Автор: Санникова Татьяна Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 33 комбинированного вида
Населённый пункт: р.п. Новоивановское Одинцовский городской округ Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование нетрадиционных форм в проведении педагогических советов, как одно из средств активизации педагогов ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 33 комбинированного вида
Опыт работы по теме:
«Использование нетрадиционных форм в проведении педагогических
советов, как одно из средств активизации педагогов ДОУ»
Старший воспитатель
Санникова Татьяна Николаевна
р.п. Новоивановское
2019
Педсовет – постоянно действующий коллегиальный орган управления
дошкольным учреждением. Педагогический совет является высшим органом
руководства
всем
образовательным
процессом,
который
решает
конкретные
проблемы ДОУ.
Инновационные
формы
педагогических
советов
призваны
не
только
изменить
организационную
структуру
работы,
но
и
модернизировать
содержание профессиональной деятельности педагогов.
Требования к введению новшеств:
- думать творчески,
- побуждать сотрудников к предложению новых идей,
-организовывать сеансы мозгового штурма,
- быть готовым к новшеству,
- прикладывать все силы для предварению новшеств в жизнь.
Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов:
- чего добились, и чего не удалось добиться в ходе обсуждения,
- кто из воспитателей был более активен, кто пассивен,
- какие уроки можно извлечь из полученного опыта.
Педсовет - деловая игра может использоваться для подведения итогов работы
коллектива по какой-либо проблеме
или за определенный период. Основное
место на таком педсовете занимает групповая деятельность. Продумываются
сценарий, роли, регламент. Участники знакомятся с поставленными вопросами,
вырабатывают цели и задачи, которые лягут в основу решения педсовета.
Цель:
- формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов,
- воспитание системного мышления специалиста, включающего
целостное понимание
Принципы организации деловой игры:
- формирование познавательных и профессиональных интересов,
- воспитание системного мышления, понимание своего места в обществе,
- передача целостного представления о профессиональной деятельности,
-
обучение
коллективной
мыслительной
работе,
формирование
умений
и
навыков социального взаимодействия и общения,
-
воспитание
ответственного
отношения
к
делу,
уважения
к
социальным
ценностям и установкам коллектива,
- обучение методам моделирования.
Признаки деловой игры:
- моделирование деятельности,
- распределение ролей между участниками игры,
- различие ролевых целей, возникновение конфликта интересов,
- наличие управляемого эмоционального напряжения,
- наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива,
- коллективная выработка решений,
- многоальтернативность решений.
Организация
участников:
- команды
-роли
Дидактичесая
модель:
- разминка,
-погружение,
-рефлексия
Проблемное
содержание:
- проблема,
- задача,
- имитация
среда
Взаимодей-
ствие:
- правила
- сценарий
Структура
деловой
игры
Технологическая схема деловой игры
Этап подготовки
1. Разработка игры:
- план деловой игры,
- общее описание игры,
- инструктаж,
- подготовка материального обеспечения.
2. Ввод в игру:
- постановка проблемы, целей,
- условия, инструктаж,
- регламент, правила,
- распределение ролей,
- формирование групп,
- консультирование.
Этап проведения:
1.
Групповая работа над заданием
- работа с источником,
- мозговой штурм,
- работа с ведущими.
2. Межгрупповая дискуссия:
- выступление групп,
- защита результатов,
- дискуссия.
Педсовет – деловая игра
«Взаимодействию с семьями воспитанников, направленное на
формирование основ здорового образа жизни»
Первый этап (подготовка): постановка цели «Повышать эффективность
взаимодействия с родителями по формированию основ ЗОЖ», распределение
на команды, распределение ролей (педагоги и родители). Команды
приветствуют друг друга.
Второй этап (группы получают задания и работают в командах):
•
П од о б р ат ь
м е т од и ч е с к и й
и
д и д а к т и ч е с к и й
м ат е р и а л
п о
здоровьесбережению.
•
Написать
формы
работы,
проводимые
с
детьми
и
родителями
по
формированию здорового образа жизни.
•
Разработать
памятки
для
родителей
по
организации
оздоровительной
работы в домашних условиях.
