Автор: Мокеева Екатерина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №7 компенсирующего вида
Населённый пункт: Московская область, г. Раменское
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Создание обучающей среды для детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством внедрения современных образовательных технологий
Раздел: дошкольное образование
Создание обучающей среды для детей с ОВЗ дошкольного
возраста посредством внедрения современных образовательных
технологий.
ХХI век
называют
веком
технологий.
Действительно,
ни
одна
конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без
высоких
технологий.
Это
особо
должно
касаться
сферы
образования.
Современным
образовательным
технологиям,
также
как
и
всем
высоким
технологиям, должны быть присущи следующие характеристики:
· Гуманность:
технологии
должны
улучшать
качество
жизни
людей,
например, качество образования.
· Эффективность:
технологии
должны
быть
результативными,
т.е.
должны
давать
гарантированные
результаты
уже
в
течение
5
лет
их
применения.
· Наукоемкость: технологии
должны
иметь
серьезное
научно е
обоснование,
отраженное
в
монографиях
и
докторских
исследованиях,
а
также должны иметь научное сопровождение в процессе их применения,
чтобы исключить возможность искажения.
· Универсальность:
технологии
должны
иметь
широкое
применение,
например,
одна
и
та
же
технология
должна
быть
применима
для
преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных
ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития.
· Интегрированность:
технологии
должны
быть
взаимосвязаны
и
взаимообусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать друг друга.
Представим
концептуальное
осмысление
современных
образовательных
технологий.
Современные образовательные технологии
Направлены на <ЦЕЛЬ >
Повышение качества образования
Опирается на
<ПРИНЦИПЫ >
Научности
Личностно -
деятельностный
Системности
Достигаются через
<СРЕДСТВА >
Обучение в
вузах
Повышение
квалификации
Самообразование
Мониторинг качества
преподавания
Приводит к
<РЕЗУЛЬТАТАМ >
· Личностному и профессиональному росту педагогов
· Успешности учащихся, воспитанников в учебно-познавательной
деятельности
· Созданию здоровьесберегающей среды
Зависит от
< РЕСУРСОВ>
Кадровых
ресурсов
Информационных
ресурсов
Финансовых
ресурсов
Временных ресурсов
Современные
образовательные
технологии –
означают
с п о с о б ы
реализации новой парадигмы образования.
К ним можно отнести:
технологию личностно-ориентированного обучения и воспитания;
т е х н о л о г и ю
д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о г о
( в
т о м
ч и с л е
индивидуализированного) обучения и воспитания;
использование метода образовательных проектов в практике ДОУ
игровые технологии в дошкольном периоде
использование метода образовательных проектов в практике работы
ДОУ
развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста
моделирование как метод обучения детей дошкольного возраста
ИКТ технология для развития дошкольников
Главные
«вечные»
ценности
образования
-
приобщение
человека
к
миру
культуры,
развитие
личностных
качеств,
приобретение
жизненно
важных знаний и умений - реализуются в процессе воспитания и обучения.
Важнейшим
требованием
к
образовательному
процессу
является
здоровьесбережение, без чего собственно невозможно говорить о социальной
ценности образования.
Принцип
Научности
- означает
использование
научных
(объективных,
достоверных)
данных,
фактов,
современных
достижений
в
области
разработки образовательных технологий.
Принцип Системности – означает целостный подход (не фрагментарный) к
изучению и овладению образовательными технологиями.
Принцип
личностно-деятельностный
– означает
осознанный
подход
педагогов к изучению и овладению образовательными технологиями.
Обучение в вузах – означает специальную подготовку студентов в области
образовательных технологий.
Повышение
квалификации –
означает
последипломную
подготовку
специалистов
по
современным
образовательным
технологиям
через
семинары, стажировки, консультации.
Самообразование -
означает
самостоятельную
деятельность
педагога
по
изучению
современных
образовательных
технологий
при
помощи
специальной литературы.
Мониторинг –
процесс
сбора,
накопления
и
обработки
информации
для
целей управления.
Мониторинг
качества
преподавания –
означает
оценивание
качества
процесса или деятельности педагога на уроке, занятии при помощи анкет.
Кадровый ресурс - означает изменение мировоззрения педагога с объектного
на субъектное.
