Напоминание

Интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) "Разговор в берёзовой роще"


Автор: Лозовская Людмила Яковлевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №530
Населённый пункт: Пушкинский район Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) "Разговор в берёзовой роще"
Раздел: начальное образование





Назад




КОНСПЕКТ

интегрированного УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА и литературного

чтения

ПО ПРОГРАММЕ «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ВО 2 «Б» КЛАССЕ

Учитель: Лозовская Людмила Яковлевна.

Дата проведения урока: 17.02.2017 года.

Класс: 2

Предмет: окружающий мир, литературное чтение

Тема: «Разговор в берёзовой роще».

Дидактическая цель урока: Дать представление о живой природе берёзовой

рощи. Стимулировать осознание такого качества человека, как совесть.

Задачи урока:

Образовательная:

- сформировать у учащихся представление о берёзовой роще, о роли берёзы в

жизни человека и природы;

- создание условий для работы над развитием нравственных качеств

личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.

Развивающая:

- обогатить словарный запас учащихся, расширить кругозор,

повысить интерес к чтению; к окружающему миру

- развивать мыслительную деятельность, память, воображение,

культуру речи, умение правильно оценивать свои поступки и поступки

товарищей;

Воспитательная:

-вырабатывать у детей умение работать в коллективе, ответственно

относиться к своему труду и уважительно - к труду своих одноклассников;

- воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру

природы.

-поддерживать интерес к изучению окружающего мира и других областей

знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: : понимают, что такое окружающая среда; приводят примеры

приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых

взаимосвязей в живой природе;

выразительно читают текст, делая нужные паузы, объясняют смысл названия,

определяют свое отношение к прочитанному; сравнивают героев; выделяют

в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; ставят вопросы к

тексту; характеризуют состояние героев, отношение автора к ним.

Личностные: оценивают собственную работу: свои достижения,

самостоятельность, инициативу; ориентируются в нравственном содержании

собственных поступков и поступков других людей, оценивают конкретные

поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживают» текст,

выражая свои эмоции. внимательно и бережно относятся к природе родного

края; понимают важность соблюдения правил экологической безопасности.

Метапредметные:

Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной форме;

самостоятельно оценивают правильность выполнения учебных действий,

внесенных корректив, осуществляют само- и взаимопроверку работ,

корректируют выполнение задания.

Познавательные: находят объяснение незнакомых слов в словаре. понимают

информацию, представленную на страницах учебника; осуществляют

описание объектов природы.

Коммуникативные: ведут диалог: выслушивают мнение одноклассников,

формулируют свою точку зрения, оценивают свои переживания по поводу

собственных поступков, сотрудничают с ребятами при выполнении заданий;

понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и

понимают других, высказывают свою точку зрения, договариваются и

приходят к общему решению, работая в группе.

.

Тип урока: интегрированный урок изучения новых знаний.

Форма урока: урок-путешествие:

работа с художественным и научным текстом.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый;

- словесно-логический;

- метод самостоятельной работы учащихся

Виды деятельности и формы работы:

- фронтальная работа;

---в парах;

- работа в группах;

- работа с учебником;

- индивидуальная работа на местах;

- практическая работа,

- работа в парах,

- самостоятельная работа.

Приёмы:

- чтение с остановками;

- обращение к личному опыту учащихся;

- прогнозирование по названию;

- кластер;

- синквейн;

- использование «толстых» и «тонких» вопросов.

Оборудование:

учебник «Литературное чтение» Э.Э. Кац."Окружающий мир"

рассказ А.П. Гайдара «Совесть»;

презентация к уроку ;

мультимедийный проектор;

карточки с заданиями (для работы в группах);

видео «В березовой роще»;"Две березы"

листики березы (зеленый, желтый), сердечки ( красное, желтое, синее),

рисунок березки.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир

изобразительное искусство, технология.

