Напоминание

Специфика применения форм и методов обучения природоведению детей с нарушением зрения.


Автор: Серегина Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ
Населённый пункт: город Кисловодск
Наименование материала: статья
Тема: Специфика применения форм и методов обучения природоведению детей с нарушением зрения.
Раздел: начальное образование





Назад




Специфика применения форм и методов обучения природоведению детей

с нарушением зрения.

Коррекционная

направленность

методов

обучения

определяется

набором

специальных

(коррекционных)

приемов

и

сочетанием

их

с

общедидактическими приемами обучения учащихся.[7]

Кратко

охарактеризуем

т радиционные

методы

о бу ч е н и я

природоведению

и

специфику

их

применения

для

детей

с

нарушением

зрения.

К числу наиболее распространенных словесных методов обучения и

получения информации относятся беседа и рассказ учителя.

Беседа как

важный

источник

получения

природоведческих

знаний

предусматривает

целенаправленный

подбор

вопросов,

адресующихся

главным образом к мыслительной деятельности учащихся.

Во время беседы последовательно проводится индивидуальный подход

к

ученикам.

При

этом

учитывается

степень

подготовленности,

наличие

интереса,

время

наступления

и

степень

расстройства

зрения,

наличие

осложнений

нарушения

зрения

другими

дефектами.

В

целях

коррекции

дефектов зрительного восприятия окружающего в беседу вводятся вопросы,

уточняющие зрительные представления частично зрячих и ослепших. Им

бывает полезно задавать вопросы относительно того, как выглядит предмет,

какие

изменения

происходят

в

окружающем.

Для

полностью

слепых

и

никогда не видевших эти вопросы имеют значение, так как они дают знания о

предметах

и

явлениях.

Вводятся

вопросы,

основанные

на

осязательно-

двигательных и слуховых образах. Ответы на эти вопросы легко даются

незрячими.

Слабовидящих

эти

вопросы

и

ответы

на

них

учат

обращать

внимание на соответствующие стороны предметов и явлений.

При проведении бесед со слепыми нельзя ограничиваться той степенью

конкретизации, которая имеет место при работе с зрячими. Особенно это

касается тех случаев, когда речь идет об изучении нового материала. При

проведении

бесед

демонстрируются

как

натуральные

объекты,

так

и

их

изображения

в

виде

моделей

и

рельефов.

Иногда

демонстрируются

красочные и четкие рисунки и картины, приготовленные для слабовидящих.

В подходящих случаях используется звуковая конкретизация.

Также

к

словесным

методам

обучения

природоведения

относятся

рассказ и объяснение, которые применяются при изучении многих тем.

Рассказ

учителя

это

метод

устного

изложения

ученикам

новых

знаний при условии, когда такое изложение занимает лишь часть урока.

Особенность

использования

этих

методов

при

работе

с

незрячими

и

слабовидящими состоит в том, что при описании и повествовании учитель не

только сообщает ученикам знания, но даёт и живые образы (осязательный,

слуховой,

зрительный),

уточняет

конкретные

и

пространственные

представления о предметах и явлениях. Так, например, дав описание горы со

снежными

вершинами,

моря

в

тихую

и

бурную

погоду

и

т.п.,

учитель

подробно рассказывает, как их видят зрячие. После этого учитель читает

стихотворные

и

прозаические

отрывки

из

художественной

литературы

(«Кавказ» А.С. Пушкина, «Картины моря» А. М. Горького и др.). Затем

незрячие

дети

с

помощью

осязания

изучают

макеты

гор,

слабовидящие

рассматривают

изображения;

включается

звукозапись

с

шумом

моря.

И

только

потом

учащиеся

рассказывают

личные

впечатления

о

горах,

о

поездках к морю.[6]

Важнейшим методом преподавания природоведения

является наглядное обучение. Использование средств наглядности при

обучении детей с нарушением зрения имеет особое значение. С их помощью

ликвидируются обусловленные дефектом зрения проблемы в знаниях,

формируются адекватные представления об окружающем, осуществляется

коррекция и компенсация нарушений зрения.

При

отборе

наглядного

материала

к

уроку

учитель

должен

для

обследования

предложить

детям

такие

объекты,

которые,

во-первых,

соответствуют

изображаемому

реальному

предмету,

точно

передавая

необходимые свойства; во-вторых, содержат достаточный набор характерных

признаков, доступных для восприятия всеми сохраненными анализаторами.

Они

должны

иметь

характерную

форму,

яркую

цветонасыщенность

(для

детей

с

остаточным

зрением),

отличительный

характер

поверхности,

соответствующий запах вкус и т.д.

