Автор: Матвеева Ирина Валерьяновна
Должность: учитель обществознания и географии
Учебное заведение: МБОУ "Воздвиженская средняя общеобразовательная школа № 1" Уссурийского городского округа
Населённый пункт: Приморский край, Уссурийский городской округ, с.Воздвиженка
Наименование материала: статья
Тема: Формирование гражданской позиции обучающихся на уроках обществознания (из опыта работы)
Раздел: полное образование
Личностно-ориентированный подход в обучении школьников
(из опыта работы учителя обществознания высшей квалификационной
категории МБОУ ВСОШ № 1 Матвеевой Ирины Валерьяновны)
Одной из актуальных проблем современного образования
в условиях
внедрения
ФГОС
второго поколения является проблема развития личности,
способной жить и работать в условиях все более усложняющихся общественных
отношений.
Актуальность
данной
проблемы
вытекает
из
объективной
необходимости формирования таких личностных качеств обучающегося, которые
повышают вероятность осмысленного им
выбора
своего
жизненного пути,
осознания своего места в обществе и жизни. Только личность, способная
к
ценностному
самоопределению,
нравственной
рефлексии,
самостроительству
и
пониманию
своей
самобытности
может
успешно
социализироваться
в
современных условиях. Из этого следует, что для каждого педагога целью его
образовательной деятельности
должен стать
не предметный, а личностный
результат.
Важна
личность
самого
ребенка
и
происходящие
с
ней
в
процессе
обучения изменения. В связи с этим существенно должна измениться роль всех
участников
образовательного
процесса, предполагается не только консолидация
усилий педагогов, но и точное понимание всеми взрослыми своей позиции и,
конечно
же,
исключительно
востребованы
функции
психолога.
Именно
в
его
профессиональную компетентность
входит и исследование образовательных
запросов,
и
формирование
прогноза,
и
проектирование
системы
психолого-
педагогической поддержки на этих основаниях, а также ведение переговорного
процесса с родителями. Но на практике все оказалось не так просто и приоритет
личностного
развития
ученика,
провозглашенный
на
уровне
государственной
политики в области образования пока казалось, далёк от реального воплощения.
К
сожалению, в школах сократили психологов, как одно из важнейших условий
эффективного решения новых задач современной школы, и помощь системного
характера,
направленную
на
запросы
участников
образовательного
процесса,
оказывать некому. При этом раскрытие способностей каждого ученика, воспитание
порядочного
и
патриотичного
человека,
личности,
готовой
к
жизни
в
высокотехнологичном, конкурентном мире, по –прежнему,
остались главными
задачи современной школы
и обязанностью каждого педагога эффективно их
реализовывать.
Что в этих условиях остается простым российским педагогам, особенно
любящим свою работу, которым оказалось непросто мотивировать себя к принятию
и
включению
в
реализацию
происходящих
изменений?
Продолжать
работать,
заниматься самообразованием, повышать свои профессиональные компетенции. И
я, продолжала работать, как и тысячи других педагогов, несмотря на то, что в
новых условиях оказалось трудно разобраться и в методологии, и в диагностике, не
хватало знаний о сущности и способах формирования личностных результатов; о
возрастных и индивидуальных особенностях развития учащихся. Понимая, что
сегодня, как никогда ранее, важен переход
на качественно новый уровень, я
изучила
педагогические
технологии
на
основе
личностно-ориентированного
подхода: личностно-ориентированного обучения (Якиманская И.С.), педагогику
сотрудничества
(«проникающая
технология»),
гуманно-личностную
технологию
Амонашвили
Ш.А.,
технологию
уровневой
дифференциации,
индивидуального
обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения), переосмыслила
их. Со временем появились педагогические идеи, находки, решения сложнейших
задач
воспитания
личности
и
я
н ач а л а самостоятельно
конструировать
собственную технологию обучения. Для построения личностно-ориентированной
технологии обучения исходила из следующих ключевых позиций:
- необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения
обыденного опыта;
-
вокруг
ученика
«выстраивать
окружение»
из
явлений
и
процессов,
обращая
внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной
жизни;
- обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия:
«вижу» - «слышу» - «чувствую»;
- постоянно создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены
изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели,
закона или явления);
- целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических
единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;
- обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и
непроизвольного
внимания.
