Напоминание

"Речевое развитие детей раннего возраста"


Автор: Лобанова Нина Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 102"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Речевое развитие детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевое развитие детей раннего возраста

Автор: Лобанова Нина Михайловна

В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является

стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения

словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию

артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со

взрослыми.

Основная форма педагогического процесса в детском саду — организованная

образовательная деятельность (ООД). Здесь конкретизируются и уточняются

знания детей, которые они приобрели практическим путем или получили,

действуя с предметами ближайшего окружения.

Воспитатель обязан помнить, что при решении задач речевого развития детей

раннего возраста деятельность, которую он организует, должна быть:

— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта) и ритмична

(двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

— процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность

в развитии навыков в бытовых процессах: им нравится сам процесс

умывания, одевания, приема пищи и т.д. Для развития активной речи ребенка

воспитателю необходимо сопровождать действия ребенка словами,

побуждать его к их проговариванию).

В своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем

следующие формы совместной деятельности:

— наблюдение и элементарный труд в природе;

— сценарии активизирующего общения;

— разговор с самим собой, параллельный разговор;

— игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

— слушание художественной литературы с использованием красочных

картинок;

— инсценирование и элементарную драматизацию литературных

произведений;

— игры на развитие мелкой моторики рук;

— дидактические игры и упражнения;

— бытовые и игровые ситуации;

— элементарное экспериментирование;

— средства устного народного творчества.

Игра — ведущий в раннем возрасте вид деятельности, создающий наиболее

благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка,

поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего еще не

умеет. Игра, отвечая естественным потребностям ребенка, способствует

нормальному развитию его познавательных процессов: восприятию,

мышлению, речи, памяти, воображению.

Учиться, играя! Эта идея всегда увлекала многих педагогов и воспитателей.

Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью,

разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить. Необходимо

развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими.

Речевому общению ребенка со взрослыми предшествует эмоциональное

общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей

речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и

понимаемых слов.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой

воспитывается ребенок, отношение к нему взрослого. Именно взрослым

принадлежит ведущая роль в речевом развитии малыша: воспитателю — в

детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых,

от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому

общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Для обучения через игру созданы дидактические игры. Мы проводим их с

игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные).

Игровые действия позволяют активизировать имеющийся запас слов ребенка:

малыш попадает в ситуации, когда вынужден использовать приобретенные

ранее знания и словарь в новых условиях.

Играя с детьми в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как

«Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек», мы помогаем своим

воспитанникам закреплять знания о названии одежды, столовой посуды,

активизируя и обогащая их речь.

Используя настольно-печатные игры «Парные картинки», «Лото» и т.д., мы

формируем речь детей, закрепляем их знания о растениях, животных и их

детенышах, овощах и фруктах. Таким образом, в процессе накопления

существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда,

посуда, мебель, игрушки, животные).

Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначаем действия: идет, спит,

кушает т.п., т.е. учим детей употреблению глаголов. С помощью игр «Больше

— меньше», «Чудесный мешочек» формируем умение детей видеть

особенности предметов и выделять их характерные признаки и качества,

закрепляя знания о цвете и величине, обогащая словарь

малышей прилагательными.

В работе с детьми раннего возраста считаем эффективным сочетание

наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша

желание их рассмотреть. Ребенок усваивает словесные обозначения

предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для

обогащения и активизации словарного запаса малышей используем

дидактические упражнения «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит».

Обогащаем словарь детей и с помощью дидактических игр «Отгадай и

назови», «Отгадай, кто к нам пришел», «Кто что делает», «Назови животных

и скажи, кто как кричит». Таким образом, дидактические игры — это

обучающие игры, которые способствуют уточнению и обогащению словаря

детей раннего возраста, активации их речи.

Проводя подвижные игры с текстом, мы используем соответствующие

атрибуты (картинки с персонажами игр), побуждаем к повтору текста.

Обязательно вовлекаем в игру и застенчивых детей, которые в игре

раскрывают свои возможности, у них развивается речь, они учатся общаться

с окружающими. В подвижных играх для принятия сюжета малышом мы

даем характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить.

Таким образом, создаем правдивую игровую ситуацию.

Развивающая предметно-пространственная среда способствует не только

творческому, но и речевому развитию детей на основе игровой деятельности.

Эта среда обеспечивает игровую деятельность, а также призвана помочь в

установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом.

Оборудование расположено так, чтобы малыши могли свободно пользоваться

им, не прибегая к помощи взрослого, чтобы с его помощью ребенок в любое

время мог легко включиться в игровую ситуацию.

Игровая деятельность создает тот положительный эмоциональный фон, на

котором все психические процессы протекают наиболее активно. Кроме того,

игровая деятельность выявляет индивидуальные способности, личностные

качества ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений,

что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым

ребенком.

Работа, систематически проводимая в детском саду и подкрепляемая дома,

дает положительный результат. Уже можно отметить, что дети охотнее

играют вместе, могут договориться об использовании игрушек. Участие

воспитателя в игре теперь вполне естественно.



В раздел образования