Напоминание

"Моя педагогическая философия"


Автор: Бузина Оксана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 3 "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Моршанск, Тамбовская область
Наименование материала: Эссе
Тема: "Моя педагогическая философия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эссе «Моя педагогическая философия»

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей

жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,

как прошло детство, кто вел ребенка за руки в детские годы, что вошло в

его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

«Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что

слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала: «Я – спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня

сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!» И огонек

этой свечи погас.

Вторая сказала: «Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят

ничего слышать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше». Подул

легкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла: «Я – любовь, у меня нет больше

сил гореть. Люди меня не ценят и не понимают. Они ненавидят тех, кто их

любит больше всего, - своих близких». И эта свеча угасла.

Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи.

Испугавшись, он закричал: «Что вы делаете?! Вы должны гореть – я боюсь

темноты!» Произнося это, он заплакал.

Тогда четвертая свеча сказала: «Не бойся не плачь! Пока я горю, всегда

можно зажечь и другие три свечи: я – надежда».

Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвертой свечи

воспитателя.

Воспитатель… Какое светлое, ласковое слово! От него веет счастливым

детством, беззаботной детской улыбкой и материнской заботой…

Труд воспитателя всегда тяжел. Настоящий педагог верит в правду и

добро, старается укрепить эту веру и в детях. Я часто задумываюсь: всегда ли

я принимаю правильные решения относительно своих воспитанников? Имею

ли я право, достойна ли носить гордое звание педагога?

Перед каждым человеком рано или поздно встает вопрос выбора

жизненного пути. Для меня вопроса «Кем быть?» просто не существовало. Я

была еще ребенком, когда твердо решила стать педагогом. Только педагогом.

Настоящим педагогом!

Сначала было лишь сомнение: детский сад или школа? Сейчас уже не могу

объяснить почему, но выбрала именно садик…

Раннее утро. Сквозь тишину проглядывают первые лучи солнца. На

пустых улицах появляются прохожие, идущие на работу.

В это утро и я тороплюсь на работу в свой любимый детский сад.

Обернувшись, я вижу, как мамы ведут своих детей за ручку. И мне

вспоминается, что когда-то в детстве этой же дорогой ходила и я.

Да, да! Я – воспитанница того самого детского сада, в котором сейчас

работаю. До сих пор помню тепло в глазах воспитателей, которые встречали

меня каждое утро. Их внимание, доброта и забота остались в моей душе

навсегда. Уже тогда, в детстве, я решила, что очень хочу быть похожей на

них. И когда пришло время выбирать профессию, я без сомнения решила, что

буду воспитателем. Моя мечта сбылась!

Захожу в группу. Здесь все готово к встрече с моими детьми. И вот на

пороге появляются они. Такие похожие и одновременно такие разные!

Добрые и отзывчивые, с удивленными глазами, ловящими каждое твое

движение. Я встречаю их с гордостью.

Многие представляют труд воспитателя лишь как игру с детьми, веселое

времяпрепровождение. Это не так! Работа воспитателя – кропотливый

каждодневный труд. Он первым открывает дверь в этот огромный,

бесконечный мир, полный интересных открытий, загадок и радостей

познания. Передо мной стоит непростая задача – научить ребенка понимать и

ценить все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. Я хочу быть всегда

интересной для своих детей.

Занятия. Время познаний, трудностей и переживаний. Детская

любознательность. Их многочисленные «почему?» - вот сигнал к тому, что

ребенок открыт для общения, он доверяет тебе, задавая свои вопросы и

рассказывая о своих самых сокровенных желаниях. Эту попытку открыться

следует вовремя поддержать, помочь ребенку поверить в себя. Тогда дети

раскрывают свои возможности каждый день, на каждом занятии.

Я знаю, что главный метод в обучении, развитии и воспитании детей

дошкольного возраста – это игра. Ведь дети живут в игре, на собственном

опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно

получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Они учатся уважать себя и

других, «вытаскивая репку» или «спасаясь от волка». Игра – работа

воображения. Ребенок не просто копирует действительность, он комбинирует

различные впечатления от жизни с личным опытом. Дети играют для себя,

выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства. Я вижу, что они играют

в настоящую жизнь. И так хочется, чтобы из этой маленькой сказочной жизни

в свою большую жизнь они брали только хорошее, чистое, светлое.

Прогулка. Настало то время, когда можно вдоволь порезвиться и поиграть,

понаблюдать за изменениями, происходящими в природе, просто насладиться

чистым, свежим воздухом. Я убеждена, что правильное физическое

воспитание – основа здоровья, а свежий воздух полезен всем. Прогулка

пролетает незаметно, мы снова в группе. Аппетитный запах обеда

приглашает нас к столу. Прошла только половина дня, какой-то миг в жизни

человека. И только в детстве за эти несколько часов можно столько успеть,

понять, узнать, чему-то научиться. Этим бесценно детство. Я счастлива, что я

к этому причастна.

Мои дети уже в кроватках. Я смотрю на них и понимаю: «Мне очень

нравится моя нелегкая, но интересная профессия, потому что самое главное в

моей работе – любовь к детям, желание вместе с ними расти и развиваться».

До сих пор я в душе остаюсь ребенком, и это помогает мне видеть мир так,

как видят его мои дети.

Я постоянно помню о том, что нельзя возвышаться над ними, предавать,

унижать и обижать их, потому что они доверяют нам, ждут от нас,

воспитателей, может даже, большей любви и заботы, чем от родителей.

Я считаю, что залог успеха в использовании ненасильственного

управления жизнью детей в детском саду, гуманных методов и приемов

воспитания. Хвалить надо от души, а верить безоговорочно. Отношения

детей с воспитателем играют огромную роль в формировании их личности. В

своих отношениях с детьми я всегда помню о том, что ребенок мне ничего не

должен, это я должна помочь ему стать более самостоятельным и

ответственным.

Для воспитания личности ребенка необходима особая организация жизни

детей в группе, подразумевающая прежде всего психологически бережное

отношение к личности, уважение в нем человека, имеющего право на личную

жизнь. Жизнь детей надо организовать так, чтобы как можно меньше

прерывать их деятельность и мешать ей. Целесообразно учитывать возраст

детей, их интересы, потребности и возможности. Необходимо постоянно

поощрять усилия детей и само стремление узнать что-то новое, , чему-то

научиться. Воспитатель – не транслятор, а помощник и умелый руководитель.

Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться

удивления и восторга детей, то можешь считать, что половину дела ты уже

сделала.

Характер общения воспитателя и ребенка должен быть доверительный,

партнерский, основанный на активном взаимодействии. Я стремлюсь к тому,

чтобы не сковывать, а освобождать, не подавлять, а возносить ребенка,

сравнивать достижения лишь с его собственными, а не других, оцениваю не

только результат, а сам процесс деятельности, но в мягкой, тактичной форме.

Высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах детей.

Она ничего не стоит, но много дает, она обогащает тех, кто ее получает, не

обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Поздним вечером, когда я вспоминаю

своих воспитанников, лицо мое озаряется улыбкой. Идти на работу с

радостью, с работы – с приятной усталостью – в этом я вижу высшее счастье

и смысл жизни.

Воспитатель, увлеченный своей профессией, осознает важность и

нужность своей работы. Считаю, что по-настоящему счастливым может быть

только человек, занимающийся любимым делом. А я люблю свою

профессию, свой детский сад, своих детишек.

Наша главная задача – не заглядывать в туманную даль будущего, а

действовать сейчас, в направлении, которое нам видно.

Детство – настоящая, яркая, самобытная, неповторимая часть жизни; от него

зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.



В раздел образования