Для
этого
можно,
например,
предусматривать
в
учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;
- большое внимание уделять качественным задачам;
-
использовать
различные
формы
рефлексии
с
последующей
коррекцией,
обязательно личностно-ориентированной;
- постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового
вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление;
-
создавать
индивидуальную
перспективу
(«траекторию
развития»
личности)
ожиданий различных результатов обучения;
- необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин, КВН,
конференций), посвященных широкой интеграции знаний;
- расширять спектр личностного выбора ученика;
- способствовать развитию позитивной «Я-концепции» ученика и вносить свой
вклад в неповторимое своеобразие его личности.
Сегодня основными способами изучения индивидуальных особенностей
школьников в моей работе являются планомерные систематические наблюдения за
учеником,
изучение
и
применение
психолого-педагогических
диагностик,
индивидуальные
и
групповые
беседы
на
заранее
намеченную
тему,
дополнительные
учебные
задачи
и
анализ
способов
рассуждений
ученика,
специальные задачи. Как показывает моя практика, главное
заключается в
правильном подборе методик обучения для учеников с разным уровнем знаний,
приспособлении
учебного
процесса
к
индивидуальным
особенностям
школьников, различному уровню сложности. Со временем возникло осознание
того,
что
педагог
должен
быть
не
столько
«источником
информации»
и
«контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.
Именно так организовать
учебный процесс
помогла
мне
формула М.
Монтессори – «помоги мне сделать это самому». Работа по технологии личностно-
ориентированного обучения
дала мне возможность
накопить банк данных о
формирующемся у ученика индивидуальном познавательном профиле, который
меняется
от
класса
к
классу. Эти
данные
учитываю
при
создании
условий
обучения,
ориентируясь - на результат, а условия его достижения варьирую.
Выполнение контрольных заданий для детей с низкими учебными возможностями
делаю более продолжительным по времени, предоставляю возможность пересдачи
(с оговоркой на ограниченность возможной отметки). Практикуются внеурочные
занятия
для
дополнительного
разъяснения
темы,
уровневая
дифференциация
заданий по степени сложности и максимально возможной отметке за выполнение
задания.
Предлагаются памятки, цель которых - мотивировать, ориентировать,
настраивать
ученика,
мобилизовать
все
его
психические
процессы
и
учить
оценивать
свои
действия.
Памятка
-
вербальная
модель
приема
учебной
деятельности,
то
есть
словесное
описание
того,
зачем,
почему
и
как
следует
выполнять и проверять какое-либо учебное задание. Определяю минимум знаний и
умений по теме, необходимый для усвоения всеми. В качестве промежуточного
контроля провожу проверочные работы, в которых проверяется данный минимум
(они могут пересдаваться до тех пор, пока не усвоятся). Домашнее задание –
вариативно.
В целях эффективной реализации данной технологии создаю атмосферу
заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулирую учащихся к
высказываниям, использую
различные способы выполнения заданий без боязни
ошибиться,
получить
неправильный
ответ
и
т.п.
Использую
в
ходе
урока
дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для
него вид и форму учебного содержания, оцениваю его деятельности не только по
конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
Поощряю стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи),
анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать
наиболее рациональные. Стараюсь создать педагогические ситуации общения на
уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,
избирательность
в
способах
работы;
создать
обстановку
для
естественного
самовыражения ученика.
В результате у школьников происходит формирование и развитие способностей
переосмысливать содержание знаний, возникает личностное отношение к ним,
способность к творчеству. Развиваются такие личностные качества, как активность,
ответственность,
самоконтроль,
самодисциплина,
умение
делать
выбор,
давать
оценку фактам и событиям, уважать чужое мнение, толерантность к окружающим.
Все это помогает ребенку обрести ценности и смыслы жизни, осуществляет его
развитие
как
человека
культуры
и
целостной
личности,
поддерживает
его
индивидуальность и творческую самобытность.
