Напоминание

Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений и запоминании небольших рассказов по лексическим темам


Автор: Никулина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений и запоминании небольших рассказов по лексическим темам
Тема: Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений и запоминании небольших рассказов по лексическим темам
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений и запоминании

небольших рассказов по лексическим темам.

Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания

информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.

Мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с

простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово

«девочка», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит

«зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в

памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец

– зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые

мнемотаблицы. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем

последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию

сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И

позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а

также от возраста ребёнка.

Мнемотаблицы

это

схемы,

в

которые

заложена

определенная

информация.

Овладение

приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно

решает задачи, направленные на:

- развитие памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации;

- развитие мелкой моторики рук;

- активизация словаря по определённой лексической теме.

Использование

наглядного моделирования помогает

детям добывать информацию,

проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных

действий, речевого высказывания;

формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; оказывает положительное

влияние на развитие внимания, памяти, мышления.

Опорные рисунки являются увлекательным занятием для обучения, превращая занятие в

игру.

Этот

метод

наиболее

эффективен

для

дошкольников

старшего

возраста.

Так

как

в

дошкольном

возрасте

преобладает

наглядно

образная

память

и

запоминание

носит

непроизвольный

характер.

Зрительный

же

образ,

сохранившийся

у

ребёнка

после

прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее

запомнить текст.

На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку.

Картинки

должны

быть

яркими

и

узнаваемыми.

При

чтении

стихотворения

картинки

выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по

опорным картинкам.

Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а

символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы

максимально приближены к речевому материалу.

Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую

эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще

опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг

фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее

соединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки

стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность

запоминания увеличивается на порядок.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних —

дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает

в качестве плана речевого высказывания.

Описание методики

1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его

наизусть;

2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;

3. Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок

придумывает ассоциативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).

4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы

5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

- собственно сам процесс запоминания;

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в мозге.

То же касается и работы с небольшими текстами. Но уже идет добавление других

символов, обозначающих действие предмета, его признаки.

В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение

наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы - память,

внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания

стихотворений и небольших рассказов более простым, интересным, творческим.



В раздел образования