Педагоги выполняют роль родителей:
анализируют предложенные формы взаимодействия детского сада и семьи.
Отмечают самые интересные и эффективные: досуги, праздники, викторины,
семинары-практикумы, консультации педагогов и медработников.
Третий этап (анализ, обощение)
•
Анализ:
педагоги
анализируют
результаты
проделанной
работы.
Отмечают эффективность данной формы педсовета.
•
Рефлексия: каждый педагог отмечает, что нового и важного он узнал.
Отмечает свою роль в деловой игре
•
Решение:
1. Привлекать родителей к активному участию в оздоровительной работе в
детском саду.
2.
Разработать
памятки
для
родителей
по
оздоровительной
работе
в
домашних
условиях
(ответственные
воспитатели
всех
групп,
срок
до
1.12.2014 г.)
Аукцион педагогических идей
Ц е л ь : активизировать
деятельность
педагогов,
способствовать
приобретению
ими
опыта
коллективной
работы,
повышать
их
теоретические
знания,
совершенствовать
практические
навыки
профессиональной
деятельности,
закреплять
умение
отбирать
нужную
информацию
из разных источников, помочь педагогам реализовать
свои
творческие замыслы.
Предварительная работа
- формирование микрогрупп педагогов,
-
изготовление
каждой группой
пособия, которые можно использовать в
работе,
- подготовка презентаций.
Аукцион педагогический идей
«Закрепление правил дорожного движения в различных видах
деятельности»
Цель: активизировать деятельность педагогов, направленную на
формирование у дошкольников ПДД, внедрять наиболее эффективные
методы работы.
Участники аукциона:
1. Открытие аукциона – заведующий
2. Ведущий аукциона – старший воспитатель
3. Аукционеры – педагоги.
Аукцион – публичная продажа товара с использованием торгов. Лоты - это
педагогическая продукция наших педагогов, которые на сегодняшний день
станут аукционистами.
Цена товара определяется в процессе того, как покупатели
торгуются между собой за право купить товар.
Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной
заинтересовавший их лот. Он достанется тому, кто ответит на 3 вопросов .
Если не отвечаете на вопросы, то идея остаётся в банке методического
кабинета.
Лот 1
«Картотека дидактический игр по ПДД для детей старшего дошкольного
возраста».
Лот 2
Памятки для детей и родителей «Правила для пешеходов и водителей».
Лот 3
Рекомендации по оформлению уголка ПДД в группах разного возраста.
Лот 4
Картотека подвижных игр по закреплению правил дорожного движения
Рефлексия:
Педагоги делятся впечатлениями о прошедшем мероприятии. Анализируют,
что из предложенных лотов наиболее эффективно в работе. Анализируют
свое участие.
Решение педсовета:
1.
Изготовить картотеки дидактических игр по ПДД во всех возрастных
группах (ответственные воспитатели всех групп, срок до 25.11. 2013 г.)
2. Оформить кабинет ПДД новыми пособиями и атрибутами для игр
(ответственные воспитатели старших групп, срок до 01.12.2013 г.)
3. Привлекать родителей к активному участию в работе по закреплению ПДД
(ответственные воспитатели всех групп).
Мозговой штурм
Мозговой штурм – процедура группового креативного мышления, точнее –
это средство получения
от группы лиц
большого количества идей за
короткий промежуток времени.
Правила мозгового штурма:
- выбор ведущего при равноправного положении всех участников,
- свобода выражения, доброжелательное отношение,
- возможны лишь уточняющие вопросы, поощрение и поддержка,
- неприемлемость критических замечаний,
- четкость и обобщенность формулирования суждений, идей.
- активность всех участников.
Методика проведения мозгового штурма:
1.
Разогрев. Краткая информация для чего применяется.
2.
Определение проблемы (работа с карточками).
3.
Генерация идей. Это самый важный этап работы. Участники группы
делятся на команды и записывают свои идеи и предложения. Время этого
этапа
до
30
минут.
Замечено,
что
первые
10-15
минут
–
это
стадия
«раскачки»,
когда
звучат
наиболее
банальные
предложения.
Наиболее
продуктивны
последние
минуты.
Ведущий
переходит
от
команде
к
команде, оказывает поддержку.
