Напоминание

"Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"


Авторы: Альменева Рената Сарваровна, Крыжановская Кристина Александровна
Должность: учитель музыки, учитель ИЗО
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: Курганская область, Альменевский район, село Иванково
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"
Раздел: среднее образование





Назад




Интегрированный урок / изо – музыка /

Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и

изобразительного искусства»

Ведущий метод: урок изучения нового материала с элементами интеграции; на нем

используются

объяснительно-иллюстративный

метод

в

рамках

деятельностного

подхода к обучению.

1. Предметные цели

- познакомить детей с произведениями искусств:

Зрительный ряд: В.Суриков: «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове», К

Брюллов «Последний день Помпеи», В.М. Васнецова« Богатыри», П.Д. Корин «

Александр Невский»,плакаты ВОВ.

Музыкальный ряд: А.П. Бород « Богатырская симфония»; С.С. Прокофьев

«Вставайте, люди русские…» Песни ВОВ.

- познакомить детей с понятием триптих, кантата, коллаж.

- обобщить приобретенные знания в курсе ИЗО: о историческом и сказочно-

былинном жанрах.

- обобщить знания учащихся о гармонии в музыке, как средстве выразительности;

2.

Цели, отражающие развитие УУД

- создать условия для формирования умения использовать различные

приемы, средства композиции на уроках ИЗО, музыки

3.

Цели, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели

- создать условия для возникновения интереса к разным видам искусства;

- способствовать формированию творческого мышления;

- активизировать настрой на социализацию творческих инициатив (социально-

культурная адаптация школьников);

- способствовать развитию познавательного интереса, вкуса и чувства композиции;

- формировать у учащихся представления о нравственных, эстетических ценностях

на основе комплексного изучения музыки и ИЗО;

Зрительный ряд: репродукции картин В.М. Васнецова« Богатыри»

П.Д. Корин « Александр Невский», плакаты ВОВ.

Музыкальный ряд: А.П. Бородин « Богатырская симфония»;

С.С. Прокофьев «Вставайте, люди русские…» Песни ВОВ.

« Звать через прошлое к настоящему».

М.П.Мусоргский

Учитель ИЗО: Ребята у нас сегодня необычный урок в гостях изобразительное

искусство и музыка. Тема нашего урока «Героическое прошлое нашей Родины в

произведениях музыки и изобразительного искусства».

- Ребята, как вы понимаете слова русского композитора М.П.Мусоргского «Звать

через прошлое к настоящему»?

-Действительно, ничто не показывает нам так наглядно неразрывную связь времен,

как искусство.

- К какому жанру изобразительного искусства относятся произведения художников,

в которых отражены страницы истории? /исторический жанр/

Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве. Он

объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические

события, герои прошлого.

Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.

(ответы детей : В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через

Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.)

Скажите исторический жанр это только произведения в которых отражены

исторический события прошлого ? (ответы детей)

Не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть

какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

Учитель музыки:

О разных исторических событиях, разных эпох создано множество произведений

литературного, изобразительного, музыкального искусства.

Предлагаю послушать фрагмент из музыкального произведения русского

композитора. Я специально не произношу названия произведения и имя русского

композитора в надежде на то, что вы сможете самостоятельно определить его

образное содержание т.е:

- О каком времени (эпохе) идет речь?

- О чем говорит музыка?

Слушание 2-й симфонии А.Б.Бородина(звучит фрагмент до светлого эпизода)

Вопросы к слушанию:

-Это портрет или пейзаж?

-Это портрет мужчины или женщины?

- Мужчина один или их несколько?

-Каков их возраст?

-Какого они роста?

-Это современные герои или герои Древней Руси?

-Это люди мирного времени или военного?

-Во что они одеты ?

-Кто это?

-Какими чертами характера обладают герои?

-Какие душевные качества раскрывает музыка?

Образ могучих защитников создал А.П.Бородин во 2-й симфонии. В далекие

времена начали воспевать подвиги русских богатырей.

-Вспомните, в каких жанрах русской народной песни воспевали подвиги

богатырей?

-Какие вы помните былины о русских богатырях7

-Каких богатырей вы знаете?

-Какую картину русского художника можно представить?

Учитель ИЗО: Сегодня у нас представлена картина В.М.Васнецова «Богатыри». В

живописи В.М.Васнецова это самое главное призведение. Это образ единства

русского народа . Ей предшествовали многочисленные эскизы и этюды. Замысел

получил окончательное воплощение через 25 лет. Богатырская застава Васнецова

словно передает мечты русских людей о воинах-защитниках, наделенных яркими

национальными чертами характера. Рассказывая нам о героическом прошлом нашей

Родины. (слайд) В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем

чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный

телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у

него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия".

Один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий

народный идеал героя-воина, народного заступника. По ряду версий, у героя был

реальный прототип, — историческое лицо, жившее около 1188 г. Илья Муромец

учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в

Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.

(слайд) Богатырь слева - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами

представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни,

его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может

выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и

дипломатического такта. Второй по популярности после Ильи Муромца богатырь

Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире.

Добрыня Никитич может быть отождествляем и с рязанским богатырём Добрыней по

прозвищу "Золотой пояс«.

(слайд) Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович.

Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой

выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены

гусли. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость,

указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и

находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Считается, что историческим

прототипом Алёши Поповича послужил суздальский боярин Александр (Олеша)

Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин). В

числе остальных семидесяти (!) богатырей Александр Попович погиб в битве на реке

Калке 31 мая 1223 г., первом большом столкновении Великой Руси и Великой Степи.

К какому жанру изобразительного искусства относится это произведение исскуства?

