Напоминание

Инновационные методы обучения


Авторы: Любовь Петровна Мухаметова, Мухаметова Любовь Петровна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ Ульяновский строительный колледж
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Технология проблемного обучения как механизм повышения качества обучения студентов.
Тема: Инновационные методы обучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Технология проблемного обучения как механизм повышения качества

обучения студентов.

Качественный

скачок

в

развитии

новых

технологий

во

всех

сферах

человеческой

деятельности

повлек

за

собой

и

резкое

возрастание

потребностей общества в творческих людях, способных создавать новое в

производственной и социальной жизни, умеющих ставить и решать новые

проблемы, актуальные и для современного общества, и для будущего.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание

студентов,

представляет

собой

систему

показателей

знаний,

умений

и

навыков, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг

другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности образовательного

учреждения по конечным результатам,

Качество образования зависит от нескольких параметров, в том числе от

качества применяемых образовательных технологий.

Технология

проблемного

обучения

ставит

своей

целью

развитие

эвристических

умений

в

процессе

разрешения

проблемных

ситуаций,

которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный

характер.

Студент

оказывается

в

условиях

необходимости

практического

использования своих знаний и умений в непривычной обстановке и стоит

перед необходимостью выбора решения. Вместе с активизацией знаний и

умений

приходит

осознание

их

недостаточности,

что

стимулирует

познавательный интерес.

Под

проблемным

обучением

понимается

такая

организация

учебных

занятий,

которая

предполагает

создание

под

руководством

преподавателя

проблемных

ситуаций

и

активную

самостоятельную

деятельность

по

их

разрешению,

в

результате

чего

и

происходит

творческое

овладение

профессиональными

знаниями,

навыками,

умениями

и

развитие

мыслительных

способностей.

Как

же

произойдет

реализация

данной

технологии?

Познавательную

деятельность

могут

вызвать

совокупность

следующих условий:

Оптимальный подбор проблемных ситуаций

Отбор ситуаций с применением в жизни

Учет особенностей проблемных ситуаций

Подобрать проблему это достаточно сложный процесс для преподавателя.

Что такое проблема? Проблема — это вопрос или задача, способ решения или

разрешения которой студенту заранее неизвестен, но он должен обладать

исходными

знаниями

и

умениями

для

поиска

результата

или

способа

выполнения.

Этим

следует

руководствоваться

при

создании

или

выборе

проблемных ситуаций и формулировании проблем. Проблемные ситуации

должны быть доступными для студента определенного возраста, необходимо

учитывать их познавательные и практические возможности. Такие ситуации,

как правило, должны создаваться на реальном материале.

Можно выделить три признака проблемной ситуации в обучении.

Во-первых,

она

должна

быть

такой,

чтобы

ее

разрешение

можно

было

ориентировать

на

возможности

познавательной

и

исследовательской

активности студентов.

Во-вторых, все вопросы, порождаемые проблемной ситуацией, должны быть

значимыми для студентов.

В-третьих, разрешение основной проблемы, как правило, должно протекать

на фоне решения цепи соподчиненных проблем, вытекающих одна из другой

и

показывающих

логические

отношения

между

изучаемыми

явлениями,

законами,

процессами.

Главное,

чтобы

проблемная

ситуация

удивила

студента, вызвала у него интерес, желание разобраться. А это в свою очередь

приведет к повышению качества знаний.

Учебный

процесс

должен

быть

организован

таким

образом,

что

все

студенты

оказываются

вовлеченными

в

процесс

познания.

Совместная

деятельность студентов в процессе познания означает, что каждый вносит

свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Причем все это

может происходить в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.

Мухаметова Любовь Петровна

преподаватель ОГБОУ СПО

«Ульяновский строительный колледж»



В раздел образования