Напоминание

Метод интервьюирования как форма организации образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи


Автор: Лаптева Елена Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №31
Населённый пункт: п. Подгорный ЗАТО Железногорск
Наименование материала: статья
Тема: Метод интервьюирования как форма организации образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Метод интервьюирования как форма организации образовательной

деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Проблема развития диалогической речи дошкольников, а особенно у

детей, имеющих нарушения речи является одной из актуальных проблем. В

чем

выражаются

проблемы:

страх

обратиться

к

другому

с

вопросом,

не

умение оформить мысль, удержать предмет разговора, а также правильно

произнести звуки речи. Дети стараются лишний раз ни о чем не спрашивать,

не уточнять особенно у незнакомых людей. Как сформировать устную речь

воспитанников на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в

установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была

понятна окружающим?

Изучив

и

проанализировав

методическую

литературу,

интернет-

ресурсы, освещающие вопросы развития диалогической речи дошкольников с

нарушениями речи я предположила, что включение в речевой опыт ребенка

метода интервьюирования будет одним из эффективных средств развития

коммуникации.

Что же такое интервью? Это разновидность разговора или беседы между

двумя

и

более

людьми,

при

которой

интервьюер

задаёт

вопросы

своим

собеседникам и получает от них ответы. Главной целью интервью является

развитие коммуникативной компетентности детей.

Учитывая

возрастные

и

психологические

особенности

детей

дошкольного

возраста

с

тяжелыми

нарушениями

речи

и

их

речевые

возможности, применение метода интервьюирования помогает сформировать

у них умение владеть речью как средством общения и культуры, обогатить

словарь, а также развить связную грамматически правильную диалогическую

и монологическую речь.

Обсуждая с воспитателями нашей группы способы организации такой

детской деятельности, мы приняли решение организовать в группе центр под

названием «Юный журналист», где находятся все необходимые для работы

атрибуты: доска,

ноутбук,

микрофон,

камера,

фотоаппарат,

блокноты

по

количеству

детей,

картинки-ассоциации

для

создания

опорных

схем,

карандаши, бейджики, головные уборы и галстуки.

Рядом находится «Мастерская речи», которая включает логопедическое

зеркало, стол, стулья, картотеку игр, чистоговорок, скороговорок, которые

способствуют

автоматизации

поставленных

на

занятиях

звуков.

Здесь

в

игровой форме для лучшей дикции, мы развиваем мимическую и тонкую

мускулатуру у воспитанников, работаем над голосом, речевым дыханием и

просодикой. Постепенно дети осознают значимость красивой, правильной,

четкой и выразительной речи.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. В процессе

игровой

деятельности

вырабатывается

чувство

родного

языка

и

умение

правильно произносить слова, легко усваиваются его грамматические нормы,

дети

получают

определенные

представления

об

окружающем

мире,

развивается творческая активность, самостоятельность мышления.

На подготовительном этапе я беру самые простые темы, задаю детям

доступные

вопросы,

на

которые

они

смогут

ответить

(возможные

темы:

обсуждение

просмотренного

театрального

представления,

праздника,

выставки

рисунков,

интересной

книги,

самого

интересного

события

за

неделю и т.п.). Затем я перехожу к интервью по лексическим темам недель.

Проводя беседы с детьми на определенную лексическую тему, предлагаю

дидактические игры, которые направлены на активизацию и расширение

словарного

запаса,

н-р:

«Подзорная

труба»,

«Аукцион»,

«Охота

за

подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Затем учимся задавать

вопросы с помощью игры «Данетка», упражняемся в составлении простых

распространенных предложений через игры: «Живые слова», «Узнай предмет

по описанию».

В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи

мы используем моделирование, где заменяем вербальные абстрактные образы

зрительными.

Это

значительно

облегчает

обучение.

Детям

предлагаются

карточки

с

изображенными

на

них

картинками

-

символами.

Вместе

с

воспитанниками

я

оговариваю

возможные

варианты

вопросов,

которые

можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок –

корреспондент

строит

диалог,

имея

зрительную

опору

в

виде

картинок-

символов.

В

качестве

подсказки

эти

картинки-символы

приклеиваются

в

блокнот, чтобы помнить, что спросить и в каком порядке. Посещая занятия по

интервьюированию, дети учатся соблюдать последовательность в передаче

событий, вести диалог и выделять смысловые звенья диалога.

Результатом нашей работы является

создание видеороликов «Вести с

группы»,

«Скоро,

скоро

Новый

год»,

«Домашний

микрофон»,

«Юбилей,

юбилей!», где дети также рассказывают об интересных событиях детского

сада, берут интервью у педагогов, родителей и других воспитанников.

Таким

образом,

метод

интервьюирования

как

форма

организации

образовательной

деятельности

с

детьми,

имеющими

тяжелые

нарушения

речи помогает им почувствовать себя более раскрепощенными и уверенными,

т.к.

они достаточно

хорошо

овладевают

диалогической

речью,

могут

выражать свои мысли и желания, грамматически правильно выстраивать

речевое высказывание, их лексический запас обогащается и пополняется

словами

из

словаря речевого

этикета,

а

мне

удается

ускорить

процесс

автоматизации звуков в речи. Все это позволяет моим воспитанникам быть

активными участниками во всех мероприятиях ДОУ.



В раздел образования