Автор: Иванов Дмитрий Владимирович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Владимирский аграрный колледж"
Населённый пункт: с. Новоалександрово, Суздальский район, Владимирская область
Наименование материала: Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Тема: Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Раздел: среднее профессиональное
ГБПОУ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВЛАДИМИРСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации самостоятельной
работы обучающихся
.
Составитель Иванов Дмитрий Владимирович преподаватель
1
1. Общие положения
1 .1 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся составлены согласно Типовому положению об образователь-
ном учреждении среднего профессионального образования (Постановление
Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543) и письма Минобразования Рос-
сии от 29.12.2000г. №16-52-138 ин/16-13 «Рекомендации по планированию и
организации самостоятельной работы студентов образовательных учрежде-
ний среднего профессионального образования».
1.2. Самостоятельная работа обучающихся может рассматриваться как орга-
низационная форма обучения - система педагогических условий, обеспечива-
ющих управление учебной деятельностью обучающихся или деятельность
обучающихся по освоению знаний и умений учебной и научной деятельности
без посторонней помощи.
1.3. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и
практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, спра-
вочную и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся:
творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организован-
ности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к само-
развитию, самосовершенствованию и самореализации;
- формирования общих и профессиональных компетенций;
- развития исследовательских умений.
Виды самостоятельной работы
1.4. В образовательном процессе определены два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
2
1.5. