Автор: Лаптева Елена Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №31
Населённый пункт: п. Подгорный ЗАТО Железногорск
Наименование материала: статья
Тема: Метод интервьюирования как форма организации образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
Метод интервьюирования как форма организации образовательной
деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Проблема развития диалогической речи дошкольников, а особенно у
детей, имеющих нарушения речи является одной из актуальных проблем. В
чем
выражаются
проблемы:
страх
обратиться
к
другому
с
вопросом,
не
умение оформить мысль, удержать предмет разговора, а также правильно
произнести звуки речи. Дети стараются лишний раз ни о чем не спрашивать,
не уточнять особенно у незнакомых людей. Как сформировать устную речь
воспитанников на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в
установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была
понятна окружающим?
Изучив
и
проанализировав
методическую
литературу,
интернет-
ресурсы, освещающие вопросы развития диалогической речи дошкольников с
нарушениями речи я предположила, что включение в речевой опыт ребенка
метода интервьюирования будет одним из эффективных средств развития
коммуникации.
Что же такое интервью? Это разновидность разговора или беседы между
двумя
и
более
людьми,
при
которой
интервьюер
задаёт
вопросы
своим
собеседникам и получает от них ответы. Главной целью интервью является
развитие коммуникативной компетентности детей.
Учитывая
возрастные
и
психологические
особенности
детей
дошкольного
возраста
с
тяжелыми
нарушениями
речи
и
их
речевые
возможности, применение метода интервьюирования помогает сформировать
у них умение владеть речью как средством общения и культуры, обогатить
словарь, а также развить связную грамматически правильную диалогическую
и монологическую речь.
Обсуждая с воспитателями нашей группы способы организации такой
детской деятельности, мы приняли решение организовать в группе центр под
названием «Юный журналист», где находятся все необходимые для работы
атрибуты: доска,
ноутбук,
микрофон,
камера,
фотоаппарат,
блокноты
по
количеству
детей,
картинки-ассоциации
для
создания
опорных
схем,
карандаши, бейджики, головные уборы и галстуки.
Рядом находится «Мастерская речи», которая включает логопедическое
зеркало, стол, стулья, картотеку игр, чистоговорок, скороговорок, которые
способствуют
автоматизации
поставленных
на
занятиях
звуков.
Здесь
в
игровой форме для лучшей дикции, мы развиваем мимическую и тонкую
мускулатуру у воспитанников, работаем над голосом, речевым дыханием и
просодикой. Постепенно дети осознают значимость красивой, правильной,
четкой и выразительной речи.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. В процессе
игровой
деятельности
вырабатывается
чувство
родного
языка
и
умение
правильно произносить слова, легко усваиваются его грамматические нормы,
дети
получают
определенные
представления
об
окружающем
мире,
развивается творческая активность, самостоятельность мышления.
На подготовительном этапе я беру самые простые темы, задаю детям
доступные
вопросы,
на
которые
они
смогут
ответить
(возможные
темы:
обсуждение
просмотренного
театрального
представления,
праздника,
выставки
рисунков,
интересной
книги,
самого
интересного
события
за
неделю и т.п.). Затем я перехожу к интервью по лексическим темам недель.
Проводя беседы с детьми на определенную лексическую тему, предлагаю
дидактические игры, которые направлены на активизацию и расширение
словарного
запаса,
н-р:
«Подзорная
труба»,
«Аукцион»,
«Охота
за
подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Затем учимся задавать
вопросы с помощью игры «Данетка», упражняемся в составлении простых
распространенных предложений через игры: «Живые слова», «Узнай предмет
по описанию».
В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи
мы используем моделирование, где заменяем вербальные абстрактные образы
зрительными.
Это
значительно
облегчает
обучение.
Детям
предлагаются
карточки
с
изображенными
на
них
картинками
-
символами.
Вместе
с
воспитанниками
я
оговариваю
возможные
варианты
вопросов,
которые
можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок –
корреспондент
строит
диалог,
имея
зрительную
опору
в
виде
картинок-
символов.
В
качестве
подсказки
эти
картинки-символы
приклеиваются
в
блокнот, чтобы помнить, что спросить и в каком порядке. Посещая занятия по
интервьюированию, дети учатся соблюдать последовательность в передаче
событий, вести диалог и выделять смысловые звенья диалога.
Результатом нашей работы является
создание видеороликов «Вести с
группы»,
«Скоро,
скоро
Новый
год»,
«Домашний
микрофон»,
«Юбилей,
юбилей!», где дети также рассказывают об интересных событиях детского
сада, берут интервью у педагогов, родителей и других воспитанников.
Таким
образом,
метод
интервьюирования
как
форма
организации
образовательной
деятельности
с
детьми,
имеющими
тяжелые
нарушения
речи помогает им почувствовать себя более раскрепощенными и уверенными,
т.к.
они достаточно
хорошо
овладевают
диалогической
речью,
могут
выражать свои мысли и желания, грамматически правильно выстраивать
речевое высказывание, их лексический запас обогащается и пополняется
словами
из
словаря речевого
этикета,
а
мне
удается
ускорить
процесс
автоматизации звуков в речи. Все это позволяет моим воспитанникам быть
активными участниками во всех мероприятиях ДОУ.