Автор: Гончарова Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ детский сад "Детская Академия"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Сценарий профориентационного квеста для дошкольников старшего возраста
Тема: "Увлекательное путешествие в Банк"
Раздел: дошкольное образование
Частное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Детская академия»
Сценарий профориентационного квеста для
дошкольников старшего возраста
«Увлекательное путешествие в Банк»
Воспитатель первой
квалификационной
категории:
Гончарова Н.А
г. Кострома, 2019 год
Квест профориентационной направленности для детей
«Увлекательное путешествие в банк»
Цель игры: формирование у детей старшего дошкольного возраста
позитивных установок и уважительного отношения к труду людей
разных профессий, ознакомление дошкольников с практическим
применением экономических знаний в повседневной жизни.
Задачи: - формировать у детей представления о социальной роли
труда взрослых и значимости отдельных профессий работников
банка в жизни общества (менеджер, консультант, оператор,
бухгалтер, кассир);
- познакомить детей с некоторыми экономическими понятиями
(деньги, зарплата, труд, услуги, доход);
- развивать познавательную активность и творческое начало
личности; способствовать формированию находчивости, сообрази-
тельности; развивать наглядно-образное, логическое мышление,
внимание, память, умение анализировать;
- воспитывать познавательный интерес к решению практических
задач, умение слушать, соблюдать правила игры, играть в команде.
Участники игры: дети подготовительной группы, воспитатель, два
сказочных персонажа – Баба-Яга и Змей Горыныч, работник банка –
менеджер Татьяна.
Оборудование: карточки с изображением Бабы-Яги и Змея Горы-
ныча в работе; сундук, саквояж, деньги; на каждого ребенка
карандаш и лабиринт «Золотая лихорадка»; столб с указателями:
Аптека, банк, больница, библиотека, ТРЦ «Коллаж»; пластиковая
карта, ключ; фишки.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, скажите, вы помогаете маме дома по
хозяйству? (Ответы детей)
Воспитатель: И, наверное, уже многие из вас ходят в магазин за
продуктами, которые покупаете за деньги? У некоторых и копилки
для денег имеются. А какие деньги вы знаете? (ответы детей). Из
чего они сделаны? Правильно! Есть бумажные деньги, это они так
называются, а на самом деле они изготовляются из хлопка и льна с
металлической нитью. Как вы думаете, почему всё-таки не из
бумаги их печатают? (Ответы детей).
- А есть деньги в виде монет, отчеканенные из сплава разных
металлов.
-А кто скажет, что изображено на российских монетах? И откуда эти
монеты появляются в наших кошельках?
-Вот у меня монета достоинством 5 рублей. Посмотрите,что
изображено на ней? На одной стороне – отчеканено 5 рублей, а на
другой-?
- Правильно, двуглавый орёл, который является символом Банка
России. С орлом всегда ассоциируются сила, храбрость,
нравственность и мудрость.
- Эту эмблему Банк России позаимствовал у художника Ивана
Яковлевича Билибина, который оформлял многие русские
народные сказки и их сказочных героев.
- И давайте, как в сказке, пойдем в след за этой 5-рублевой
монетой, она должна привести нас туда, откуда и появилась у меня
в кошельке. Согласны?
- Тогда в путь! (Воспитатель кидает монету, она катится и
оказывается в руках Бабы-Яги.)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в новое
увлекательное путешествие по пяти станциям.
Сейчас мы находимся на первой игровой станции, которая
называется «Страна фантазий» и здесь нас встречают знакомые
сказочные герои: Баба-Яга и Змей Горыныч.
(Баба-Яга и Змей Горыныч, опрятно одетые, по-доброму
здороваются с детьми).
Воспитатель: Ребята, я что-то не узнаю наших героев. Обычно в
сказках они детишек не любят, грубые, злые.
(Обращаясь к героям) – Уважаемые Баба-Яга и Змей Горыныч, что с
вами произошло? Вы стали такие добренькие…
Баба-Яга: Столько веков прошло, столько столетий… Все в нашей
жизни изменилось…
Змей Горыныч: Трудные, трудные времена настали…
Баба-Яга: Пришлось нам на работу идти, деньги зарабатывать.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем они стали заниматься,
чтобы заработать деньги и принести пользу обществу?