Наглядность используется на всех этапах обучения. Однако на каждом

из них ее применении имеет свою специфику. Так, например, в начальной

школе место и роль наглядности более значительны, так как у детей этого

возраста преобладает конкретно-образное мышление, и они имеют весьма

ограниченный чувственный опыт.

Поэтому у школьников в первую очередь нужно развивать предметно-

практическую деятельность.

Учитель должен решать следующие основные задачи:

-

ф о рм и р о ват ь

н а в ы к и

о р и е н т а ц и о н н ы х

д е й с т в и й

п р и

целенаправленном обследовании объекта;

-

развивать

умение

расчленять

объекты

на

части,

выделять

их

структуру, соотносить части и их особенности, объединять части в целом;

- формировать сенсорные эталоны с помощью предметных образов;

- вырабатывать навык сопоставления образов.

Восприятие

незнакомых

и

малознакомых

объектов

учитель

должен

сопровождать словесным объяснением и контролировать действия учащихся.

Формирование правильных представлений о природных объектах не должно

ограничиваться

только

усвоением

определенных

знаний,

конкретностью

образов, показом связи с окружающей средой, системой взаимосвязи и т.д.,

но

очень

важно

вывести

незрячего

ребенка

на

поисковую

деятельность,

ориентировочные

действия,

использовать

в

работе

сохранную

чувствительность.

А

для

закрепления

навыков,

полученных

на

занятиях,

нужно привлекать и родителей. Для них необходимо проводить «беседы-

консультации». Например, как правильно обследовать животных, растения и

т.д.[5]

К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения.

Наблюдение

это

непосредственное

целенаправленное

восприятие

предметов и явлений природы различными органами чувств. Остановимся на

организации ряда наблюдений. Из дальнейших примеров будет видно, что

некоторые

наблюдения

незрячие

осуществляют

так

же,

как

и

их

зрячие

сверстники. В других случаях наблюдается техническое своеобразие и т. д.

Например, во время наблюдений за атмосферными явлениями слепые шире,

чем зрячие, пользуются слухом и осязанием. Небольшой лист жести дает

возможность

определить,

с

какой

частотой

идет

дождь.

При

работе

со

слепыми

используется

сравнительно

большего

размера

дождемер,

а

измерительный стакан его – уже. У флюгера должен быть вертикальный

стержень,

расположенный

внизу.

Он

указывает

направление

флюгера

на

размеченном круге.[4]

Учащиеся

широко

привлекаются

к

ведению

классных

календарей

погоды. Постепенно совершенствуются методы, приемы и техника. Так, для

ведения

календаря

погоды

слепыми

детьми

можно

использовать

кусок

фанеры (70-70 см). На горизонтали обозначаются дни, а на вертикали –

недели. Для вкладывания жетонов условных обозначений погоды к фанере

прикрепляется

полотно

с

карманчиками

на

пересечении

горизонталей

и

вертикалей. Для определения температуры (без участия зрения) пользуются

спиртовым и металлическим термометрами, приспособленными для работы

без зрения.[1]

Систематические наблюдения за неживой природой осуществляются

слепыми

учениками

почти

без

затруднений.

Работа

проводится

как

со

зрячими; зрение заменяется другими анализаторами. Сложнее дело обстоит с

некоторыми систематическими наблюдениями за живой природой. К ним

могут

быть,

например,

отнесены

наблюдения

незрячих

за

рыбами

в

аквариуме. Здесь приходится ограничиваться тем, что доступно для учеников,

например. ознакомлением с чучелами, моделями, рельефными рисунками и т.

д.

При

наблюдении

частично

зрячих

за

рыбами

на

стеклянных

стенках

аквариума

делают

приспособления,

к

которым

с

внешней

стороны

прикрепляют

контрастные

фоны,

рамки

с

дополнительным

матовым

освещением и т. п. [4]

Одна

из

ведущих

форм

учебной

работы

по

природоведению

экскурсия. Известно,

что

и

растения

и

животные

ярче

воспринимаются

детьми, если наблюдаются ими в естественных условиях. В организации

экскурсий руководящая роль остается за учителем. Но ученики, которые

имеют остаточное зрение, могут помогать своим товарищам ориентироваться

во время экскурсии. Кроме того, они могут давать описание внешнего вида

предметов и явлений.

При

проведении

экскурсии

необходимо

соблюдать

продуманную

последовательность. В начале экскурсии желательно дать представление обо

всем объекте или явлении в целом. При проведении экскурсии необходимо

останавливаться

лишь

на

характерном,

наиболее

существенном.

