Автор: Мигалёва Светлана Андреевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 84" общеразвивающего вида
Населённый пункт: города Барнаула Алтайского края
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: «От ступеньки дома до крыши вселенной» по формированию нравственно – патриотических качеств старших дошкольников через приобщение к традиционной родной культуре
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №84» общеразвивающего вида города Барнаула
Педагогический проект
«От ступеньки дома до крыши вселенной»
по формированию нравственно – патриотических
качеств старших дошкольников через приобщение к
традиционной родной культуре
Составила: Мигалева С.А.
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 84»
2019г.
Педагогический проект
«От ступеньки дома до крыши вселенной»
по формированию нравственно – патриотических качеств старших
дошкольников через приобщение к традиционной родной культуре
Актуальность темы:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых
актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей
стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к
событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме,
доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня
материальные ценности доминируют над духовными.
Именно
нравственно-патриотическое
воспитание
является
одним
из
важнейших
элементов
общественного
сознания,
именно
в
этом
основа
жизнеспособности
любого
общества
и
государства,
преемственности
поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе,
логично предположить, что формирование личности старшего дошкольника
невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых
сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста,
многоаспектность
понятия
"патриотизм"
в
современном
мире,
отсутствие
концепции,
теоретических
и
методических
разработок
(характерной
особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным
аспектам проблемы).
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание
любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному
достоянию
своего
народа,
своей
нации,
толерантного
отношения
к
представителям
других
национальностей.
Но
и
воспитание
уважительного
отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам
Отечества,
государственной
символике,
традициям
государства
и
общенародным праздникам.
Концепция модернизации российского образования определяет приори-
тетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы пси-
холого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патри-
отическое воспитание подрастающего поколения.
В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание
условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности
позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-
нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов дея-
тельности.
В
содержании
ФГОС
отмечается
острая
необходимость
активизации
процесса формирования нравственно – патриотических качеств дошкольников.
Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они
легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать, сопере-
живать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в это время воз-
никают
большие
возможности
для
систематического
и
последовательного
нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы
ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обще-
стве, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот от-
резок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-
психологического воздействия на ребёнка, так как его образы очень ярки и
сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что
очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будуще-
го гражданина. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким
людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на ко-
торой ребёнок живёт, детскому саду, школе, городу.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, получен-
ные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют
у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гра-
жданином своей страны.
Условия патриотического воспитания:
Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Каждый
день
ребенка
в
детском
саду
должен
быть
наполнен
радостью,
улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства
привязанности
к
родному
детскому
саду,
родной
улице,
родной
семье
начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более
сложное образование – чувство любви к своему отечеству.
Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания
образования, которое способствовало усвоению ребенком культурных и
других традиций своего народа)
Интеграция условий реализации образования:
а) технологии по патриотическому воспитанию;
б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
г) предметно – пространственное окружение, учебно – наглядные пособия и
материалы;
Единые требования к предметно – развивающей среде развития ребенка,
учитывающие
запросы
субъектов
образовательного
пространства
–
педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно
– развивающая среда структурирована с учетом интересов и потребностей
ребенка,
предоставляет
возможность
ребенку
продвигаться
в
своем
развитии.
Обогащение
предметно
–
развивающей
среды,
обладающей
р а з н о с т о р о н н и м
п о т е н ц и а л ом
а к т и в и з а ц и и ,
с п о с о б с т в у е т
ненасильственному включению ребенка в образовательный процесс.
Ц е л ь проекта:
создание
условий
по
формированию
нравственно
—
патриотических качеств у детей дошкольного возраста
Задачи проекта:
Для детей:
1.Познакомить с историческим прошлым и настоящим, традициями и
достопримечательностями
города
Барнаула,
Алтайского
края,
с
географическим положением России, ее природными ресурсами; с историей
великих
сражений
и
подвигами
российских
солдат
и
полководцев;
с
разнообразием
женских
профессий;
с
историческим
фактом
—
Великой
отечественной
войной;
с
конституцией,
конвенцией
о
правах
ребенка
посредствам
использования
информационных
технологий
в
процессе
непосредственно-образовательной
деятельности
с
детьми
дошкольного
возраста.
2.Развивать речь, память, внимание, воображение через использование
ТРИЗ-технологий.
3.Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому
саду, улице, городу, краю, стране; уважение к труду; уважительное отношение
к
традиционной
родной
культуре
в
процессе
игр,
бесед,
чтения,
рассматривания
иллюстраций,
драматизации,
театрализации,
изготовления
макетов, посещения музеев.
Для родителей:
1.Повысить
уровень
компетентности
родителей
в
вопро сах
формирования
нравственно
–
патриотических
качеств
детей
посредствам
встреч,
консультаций,
наглядной
агитации,
совместных
традиционных
праздников, мастер — класса.
2.Активизировать
рост
участия
родителей
в
проведении
совместных
мероприятий
через
традиционные
праздники
и
развлечения,
игры
–
аттракционы, мастер – классы, совместные походы в музеи.
Для педагогов
1.Повысить
уровень
компетентности
воспитателей
в
вопросах
нравственно
—
патриотического
воспитания
детей
через
использование
метода педагогического проектирования.
Гипотеза: Если совместными усилиями детского сада и семьи прививать
детям любовь к родным местам, и чувство гордости за свой народ, позволять
ощущать
свою
неразрывную
связь
с
окружающим
миром
и
вызывать
желание сохранять и приумножать богатство нашей страны, уважать труд
людей,
чтить
родные
традиции,
тогда
у
ребенка
будут
формироваться
нравственные качества и чувство патриотизма
Принципы реализации проекта:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е.
учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и
физического развития.
2 . П р и н ц и п
л и ч н о с т н о
–
о р и е н т и р ов а н н о го
о б щ е н и я ,
предусматривающий индивидуально – личностное формирование и развитие
морального
облика
человека.
Партнерство,
соучастие
и
взаимодействие
–
приоритетные формы общения педагога с детьми.
3.Принцип
культуросообразности, подразумевающий
«Открытость»
различных
культур,
создание
условий
для
наиболее
полного
(с
учетом
возраста) ознакомления
с
достижениями
и
развитием
культуры
современного
общества
и
формирование разнообразных познавательных интересов.
4.Принцип
свободы
и
самостоятельности,
позволяющий
ребенку
самостоятельно
определить
его
отношение
к
культурным
истокам:
воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно
выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем
применении результата данного действия ((деятельности) и самооценке.
5.Принцип гуманно – творческой направленности. Данный принцип
обеспечивает,
с
одной
стороны,
обязательное
получение
ребенком
во
взаимодействии
с
культурной
средой
продукта,
характеризующегося
творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др.
полезность,
новизна,
а
с
другой
создающий
условия
для
проявления
разнохарактерных
отношений
(дружеских,
гуманных,
партнерских,
сотрудничества, сотворчества и др.)
6.Принцип
интеграции
различных
видов
детской
деятельности,
реализация
которого
невозможна
без
вполне
определенного
обеспечения,
включающего
в
себя
содержание
образования,
методы
его
реализации,
предметно – развивающие условия организации.
Предполагаемый результат:
Дети:
1. Систематизируются знания, представления детей о семье, родственных
отношениях; о прошлом и настоящем города Барнаула, Алтайского края; его
географическом
положении
России,
ее
природных
ресурсах;
об
истории
великих
сражений
и
подвигах
российских
солдат
и
полководцев;
о
разнообразии
женских
профессий;
о
Великой
отечественной
войне;
о
конституции, конвенции о правах ребенка.
2.Разовьется
умение
выражать,
отстаивать
собственное
мнение,
анализировать полученную информацию, живо реагировать на происходящее.
Родители:
1.Систематизируются
знания
родителей
в
вопросах
воспитания
нравственно
—
патриотических
качеств
у
детей
старшего
дошкольного
возраста.
2.Повысится
уровень
активности,
заинтересованности
родителей
в
проведении совместных мероприятий с детьми.
Педагоги:
1. Сформируется профессиональный уровень компетентности педагогов в
области
нравственно
–
патриотического
воспитания
детей
старшего
дошкольного возраста
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы,
музыкальный руководитель.
Сроки реализации: долгосрочный
Основная область программы: социально - коммуникативное развитие
Области программы, содержание которых включено в проект: речевое
развитие, познавательное развитие, художественно — эстетическое развитие.
Необходимые условия реализации проекта:
Интерес детей и родителей;
Методические разработки;
Интеграция со специалистами детского сада.
Материально – технические ресурсы,
необходимые
для
выполнения
проекта:
1.
реализация ИКТ технологий;
2.
использование мультимедийной техники в процессе формированию
нравственно – патриотической культуры старших дошкольников;
3.
подбор методической литературы;
4.
составление конспектов НОД;
5.
разработка сценариев традиционных праздников и разлечений;
6.
подбор произведений русского народного творчества;
7.
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,
видеофильмы);
8.