Девиз урока: «Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

I.Мотивация к учебной деятельности

Дети под музыкальное видео «Берёзовая роща» заходят в класс, здороваются

и молча садятся за парты (девочка и мальчик разыгрывают сценку из рассказа

А.Гайдара «Совесть»)

- Несчастный прогульщик! Это с таких юных лет ты обманываешь родителей

и школу?

- Нет! Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она

залаяла и я заблудился… (берет мальчика, провожает его на место и сама

садится).

- Хотите узнать, что произошло дальше?

-Да

Постановка учебной задачи.

-Тогда я вас приглашаю на душевный разговор. Посмотрев видео, как вы

думаете куда? (в лес, в рощу)

- Что вы чувствовали, слушая мелодию этого видео? (радость, восторг,

теплоту, нежность…)

- Да, именно для этого разговора я приглашаю вас в берёзовую рощу.

-Как вы думаете: о чем мы будем говорить? ( о лесе, о том, кто живёт там, что

растёт, какие птицы поют, с кем дружит берёзка.

- О чём бы вы хотели поговорить?

- Про отношения между детьми, - о хороших и плохих поступках.

- Итак, я подведу итог:

целью нашего разговора в берёзовой роще будет:

- узнать о лесе, в котором растут берёзы,

- изучить окружающую среду берёзовой рощи,

-исследовать с кем дружит берёзка,

- какую пользу приносит она людям

-создание условий для работы над понятием «Совесть» при работе с

художественным текстом.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

- Пропуском в рощу является билет: блиц-вопрос «повторение изученного».

Отвечаем быстро,хором. Некоторые вопросы индивидуально.

-Всё, что окружает живые существа, среди чего они живут называется...

(окружающей средой)

- Без света, тепла, воды, воздуха и почвы не могут обойтись...(растения)

- Край леса называется... (опушкой)

-Какие животные обитают на опушке леса?

-Какие бывают леса?

-Где растения больше получают тепла и света на опушке или в чаще? (на

опушке) Почему?

- А где больше влаги на опушке или в чаще, почему?

-Как называется небольшой, чаще лиственный лес? (роща)

- Что можете сказать о своих ответах? Оцените хорошо ли вы усвоили

материал прошлого урока? (оценивание детей)

Я с вами согласна, значит можем двигаться дальше.

“Открытие” детьми нового знания.

Русская красавица стоит на поляне,

В зелёной кофте, в белом сарафане. (берёза)

-Как называется лес, в котором преобладающим растением являются берёзы?

(берёзовая роща).

(Стих читает подготовленный ученик).

Добрый день берёзовая роща,

Много лет встречаюсь я с тобой,

Красива ты в любое время года,

А особо нравишься весной.

Любо мне, как роща нарождает

Ярко изумрудную листву,

Будто бы стыдливо укрывает

Белую девичью красоту.

Осенью березы в платье новом,

В царском платье, чисто золотом.

К роще подойдешь, она пылает,

Золотым, божественным огнем.

А зимой бывают дни, как сказка,

В пору, как с берез спадет листва,

Белый снег, и белые березы,-

Чудо, неземная красота.

-Чтобы узнать какие животные и растения живут в берёзовой роще, мы

проведём небольшое исследование, работая в группах, а поможет нам в этом

наш учебник.

Работа в группах:

Открываем учебники на странице 36-38 и изучаем страницы.

1 группа Ботаники – изучают растительный мир.

2 группа Зоологи – животный мир

3 группа Экологи – изучают пользу берёзы.

-Вспомним правила работы в группах.

- Главное правило скажем хором : работаем дружно, тихо, творчески.( дети

самостоятельно работают группами)

- Предоставляем слово:

Экологам – рассказы о берёзе, её значении для людей.

-Оцените выступление группы.

-Ботаники расскажут : колокольчик, лютик, Иван-да-Марья.

Оцените выступление

-Зоологи: крот, иволга, ворона, насекомые.

-Оцените выступление группы.

