Автор: Мертюкова Светлана Александровна
Должность: директор
Учебное заведение: МОУ "Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда"
Населённый пункт: с. Ныда, Надымский район, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Этнокультурное образование как способ формирования поликультурной личности в условиях школы-интерната
Раздел: дополнительное образование
Этнокультурное образование
как способ формирования поликультурной личности в условиях школы-интерната
Мертюкова С.А., директор
МОУ «Школа-интернат среднего
общего образования с. Ныда»
Школа-интернат в селе Ныда исторически является социокультурным центром по
этнокультурному
образованию.
Под
этнокультурным
образованием
мы
пониманием
образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности, путем приобщения
ребёнка к национальным традициям, культуре и освоению родного языка.
Накопленная школой система этнокультурного образования, на сегодняшний день
сложилась
в
динамично
развивающуюся
модель
этнокультурного
образования,
способствующую
развитию
творческих
возможностей
ребенка,
формированию
представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языке,
духовных
ценностях.
Ядром
данной
модели
являются:
этнопедагогика,
этнопсихология,
этнокультура. Для достижения максимальных результатов 74% педагогов прошли курсы
повышения
квалификации
«Этнопедагогические
и
этнопсихологические
особенности
воспитания и обучения детей КМНС в семье, детском саду, школе».
Этнокультурное
образование
способствует
формированию
поликультурной
личности. Поликультурность, мы понимаем, как умение вести диалог, понимать человека
другой культуры, воспринимать его таким, какой он есть, поддерживать его в критической
ситуации, а также как возможность обогащения своей культуры, когда, понимая другого,
обогащаешься сам.
Процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру
своего народа, с процесса формирования этнической идентичности. В рамках сегодняшней
встречи я хочу остановиться на формах используемых школой-интернатом для формирования
этноидентичности.
У истоков этнокультурного образования стоял школьный этнографо-краеведческий
музей «Пюлава». За 30 лет музей стал любимым и посещаемым местом в селе. На базе
школьного музея проходят экскурсии, музейно-педагогические занятия, интерактивные игры,
фольклорно-театральные праздники, встречи с ветеранами, выпускниками школы-интерната.
Многие экспонаты переданы в дар музею педагогами, учениками, гостями нашего музея. На
сегодняшний день в памятной книге учета посетителей сделано 558 записей.
С 2013 - школа-интернат включилась в региональный проект «Кочевая школа».
Особенностью
реализации
данного
проекта
в
нашей
школе-интернате
стала
мобильная
сезонная
площадка
кратковременного
пребывания
детей-тундровиков
по
подготовке
к
школьному обучению. На базе школы-интерната проводятся две учебные сессии осенняя и
весенняя. Занятия посещают все дети предшкольного возраста из семей тундровиков в
период пребывания их в селе. В летний период на местах кочевий работают игровые
площадки для детей-тундровиков (100% охват). Для организации работы площадок педагоги
школы-интерната с. Ныда при взаимодействии с МОУ ДОД «Созвездие» и детского сада
«Чебурашка» проводят подготовку вожатых из числа старшеклассников.
При
поддержке
сельской
администрации
создан
этнопарк.
Во
дворе
школы-
интерната установлена чум-палатка, разбита спортивная тропа для занятий национальными
видами спорта, создан уголок флоры и фауны, продолжением этнопарка являются этнозоны,
расположенные в здании школы. Ресурсы школьного этнопарка помогают на протяжении
всего учебного года по-новому наполнить содержание предметов учебного плана, введению
новых
предметов
и
программ
дополнительного
образования
этнокультурологической
направленности,
усилить
влияния
учебной
деятельности
на
нравственное
и
социальное
становление ребенка.
Снижение интереса к родному языку приводит к потере этнокультурных ценностей,
утрате связи воспитанников школы-интерната с самобытной культурой народов Крайнего
Севера.
Выход
из
данной
ситуации
мы
нашли
в
создании
мультистудии
«Ненецие
ꞌꞌ
лаханако
ꞌꞌ
». Использование компьютерных технологий, в частности компьютерной графики,
позволяет через создание мультфильмов на основе ненецких сказок поддержать интерес к
родному
ненецкому
языку,
способствует
речевому
развитию,
расширению
кругозора,
осознанию себя - носителем культуры и духовных ценностей своего народа.
Центральным звеном в формировании поликультурной личности в нашей школе-
интернате
является
международный
проект
с
образовательной
организацией-партнером
Бескольской
средней
школой-гимназией
Кызылжарского
района,
Северо-Казахстанской
области Республики Казахстан. Объект взаимодействия выбран неслучайно. У казахского и
ненецкого народа есть много точек соприкосновения. Оба народа являются кочевниками,
следовательно,
у
них
есть
много
общего.
Тему
проекта
подсказала
сама
жизнь
«Природосообразность
жизненного
уклада
народов
Крайнего
Севера
РФ
и
республики
Казахстан». Мы считаем, что через изучение другой культуры дети - участники проекта,
смогут глубже познакомиться со своей собственной. Ведь поликультурное воспитание - это
не просто диалог культур, налаживание связей между сообществами людей, но и общение,
погружение
в
специфику
другой
культуры
и,
вместе
с
тем,
осознание
собственной
национальной идентичности, обогащение своего духовного мира.
С организацией-партнером нас разделяют тысячи километров, но в современном мире,
это – не расстояние. За два года общения было проведено восемь дистанционных встреч.
Тематика встреч определена интересами детей-участников проекта: «Национальное жилище
кочевников (ненцев, казахов)» «Народные промыслы» «Традиционная одежда», «Игры и
игрушки», «Национальная кухня», «Участие земляков в Великой Отечественной войне»,
«Особенности
национального
фольклора»,
«История
школы».
Межгрупповые
контакты
обеспечивают
погружение
в
культуру
другого
народа,
каждая
сторона
представляет
актуальный опыт, вместе с тем формирует у участников проекта исследовательские качества,
поэтому наши встречи находят продолжение в учебных исследованиях детей. Качество
исследовательских работ и их тематика рождаются самими участниками проекта. Через
познание
другой
культуры,
дети
понимают
ценность
этнокультуры,
и
осознают
свою
национальную идентичность.
Однозначно,
международный
проект
развивает
у
ребят
активную
жизненную
позицию, чувство эмпатии и толерантности, формирует умение жить в мире и согласии с
людьми, как представителями разных культурных групп. Данный проект выводит школу-
интернат
на
новое
качество
образования,
уже
сегодня,
наблюдается
рост
качества
обученности по родному языку на 9% (с 47% до 56%), рост эффективности участия на этапах
межрегиональной олимпиады по родному языку и краеведению.
Реализация
проекта
позволила
нам
перейти
к
расширению
фокуса
совместного
участия обеих образовательных организаций в творческих и интеллектуальных конкурсах,
конференциях разного уровня. Школьный этнографо-краеведческий музей пополнила новая
экспозиция, демонстрирующая особенности быта казахов. В ходе реализации проекта создан
виртуальный музей.
Международный проект стал средством сохранения и развития этнических культур,
включения их ценностей в практику воспитания и обучения, и тем самым, способствует
решению актуальных проблем педагогики.