подготовка
изобразительного
материала
для
продуктивной
деятельности;
9.
подборка дидактических, сюжетно - ролевых игр;
10.выставки книг, рисунков, поделок, создание условий для проведения
открытых
мероприятий
(оформление
групповой
комнаты,
музыкального зала)
Инструментарий проекта:
НОД по познавательному развитию, изобразительной и музыкальной
деятельности;
игровые
беседы
с
элементами
движений,
ситуативный
разговор,
беседы, чтение, рассказ, проблемные ситуации;
просмотр иллюстраций, видеофильмов;
совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;
проектная деятельность;
чтение методической литературы;
наглядная агитация для родителей.
Механизмы реализации проекта:
Непосредственно образовательная деятельность;
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
Игровая деятельность;
Совместная деятельность взрослого и детей;
Самостоятельная деятельность детей;
Непосредственное общение с родителями;
Информационный центр для родителей.
Этапы проведения и реализации проекта:
1 этап (сентябрь 2018) Информационно – накопительный
Выявление актуальности проекта;
Проведение исследования знаний детей, анкетирование родителей;
Изучение
интереса
детей
и
родителей
для
определения
целей
проекта;
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
Обращение к специалистам.
2 этап (октябрь 2018- апрель 2019) Организационно – практический.
Оформление центра «Наша Родина»
Подбор дидактического и наглядного материала для детей
Разработка календарно – тематического плана
Составление
конспектов
НОД,
разработка
сценариев
праздников
и
развлечений
Проведение
непосредственно
–
образовательной
деятельности
по
темам:
«Город
Барнаул
–
прошлое
и
настоящее»,
«Моя
Родина
–
Алтайский край!», «Законы, по которым мы живем», «С чего начинается
Родина?»,
«День
земли»,
«Гордость
России»,
«Этот
день
победы»,
«Музей
игрушки»,
«Счастливый
случай»,
«Откуда
пришел
хлеб»,
«Петушок», «Украсим стаканчики узором урало – сибирской росписи»,
«Кто построил новый дом».
Проведение бесед на темы: «Мы маленькие дети на большой планете»,
«Я россиянин, а ты?», «Конституция Р.Ф.», «Москва – главный город
нашей Родины», «Наш флаг, герб, гимн», «Березка – символ России»,
«Край в котором мы живем», «Все профессии нужны, все профессии
важны», «Наша Армия сильна», «Богатыри Руси», «Улицы названные в
честь героев великой отечественной войны» о мамах и их профессиях.
Организация сюжетно – ролевых игр: «Плывет корабль вокруг света»,
«Пароход по Москве реке», «Почта», «Полиция», «Пожарная охрана»,
«Семья», «Больница», «Магазин», «Космонавты».
Организация режиссерских игр.
Оформление
альбомов:
«Достопримечательности
моего
города»,
«Красная
книга
Алтайского
края»,
«Хлеб
всему
голова»,
«Птицы
Алтайского края».
Подбор и систематизация дидактических и подвижных игр: «Узнай где я
нахожусь», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего
города», «Город будущего», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот
мой дом родной».
Экскурсии и фотоэкскурсии по городу.
Оформление стенда «Государственная символика»
Изготовление макетов Алтайского края и города Барнаула
Оформление мини – музея «Бабушкины куклы»
Выставка
поделок
из
природного
материала
«Алтайская
осень»
(совместно с родителями).
Вернисаж рисунков: «Я имею право», «Мой город, моя улица», «Я и моя
мама», «Все профессии нужны, все профессии важны»
Проведение праздников: «День защитников Отечества», «8 марта»
Мастер класс «Сутаж» (сутажная вышивка)
Мастер класс «Урало – сибирская роспись»
3 этап (май 2019) Заключительный
Анализ результативности
Перспективы:
Участие проекта в конкурсах различного уровня (городского, краевого,
всероссийского, международного).
Издательская
деятельность
в
журналах
научно
—
методического
характера.
Литература:
Е.Ю.
Александрова,
Е.П.
Гордеева,
М.П.
Постникова
«Система
патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты,
разработки тематических занятий и сценарии мероприятий». М.: Учитель,
2007.
О.Н. Баранникова «Уроки гражданственности и патриотизма»в ДОУ:
практическое пособие». М.:АРКТИ, 2007.
К.Ю. Белая «Художественно – эстетическое и социально – нравственное
воспитание дошкольников», М6 Школьная пресса, 2007.
Н.Г. Зеленова «Мы живем в России: старшая группа». «Мы живем в
России подготовительная к школе группа».М.: Скрипторий, 2003,2008.