-Об одних обитателях леса мы забыли сказать

И на горке и над горкой,

Под берёзой и под ёлкой

Хороводами и вряд

В шляпах молодцы стоят. (Грибы)

- Какие грибы чаще всего можно встретить в березовой роще?

(подберезовики)

Вывод

-Ребята, мы нашли ответ на наш вопрос: с кем дружит березка?

- И какой вывод мы можем сделать?(березка дружит с растениями

.животными, грибами, насекомыми, людьми)

- А как называется лес, в котором растут березы? (березовая роща)

-Почему так светло в березовой роще? Докажите словами текста.( учебник

стр.36 абз.2 белые стволы берез...)

- Какую пользу приносит береза людям? (ответы детей)

Мы в березовой роще... С какой просьбой обратились к нам ее жители?

Экологические правила.

- Не разорять птичьи гнёзда.

- В лесу стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву.

- Не шуми в лесу.

- Не оставляй мусор.

- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

- Не ломай ветки деревьев и кустарников.

- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

- Не разоряй муравейники.

- Не сбивай грибы, даже несъедобные.

- Не разводи костров

- Зачем мы должны выполнять эти правила поведения в лесу?

- Оцените свою работу на данном этапе урока.

- Ребята, лес - это наше богатство и мы должны его беречь, охранять и

приумножать.

Стих (читает ребенок)

-Белоствольная березка

Символ родины моей.

Нету деревца другого,

сердцу русскому милей.

Изумрудная весною,

а зимою в серебре.

Машет веткой золотою

всем детишкам в сентябре.

Каждый листик, как сердечко

Полюбуйся, погляди,

У родимого крылечка

Ты березку посади...

-Давайте посадим наши березки и нарядим их в красивый наряд.

-Оцените свою работу на этом этапе урока.

Если вам было интересно и все понятно на этом этапе урока- зеленый листик,

интересно, но возникли небольшие трудности -желтый.( дети оценивают

свою работу, выбирают березовый лист, в зависимости от оценки: зеленый-

желтый и вместе с березкой прикрепляют на доску)

Рефлексия первой части урока: клип "Березовая роща 1"( дети " сажают"

березовую рощу)

Мы продолжим наш разговор. Посмотрите на синквейн, определите первое

слово

1. ________________

2. беспощадная, грызущая

3. мучает .стыдит, терзает

4. это голос твоего сердца

5. судья ( совесть)

- Как вы думаете, что такое совесть? ( ответы детей)

- Давайте прочитаем , что написано в словаре Ожигова. " Совесть - чувство

нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими

людьми, перед обществом".

- Каким должен быть совестливый человек? ( ведет себя достойно, не

обманывает . не обижает других, не указывает на недостатки других и т.д.)

- Украдкой, обманывать, смекнуть, плакать, угрызение совести

эти слова предсказывают содержание текста. О чем мы будем читать?( об

отношениях, о поступках)

- Мы будем читать рассказ Аркадия Гайдара "Совесть".

- Как вы думаете, какой будет этот рассказ веселый, серьезный,

поучительный? ( серьезный , поучительный)

Словарная разминка. Как понимаете слова:(хоровое чтение и объяснение)

- вышмыгнула

- добродушный

- украдкой

- беспощадная

- болтается

- наткнулась

- смекнула

Чтение рассказа «гонка за лидером» (один читает вслух, а все шепотом)

- Что произвело на вас наибольшее впечатление?( ответы детей)

- Кто главные герои? (мальчик, девочка, школьники)

-Где происходит событие? (в березовой роще)

- К какому жанру относится это произведение? (рассказ)

-Почему, докажите ( все, что здесь написано могло произойти на самом деле)

чтение с остановками (1,2,3 абзац)

1 часть

-Почему Нина не пошла в школу?

-Где она оказалась?

- Найдите в тексте слово как она шла, о чем это говорит? (украдкой, ей было

стыдно, что она прогуливает, пряталась)

- Понимала ли Нина, что делает плохо?

-Какое впечатление на вас произвела Нина до встречи с мальчиком?

