Автор: Климентьева Светлана Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Дельфин"
Населённый пункт: ЯНАО г.Муравленко
Наименование материала: Эссе
Тема: Эссе "Роль учителя-логопеда в реализации стандарта нового поколения ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Эссе «Роль учителя-логопеда в реализации стандарта нового поколения ФГОС»
Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность
поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен, вот, на мой взгляд,
основная задача творческого педагога.
Я
работаю
учителем-логопедом,
стаж
моей
деятельности
10
лет.
В
начале
моего
педагогического пути, мне очень понравилось изречение одного выдающегося педагога,
которое и сейчас остаётся для меня актуальным: «Речь – удивительно сильное средство, но
нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». (Г. Гегель). Я задумалась, и ведь
действительно, умение говорить красиво – это ценнейший дар, он помогает человеку
производить впечатление, добиться своих целей, легко адаптироваться к любой ситуации.
Так как наука наша не стоит на месте, а стремительно движется вперед и развивается,
соответственно
появляется
огромное
количество
технологий
развивающего
обучения,
которые позволяют посмотреть на идею обучения, ориентированного на развитие ребенка,
как на основную цель. Я думаю, более точно это подтверждается словами Джона Дьюи:
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». В
связи с этим, конечно же, изменились и требования в системе образования, они стали на
порядок
выше.
Отличительной
особенностью
стандарта
нового
поколения
является
деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности воспитанника в
целом. И непременно, развитие речи – это важнейшая составляющая по ФГОС. Здесь
особое
значение
придаётся
формированию
коммуникативных
действий,
которые
необходимы для общения ребенка в социуме, с близкими ему людьми и сверстниками.
Если
мы
поможем
ребенку
в
дошкольном
возрасте
сформировать
коммуникативные
универсальные учебные действия, то мы непременно поможем сформировать у него
способности
к
регуляции
поведения
и
собственной
деятельности,
к
познанию
окружающего мира.
Одной
из
основных
задач
обучения
дошкольников
становится
качество
знаний,
повышение мотивации обучения. Решение данных задач я вижу в использовании мета
предметных связей в процессе обучения развитию речи. Дети с общим недоразвитием
речи
(ОНР)
имеют
ряд
речевых
и
психологических
особенностей,
а
это
сильно
затрудняющих
формирование
у
них
УУД.
Воспитанники
недостаточно
понимают
обучающие
задания,
указания,
мои
инструкции,
с
трудом
владеют
терминами,
испытывают
трудности
в
формировании
и
формулировании
собственных
мыслей
в
процессе работы, у детей недостаточно развита связная речь, беден словарный запас. В
связи с этим, я как специалист, в своем деле, просто обязана помочь нуждающимся детям
и их родителям в проблеме, а именно – научить говорить правильно.
В
свои
логопедические
занятия
стараюсь
включать
различные
методики,
которые
соответствуют
новым
стандартам
и
требованиям.
Некоторые
формы
работы
детям
наиболее интересны и я вижу результат своей деятельности, после применения этих
технологии. Наряду с обучающими технологиями: традиционными и нетрадиционными, я
использую здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
помогают
мне
на
разных
этапах
коррекционно-речевой
работы.
Изначально
использую
фонетический
логотренинг
«Играем, двигаемся – развиваемся» как систему занятий и подготовительных упражнений
для
развития
артикуляционной,
общей
и
мелкой
моторики,
просодики,
слухового
и
зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Дошкольникам очень
нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и
пальцев
рук;
традиционные
и
нетрадиционные
формы
артикуляционной
гимнастики
(биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка,
комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков).
В
работе
применяю
метод
су-джок
терапии.
Использование
су-джокмассажёров
–
массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и
развитию лексико-грамматических категорий способствуют повышению физической и
умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно
быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для
оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком. В своей работе я не оставляю
без внимания логопедическую и фонетическую ритмику. Использую ее как средство
профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. Имею богатый арсенал игр и
игровых
упражнений:
дыхательные
упражнения,
фонетическая
разминка,
речедвигательные упражнения, чистоговорки, коммуникативные игры, пальчиковые игры,
массаж
с
проговариванием,
гимнастика
для
глаз,
релаксация.
Главное
свойство
этих
методов – развивать двигательные умения ребёнка. Формирование движений происходит
при участии речи. Чем лучше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его
речь. Быть «на одной волне» с ребёнком, создавать различные ситуации общения мне
помогают информационно – коммуникационные технологии. В логопедическом пункте
создана
развивающая
среда,
которая
позволяет
нам
«Идти
в
ногу
со
временем».
В
последнее
время
в
моей
логопедической
работе
особое
место
занимает
работа
с
интерактивной
доской.
Использование
интерактивной
доски
помогает
мне
сделать
учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с
воспитанниками.
Интерактивная
доска
(ИД)
-
полифункциональное
устройство,
позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение,
входящее
в
состав
комплектации
ИД,
так
и
авторские
презентации,
тренажеры,
видеоролики, компьютерные игры и т. д., они способствуют решению коррекционно-
развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка. Таким
образом, индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми составляется
на основе комплексного включения компьютерной и логопедической технологий. Опыт
использования логопедических компьютерных программ показал, что применение новых
информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить
время
на
формирование
и
развитие
языковых
и
речевых
средств,
коммуникативных
навыков, высших психических функций у детей.
Не
могу
не
отметить
тот
факт,
что
одним
из
важнейших
условий
организации
эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи,
является комплексность воздействия на речь и личность ребенка в целом. В нашем случае
должны
объединяться
усилия
всех
специалистов,
действовать,
так
называемый,
комплексный подход, он предполагает взаимодействие логопеда, воспитателя, психолога,
музыкального руководителя и др. Координация деятельности всех специалистов системы
психолого-педагогического
сопровождения
по
созданию
оптимальных
условий
для
нормального развития ребенка является нашей первостепенной задачей. Именно тогда, мы
сможем
достичь
той
цели,
и
добиться
тех
результатов,
которые
ставит
перед
нами
современная система образования. Я ощущаю в себе огромный потенциал и желание
помогать моим маленьким воспитанникам. Терпеливо, шаг за шагом, я стремлюсь к
достижению поставленной цели. Испытываю большую радость, когда слышу красивую и
грамотную речь, осознавая, что являюсь первой ступенькой в начале их жизненного пути.