Включите воображение, используйте свою фантазию, вспомните
сказки с этими героями и ответьте на вопрос. Кто правильно ответит
получит фишки от 1 до 5, которые в конце нашего путешествия
можно будет обменять на деньги.
Работа Бабы-Яги: - услуги по уборке (т.к. у нее есть метла);
- услуги такси (ступа); - сбор и продажа грибов и кореньев; - сдача
избушки под гостиницу (отель); - организация туристических
походов в лес и т.п.
Работа Змея Горыныча: - Авиаперевозки, Владелец шашлычной,
Инструктор по боевым искусствам (умение сражаться), организатор
альпинистских восхождений в горы, мастер горных работ и т.д.
(Воспитатель записывает предложения детей на доске. Если воз-
никнут трудности, герои могут показать движениями, мимикой
свои трудовые действия).
Баба-Яга: Молодцы, касатики! Все правильно сказали. Работали мы
с Горынычем не покладая рук и лап. И заработали за столетия
несметные богатства. У меня вот – целый саквояж денег
(показывает).
Змей Горыныч: А я насобирал целую тележку золота, только вот
(плачет)…. Укатилась она с вершины моей горы к подножью и
может в любую минуту затонуть в море… Вы мне не поможете
остановить ее?
Воспитатель: Ребята, поможем Змею Горынычу, ведь он своим
трудом заработал это золото. (Ответы детей)
Змей Горыныч! Веди к своей горе ребят!
Мы на станции «Золотая лихорадка».
Ребята, чтобы спасти золото, нам надо пройти лабиринт, который
проложен вниз по горе. Но помните, что нельзя наступать на
трещины и переступать через них и нельзя проходить по
сломанным лестницам и мостам. Будьте внимательны! Тот, кто
правильно и быстро пройдет лабиринт получит фишки. (На столах
на каждого ребенка карандаш и лабиринт).
Воспитатель: Вот, Змей Горыныч, ребята спасли твое золото.
Змей Горыныч:Спасибо, ребята! Я сейчас золото с тележки
переложу вот в этот сундук, сохраннее будет.
Воспитатель: Ой, Змей Горыныч! И сундук не сможет сохранить твое
богатство, упадет с обрыва, разобьется и золота не найдешь. Змей
Горыныч: Что же делать?
Воспитатель: Дети, как вы думаете? Как помочь Бабе-Яге и Змей
Горынычу?
Надо вам с Бабой-Ягой идти в город и там пристраивать на
хранение ваши деньги и золото.
Баба-Яга: А вы, ребята, пойдете с нами? Ведь мы никогда в городе
не были, ничего там не знаем. (ответы детей о согласии)
Идут к столбу с указателями «Аптека», «Банк», «Больница»,
«Библиотека», ТРЦ «Коллаж».
Станция 3 . «Прочитай слово и объясни его значение».
(Дети читают на указателе слова, объясняют их назначение, свои
ответы могут дополнить названиями соответствующих профессий)
Воспитатель: Ребята, вы все правильно назвали и рассказали.
(раздача фишек).
А теперь подскажите Бабе-Яге и Змею Горынычу куда им следует
идти и в каком направлении со своим богатством? (Ответы детей).
- Да, если нужно, чтобы деньги и золото не пропали, были в
целости и сохранности, надо идти в Банк.
Станция 4. «Банковская страна».
Встречает ребят менеджер банка, здоровается и представляется:
- Я, Татьяна, менеджер банка, оказываю помощь в
затруднительных ситуациях как клиентам банка, так и нашим
консультантам, которые непосредственно работают с клиентом,
т.е. с человеком, который к нам пришел с тем или иным вопросом
Что привело вас к нам в банк?
Баба-Яга:Я, милая, хочу пристроить свои денежки, чтобы они не
пропали, сохранились, да еще и работали на меня, т.е. приносили
мне прибыль, чтоб со временем у меня их стало еще больше и
больше.
Менеджер: Правильно сделали, что обратились к нам. С вашей
суммы денег, что положите в наш банк, будут вам идти еще
проценты , т.е сумма будет увеличиваться. Мы ваши деньги
переведем на пластиковую карту, которой вы можете
расплачиваться в любом магазине, в любой организации, при
поездках по стране и даже в другие страны. Зарплата, если вы
работаете, тоже будет приходить на карточку.