Информационный
ресурс -
означает
совокупность
информации
о современных образовательных технологиях.
Создание
здоровьесберегающей
среды –
означает
благотворное
влияние
обучения и воспитания на здоровье детей.
Успешность
учащихся,
воспитанников
в
учебно-познавательной
деятельности – означает интерес детей к учебе, понимание ими учебной
информации, самовыражение и самоопределение детей в процессе обучения
и воспитания
Личностный
и
профессиональный
рост
педагогов –
оз н ач а е т
многоплановое
изменение
человека,
обусловливающее
наиболее
высокий
уровень его развития.
Технология дифференцированного (индивидуализированного)
обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Обезличенность сродни насилию: то и другое разрушает человека, делает
его несчастным, мешает быть успешным.
Дж.Восс
Данная технология основывается на изучении и понимании ребёнка, учете
его особенностей при построении отношений с ним.
Научный п о д х о д
о с н о в ы в а е т с я
н а
п о н и м а н и и сущности
дифференцированного
обучения
и
воспитания.
В
этом
ключе
сущность
данной
технологии
состоит
в
оказании
психологической
и
методической
помощи учащимся, воспитанникам в том, чтобы они стали успешными в
учебно-познавательной деятельности:
В связи с чем можно выделить два вида дифференциации:
1. Внешняя дифференциация.
2. Внутренняя дифференциация.
В основе внешней дифференциации лежит учет познавательных интересов
учащихся, их способностей к тому или иному роду деятельности.
В основе внутренней дифференциации лежит учет особенностей (социально-
демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных,
экзистенциально-личностных, биоэнергетических) учащихся, воспитанников,
влияющих
на
эффективность
усвоения
учебной
информации
в
течение
занятия.
Внутренняя
дифференциация
о сновывается
на
р я д е
методологических положений:
· Неодинаковость
усвоения
информации
–
это
естественное
явление,
поскольку все дети разные
· Усвоение информации бывает эффективным и неэффективным
· Необходимо выявить причины неэффективного усвоения информации
· Неэффективное
усвоение
порождает
отставание
и
неуспешность
учащихся, воспитанников
· Дифференциация осуществляется не по отставанию, а по причинам
отставания в усвоении
· Деление
на
группы
–
это
следствие
дифференциации
по
причинам
отставания.
Карта индивидуального развития ребёнка
Цель заполнения карты - углубление и расширение знаний педагога о
детях
в
процессе
индивидуального
психолого-педагогиче ского
сопровождения.
Психолого-педагогическое
сопровождение
следует
понимать
как
взаимодействие
взрослого
и
ребёнка
в
педагогической
деятельности,
направленной
на
развитие.
Кроме
того,
это
комплексный
метод,
объединяющий функции диагностики, коррекции и реабилитации.
В психолого-педагогическое сопровождение входит:
комплексное сопровождение развития дошкольника в образовательном
процессе;
содействие
педагогам
группы
в
оптимизации
условий
жизни
и
воспитания детей;
участие в практической деятельности по развитию детей
На основе длительного сбора информации о ребёнке (диагностике развития
познавательной,
игровой,
предметно-практической
деятельности,
сборе
амнестических
данных)
составляется
специальная
индивидуальная
программа развития (СИПР), в которой отражаются основные направления
работы на год. В программе прописываются цели, задачи, конкретные умения
и
навыки,
которыми
должен
овладеть
ребёнок
в
процессе
обучения.
По
итогам обучения проводится повторная диагностика приобретённых навыков.
Результаты фиксируются в карте мониторинга и в характеристике ребёнка.
Структура программы:
Специальная программа состоит из следующих блоков:
1.
Индивидуальные сведения о ребёнке
2.
Психолого-педагогическая характеристика ребёнка
3.
Содержание
образовательной
деятельности
в
соответствии
с
направлениями развития детей
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Обращение с одеждой и обувью
Лепка
Аппликация
Рисование
Конструирование
4.Познавательное развитие
Сенсорное развитие
Формирование элементарных математических представлений
4.
Физическое развитие
5.
Художественно-эстетическое развитие
6.
Программа сотрудничества с семьёй.
Ниже представим концептуальное осмысление рассматриваемой технологии.
Технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного)
обучения и воспитания
Направлена на <цель>
Обеспечение адресного построения педагогического процесса
Опирается на <принципы>
Научности
Личностно-
деятельностный
Природосообразности
Достигаются через
Внутреннюю
Внешнюю
Мониторинг качества
дифференциацию
дифференциацию
урока, занятия
Приводит к <результатам>
Успешности учащихся, воспитанников в учебно-познавательной деятельности
Созданию здоровьесберегающей среды
Гуманистическому мышлению и гуманному поведению
Зависит от < ресурсов >
Кадровых
Информационных
Временных
Принцип
научности
- означает
использование
научных
(объективных,
достоверных)
данных,
фактов,
современных
достижений
в
области
дифференцированного, индивидуализированного обучения и воспитания.
Принцип
личностно-деятельностный – означает
самостоятельность,
активность педагога при разработке уроком и занятий на основе технологии
дифференцированного обучения и воспитания
Принцип
природосообразности –
означает
ориентацию
обучения
и
воспитания на человеческий фактор (ребенка, ученика, класс).
Внешняя
дифференциация –
означает учет
познавательных
интересов
учащихся, их способностей к тому или иному роду деятельности.
Внутренняя
дифференциация
– означает
учет
особенностей аудитории
(социально-демографических,
социально-психологических,
индивидуально-
личностных, экзистенциально-личностных, биоэнергетических), влияющих
на эффективность усвоения учебной информации, как при подготовке, так и
проведении занятия.
Мониторинг
каче ства
урока
или
занятия
– означает
оценивание
деятельности педагога относительно использования им на уроке или занятии
технологии дифференцированного обучения и воспитания.
Индивидуализированное обучение и воспитание – рассматривается нами
к а к
ч а с т н ы й
с л у ч а й
д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о г о ,
предполагающего индивидуальную работу с каждым ребенком.
Успешность
учащихся,
воспитанников
в
учебно-познавательной
деятельности – означает интерес детей к учебе, понимание ими учебной
информации,
самовыражение
и
самоопределение
через
обучение
и
воспитание.
Создание
здоровьесберегающей
среды –
означает
благотворное
влияние
обучения и воспитания на здоровье детей.
Гуманистическое
мышление
и
гуманное
поведение –
означает
с
философской точки зрения выработку потребности и привычки думать о
человеке
и
строить
свою
деятельность
с
ориентацией
на
человека
по
принципу «не навреди». С психологической точки зрения - это означает
умение учитывать как свои интересы, так и интересы другого человека. С
педагогической точки зрения – это означает умение строить обучение и
воспитания не ради выполнения программы, а для детей и ради детей.
Информационный
ресурс –
означает специальные
знания
по
психологии
человека.
Кадровый ресурс – означает субъектное мировоззрение педагогов.
Временной ресурс – означает специальное время для изучения и анализа
аудитории.
ИКТ технологии для развития дошкольников
Использование
компьютера
для
обучения
и
развития
детей
дошкольного
возраста
можно
условно
разделить
непосредственное
и
опосредованное.
1.
Опосредованное обучение и развитие.
Использование глобальной сети Интернет.
Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо
причинам нет в печатных изданиях.
Во-вторых,
это
разнообразный
иллюстративный
материал,
как
статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы)
В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы
-
это
наиболее
демократический
способ
распространения
новых
методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и
педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.
Это
электронные
версии
журналов
«Дошкольное
воспитание»
и
порталы
для
педагогов.
Поисковые
системы
сети
Интернет
предоставляют
педагогам
возможность
найти
практически
любой
материал по вопросам раннего развития и обучения детей и любые
фотографии и иллюстрации для занятий.
Использование компьютера для ведения документации.
Компьютер
оказывает
неоценимую
услугу
воспитателям
и
специалистам
по
составлению
всевозможных
планов,
мероприятий,
выстраивание графиков, в целом отслеживать динамику его развития.
2.Непосредственное обучение
Использование развивающих компьютерных программ
Существуют
на
рынке
обучающие
программы,
которые
можно
классифицировать таким образом:
1.
Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2.
«Говорящие» словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3.
АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками
рисунков.
4.
Игры путешествия, «бродилки»
5.
Простейшие программы по обучению чтению, математике и др.
Использование мультимедийных презентаций
Цель
такого
представления
развивающей
и
обучающей
информации
-
формирование у малышей системы мыслеобразов.