Напоминание

Эссе "Роль учителя-логопеда в реализации стандарта нового поколения ФГОС"


Автор: Климентьева Светлана Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Дельфин"
Населённый пункт: ЯНАО г.Муравленко
Наименование материала: Эссе
Тема: Эссе "Роль учителя-логопеда в реализации стандарта нового поколения ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эссе «Роль учителя-логопеда в реализации стандарта нового поколения ФГОС»

Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность

поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен, вот, на мой взгляд,

основная задача творческого педагога.

Я

работаю

учителем-логопедом,

стаж

моей

деятельности

10

лет.

В

начале

моего

педагогического пути, мне очень понравилось изречение одного выдающегося педагога,

которое и сейчас остаётся для меня актуальным: «Речь – удивительно сильное средство, но

нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». (Г. Гегель). Я задумалась, и ведь

действительно, умение говорить красиво – это ценнейший дар, он помогает человеку

производить впечатление, добиться своих целей, легко адаптироваться к любой ситуации.

Так как наука наша не стоит на месте, а стремительно движется вперед и развивается,

соответственно

появляется

огромное

количество

технологий

развивающего

обучения,

которые позволяют посмотреть на идею обучения, ориентированного на развитие ребенка,

как на основную цель. Я думаю, более точно это подтверждается словами Джона Дьюи:

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». В

связи с этим, конечно же, изменились и требования в системе образования, они стали на

порядок

выше.

Отличительной

особенностью

стандарта

нового

поколения

является

деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности воспитанника в

целом. И непременно, развитие речи – это важнейшая составляющая по ФГОС. Здесь

особое

значение

придаётся

формированию

коммуникативных

действий,

которые

необходимы для общения ребенка в социуме, с близкими ему людьми и сверстниками.

Если

мы

поможем

ребенку

в

дошкольном

возрасте

сформировать

коммуникативные

универсальные учебные действия, то мы непременно поможем сформировать у него

способности

к

регуляции

поведения

и

собственной

деятельности,

к

познанию

окружающего мира.

Одной

из

основных

задач

обучения

дошкольников

становится

качество

знаний,

повышение мотивации обучения. Решение данных задач я вижу в использовании мета

предметных связей в процессе обучения развитию речи. Дети с общим недоразвитием

речи

(ОНР)

имеют

ряд

речевых

и

психологических

особенностей,

а

это

сильно

затрудняющих

формирование

у

них

УУД.

Воспитанники

недостаточно

понимают

обучающие

задания,

указания,

мои

инструкции,

с

трудом

владеют

терминами,

испытывают

трудности

в

формировании

и

формулировании

собственных

мыслей

в

процессе работы, у детей недостаточно развита связная речь, беден словарный запас. В

связи с этим, я как специалист, в своем деле, просто обязана помочь нуждающимся детям

и их родителям в проблеме, а именно – научить говорить правильно.

В

свои

логопедические

занятия

стараюсь

включать

различные

методики,

которые

соответствуют

новым

стандартам

и

требованиям.

Некоторые

формы

работы

детям

наиболее интересны и я вижу результат своей деятельности, после применения этих

технологии. Наряду с обучающими технологиями: традиционными и нетрадиционными, я

использую здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

помогают

мне

на

разных

этапах

коррекционно-речевой

работы.

Изначально

использую

фонетический

логотренинг

«Играем, двигаемся – развиваемся» как систему занятий и подготовительных упражнений

для

развития

артикуляционной,

общей

и

мелкой

моторики,

просодики,

слухового

и

зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Дошкольникам очень

нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и

пальцев

рук;

традиционные

и

нетрадиционные

формы

артикуляционной

гимнастики

(биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка,

комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков).

В

работе

применяю

метод

су-джок

терапии.

Использование

су-джокмассажёров

массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и

развитию лексико-грамматических категорий способствуют повышению физической и

умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно

быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для

оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком. В своей работе я не оставляю

без внимания логопедическую и фонетическую ритмику. Использую ее как средство

профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. Имею богатый арсенал игр и

игровых

упражнений:

дыхательные

упражнения,

фонетическая

разминка,

речедвигательные упражнения, чистоговорки, коммуникативные игры, пальчиковые игры,

массаж

с

проговариванием,

гимнастика

для

глаз,

релаксация.

Главное

свойство

этих

методов – развивать двигательные умения ребёнка. Формирование движений происходит

при участии речи. Чем лучше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его

речь. Быть «на одной волне» с ребёнком, создавать различные ситуации общения мне

помогают информационно – коммуникационные технологии. В логопедическом пункте

создана

развивающая

среда,

которая

позволяет

нам

«Идти

в

ногу

со

временем».

В

последнее

время

в

моей

логопедической

работе

особое

место

занимает

работа

с

интерактивной

доской.

Использование

интерактивной

доски

помогает

мне

сделать

учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с

воспитанниками.

Интерактивная

доска

(ИД)

-

полифункциональное

устройство,

позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение,

входящее

в

состав

комплектации

ИД,

так

и

авторские

презентации,

тренажеры,

видеоролики, компьютерные игры и т. д., они способствуют решению коррекционно-

развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка. Таким

образом, индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми составляется

на основе комплексного включения компьютерной и логопедической технологий. Опыт

использования логопедических компьютерных программ показал, что применение новых

информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить

время

на

формирование

и

развитие

языковых

и

речевых

средств,

коммуникативных

навыков, высших психических функций у детей.

Не

могу

не

отметить

тот

факт,

что

одним

из

важнейших

условий

организации

эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи,

является комплексность воздействия на речь и личность ребенка в целом. В нашем случае

должны

объединяться

усилия

всех

специалистов,

действовать,

так

называемый,

комплексный подход, он предполагает взаимодействие логопеда, воспитателя, психолога,

музыкального руководителя и др. Координация деятельности всех специалистов системы

психолого-педагогического

сопровождения

по

созданию

оптимальных

условий

для

нормального развития ребенка является нашей первостепенной задачей. Именно тогда, мы

сможем

достичь

той

цели,

и

добиться

тех

результатов,

которые

ставит

перед

нами

современная система образования. Я ощущаю в себе огромный потенциал и желание

помогать моим маленьким воспитанникам. Терпеливо, шаг за шагом, я стремлюсь к

достижению поставленной цели. Испытываю большую радость, когда слышу красивую и

грамотную речь, осознавая, что являюсь первой ступенькой в начале их жизненного пути.



В раздел образования