Автор: Никулина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений и запоминании небольших рассказов по лексическим темам
Тема: Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений и запоминании небольших рассказов по лексическим темам
Раздел: дошкольное образование
Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений и запоминании
небольших рассказов по лексическим темам.
Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания
информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.
Мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с
простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово
«девочка», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит
«зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в
памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец
– зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые
мнемотаблицы. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем
последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию
сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И
позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а
также от возраста ребёнка.
Мнемотаблицы
–
это
схемы,
в
которые
заложена
определенная
информация.
Овладение
приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно
решает задачи, направленные на:
- развитие памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации;
- развитие мелкой моторики рук;
- активизация словаря по определённой лексической теме.
Использование
наглядного моделирования помогает
детям добывать информацию,
проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных
действий, речевого высказывания;
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; оказывает положительное
влияние на развитие внимания, памяти, мышления.
Опорные рисунки являются увлекательным занятием для обучения, превращая занятие в
игру.
Этот
метод
наиболее
эффективен
для
дошкольников
старшего
возраста.
Так
как
в
дошкольном
возрасте
преобладает
наглядно
–
образная
память
и
запоминание
носит
непроизвольный
характер.
Зрительный
же
образ,
сохранившийся
у
ребёнка
после
прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее
запомнить текст.
На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку.
Картинки
должны
быть
яркими
и
узнаваемыми.
При
чтении
стихотворения
картинки
выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по
опорным картинкам.
Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а
символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы
максимально приближены к речевому материалу.
Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую
эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще
опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг
фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее
соединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки
стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность
запоминания увеличивается на порядок.
На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних —
дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает
в качестве плана речевого высказывания.
Описание методики
1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его
наизусть;
2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;
3. Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок
придумывает ассоциативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).
4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы
5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.
Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
То же касается и работы с небольшими текстами. Но уже идет добавление других
символов, обозначающих действие предмета, его признаки.
В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение
наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы - память,
внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания
стихотворений и небольших рассказов более простым, интересным, творческим.