Автор: Лозовская Людмила Яковлевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №530
Населённый пункт: Пушкинский район Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) "Разговор в берёзовой роще"
Раздел: начальное образование
КОНСПЕКТ
интегрированного УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА и литературного
чтения
ПО ПРОГРАММЕ «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ВО 2 «Б» КЛАССЕ
Учитель: Лозовская Людмила Яковлевна.
Дата проведения урока: 17.02.2017 года.
Класс: 2
Предмет: окружающий мир, литературное чтение
Тема: «Разговор в берёзовой роще».
Дидактическая цель урока: Дать представление о живой природе берёзовой
рощи. Стимулировать осознание такого качества человека, как совесть.
Задачи урока:
Образовательная:
- сформировать у учащихся представление о берёзовой роще, о роли берёзы в
жизни человека и природы;
- создание условий для работы над развитием нравственных качеств
личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.
Развивающая:
- обогатить словарный запас учащихся, расширить кругозор,
повысить интерес к чтению; к окружающему миру
- развивать мыслительную деятельность, память, воображение,
культуру речи, умение правильно оценивать свои поступки и поступки
товарищей;
Воспитательная:
-вырабатывать у детей умение работать в коллективе, ответственно
относиться к своему труду и уважительно - к труду своих одноклассников;
- воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру
природы.
-поддерживать интерес к изучению окружающего мира и других областей
знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: : понимают, что такое окружающая среда; приводят примеры
приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых
взаимосвязей в живой природе;
выразительно читают текст, делая нужные паузы, объясняют смысл названия,
определяют свое отношение к прочитанному; сравнивают героев; выделяют
в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; ставят вопросы к
тексту; характеризуют состояние героев, отношение автора к ним.
Личностные: оценивают собственную работу: свои достижения,
самостоятельность, инициативу; ориентируются в нравственном содержании
собственных поступков и поступков других людей, оценивают конкретные
поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживают» текст,
выражая свои эмоции. внимательно и бережно относятся к природе родного
края; понимают важность соблюдения правил экологической безопасности.
Метапредметные:
Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной форме;
самостоятельно оценивают правильность выполнения учебных действий,
внесенных корректив, осуществляют само- и взаимопроверку работ,
корректируют выполнение задания.
Познавательные: находят объяснение незнакомых слов в словаре. понимают
информацию, представленную на страницах учебника; осуществляют
описание объектов природы.
Коммуникативные: ведут диалог: выслушивают мнение одноклассников,
формулируют свою точку зрения, оценивают свои переживания по поводу
собственных поступков, сотрудничают с ребятами при выполнении заданий;
понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и
понимают других, высказывают свою точку зрения, договариваются и
приходят к общему решению, работая в группе.
.
Тип урока: интегрированный урок изучения новых знаний.
Форма урока: урок-путешествие:
работа с художественным и научным текстом.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- словесно-логический;
- метод самостоятельной работы учащихся
Виды деятельности и формы работы:
- фронтальная работа;
---в парах;
- работа в группах;
- работа с учебником;
- индивидуальная работа на местах;
- практическая работа,
- работа в парах,
- самостоятельная работа.
Приёмы:
- чтение с остановками;
- обращение к личному опыту учащихся;
- прогнозирование по названию;
- кластер;
- синквейн;
- использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение» Э.Э. Кац."Окружающий мир"
рассказ А.П. Гайдара «Совесть»;
презентация к уроку ;
мультимедийный проектор;
карточки с заданиями (для работы в группах);
видео «В березовой роще»;"Две березы"
листики березы (зеленый, желтый), сердечки ( красное, желтое, синее),
рисунок березки.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир
изобразительное искусство, технология.
Девиз урока: «Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».
I.Мотивация к учебной деятельности
Дети под музыкальное видео «Берёзовая роща» заходят в класс, здороваются
и молча садятся за парты (девочка и мальчик разыгрывают сценку из рассказа
А.Гайдара «Совесть»)
- Несчастный прогульщик! Это с таких юных лет ты обманываешь родителей
и школу?
- Нет! Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она
залаяла и я заблудился… (берет мальчика, провожает его на место и сама
садится).
- Хотите узнать, что произошло дальше?
-Да
Постановка учебной задачи.
-Тогда я вас приглашаю на душевный разговор. Посмотрев видео, как вы
думаете куда? (в лес, в рощу)
- Что вы чувствовали, слушая мелодию этого видео? (радость, восторг,
теплоту, нежность…)
- Да, именно для этого разговора я приглашаю вас в берёзовую рощу.
-Как вы думаете: о чем мы будем говорить? ( о лесе, о том, кто живёт там, что
растёт, какие птицы поют, с кем дружит берёзка.
- О чём бы вы хотели поговорить?
- Про отношения между детьми, - о хороших и плохих поступках.
- Итак, я подведу итог:
целью нашего разговора в берёзовой роще будет:
- узнать о лесе, в котором растут берёзы,
- изучить окружающую среду берёзовой рощи,
-исследовать с кем дружит берёзка,
- какую пользу приносит она людям
-создание условий для работы над понятием «Совесть» при работе с
художественным текстом.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
- Пропуском в рощу является билет: блиц-вопрос «повторение изученного».