Л.А.
Кондрыкинская
«С
чего
начинается
Родина?»
опыт
работы
по
патриотическому воспитанников в ДОУ М.: Сфера, 2005
Т.И.
Доможакова
«Воспитание
патриотизма
у
детей
старшего
дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 №8
Е.В. Пчелов «Государственные символы России. Герб, флаг, гимн».М:
Русское слово, 2002.
Перспективно-календарное планирование
Сроки
Название темы, цели
Познавательная
деятельность
Игровая
деятельность
Продуктивная
деятельность
Худ.
литература
Муз.
деятельность
Работа с
родителями
сентябрь
«Мы маленькие дети
на большой планете»
Закрепить
представления детей
о планете земля.
Расширять
представления о
семье, учить
ориентироваться в
родственных
отношениях.
Познакомить детей с
конституцией, с
правами и
обязанностями.
Беседы:
«Планета
земля», «Мы
маленькие дети
на большой
планете», «Я
Россиянин , а
ты?», «Моя
семья»,
«Какие я имею
права?,
о конституции,
Занятие
«Путешествие
в страну «Мои
права»
Дидактическая
игры « Какие
права
нарушены?»,
«Кто живет на
планете земля?»
Сюжетно –
ролевая игра
«Плывет
корабль вокруг
света»
Рисование «Я
имею право»,
«Мы все
разные»
Изготовление
открытки
«Подарок
другу из
другой
страны»
Чтение
отрывков из
сказок
Ю. Олеши
«Три
толстяка»,
Д. Родари
«Приключени
я Чиполлино
Наглядная
агитация «Какие
права имеют
дети»
изготовление
стенгазеты «Моя
семья»
Октябрь –
ноябрь
(6 недель)
«Мой край»
Знакомить детей с
историческим
прошлым и
настоящим города
Барнаула, дать
представление о
географическом
расположении,
природных ресурсах
Беседы: «Край,
в котором мы
живем», «Мой
город», «Наш
герб»
Занятие
«Прогулка по
Барнаулу»
Дидактическая
игра «Собери
свой город»
Сюжетно –
ролевая игра
«Почта»
Рисование
«Мой город –
моя улица»
Рассматриван
ие альбома
«Родной край
– часть
большой
страны»,
изготовление
Чтение
стихотворения
Я Акима «Моя
родня»,
чтение стихов
А. Барто «У
меня родился
братишка»
Консультации
«Как знакомить
дошкольников с
родным краем»,
«Ознакомление с
родным городом
как средство
патриотического
воспитания»
Выставка
Алтайского края.
Познакомить с
традициями ,
достопримечательнос
тями города,
особенностями
традиционной
одежды сибиряков и
переселенцев на
Алтае. Закрепить
знания о гербе города
и края.
макетов
Алтайского
края
поделок из
природного
материала «
Алтайская
осень»
Ноябрь -
декабрь
«Наша Родина –
Россия»
Познакомить с
географическим
расположением
России, ее
природными
ресурсами, дать
представление о
древней Руси и
старинных обычаях.
Познакомить с
главным городом
страны Москвой,
государственной
символикой и
значением символики
Беседы:
«Убранство
русской избы»,
«Внутренний
мир русской
избы»,
«Народный
праздничный
костюм»,
«Москва –
главный город
нашей
Родины», «Наш
флаг, герб,
гимн»,
«Березка
символ
России»,
«Матрешка –
Сюжетно –
ролевая игра
«Пароход по
Москве реке».
Дидактические
игры: «Есть или
не?», «Собери
герб»
Деловая игра
«Что ты знаешь
о России?»
посещение
мини- музея
«Куклы наших
бабушек»
Рисование на
тему
«Символы
России»
Игра
«Магазин
сувениров»
Чтение
стихотворения
М.
Матусовского
«С чего
начинается
Родина?»
Разучивание
частушек.
Стихи и песни
о березке
Консультации:
«Формирование
гражданско –
патриотической
позиции детей
дошкольного
возраста».
«Музей в
домашних
условиях»
Мастер класс
«Сутаж»
Мастер класс
«Урало –
сибирская
роспись»
сувенир
России»
Занятие
«Музей
игрушки»
Январь
«Все профессии
нужны, все
профессии важны»
Закрепить
представления с
помощью
классификации на
основе целевого
назначения
деятельности людей,
о результатах труда, о
назначении
предметов
окружающего мира.
формировать
уважение к труду и
бережное отношение
к его результатам.
