Напоминание

Этнокультурное образование как способ формирования поликультурной личности в условиях школы-интерната


Автор: Мертюкова Светлана Александровна
Должность: директор
Учебное заведение: МОУ "Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда"
Населённый пункт: с. Ныда, Надымский район, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Этнокультурное образование как способ формирования поликультурной личности в условиях школы-интерната
Раздел: дополнительное образование





Назад




Этнокультурное образование

как способ формирования поликультурной личности в условиях школы-интерната

Мертюкова С.А., директор

МОУ «Школа-интернат среднего

общего образования с. Ныда»

Школа-интернат в селе Ныда исторически является социокультурным центром по

этнокультурному

образованию.

Под

этнокультурным

образованием

мы

пониманием

образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности, путем приобщения

ребёнка к национальным традициям, культуре и освоению родного языка.

Накопленная школой система этнокультурного образования, на сегодняшний день

сложилась

в

динамично

развивающуюся

модель

этнокультурного

образования,

способствующую

развитию

творческих

возможностей

ребенка,

формированию

представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языке,

духовных

ценностях.

Ядром

данной

модели

являются:

этнопедагогика,

этнопсихология,

этнокультура. Для достижения максимальных результатов 74% педагогов прошли курсы

повышения

квалификации

«Этнопедагогические

и

этнопсихологические

особенности

воспитания и обучения детей КМНС в семье, детском саду, школе».

Этнокультурное

образование

способствует

формированию

поликультурной

личности. Поликультурность, мы понимаем, как умение вести диалог, понимать человека

другой культуры, воспринимать его таким, какой он есть, поддерживать его в критической

ситуации, а также как возможность обогащения своей культуры, когда, понимая другого,

обогащаешься сам.

Процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру

своего народа, с процесса формирования этнической идентичности. В рамках сегодняшней

встречи я хочу остановиться на формах используемых школой-интернатом для формирования

этноидентичности.

У истоков этнокультурного образования стоял школьный этнографо-краеведческий

музей «Пюлава». За 30 лет музей стал любимым и посещаемым местом в селе. На базе

школьного музея проходят экскурсии, музейно-педагогические занятия, интерактивные игры,

фольклорно-театральные праздники, встречи с ветеранами, выпускниками школы-интерната.

Многие экспонаты переданы в дар музею педагогами, учениками, гостями нашего музея. На

сегодняшний день в памятной книге учета посетителей сделано 558 записей.

С 2013 - школа-интернат включилась в региональный проект «Кочевая школа».

Особенностью

реализации

данного

проекта

в

нашей

школе-интернате

стала

мобильная

сезонная

площадка

кратковременного

пребывания

детей-тундровиков

по

подготовке

к

школьному обучению. На базе школы-интерната проводятся две учебные сессии осенняя и

весенняя. Занятия посещают все дети предшкольного возраста из семей тундровиков в

период пребывания их в селе. В летний период на местах кочевий работают игровые

площадки для детей-тундровиков (100% охват). Для организации работы площадок педагоги

школы-интерната с. Ныда при взаимодействии с МОУ ДОД «Созвездие» и детского сада

«Чебурашка» проводят подготовку вожатых из числа старшеклассников.

При

поддержке

сельской

администрации

создан

этнопарк.

Во

дворе

школы-

интерната установлена чум-палатка, разбита спортивная тропа для занятий национальными

видами спорта, создан уголок флоры и фауны, продолжением этнопарка являются этнозоны,

расположенные в здании школы. Ресурсы школьного этнопарка помогают на протяжении

всего учебного года по-новому наполнить содержание предметов учебного плана, введению

новых

предметов

и

программ

дополнительного

образования

этнокультурологической

направленности,

усилить

влияния

учебной

деятельности

на

нравственное

и

социальное

становление ребенка.

Снижение интереса к родному языку приводит к потере этнокультурных ценностей,

утрате связи воспитанников школы-интерната с самобытной культурой народов Крайнего

Севера.

Выход

из

данной

ситуации

мы

нашли

в

создании

мультистудии

«Ненецие

ꞌꞌ

лаханако

ꞌꞌ

». Использование компьютерных технологий, в частности компьютерной графики,

позволяет через создание мультфильмов на основе ненецких сказок поддержать интерес к

родному

ненецкому

языку,

способствует

речевому

развитию,

расширению

кругозора,

осознанию себя - носителем культуры и духовных ценностей своего народа.

Центральным звеном в формировании поликультурной личности в нашей школе-

интернате

является

международный

проект

с

образовательной

организацией-партнером

Бескольской

средней

школой-гимназией

Кызылжарского

района,

Северо-Казахстанской

области Республики Казахстан. Объект взаимодействия выбран неслучайно. У казахского и

ненецкого народа есть много точек соприкосновения. Оба народа являются кочевниками,

следовательно,

у

них

есть

много

общего.

Тему

проекта

подсказала

сама

жизнь

«Природосообразность

жизненного

уклада

народов

Крайнего

Севера

РФ

и

республики

Казахстан». Мы считаем, что через изучение другой культуры дети - участники проекта,

смогут глубже познакомиться со своей собственной. Ведь поликультурное воспитание - это

не просто диалог культур, налаживание связей между сообществами людей, но и общение,

погружение

в

специфику

другой

культуры

и,

вместе

с

тем,

осознание

собственной

национальной идентичности, обогащение своего духовного мира.

С организацией-партнером нас разделяют тысячи километров, но в современном мире,

это – не расстояние. За два года общения было проведено восемь дистанционных встреч.

Тематика встреч определена интересами детей-участников проекта: «Национальное жилище

кочевников (ненцев, казахов)» «Народные промыслы» «Традиционная одежда», «Игры и

игрушки», «Национальная кухня», «Участие земляков в Великой Отечественной войне»,

«Особенности

национального

фольклора»,

«История

школы».

Межгрупповые

контакты

обеспечивают

погружение

в

культуру

другого

народа,

каждая

сторона

представляет

актуальный опыт, вместе с тем формирует у участников проекта исследовательские качества,

поэтому наши встречи находят продолжение в учебных исследованиях детей. Качество

исследовательских работ и их тематика рождаются самими участниками проекта. Через

познание

другой

культуры,

дети

понимают

ценность

этнокультуры,

и

осознают

свою

национальную идентичность.

Однозначно,

международный

проект

развивает

у

ребят

активную

жизненную

позицию, чувство эмпатии и толерантности, формирует умение жить в мире и согласии с

людьми, как представителями разных культурных групп. Данный проект выводит школу-

интернат

на

новое

качество

образования,

уже

сегодня,

наблюдается

рост

качества

обученности по родному языку на 9% (с 47% до 56%), рост эффективности участия на этапах

межрегиональной олимпиады по родному языку и краеведению.

Реализация

проекта

позволила

нам

перейти

к

расширению

фокуса

совместного

участия обеих образовательных организаций в творческих и интеллектуальных конкурсах,

конференциях разного уровня. Школьный этнографо-краеведческий музей пополнила новая

экспозиция, демонстрирующая особенности быта казахов. В ходе реализации проекта создан

виртуальный музей.

Международный проект стал средством сохранения и развития этнических культур,

включения их ценностей в практику воспитания и обучения, и тем самым, способствует

решению актуальных проблем педагогики.



В раздел образования