Формирование гражданской позиции обучающихся
на уроках обществознания
(из опыта работы учителя обществознания высшей квалификационной
категории МБОУ ВСОШ № 1 Матвеевой Ирины Валерьяновны)
Современное
общество
предъявляет
всё
более
высокие
требования
к
личности,
которые
заключаются
в
умении
анализировать
ситуацию,
прогнозировать результат, эффективно реагировать на происходящие изменения,
решать возникающие проблемные ситуации. Возможность развития личностного
потенциала
и
формирование
гражданской
позиции
обучающихся
являются
важнейшими аспектами в процессе изучения политико-правовой информации на
уроках обществознания и права. Одной из важных особенностей подросткового
возраста
является
способность анализировать, искать ошибки и логические
противоречия в абстрактных суждениях. Речь идет о способностях выпускников
школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески
решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе
знания и приобретенные умения. В процессе этого у них происходит становление
мировоззрения,
возникают
интересы
к
разнообразным
абстрактным
философским проблемам, развивается интеллект. Следовательно, это позволяет
школьникам лучше понять свою принадлежность к государству, в котором они
живут, критически относится к принятым в нём правовым нормам, осознавать
гражданские права и обязанности детей и взрослых. Чем более
сознательно
подростки используют
свои права и свободы, тесно связанные с личной и
коллективной ответственностью и необходимостью выполнять свои обязанности в
интересах
общества,
тем
более
высокий
уровень
их
социализации
и
гражданственности.
Гражданственность - это степень усвоения индивидом
гражданских
добродетелей
и
ценностей,
в
результате
чего
он
становится
гражданином. Поэтому, я, как учитель обществознания, считаю своим долгом на
уроках заложить основы гражданственности, помочь подростку определиться и
осознать свою роль в правовом, демократическом государстве.
Стремлюсь
к
тому,
чтобы
каждый
мой
урок
был
проблемным
и
развивающим.
Например,
при
изучении
таких
разделов
как
"Право",
"Политическая жизнь общества" организую проблемные и поисковые ситуации,
активную самостоятельную деятельность
обучающихся
по их разрешению, в
результате
чего
происходит
овладение
знаниями,
умениями
и
развитие
мыслительной
деятельности. При
этом
-
минимум
репродукции
и
максимум
творчества и сотворчества, воспитывая, таким образом,
думающего ученика-
интеллектуала. Учёт
индивидуальных
особенностей,
как
показывает
моя
практика, лучше обеспечивает групповая
технология, при которой
класс
временно
делится
на
несколько
подгрупп
для
совместного
решения
определённой задачи. Ребятам предлагается обсудить задачу, наметить пути её
решения и представить найденный совместный результат. Одновременно
это
открывает
больше
возможностей
для
коллективной
познавательной
деятельности. Очень эффективны групповые технологии, например, на уроках
обществознания по темам: «Познание»; «Цивилизация и общество».
Использую
разнообразие
источников
и
средств
обучения,
которые
минимизируют роль учебника на занятии,
применяю групповую деятельность,
перевоплощаюсь
из
«рассказчика»
в
организатора
и
координатора
познавательной
деятельности школьника.
Проектирую
разные
виды
деятельности. Сама нацеливаюсь на сотрудничество с учениками и направляю
учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками, взаимопонимание,
создаю атмосферу радости и увлеченности. Это дает возможность обеспечить
реальные
метапредметные связи и согласованные действия всех участников
образовательного
процесса, делает уроки интересными
и содержательными,
соответствующими требованиям ФГОС. Еще на стадии подготовки, посредством
составления технологической карты, стараюсь максимально детализировать
урок,
оценить
рациональность
и
потенциальную
эффективность
выбранных
содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе
урока. Учебный процесс по освоению темы (раздела) проектирую от цели до
результата, создаю условия для применения знаний и умений в практической
деятельности. Совокупность
вышеперечисленных
факторов
побуждают
обучающихся к активности на уроках. Кроме того, для мотивации
применяю
разнообразные
приемы:
рассмотрение
жизненных
ситуаций,
имеющих
направленность
на
социальный
опыт
школьников
и
их
интересы,
сравнение
нескольких
высказываний,
возможность
высказать
разные
точки
зрения,
обсуждение,
незаконченная
фраза,
фрагменты
видеофильма.
Письменные
источники
дополняю
графическими,
электронными,
визуальными,
вещественными, видеоресурсами.
Учу
переводить текстовую информацию в
графический формат и наоборот, обобщать полученные данные, различать важное
и
второстепенное,
сравнивать,
синтезировать,
формулировать
аргументы
и
контраргументы. Процесс обучения я строю с учётом достигнутого. В каждом
классе
есть
свои
приёмы
работы
и
формы
её
организации,
учитывающие
особенности каждой
возрастной
группы. При подготовке к уроку тщательно
продумываю, чем сегодняшнее занятие будет отличаться от вчерашнего, меняю, в
зависимости от
психологических особенностей обучающихся, приёмы и виды
работ, направленные на развитие интереса и потребности в знаниях.