Беседа «Все
профессии
нужны, все
профессии
важны»
Занятие
«Путешествие
в страну
Профессий»
Дидактические
игры: «Что
лишнее?», «Что
напутал
художник?»,
«Подбери
картинку»
Рисование
«Все
профессии
нужны, все
профессии
важны»
Чтение стихов
о профессиях.
Проведение
бесед с детьми о
своих
профессиях.
Февраль
Защитники нашей
Родины
Знакомить детей с
историей великих
сражений, с
подвигами
российских солдат и
Беседы: «Герои
русских
былин»
Занятия
«Богатыри
Руси»,
«Гордость
Сюжетно –
ролевая игра
«Полиция»,
«Пожарная
охрана»
Изготовление
подарков для
пап и дедушек
Рисование
«Мой папа
самый
лучший»
Разучивание
песен и
танцев об
Армии
Совместный
музыкально
-спортивный
праздник «День
защитника
Отечества»
полководцев.
Закрепить понятие
«Защитник
Отечества».
Воспитывать
уважительное
отношение к
защитникам
отечества
России»
Март
«Наши мамы»
Знакомить с
разнообразием
женских профессий.
Воспитывать у детей
доброе,
внимательное,
уважительное
отношение к мамам,
стремление помогать
им.
Беседы о мамах
и их
профессиях
Занятие «Моя
мама – лучше
всех»
Сюжетно –
ролевые игры:
«Семья»,
«Больница»,
«Магазин»
Рисование «Я
и моя мама»
Изготовление
подарка маме
и бабушке
Разучивание
песен о мамах
Утренник
«Мамочка
любимая моя»
Выставка
поделок
«Весенняя
капель»
Апрель
Наши космонавты
Уточнять и обобщать
знания детей о
космосе.
Воспитывать интерес
к космосу и
профессиях
связанных с
космонавтикой
Занятие
«Космическое
путешествие»
Беседа « Что
такое космос?»
Сюжетно –
ролевая игра
«Космос»
Рассматриван
ие альбома
«Космос».
Рисование
«Космонавты»
Чтение стихов
о космосе
Организация
выставки
макетов
«Космос»
Май
«Этот День Победы»
Познакомить детей с
историческим
фактом – Великой
отечественной
войной, прививать
детям важное
понятие, как «Долг
перед Родиной»,
«Любовь к
Отечеству».
Подвести к
пониманию, что мы
победили потому, что
любим свою отчизну,
Родина чтит своих
героев.
Беседы о
Великой
Отечественной
войне .
Экскурсия к
вечному огню.
Беседа «Улицы
названные в
честь героев
Великой
Отечественной
войны
Занятие
«День победы»
Игры –
эстафеты.
Викторина
«День Победы»
Изготовление
праздничных
открыток
Слушание и
пение
фронтовых
песен. Чтение
и заучивание
стихов о
великой
отечественной
войне
Изготовление
стенгазет.
Совместная
выставка
рисунков
«Этих дней не
смолкает
Слава!»
Анализ результативности
Дети:
Уровень сформированности нравственно – патриотической культуры
старших дошкольников за 2018-2019 учебный год
начало года конец года
Таким
образом,
в
ходе
реализации
проекта
у
воспитанников
систематизировались знания в области нравственно – патриотической культуры. По
сравнению с началом учебного года: низкий уровень уменьшился на 29 %, средний
уровень повысился на 3%, а высокий уровень увеличился на 26%
Родители:
Уровень активности, заинтересованности родителей в проведении
совместных мероприятий с детьми.
за 2018-2019 учебный год
начало года конец года
Из данных показанных в диаграмме видно, что повысился уровень
активности, заинтересованности родителей в проведении совместных мероприятий с
детьми.
Родители
стали
обращать
внимание
на
материал
нравственно
–
патриотического характера в информационных центрах. Чаще принимать участие в
традиционных
праздниках
и
развлечениях,
посещать
родительские
собрания.
Низкий уровень уменьшился на 21%, средний уровень уменьшился на 4% за счет
увеличения высокого уровня на 25%
Педагоги:
Уровень профессиональной компетентности педагогов в области
использования метода педагогического проектирования
за 2018-2019 учебный год
начало года конец года
Таким образом, в ходе реализации проекта у педагогов повысился уровень
профессиональной
компетентности
в
области
использовании
метода
педагогического проектирования и его реализации его как средства формирования
нравственно – патриотической культуры у детей.
Низкий
уровень
уменьшился
на
15%,
средний
уменьшился
на
6%
за
счет
увеличения высокого уровня на 22%.