( заполнение кластера)

(веселая, беззаботная, радостная, легкомысленная)

2 часть

- Кого встретила Нина в роще?

- Мальчик тоже прогуливал школу?

- Каким представляете мальчика?

-Давайте подберем слова, характеризующие мальчика.

( заполнение кластера)

( смешной, правдивый, добродушный, доверчивый)

-Почему Нина повела мальчика из рощи, а книги оставила?

3 часть

-Что стало с вещами Нины?

- Почему она плакала? Прочитайте.

- Как понимаете: «грызла беспощадная совесть»?

- Что чувствовала Нина, когда осталась одна?

(заполнение кластера)

( стыд, грусть, тяжесть на сердце, зов совести)

- Какое настроение было у Нины в начале рассказа? ( веселое)

- В конце? (грустное)

- Почему так менялось настроение у девочки?

- Считаете ли вы, что совесть может изменить человека? ( да, на примере

Нины)

- Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? Почему?

Работа в группах

Сейчас мы поработаем в группах. Вспомните правила работы в группе.

Назовите самое главное правило. (Работаем тихо, дружно, творчески!)

Каждая группа получает задание. Постарайтесь прийти к общему мнению и

четко высказать его.

Задания:

1группа – Как выдумаете, почему девочка услышала голос своей совести

только после того, как проводила мальчика?

2 группа –Почему А. Гайдар назвал свой рассказ «Совесть», а не «История с

Ниной» или «Как Нина Карнаухова прогуливала уроки»?

3 группа – Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть

замолчать и ты ее никогда не услышишь?

4 группа – Как по вашему мнению, автор рассказа относится к своей героине:

а) неисправима,

б) надеется, что девочка исправится,

в) он верит, что голос совести поможет Нине в жизни.

5 группа – Каким человеком станет Нина, по вашему мнению? Кто помог ей

измениться?

( дети обсуждают в малых группах и высказывают свои мнения)

-Оцените выступление групп.

- А взяли бы вы Нину в наш класс? Почему?

Вывод: Нина совестливая девочка. Она понимает, что обманывать

нехорошо ,что любой обман рано или поздно раскроется.

Работа над пословицами

Найдите пословицу, которая больше всего подходит к нашему рассказу:

1. Поспешишь – людей насмешишь.

2. На обмане далеко не уедешь.

3. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

4. Совесть без зубов грызет.

- Объясните смысл пословицы.

Итог урока:

- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести?

Расскажите. (рассказы детей)

- Я очень хочу, чтобы вы никогда не теряли совесть и жили всегда в согласии

с ней.

Живи так, чтоб тебе не было стыдно за свои поступки.

- Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

Мы с вами работали с разными текстами. Какими? (научный,

художественный)

- Что общего у них?

- Чем отличаются?

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

-Какую задачу ставили на уроке?

-Удалось решить поставленную задачу?

- Какие получили результаты?

-Что нужно сделать ещё?

-Где мы можем применить знания?

-Что на уроке получилось хорошо?

- Над чем ещё нужно поработать?

- Что порадовало или огорчило вас сегодня на уроке?

- Чему научились, что положите в свое сердечко с сегодняшнего урока?

- Оцените наш урок «Душевный разговор в березовой роще».

На доске сердце нашего класса. Заполните его своими сердцами.

- если вы урок полностью приняли в свою душу, согласны со всем, о чем

говорили, хотите быть всегда совестливым человеком – прикрепите красное

сердечко

- если что-то беспокоит, с чем-то не согласны – желтое сердце

- если урок вызвал плохое настроение, вам было не комфортно – синее

сердце.

Я благодарю вас за приятный, душевный разговор и в память о нашем уроке

хочу подарить вам по сердечку и помните о том, что совесть наш внутренний

контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как

можно больше добрых и хороших поступков.

И всем присутствующим дарю песню о жизни «Две березы».

- Слушая песню, оцените свою работу на уроке.

Видеоклип «Две березы». Ребята заполняют листы самооценки.



В раздел образования