Анализ идей
Обработка
высказанных
предложений,
старание
найти
в
каждой
идее
рациональность. На анализ уходит до 30 минут.
Поиск возможностей для реализации
Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги
по
их
реализации.
Рассматриваются
все
идеи
по
двум
критериям
–
оригинальность и реальность реализации.
Завершение. На этом этапе выясняется, насколько продуктивным оказался
мозговой
штурм.
Самые
интересные
идеи
оформляются
в
виде
рекомендаций на стенде. Важно плоды мозгового штурма реализовать
в
самое короткое время.
Мозговой штурм
«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребенка»
Проблема: дети мало играют в сюжетно-ролевые игры, не умеют развивать
сюжет.
Цель: Способствовать развитию личности в процессе игровой деятельности.
Задания педагогам:
Задание 1. Предложите свои афоризмы, раскрывающие взгляд на игру, ее
значение в жизни ребенка.
Задание 2. Работа в подгруппах:
1 подгруппа «Почему дети играют мало? Причины».
2 подгруппа «Из чего формируется игровой опыт?»
3 подгруппа «Психологическая структура игры как деятельности».
Задание 3. Назовите условия, необходимые для развития игры.
•
Проблема:
у
д е т е й
н е д о с т ат оч н о
з н а н и й
о
п р о ф е с с и я х
и
профессиональных действиях.
•
Генерация идей – самый важный этап (каждый педагог письменно излает
свою идею).
•
Анализ идей: оригинальность, выполнимость,
нереальность.
Завершение. Отмечены следующие идеи:
1.
Изменить отношение педагогов к игре, поставить ее выше других видов
деятельности.
2.
Создавать игровые центры по принципу гендерного воспитания,
3.
Знакомить детей с различными профессиями и видами деятельности в
них.
4.
Непосредственное участие педагога в игровой деятельности.
Решение:
1.
Пополнять
уголки
сюжетно-ролевых
игр
различными
атрибутами
( о т в е т с т в е н н ы е
в о с п и т а т е л и
в с е х
г р у п п ) .
2. Оформление уголков сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными
принципами.
3. Использовать различные методы и формы работы для ознакомления детей
с трудом взрослых.
Варианты работы с педагогами,
помогающие,
провести
педсовет
творчески,
настроить
педагогов
на
продуктивную работу:
Разгадывание педагогических кроссвордов
Помогает уточнить знания педагогов по тематике педсовета, способствует
развитию
педагогического
кругозора,
влияет
на
качество
работы
воспитателей с детьми.
Анализ высказываний детей, их поведения и творчества
Алгоритм проведения:
1.
Готовятся
магнитофонные
записи,
подборка
результатов
детской
деятельности (рисунки, аппликация)
2.
Педагоги знакомятся с материала, анализируют их, оценивают знания,
умения, навыки, уровень развития.
3.
Коллеги
формируют
конкретные
предложения
в
помощь
педагогу,
работающему с этими детьми.
Имитация конкретных ситуаций
Виды ситуаций:
1.
Ситуация-иллюстрация.
Описываются
случаи
из
педпрактики
и
сразу
предлагаются их решения.
2.
Ситуация-упражнение.
Т р е б у е т с я
с о в е р ш и т ь
н е к о т о р ы е
действия(составить план-конспект, подобрать практический материал и
т.д.)
3.
Ситуация-оценка. Проблема решена, но требуется дать ее анализ.
4.
Ситуация-проблема.
Конкретный пример из практики подается как
проблема, которую надо решить. Предлагаются несколько вопросов, на
которых строится дискуссия.
Работа с памятками.
Эта форма активизирует педагогов, способствует их лучшему пониманию
сути
обсуждаемых
проблемы.
Такими
памятками
можно
оформить
помещение, где проходит педсовет.
Блицтурнир
За каждый правильный ответ педагоги получают фишки.
Рефлексия.
Оценка своего участия в педсовете.
Использование компьютерных технологий
Презентации, видеоальбомы, видеофильмы.
Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов:
•
чего добились, и чего не удалось добиться в ходе обсуждения,
•
кто из воспитателей был более активен, кто пассивен,
•
какие уроки можно извлечь из полученного опыта.