Авторы: Любовь Петровна Мухаметова, Мухаметова Любовь Петровна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ Ульяновский строительный колледж
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Технология проблемного обучения как механизм повышения качества обучения студентов.
Тема: Инновационные методы обучения
Раздел: среднее профессиональное
Технология проблемного обучения как механизм повышения качества
обучения студентов.
Качественный
скачок
в
развитии
новых
технологий
во
всех
сферах
человеческой
деятельности
повлек
за
собой
и
резкое
возрастание
потребностей общества в творческих людях, способных создавать новое в
производственной и социальной жизни, умеющих ставить и решать новые
проблемы, актуальные и для современного общества, и для будущего.
Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание
студентов,
представляет
собой
систему
показателей
знаний,
умений
и
навыков, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг
другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности образовательного
учреждения по конечным результатам,
Качество образования зависит от нескольких параметров, в том числе от
качества применяемых образовательных технологий.
Технология
проблемного
обучения
ставит
своей
целью
развитие
эвристических
умений
в
процессе
разрешения
проблемных
ситуаций,
которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный
характер.
Студент
оказывается
в
условиях
необходимости
практического
использования своих знаний и умений в непривычной обстановке и стоит
перед необходимостью выбора решения. Вместе с активизацией знаний и
умений
приходит
осознание
их
недостаточности,
что
стимулирует
познавательный интерес.
Под
проблемным
обучением
понимается
такая
организация
учебных
занятий,
которая
предполагает
создание
под
руководством
преподавателя
проблемных
ситуаций
и
активную
самостоятельную
деятельность
по
их
разрешению,
в
результате
чего
и
происходит
творческое
овладение
профессиональными
знаниями,
навыками,
умениями
и
развитие
мыслительных
способностей.
Как
же
произойдет
реализация
данной
технологии?
Познавательную
деятельность
могут
вызвать
совокупность
следующих условий:
Оптимальный подбор проблемных ситуаций
Отбор ситуаций с применением в жизни
Учет особенностей проблемных ситуаций
Подобрать проблему это достаточно сложный процесс для преподавателя.
Что такое проблема? Проблема — это вопрос или задача, способ решения или
разрешения которой студенту заранее неизвестен, но он должен обладать
исходными
знаниями
и
умениями
для
поиска
результата
или
способа
выполнения.
Этим
следует
руководствоваться
при
создании
или
выборе
проблемных ситуаций и формулировании проблем. Проблемные ситуации
должны быть доступными для студента определенного возраста, необходимо
учитывать их познавательные и практические возможности. Такие ситуации,
как правило, должны создаваться на реальном материале.
Можно выделить три признака проблемной ситуации в обучении.
Во-первых,
она
должна
быть
такой,
чтобы
ее
разрешение
можно
было
ориентировать
на
возможности
познавательной
и
исследовательской
активности студентов.
Во-вторых, все вопросы, порождаемые проблемной ситуацией, должны быть
значимыми для студентов.
В-третьих, разрешение основной проблемы, как правило, должно протекать
на фоне решения цепи соподчиненных проблем, вытекающих одна из другой
и
показывающих
логические
отношения
между
изучаемыми
явлениями,
законами,
процессами.
Главное,
чтобы
проблемная
ситуация
удивила
студента, вызвала у него интерес, желание разобраться. А это в свою очередь
приведет к повышению качества знаний.
Учебный
процесс
должен
быть
организован
таким
образом,
что
все
студенты
оказываются
вовлеченными
в
процесс
познания.
Совместная
деятельность студентов в процессе познания означает, что каждый вносит
свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Причем все это
может происходить в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.
Мухаметова Любовь Петровна
преподаватель ОГБОУ СПО
«Ульяновский строительный колледж»