Автор: Бузина Оксана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 3 "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Моршанск, Тамбовская область
Наименование материала: Эссе
Тема: "Моя педагогическая философия"
Раздел: дошкольное образование
Эссе «Моя педагогическая философия»
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей
жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,
как прошло детство, кто вел ребенка за руки в детские годы, что вошло в
его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
«Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что
слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала: «Я – спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня
сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!» И огонек
этой свечи погас.
Вторая сказала: «Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят
ничего слышать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше». Подул
легкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла: «Я – любовь, у меня нет больше
сил гореть. Люди меня не ценят и не понимают. Они ненавидят тех, кто их
любит больше всего, - своих близких». И эта свеча угасла.
Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи.
Испугавшись, он закричал: «Что вы делаете?! Вы должны гореть – я боюсь
темноты!» Произнося это, он заплакал.
Тогда четвертая свеча сказала: «Не бойся не плачь! Пока я горю, всегда
можно зажечь и другие три свечи: я – надежда».
Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвертой свечи
воспитателя.
Воспитатель… Какое светлое, ласковое слово! От него веет счастливым
детством, беззаботной детской улыбкой и материнской заботой…
Труд воспитателя всегда тяжел. Настоящий педагог верит в правду и
добро, старается укрепить эту веру и в детях. Я часто задумываюсь: всегда ли
я принимаю правильные решения относительно своих воспитанников? Имею
ли я право, достойна ли носить гордое звание педагога?
Перед каждым человеком рано или поздно встает вопрос выбора
жизненного пути. Для меня вопроса «Кем быть?» просто не существовало. Я
была еще ребенком, когда твердо решила стать педагогом. Только педагогом.
Настоящим педагогом!
Сначала было лишь сомнение: детский сад или школа? Сейчас уже не могу
объяснить почему, но выбрала именно садик…
Раннее утро. Сквозь тишину проглядывают первые лучи солнца. На
пустых улицах появляются прохожие, идущие на работу.
В это утро и я тороплюсь на работу в свой любимый детский сад.
Обернувшись, я вижу, как мамы ведут своих детей за ручку. И мне
вспоминается, что когда-то в детстве этой же дорогой ходила и я.
Да, да! Я – воспитанница того самого детского сада, в котором сейчас
работаю. До сих пор помню тепло в глазах воспитателей, которые встречали
меня каждое утро. Их внимание, доброта и забота остались в моей душе
навсегда. Уже тогда, в детстве, я решила, что очень хочу быть похожей на
них. И когда пришло время выбирать профессию, я без сомнения решила, что
буду воспитателем. Моя мечта сбылась!
Захожу в группу. Здесь все готово к встрече с моими детьми. И вот на
пороге появляются они. Такие похожие и одновременно такие разные!
Добрые и отзывчивые, с удивленными глазами, ловящими каждое твое
движение. Я встречаю их с гордостью.
Многие представляют труд воспитателя лишь как игру с детьми, веселое
времяпрепровождение. Это не так! Работа воспитателя – кропотливый
каждодневный труд. Он первым открывает дверь в этот огромный,
бесконечный мир, полный интересных открытий, загадок и радостей
познания. Передо мной стоит непростая задача – научить ребенка понимать и
ценить все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. Я хочу быть всегда
интересной для своих детей.
Занятия. Время познаний, трудностей и переживаний. Детская
любознательность. Их многочисленные «почему?» - вот сигнал к тому, что
ребенок открыт для общения, он доверяет тебе, задавая свои вопросы и
рассказывая о своих самых сокровенных желаниях. Эту попытку открыться
следует вовремя поддержать, помочь ребенку поверить в себя. Тогда дети
раскрывают свои возможности каждый день, на каждом занятии.
Я знаю, что главный метод в обучении, развитии и воспитании детей
дошкольного возраста – это игра. Ведь дети живут в игре, на собственном
опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно
получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Они учатся уважать себя и
других, «вытаскивая репку» или «спасаясь от волка». Игра – работа
воображения. Ребенок не просто копирует действительность, он комбинирует
различные впечатления от жизни с личным опытом. Дети играют для себя,
выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства. Я вижу, что они играют
в настоящую жизнь. И так хочется, чтобы из этой маленькой сказочной жизни
в свою большую жизнь они брали только хорошее, чистое, светлое.
Прогулка. Настало то время, когда можно вдоволь порезвиться и поиграть,
понаблюдать за изменениями, происходящими в природе, просто насладиться
чистым, свежим воздухом. Я убеждена, что правильное физическое
воспитание – основа здоровья, а свежий воздух полезен всем. Прогулка
пролетает незаметно, мы снова в группе. Аппетитный запах обеда
приглашает нас к столу. Прошла только половина дня, какой-то миг в жизни
человека. И только в детстве за эти несколько часов можно столько успеть,
понять, узнать, чему-то научиться. Этим бесценно детство. Я счастлива, что я
к этому причастна.
Мои дети уже в кроватках. Я смотрю на них и понимаю: «Мне очень
нравится моя нелегкая, но интересная профессия, потому что самое главное в
моей работе – любовь к детям, желание вместе с ними расти и развиваться».
До сих пор я в душе остаюсь ребенком, и это помогает мне видеть мир так,
как видят его мои дети.
Я постоянно помню о том, что нельзя возвышаться над ними, предавать,
унижать и обижать их, потому что они доверяют нам, ждут от нас,
воспитателей, может даже, большей любви и заботы, чем от родителей.
Я считаю, что залог успеха в использовании ненасильственного
управления жизнью детей в детском саду, гуманных методов и приемов
воспитания. Хвалить надо от души, а верить безоговорочно. Отношения
детей с воспитателем играют огромную роль в формировании их личности. В
своих отношениях с детьми я всегда помню о том, что ребенок мне ничего не
должен, это я должна помочь ему стать более самостоятельным и
ответственным.
Для воспитания личности ребенка необходима особая организация жизни
детей в группе, подразумевающая прежде всего психологически бережное
отношение к личности, уважение в нем человека, имеющего право на личную
жизнь. Жизнь детей надо организовать так, чтобы как можно меньше
прерывать их деятельность и мешать ей. Целесообразно учитывать возраст
детей, их интересы, потребности и возможности. Необходимо постоянно
поощрять усилия детей и само стремление узнать что-то новое, , чему-то
научиться. Воспитатель – не транслятор, а помощник и умелый руководитель.
Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться
удивления и восторга детей, то можешь считать, что половину дела ты уже
сделала.
Характер общения воспитателя и ребенка должен быть доверительный,
партнерский, основанный на активном взаимодействии. Я стремлюсь к тому,
чтобы не сковывать, а освобождать, не подавлять, а возносить ребенка,
сравнивать достижения лишь с его собственными, а не других, оцениваю не
только результат, а сам процесс деятельности, но в мягкой, тактичной форме.
Высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах детей.
Она ничего не стоит, но много дает, она обогащает тех, кто ее получает, не
обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Поздним вечером, когда я вспоминаю
своих воспитанников, лицо мое озаряется улыбкой. Идти на работу с
радостью, с работы – с приятной усталостью – в этом я вижу высшее счастье
и смысл жизни.
Воспитатель, увлеченный своей профессией, осознает важность и
нужность своей работы. Считаю, что по-настоящему счастливым может быть
только человек, занимающийся любимым делом. А я люблю свою
профессию, свой детский сад, своих детишек.
Наша главная задача – не заглядывать в туманную даль будущего, а
действовать сейчас, в направлении, которое нам видно.
Детство – настоящая, яркая, самобытная, неповторимая часть жизни; от него
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.