Автор: Дрожжина Галина Васильевна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МДОУ "Д\с № 2 о.в."
Населённый пункт: город Магнитогорс, Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: " Профилактика профессиональной деформации педагогов ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ
ПЕДАГОГОВ ДОУ
Проблема влияния профессии на личность получила свое отдельное
название–
проблема
взаимосвязи
деятельности
и
личности,
профессии
и
сознания.
Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в
дальнейшем
при
выполнении
деформирует
личность.
Многие
качества
человека
остаются
невостребованными.
По
мере
профессионализации
успешность
выполнения
деятельности
начинает
определяться
ансамблем
профессионально
важных
качеств,
которые
годами
«эксплуатируются».
Отдельные
из
них
постепенно
трансформируются
в
профессионально
нежелательные
качества;
одновременно
исподволь
развиваются
профессиональные
акцентуации
–
чрезмерно
выраженные
качества
и
их
сочетания,
отрицательно
сказывающиеся
на
деятельности
и
поведении
специалиста.
К
профессиональным
деформациям
педагога
ДОУ
может
быть
отнесено следующее:
авторитарность
( в о з м о ж н ы е
п р и ч и н ы :
з а щ и т а -
рационализация,
завышенная
самооценка,
властно сть,
схематизация типов дошкольников);
агрессия педагогическая (возможные причины: индивидуальные
о с о б е н н о с т и ,
п с и хо л о г и ч е с к а я
з а щ и т а - п р о е к ц и я ,
фрустрационная нетолерантность, т.е. нетерпимость, вызванная
любым мелким отклонением от правил поведения);
демонстративность
(причины:
защит а-идентификация,
завышенная самооценка «образа – Я», эгоцентризм);
дидактичность
(причины:
стереотипы
мышления,
речевые
шаблоны, профессиональная акцентуация);
догматизм
педагогический
(причины:
стереотипы
мышления,
возрастная интеллектуальная инерционность);
доминантность
(причины:
неконгруэнтность
эмпатии,
т.е.
неадекватность,
несоответствие
ситуации,
неспособность
эмпатировать, нетерпимость к недостаткам детей; акцентуации
характера);
индифферентность
педагогическая
(причины:
з а щ и т а -
отчуждение,
синдром
«эмоционального
с го р а н и я » ,
генерализация личного отрицательного педагогического опыта);
консерватизм
педагогический
( п р и ч и н ы :
з а щ и т а -
рационализация,
стереотипы
деятельности,
социальные
б а р ь е р ы ,
х р о н и ч е с ка я
п е р е гру зка
п е д а г о г и ч е с ко й
деятельностью);
с о ц и а л ь н о е
л и ц е м е р и е (причины:
защита-проекция,
стереотипизация морального поведения, возрастная идеализация
жизненного
опыта,
неудачный
опыт
адаптации
к
социально-
профессиональной ситуации);
поведенческий
трансформер
(причины:
защита-проекция,
эмпатическая
тенденция
присоединения,
т.е.
проявление
реакций, свойственных воспитанникам).
Следствием
профессиональной
деформации
личности
является
феномен психического выгорания.
Основные характеристики феномена психического выгорания:
1.Психическое выгорание представляет собой синдром, включающий
э м о ц и о н а л ь н о е
и с то щ е н и е ,
д е п е р с о н а л и з а ц и ю
и
р е д у к ц и ю
профессиональных достижений.
2.Данный феномен является профессиональным. В какой-то степени
он
отражает
специфику
той
профессиональной
сферы,
в
которой
был
впервые обнаружен: работу с людьми и оказание им помощи.
3.Психическое выгорание оказывает отрицательное воздействие на все
стороны личности и ее поведение, снижая в конечном итоге эффективность
профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом [3].
Таким
образом,
профессиональные
деформации
нарушают
целостность
личности;
снижают
ее
адаптивность,
устойчивость;
отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Наилучшим способом преодоления психического выгорания является
его предотвращение и профилактика.
Целостность профилактической работы по данной проблеме в нашем
ДОУ обеспечивается совокупностью двух направлений:
информационно-аналитического;
профилактического.
Информационно-аналитическое
направление
предполагает
сбор
и
анализ информации по выдвинутой проблеме. На этом этапе используются
методы:
опрос;
наблюдения;
интервьюирование;
анкетирование;
диагностика (личностных особенностей, устойчивости личности
к
неблагоприятным
факторам
различной
этиологии,
психологического микроклимата).
Профилактика предусматривает систематическую, совместную работу
администрации, педагога-психолога, специалистов и педагогов ДОУ.
Администрация ДОУ осуществляет профилактические мероприятия,
работая в следующих направлениях:
создание условий для творческого поиска педагогов;
рациональное использование рабочего времени педагогов;
создание и поддержка культурных традиций учреждения;
объективная оценка результатов деятельности;
профилактика
профессиональной
дезадаптации
начинающего
специалиста;
повышение
квалификации
работников
(обеспечивает
новизну
деятельности, повышает самооценку).
Реализация психологической деятельности по профилактике
психического выгорания осуществляется через:
повышение
социально-психологической
компетентности
педагогов;
рефлексию профессиональной биографии;
прохождение тренингов.
Данные формы работы способствуют:
формированию
ответственности
за
свое
психологическое
здоровье;
осознанию причин психологического сгорания и его влияния на
профессиональную деятельность и жизнь в целом;
овладению
методами
самопомощи
т.е.
саморегуляции
эмоционально-волевой сферы;
развитию стрессоустоичивости.
Обобщая
все
вышесказанное,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
профилактика профессиональной деформации педагогов , является одним из
значимых аспектов работы ДОУ.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Клюева
Н.В.
Психологическое
обеспечение
педагогиче ской
деятельности. – Ярославль, 1998.
2.
Микляева Н.В. Микляева Ю.В. Работа педагога- психолога в ДОУ:
методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2005.
3.
Никитин
Е.П.
Харламенкова
Н.Е.
Феномен
человече ского
самоутверждения. – СПб., 2000.