На моих уроках ученики знакомятся с нормативно-правовыми актами,
которые на данном этапе взросления, так и для дальнейшей жизни очень важны и
нужны. Например, работают с текстами Законов РФ: Конституцией РФ, Кодексом
РФ
«Об
административных
правонарушениях»,
Гражданским
кодексом
РФ,
Трудовым,
Семейным,
Уголовным
кодексами
РФ,
Федеральным
законом
«Об
охране окружающей среды». Особенно важную роль отвожу на уроках игровому
компоненту
обучения
в
форме
проведения
правовых
диспутов,
обсуждений,
чтений, учебных судов. Это помогает развить потенциал обучающихся, расширить
их знания о политико-правовых процессах. Ребята знакомятся с деятельностью
участников
судебного
процесса:
с полномочиями
судей,
работой
прокурора
в
качестве обвинителя, адвоката – представителя стороны защиты, узнают о роли
свидетелей,
экспертов-криминалистов,
криминологов,
а
также
об
аспектах
судебной
психологии.
Такая
теоретическая
подготовка
дает
возможность
провести
игру,
нацеленную
на
воссоздание
политического
процесса,
политических дебатов. Игровой компонент использую также и для изучения
профессий и символики Российской Федерации. Таким образом, посредством
игры я решаю задачу активного содействия становлению личности как носителя
права и демократии, формирования ответственного гражданина - суверена с его
правами,
свободами
и
обязанностями.
Повышению
эффективности
и
результативности учебных занятий и достижению положительных результатов в
моей работе способствуют и информационно-коммуникационные технологии,
в частности, мультимедийные презентации. Подготовка презентаций - серьезный,
творческий процесс, каждый элемент которого
всегда хорошо
продумываю и
осмысливаю с точки зрения восприятия обучающимися. Это дает возможность
использовать
информацию
в
любой
форме
представления
(текст,
таблицы,
диаграммы,
слайды,
видео
-
аудиофрагменты
и
т.д.),
позволяет
успешно
чередовать различные виды деятельности, такие как: работа с
учебником,
тетрадью, с информацией на экране, чередовать виды деятельности и способы
подачи
информации.
Педагогическая
целесообразность
данной
технологии
неоспорима, так как позволяет активизировать различные каналы восприятия,
способствует повышению внимания и росту активности обучающихся на уроке,
снижает утомляемость. К тому же, урок становится более ярким!
Максимальные
возможности
для
самостоятельного
изыскания
и
усвоения
информации,
для
стимулирования
навыков
самостоятельного
оперирования
изученным
материалом
предоставляет
обучающимся
использование
метода
проектов,
например,
на
уроках
по
темам “Молодежь и политика ”, «Семья в
современном
обществе»,
«Как
сделать
бизнес
успешным»,
«В
чем
смысл
жизни?»,
«Семейное
право»
и
др. В
процессе
работы
над
проектами
обучающиеся могут оперативно обмениваться информацией, идеями, планами,
что способствует формированию коммуникативных навыков, культуры общения,
развитию ключевых компетенций, расширению кругозора.
Эти технологии я применяю потому, что они помогают осуществить
деятельностное
отношение
ученика
к
изучаемому
материалу,
выполняемой
учебной
задаче,
формировать
навыки
социального
общения,
раскрывать
потенциальные возможности и создают условия для самореализации личности на
любом этапе развития.
Особенностью моей оценочной деятельности является ориентация на
процесс коммуникации.
Оценивание происходит в любом случае,
оценка не
умаляет достоинство человека, оцениваются учебные результаты, а не личностные
способности, критерии оценивания обсуждаем с ребятами вместе. Отслеживать
процесс
усвоения
обучающимися
основных
знаний,
умений
и
навыков,
корректировать
процесс
обучения,
обеспечивать
оценочную
деятельность
помогает мне использование тестов –тренажеров.
Это дает возможность
проводить работу над ошибками в самих тренажерах. Тесты-тренажеры помогают
вести подготовку к ЕГЭ, что очень актуально на сегодняшний день. Рефлексия
является
не
просто
подведением
итогов,
а
видением
процесса
и
сознанием
полученных результатов.
Список литературы:
1.
Герлис
Я.П.,
Семенов
В.Ю.
Развитие
личностного
потенциала
и
гражданской
позиции
у
обучающихся
на
уроках
обществознания
и
права
//
Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар.
науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 84-87.