(Ответы детей- к сказочно-былинному)

- А как называют все детали одежды и снаряжения богатыря? (Доспехи).

Давайте посмотрим, какие были снаряжения у богатыря и во что же он одевался?

(презентация)

- Я думаю, в процессе урока у каждого из вас сложился свой образ русского

богатыря, война-защитника.

Нарисуйте образ богатыря, таким каким вы его себе представляете.

Подведение итогов: Выставка работ учащихся на доске.

Физкультминутка:

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Учитель музыки: Садитесь. Продолжаем урок. Мы не случайно в своем

восприятии объединяем эти произведения искусства. Обе картины связаны общей

идеей прославления силы и могущества нашей Родины.

Если мы прослушаем 2-ю симфонию Бородина далее,то сможем отметить еще одну

черту русского национального характера.

-Слушание светлой части фрагмента 2-й симфонии.

Вопросы к слушанию:

-Изменился ли характер музыки?

-Какие измениения вы услышали?

-Это портрет или пейзаж?

-Какую картину представили?

-Какими душевными качествами пронизана музыка?

-Какими еще душевными качествами обладают богатыри, кроме мужества, силы,

отваги…

-Обладают ли этими же качествами герои нашего времени?

Учитель ИЗО: Следующее произведение в нашей галерее – картина работы

могучего советского живописца Павла Корина «Александр Невский». «В годы

Великой Отечественной войны Корин создает живописный триптих - исполненное

веры в грядущую победу. В центральной части этой полотна изображен

новгородский князь.

- Каким предстает перед нами А. Невский?

Опишите лицо , позу А.Н.

Ответы детей Лицо А.Н. сурово, он смотрит вдаль. Величественная фигура занимает

всю картину, фигура возвышается над окрестными далями.

- Какова цветовая гамма изображения?

Цветовая гамма – это холодные цвета в основном серые – создается тревожность

композиции.

-Какие приемы использует художник, чтобы показать мощь князя?

Невский стоит лицо к зрителю, положив руки на рукоять меча.

Металлические доспехи делают фигуру грозной, гневный взгляд устремлен вдаль,

словно видит он чужую рать.

Художник использует прием рисования фигуры снизу вверх, таким образом

,показывает нам что князь очень сильный. Его суровый взгляд и открытое лицо

выражают уверенность в силе русского войска.

Посмотрите на собра+9ную, подтянутую, грозную и величественную фигуру князя!

Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на

родную землю. И нам известны слова А. Невского: «Кто с мечом к нам придет, от

меча и погибнет». В этих словах заключена сила и правда мужественных защитников

Родины.

- Какие черты характера и поступки присущи русского воину?

/Любовь к Родине, своему народу, героизм, доблесть, честь, уважение к старшим/

- Как вы считаете это нравственные поступки?

Действительно, русский человек во все времена обладал нравственной силой, и в

под-тверждение этому события нашей истории, когда в годы Великой Отечественной

войны русский народ проявлял мужество и героизм на полях сражений.

Учитель музыки: Когда над миром нависли черные тучи фашизма нужен был

фильм,который вдохнавлял бы наш народ на борьбу ,поднимал на подвиг.

Нужен был исторический пример. Так родился замысел фильма «А.Н.» режисера

С.Эзенштейна. Это было в предвоенные годы. Режисер обратился с просьбой к

классику русской мызыки С.С.Прокофьеву написать музыку к фильму. В 1938г.

Фильм вышел на экраны, а 1939г. композитор объединил всю музыку к фильму в

одно большое музыкальное произведение –кантату для солистов, хора, оркестра.(в

ней 8 частей)

Учитель ИЗО:

В годы Великой Отечественной войны у художников с особой силой проявилось

патриотическое чувство. Художники почувствовали, что своим искусством они

должны помогать народу в смертельной схватке с врагом. Художники-плакатники

оперативно откликнулись на события первых дней войны.

Боевые плакаты шли вместе с Армией в наступление, появлялись в освобожденных

землях. Советский плакат эпохи Великой Отечественной войны, бесспорно,

способствовал как подъёму боевого духа наших воинов, их сознательности, так и

бодрости духа. Плакат, как и вся графика военных лет, принципиален, высоко

патриотичен, и его успех был необычаен.

Плакат стал как бы клятвой каждого бойца. Все военные годы плакат был на

передовой линии борьбы. Он снискал народное уважение и любовь, пользовался

большой популярностью. Благодаря громадным тиражам, плакат проникал в города,

села, в партизанские отряды и в тыл врага, вместе с передовыми частями Советской

Армии входил в освобождённые города.

Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными

произведениями, но и подлинно историческими документами.

Учитель музыки:

- Какие качества человеческой души воспитывают все произведения музыканты и

живописца, с которыми вы познакомились сегодня на уроке?

/Любовь к своей земле, доблесть, честь, благородство, мужество/.

И мы бы хотели, чтобы вы, ребята, росли достойными защитниками своей Родины.

Давайте закончим наш урок песней о России.

(Исполнение песни «О России» Я.Дубравина)

Учитель ИЗО: Сегодня мы совершили небольшое путешествие во времени и

увидели, как музыка, изобразительное искусство, кино разными средствами

выразительности изображают героическое прошлое нашей Родины,

героические образы своего народа.

Рефлексия:

Я предлагаю подьитожить над урок, для этого обратите внимание на доске:

изображён круг от солнца, а у Вас имеются лучи и облака. Подходя к солнышку, Вы

должны прикрепить лучи, если урок им понравился, и закрыть его тучкой, если

ничего полезного для себя из него не извлекли.

Молодцы, ребята! Спасибо за урок. До свидания.



В раздел образования