Следует

избегать

излишней

детализации.

Для

ознакомления

предлагается

то,

что

просто и удобно обследовать. Каждую экскурсию желательно заканчивать

краткой обобщающей беседой с детьми (куда ходили, что наблюдали, что

обследовали,

что

узнали,

что

принесли

с

собой

и

т.

д.).

Целесообразно

проведение различных работ по воспроизведению (лепка, моделирование и т.

п.).

Недостаточное

внимание

частично

зрячих

к

тем

сторонам

объектов,

которые

могут

быть

познаны

с

помощью

слухового

и

тактильно-

двигательного восприятия, компенсируется вниманием к этим вопросам со

стороны слепых. Частично зрячие помогают незрячим и ослепшим дополнить

их непосредственное восприятие тем, что дает зрение.

Особое место в курсе природоведения занимают предметные уроки. В

условиях

работы

со

слепыми

и

слабовидящими

детьми

их

значение,

безусловно, возрастает. Это связанно с тем, что именно на таких уроках

осуществляется

коррекционно-педагогическая

работа.

Предметный

урок

обязательно предполагает изучение предмета в натуре. Натуральный предмет

по сравнению с его изображением в педагогическом отношении имеет много

существенных преимуществ. Предмет в натуре дает возможность ребенку

получить о нем разностороннее впечатление и не пассивным, а действенным

путем. Чем больше ощущений получит ребенок, воспринимая предмет, тем

богаче и отчетливее будет его представление о нем.

Первые знания о птице, звере, рыбе и т. д. дети с нарушением зрения

должны

получить

на

предметных

уроках,

на

которых

по

возможности

используются живые животные и чучела, для основного ознакомления с

внешним строением животных, с основными частями их тела и т. д. В школе

для детей с нарушением зрения изучение предмета в натуре существенно

важно еще и потому, что у детей формируются правильные представления о

действительности. От чувственного восприятия, от предмета к слову – это тот

путь,

которым

следует

идти

при

первоначальном

обучении

детей

с

нарушением зрения [3]

Свою

специфику

имеют

и практические

занятия для

детей

с

нарушением зрения на пришкольном участке.

Незрячие дети обычно очень охотно вместе с учителем делают грядки,

очищают землю от сора, сеют, сажают и т. п. Задача учителя заключается в

том,

чтобы

практические

занятия

детей

на

участке

не

превращались

в

простое «делание» (упражнения в мускульной деятельности). Необходимо

умело сочетать их с умственной деятельностью детей, помочь им накопить

элементарные знания, умения и связанные с ними слова и словесные обороты

речи (лейка – лейкой поливают растения; лопата – лопатой копают землю и т.

д.).

Таким

образом,

практические

занятия

детей

на

участке

будут

содействовать развитию конкретных представлений и образного мышления.

[2]

Исходя

из

выше

сказанного,

надо

отметить,

что

незрячие

и

слабовидящие дети обладают огромными компенсаторными возможностями,

которые

реализуются

в

условиях

специального

обучения.

При

выборе

методических приемов учитываются характер и структура дефекта, возраст, в

котором он возник, уровень и потенциальные возможности психического

развития,

разнообразные

осложняющие

развитие

ребенка

нарушения

функций.

Коррекционная

работа

на

уроках

природоведения

носит

направленный

характер

и

предусматривает

систему

специфических

упражнений, способствующих развитию приемов и способов восприятия,

действенного,

активного

наблюдения

окружающей

действительности

с

помощью

сохранных

анализаторов

и

остаточного

зрения,

формированию

предметных

представлений,

значения

слов

в

речи

учащихся,

развитию

самостоятельной

мыслительной

деятельности,

а

также

приобретению

трудовых и практических навыков.

Список литературы:

1.

Георгиевская О. И. Из опыта ведения календаря погоды.- В сб.:

Обучение и воспитание слепых детей. – М.: Учпедгиз, 1956.

2.

Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и

трудовой деятельности. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

3.

Коваленко Б. И., Коваленко Н. Б., Куличева Н. И. Тифлопедагогика. –

М.: Педагогика, 1975.

4.

Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности учащимися школы

слепых. – М.: Педагогика, 1969.

5.

Погорелова Н. А. Формирование познавательных интересов младших

школьников в процессе изучения природоведения во 2 классе: Учебное

пособие. - Свердловск: Свердловский педин-т, 1983.

6.

Соколова А. В. Использование средств наглядности в школе

слабовидящих: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

7.

Тупоногов Б. К. Коррекционная направленность методов обучения

детей с нарушением развития// Дефектология. - №3. – 2001.



В раздел образования