Отвечаем быстро,хором. Некоторые вопросы индивидуально.
-Всё, что окружает живые существа, среди чего они живут называется...
(окружающей средой)
- Без света, тепла, воды, воздуха и почвы не могут обойтись...(растения)
- Край леса называется... (опушкой)
-Какие животные обитают на опушке леса?
-Какие бывают леса?
-Где растения больше получают тепла и света на опушке или в чаще? (на
опушке) Почему?
- А где больше влаги на опушке или в чаще, почему?
-Как называется небольшой, чаще лиственный лес? (роща)
- Что можете сказать о своих ответах? Оцените хорошо ли вы усвоили
материал прошлого урока? (оценивание детей)
Я с вами согласна, значит можем двигаться дальше.
“Открытие” детьми нового знания.
Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофте, в белом сарафане. (берёза)
-Как называется лес, в котором преобладающим растением являются берёзы?
(берёзовая роща).
(Стих читает подготовленный ученик).
Добрый день берёзовая роща,
Много лет встречаюсь я с тобой,
Красива ты в любое время года,
А особо нравишься весной.
Любо мне, как роща нарождает
Ярко изумрудную листву,
Будто бы стыдливо укрывает
Белую девичью красоту.
Осенью березы в платье новом,
В царском платье, чисто золотом.
К роще подойдешь, она пылает,
Золотым, божественным огнем.
А зимой бывают дни, как сказка,
В пору, как с берез спадет листва,
Белый снег, и белые березы,-
Чудо, неземная красота.
-Чтобы узнать какие животные и растения живут в берёзовой роще, мы
проведём небольшое исследование, работая в группах, а поможет нам в этом
наш учебник.
Работа в группах:
Открываем учебники на странице 36-38 и изучаем страницы.
1 группа Ботаники – изучают растительный мир.
2 группа Зоологи – животный мир
3 группа Экологи – изучают пользу берёзы.
-Вспомним правила работы в группах.
- Главное правило скажем хором : работаем дружно, тихо, творчески.( дети
самостоятельно работают группами)
- Предоставляем слово:
Экологам – рассказы о берёзе, её значении для людей.
-Оцените выступление группы.
-Ботаники расскажут : колокольчик, лютик, Иван-да-Марья.
Оцените выступление
-Зоологи: крот, иволга, ворона, насекомые.
-Оцените выступление группы.
-Об одних обитателях леса мы забыли сказать
И на горке и над горкой,
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами и вряд
В шляпах молодцы стоят. (Грибы)
- Какие грибы чаще всего можно встретить в березовой роще?
(подберезовики)
Вывод
-Ребята, мы нашли ответ на наш вопрос: с кем дружит березка?
- И какой вывод мы можем сделать?(березка дружит с растениями
.животными, грибами, насекомыми, людьми)
- А как называется лес, в котором растут березы? (березовая роща)
-Почему так светло в березовой роще? Докажите словами текста.( учебник
стр.36 абз.2 белые стволы берез...)
- Какую пользу приносит береза людям? (ответы детей)
Мы в березовой роще... С какой просьбой обратились к нам ее жители?
Экологические правила.
- Не разорять птичьи гнёзда.
- В лесу стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву.
- Не шуми в лесу.
- Не оставляй мусор.
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
- Не разоряй муравейники.
- Не сбивай грибы, даже несъедобные.
- Не разводи костров
- Зачем мы должны выполнять эти правила поведения в лесу?
- Оцените свою работу на данном этапе урока.
- Ребята, лес - это наше богатство и мы должны его беречь, охранять и
приумножать.
Стих (читает ребенок)
-Белоствольная березка
Символ родины моей.
Нету деревца другого,
сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
а зимою в серебре.
Машет веткой золотою
всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко
Полюбуйся, погляди,
У родимого крылечка
Ты березку посади...
-Давайте посадим наши березки и нарядим их в красивый наряд.
-Оцените свою работу на этом этапе урока.
Если вам было интересно и все понятно на этом этапе урока- зеленый листик,
интересно, но возникли небольшие трудности -желтый.( дети оценивают
свою работу, выбирают березовый лист, в зависимости от оценки: зеленый-
желтый и вместе с березкой прикрепляют на доску)
Рефлексия первой части урока: клип "Березовая роща 1"( дети " сажают"
березовую рощу)
Мы продолжим наш разговор. Посмотрите на синквейн, определите первое
слово
1. ________________
2. беспощадная, грызущая
3. мучает .стыдит, терзает
4. это голос твоего сердца
5. судья ( совесть)
- Как вы думаете, что такое совесть? ( ответы детей)
- Давайте прочитаем , что написано в словаре Ожигова. " Совесть - чувство
нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими
людьми, перед обществом".
- Каким должен быть совестливый человек? ( ведет себя достойно, не
обманывает . не обижает других, не указывает на недостатки других и т.д.)
