебное
пособие. - Свердловск: Свердловский педин-т, 1983.
6.
Соколова А. В. Использование средств наглядности в школе
слабовидящих: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
7.
Тупоногов Б. К. Коррекционная направленность методов обучения
детей с нарушением развития// Дефектология. - №3. – 2001.