Напоминание

"Использование творческих диктантов на уроках русского языка. Из опыта работы".


Автор: Митрохина Людмила Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Дедиловский центр образования"
Населённый пункт: с.Дедилово ,Киреевский район
Наименование материала: статья
Тема: "Использование творческих диктантов на уроках русского языка. Из опыта работы".
Раздел: среднее образование





Назад




Использование творческих диктантов на уроках русского языка. Из

опыта работы.

Митрохина Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы

МКОУ «Дедиловский центр образования» муниципального образования Киреевский

район

Среди упражнений, активизирующих мыслительную деятельность учеников,

служащих задачам правописания

и развития речи, особую роль играют

творческие диктанты.

Единого

понимания

термина

«творческий

диктант»

среди

методистов

не

существует.

Нет

необходимости

рассматривать

разные

точки

зрения.

В

русской методике к творческим диктантам относят такой вид упражнения,

при котором учащиеся вставляют в диктуемый текст слова и словосочетания

определённой грамматической категории или заменяют в диктуемом тексте

определённые

слова

и

словосочетания

другими,

близкими

по

значению

грамматическими

категориями.

Этот

вид

диктанта

очень

интересен:

творческие

диктанты

пробуждают

у

школьников

живой

интерес,

активизируют

их

мыслительную

деятельность,

развивают

речь,

решают

орфографические и пунктуационные задачи.

Рассмотрим диктанты на вставку слов и словосочетаний.

Учитель

получает

возможность

научить

школьников

пользоваться

определёнными группами слов или конструкций. Например, при изучении

обособленных членов можно дать задание подобрать к определяемому слову

обособленное приложение, определение, обстоятельство:

Поэзия

Маяковского…

не

оставляет

равнодушными

и

современных

читателей. – Поэзия Маяковского, талантливого поэта первой половины 20

века, не оставляет равнодушными и современных читателей.

При изучении однородных членов можно предложить ребятам следующие

задания:

-использовать для связи однородных членов подходящие по смыслу союзы;

-вставить в текст подходящие по смыслу обобщающие слова.

Выполняя первое задание, ученики понимают, что от выбора союзов зависят

оттенки значений, свойственные однородным членам.

При выполнении второго задания дети убеждаются в конкретизирующем

характере

существительных,

употреблённых

в

роли

обобщающих

слов.

Вместе с тем тренируются в расстановке знаков препинания.

Можно возразить, указав, что такой вид работы встречается при выполнении

некоторых

упражнений

учебника.

Но

во

время

диктовки

ученик

должен

решать

поставленные

задачи

при

более

быстром

темпе.

К

тому

же

он

самостоятельно решает задачи правописания, самостоятельно выражает свои

мысли в письменной форме. Понятно, что проводить такую работу со всеми

учениками сложно, поэтому здесь требуется дифференцированный подход.

Перед творческими диктантами может ставиться и другая задача: научить

учеников ярко и правдиво описывать предметы действительности с помощью

вводимых слов и словосочетаний. Очень интересно проводить такую работу

по

описанию

картины.

Например,

работая

над

репродукцией

картины

Ф.П.Решетникова «Прибыл на каникулы» (учебник: Е.И.Никитина. Русский

язык. Русская речь. 6 класс. М.: Дрофа, 2016) предлагаю детям такой текст:

На

картине

«Прибыл

на

каникулы»

изображён

мальчик,

перед

которым в жизни открыты все дороги.

Лицо суворовца озарено улыбкой, дышит здоровьем и энергией. Он

одет в шинель с погонами на плечах. Будущий воин рапортует деду об

окончании учёбы. Дед с усмешкой принимает рапорт внука.

В центре комнаты – стол, накрытый скатертью, на полу ковёр, на

окне занавески. В углу ёлка. Всё готово к приезду гостя.

Эта картина – творческая удача художника.

Текст

очень

бедно

описывает

картину.

Ставлю

перед

учениками

задачу:

записать текст под диктовку, вставляя, где возможно, яркие и выразительные

прилагательные.

Нужные

слова

при

чтении

я

выделяю

паузой.

Работа

завершена.

Двое-трое

учеников

зачитывают

свои

варианты,

потом

они

обсуждаются,

отмечаются

более

удачные

вставки,

дети

предлагают

собственные

находки.

Таким

образом,

творческие

диктанты

по

картине

помогают учащимся овладеть навыками описания изображённого на картине,

воспитывают внимание к слову.

Диктанты на вставку я использую при изучении таких грамматических

категорий,

употребление

которых

помогает

сделать

речь

более

богатой,

точной, выразительной.

Часто

использую

диктанты

с

заменами.

При

этих

диктантах

учащиеся

заменяют одну грамматическую категорию другой. Чтобы произвести эту

операцию, нужно определить то, что предлагается заменить, и образовать

требуемую форму. Одновременно с задачей замены учащиеся решают задачи

правописания.

Например,

работая

над

описанием

помещения

предлагаю

такое задание: в предложенном тексте заменить глаголы 1-го лица глаголами

2-го

лица,

проанализировать,

как

изменилось

значение

глаголов

после

замены. Пример:

Вхожу в первую комнату… Смотрю на большое фото…

Входишь в первую комнату… Смотришь на большое окно…

Творческие

диктанты

могут

быть

обучающими,

контрольными,

предупредительными,

объяснительными.

Виды

диктантов по

способу

проведения можно представить в виде схемы:

Творческие диктанты

По назначению

Обучающие проверочные

(с орфографическим или (контрольные, без разбора)

пунктуационным разбором)

предупредительный объяснительный

(с разбором по записи) (с разбором после записи)

По восприятию диктуемого

Слуховой Зрительный

Если

проводить творческие диктанты в системе, то результат не заставит

себя ждать. Конечно, нельзя начинать со сложных заданий. Постепенное их

усложнение

заставляет

учащихся

быть

внимательными

и

активными

в

течение всего времени, когда проводится диктант. Вместе с тем от класса к

классу

убыстряется

темп

творческого

диктанта.

Постепенно

дети

справляются

с

этим

видом

работы

все

более

успешно.

Это

и

дает

возможность повысить требования к темпу выполнения работы учащимися.

Творческие

диктанты

воспитывают

у

учащихся

внимание

к

слову,

наблюдательность, навыки правописания.

Список использованной литературы:

Т.А. Ладыженская. Творческие диктанты. Учпедгиз, 1963



В раздел образования