- Украдкой, обманывать, смекнуть, плакать, угрызение совести
эти слова предсказывают содержание текста. О чем мы будем читать?( об
отношениях, о поступках)
- Мы будем читать рассказ Аркадия Гайдара "Совесть".
- Как вы думаете, какой будет этот рассказ веселый, серьезный,
поучительный? ( серьезный , поучительный)
Словарная разминка. Как понимаете слова:(хоровое чтение и объяснение)
- вышмыгнула
- добродушный
- украдкой
- беспощадная
- болтается
- наткнулась
- смекнула
Чтение рассказа «гонка за лидером» (один читает вслух, а все шепотом)
- Что произвело на вас наибольшее впечатление?( ответы детей)
- Кто главные герои? (мальчик, девочка, школьники)
-Где происходит событие? (в березовой роще)
- К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
-Почему, докажите ( все, что здесь написано могло произойти на самом деле)
чтение с остановками (1,2,3 абзац)
1 часть
-Почему Нина не пошла в школу?
-Где она оказалась?
- Найдите в тексте слово как она шла, о чем это говорит? (украдкой, ей было
стыдно, что она прогуливает, пряталась)
- Понимала ли Нина, что делает плохо?
-Какое впечатление на вас произвела Нина до встречи с мальчиком?
( заполнение кластера)
(веселая, беззаботная, радостная, легкомысленная)
2 часть
- Кого встретила Нина в роще?
- Мальчик тоже прогуливал школу?
- Каким представляете мальчика?
-Давайте подберем слова, характеризующие мальчика.
( заполнение кластера)
( смешной, правдивый, добродушный, доверчивый)
-Почему Нина повела мальчика из рощи, а книги оставила?
3 часть
-Что стало с вещами Нины?
- Почему она плакала? Прочитайте.
- Как понимаете: «грызла беспощадная совесть»?
- Что чувствовала Нина, когда осталась одна?
(заполнение кластера)
( стыд, грусть, тяжесть на сердце, зов совести)
- Какое настроение было у Нины в начале рассказа? ( веселое)
- В конце? (грустное)
- Почему так менялось настроение у девочки?
- Считаете ли вы, что совесть может изменить человека? ( да, на примере
Нины)
- Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? Почему?
Работа в группах
Сейчас мы поработаем в группах. Вспомните правила работы в группе.
Назовите самое главное правило. (Работаем тихо, дружно, творчески!)
Каждая группа получает задание. Постарайтесь прийти к общему мнению и
четко высказать его.
Задания:
1группа – Как выдумаете, почему девочка услышала голос своей совести
только после того, как проводила мальчика?
2 группа –Почему А. Гайдар назвал свой рассказ «Совесть», а не «История с
Ниной» или «Как Нина Карнаухова прогуливала уроки»?
3 группа – Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть
замолчать и ты ее никогда не услышишь?
4 группа – Как по вашему мнению, автор рассказа относится к своей героине:
а) неисправима,
б) надеется, что девочка исправится,
в) он верит, что голос совести поможет Нине в жизни.
5 группа – Каким человеком станет Нина, по вашему мнению? Кто помог ей
измениться?
( дети обсуждают в малых группах и высказывают свои мнения)
-Оцените выступление групп.
- А взяли бы вы Нину в наш класс? Почему?
Вывод: Нина совестливая девочка. Она понимает, что обманывать
нехорошо ,что любой обман рано или поздно раскроется.
Работа над пословицами
Найдите пословицу, которая больше всего подходит к нашему рассказу:
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. На обмане далеко не уедешь.
3. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
4. Совесть без зубов грызет.
- Объясните смысл пословицы.
Итог урока:
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести?
Расскажите. (рассказы детей)
- Я очень хочу, чтобы вы никогда не теряли совесть и жили всегда в согласии
с ней.
Живи так, чтоб тебе не было стыдно за свои поступки.
- Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?
Мы с вами работали с разными текстами. Какими? (научный,
художественный)
- Что общего у них?
- Чем отличаются?
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
-Какую задачу ставили на уроке?
-Удалось решить поставленную задачу?
- Какие получили результаты?
-Что нужно сделать ещё?
-Где мы можем применить знания?
-Что на уроке получилось хорошо?
- Над чем ещё нужно поработать?
- Что порадовало или огорчило вас сегодня на уроке?
- Чему научились, что положите в свое сердечко с сегодняшнего урока?
- Оцените наш урок «Душевный разговор в березовой роще».
На доске сердце нашего класса. Заполните его своими сердцами.
- если вы урок полностью приняли в свою душу, согласны со всем, о чем
говорили, хотите быть всегда совестливым человеком – прикрепите красное
сердечко
- если что-то беспокоит, с чем-то не согласны – желтое сердце
- если урок вызвал плохое настроение, вам было не комфортно – синее
сердце.
Я благодарю вас за приятный, душевный разговор и в память о нашем уроке
хочу подарить вам по сердечку и помните о том, что совесть наш внутренний
контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как
можно больше добрых и хороших поступков.
И всем присутствующим дарю песню о жизни «Две березы».
- Слушая песню, оцените свою работу на уроке.
Видеоклип «Две березы». Ребята заполняют листы самооценки.