Напоминание

" Профилактика профессиональной деформации педагогов ДОУ"


Автор: Дрожжина Галина Васильевна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МДОУ "Д\с № 2 о.в."
Населённый пункт: город Магнитогорс, Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: " Профилактика профессиональной деформации педагогов ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

ПЕДАГОГОВ ДОУ

Проблема влияния профессии на личность получила свое отдельное

название–

проблема

взаимосвязи

деятельности

и

личности,

профессии

и

сознания.

Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в

дальнейшем

при

выполнении

деформирует

личность.

Многие

качества

человека

остаются

невостребованными.

По

мере

профессионализации

успешность

выполнения

деятельности

начинает

определяться

ансамблем

профессионально

важных

качеств,

которые

годами

«эксплуатируются».

Отдельные

из

них

постепенно

трансформируются

в

профессионально

нежелательные

качества;

одновременно

исподволь

развиваются

профессиональные

акцентуации

чрезмерно

выраженные

качества

и

их

сочетания,

отрицательно

сказывающиеся

на

деятельности

и

поведении

специалиста.

К

профессиональным

деформациям

педагога

ДОУ

может

быть

отнесено следующее:

авторитарность

( в о з м о ж н ы е

п р и ч и н ы :

з а щ и т а -

рационализация,

завышенная

самооценка,

властно сть,

схематизация типов дошкольников);

агрессия педагогическая (возможные причины: индивидуальные

о с о б е н н о с т и ,

п с и хо л о г и ч е с к а я

з а щ и т а - п р о е к ц и я ,

фрустрационная нетолерантность, т.е. нетерпимость, вызванная

любым мелким отклонением от правил поведения);

демонстративность

(причины:

защит а-идентификация,

завышенная самооценка «образа – Я», эгоцентризм);

дидактичность

(причины:

стереотипы

мышления,

речевые

шаблоны, профессиональная акцентуация);

догматизм

педагогический

(причины:

стереотипы

мышления,

возрастная интеллектуальная инерционность);

доминантность

(причины:

неконгруэнтность

эмпатии,

т.е.

неадекватность,

несоответствие

ситуации,

неспособность

эмпатировать, нетерпимость к недостаткам детей; акцентуации

характера);

индифферентность

педагогическая

(причины:

з а щ и т а -

отчуждение,

синдром

«эмоционального

с го р а н и я » ,

генерализация личного отрицательного педагогического опыта);

консерватизм

педагогический

( п р и ч и н ы :

з а щ и т а -

рационализация,

стереотипы

деятельности,

социальные

б а р ь е р ы ,

х р о н и ч е с ка я

п е р е гру зка

п е д а г о г и ч е с ко й

деятельностью);

с о ц и а л ь н о е

л и ц е м е р и е (причины:

защита-проекция,

стереотипизация морального поведения, возрастная идеализация

жизненного

опыта,

неудачный

опыт

адаптации

к

социально-

профессиональной ситуации);

поведенческий

трансформер

(причины:

защита-проекция,

эмпатическая

тенденция

присоединения,

т.е.

проявление

реакций, свойственных воспитанникам).

Следствием

профессиональной

деформации

личности

является

феномен психического выгорания.

Основные характеристики феномена психического выгорания:

1.Психическое выгорание представляет собой синдром, включающий

э м о ц и о н а л ь н о е

и с то щ е н и е ,

д е п е р с о н а л и з а ц и ю

и

р е д у к ц и ю

профессиональных достижений.

2.Данный феномен является профессиональным. В какой-то степени

он

отражает

специфику

той

профессиональной

сферы,

в

которой

был

впервые обнаружен: работу с людьми и оказание им помощи.

3.Психическое выгорание оказывает отрицательное воздействие на все

стороны личности и ее поведение, снижая в конечном итоге эффективность

профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом [3].

Таким

образом,

профессиональные

деформации

нарушают

целостность

личности;

снижают

ее

адаптивность,

устойчивость;

отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

Наилучшим способом преодоления психического выгорания является

его предотвращение и профилактика.

Целостность профилактической работы по данной проблеме в нашем

ДОУ обеспечивается совокупностью двух направлений:

информационно-аналитического;

профилактического.

Информационно-аналитическое

направление

предполагает

сбор

и

анализ информации по выдвинутой проблеме. На этом этапе используются

методы:

опрос;

наблюдения;

интервьюирование;

анкетирование;

диагностика (личностных особенностей, устойчивости личности

к

неблагоприятным

факторам

различной

этиологии,

психологического микроклимата).

Профилактика предусматривает систематическую, совместную работу

администрации, педагога-психолога, специалистов и педагогов ДОУ.

Администрация ДОУ осуществляет профилактические мероприятия,

работая в следующих направлениях:

создание условий для творческого поиска педагогов;

рациональное использование рабочего времени педагогов;

создание и поддержка культурных традиций учреждения;

объективная оценка результатов деятельности;

профилактика

профессиональной

дезадаптации

начинающего

специалиста;

повышение

квалификации

работников

(обеспечивает

новизну

деятельности, повышает самооценку).

Реализация психологической деятельности по профилактике

психического выгорания осуществляется через:

повышение

социально-психологической

компетентности

педагогов;

рефлексию профессиональной биографии;

прохождение тренингов.

Данные формы работы способствуют:

формированию

ответственности

за

свое

психологическое

здоровье;

осознанию причин психологического сгорания и его влияния на

профессиональную деятельность и жизнь в целом;

овладению

методами

самопомощи

т.е.

саморегуляции

эмоционально-волевой сферы;

развитию стрессоустоичивости.

Обобщая

все

вышесказанное,

можно

сделать

вывод

о

том,

что

профилактика профессиональной деформации педагогов , является одним из

значимых аспектов работы ДОУ.

ЛИТЕРАТУРА:

1.

Клюева

Н.В.

Психологическое

обеспечение

педагогиче ской

деятельности. – Ярославль, 1998.

2.

Микляева Н.В. Микляева Ю.В. Работа педагога- психолога в ДОУ:

методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2005.

3.

Никитин

Е.П.

Харламенкова

Н.Е.

Феномен

человече ского

самоутверждения. – СПб., 2000.



В раздел образования