Сейчас оформлением соответствующих документов займется
оператор, он внесет ваши данные в компьютер, а кассир
пересчитает ваши деньги и выдаст вам чек.
Что у наших операторов, что у кассира очень ответственная работа:
от них требуется отличное знание кассовых аппаратов, другой
вычислительной техники, но также они должны быт ь честными,
аккуратными, очень воспитанными, терпеливыми и тактичными с
людьми.
Менеджер, обращаясь к Змею Горынычу: А вы к нам по какому
вопросу?
Змей Горыныч, показывая на сундук: Здесь у меня золото… Хочу
поместить его в банк, чтобы не беспокоиться за его сохранность.
Менеджер: А для этого, вам надо у нас забронировать в
хранилище ячейку и поместить туда ваше золото.
Змей Горыныч: А оно оттуда не пропадет? Никто его не заберет?
Менеджер: Нет, что Вы! Ключ от ячейки будет только у вас. В
хранилище стены и двери бронированные, имеются видеокамеры,
ячейки снабжены сигнализацией. Будет провожать до дверей в
хранилище Вас охранник. А сейчас подойдите к оператору. Он
проверит ваши документы, оформит все необходимые бумаги на
владение ячейки в хранилище банка, но вам придется за эту услугу
заплатить оговоренный процент от стоимости золота и от
времени пользования ячейкой в пользу банка.
- А пока Баба-Яга и Змей Горыныч оформляют свои документы.
Никто кроме них не должен видеть и знать. А вы ребята можете
отдохнуть.
Предлагаю игру-викторину «Банковская страна»:
(Дети решают рифмованные загадки, которые помогают отгадать
банковский термин):
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в ……….(банке).
Дела пойдут у нас на лад:
Мы в лучший банк внесли свой…….(вклад).
И врачу, и акробату
Выдают за труд ……… (зарплату)
Из какого аппарата
Выдается им зарплата? (банкомат)
А теперь отгадайте дети, что это за профессия.
Есть он в банке, ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведет учет:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадет! (бухгалтер)
Чтобы хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (копилка)
Игра «Да» или «Нет»
Ребята, ответьте, какими качествами должен обладать банковский
работник? (ДА- хлопаем, НЕТ- топаем)
«ДА» - Ответственный, исполнительный, внимательный, умный
(обладающий математическими способностями, аналитическим
мышлением), вежливый, аккуратный, доброжелательный.
«НЕТ» - невнимательный, безответственный, неряшливый, глупый,
ленивый, жадный, вредный.
Воспитатель: А вот и Баба-Яга со Змеем Горынычем подошли.
Ну, как у вас дела? Довольны ли вы услугами банка?
Баба-Яга: (показывая пластиковую карту) – Вот, посмотрите, вместо
тяжелого, большого саквояжа я буду носить в маленькой сумочке
вот эту пластиковую карточку.
Змей Горыныч (показывая ключик): А я вместо тяжеленного сундука
– вот этот маленький ключик.
ОБА вместе: И в любое время можем получить свои сбереженья
обратно. Спасибо вам за помощь. Нам пора домой возвращаться.
До свидания!
Станция 5. «Посчитай-ка».
Менеджер: Я видела, что ребятам за выполнение заданий
выдавались фишки. И думаю, что они с удовольствием обменяли
бы их на деньги. У нас в банке есть отдел обмена валюты , где
люди меняют рубли на доллары и другую иностранную валюту и
наоборот.
Предлагаю ваши фишки обменять на деньги, которые вы
используете потом в сюжетно-ролевых играх.
Пусть каждый из вас посчитает, сколько фишек он заработал.
Соответственно столько « денег» он и получит. (Раздаются
«деньги» разного номинала, каждый ребенок их пересчитывает).
Заключение: Итак, дорогие друзья. Закончилось наше
увлекательное путешествие, во время которого состоялось наше
знакомство с Банком, с некоторыми его отделами и специаль-
ностями. Вы сегодня узнали много новых и сложных и, может быть,
не до конца пока понятных слов. Познакомились с очень важными
и нужными профессиями, которыми, возможно, владеют ваши
родители: кассир, бухгалтер, оператор, менеджер, охранник.
Если вам понравилось наше сегодняшнее путешествие, мы его
можем продолжить, т.к. от работы банка во многом зависит вся
жизнедеятельность людей, ваших семей и ваша жизнь в будущем.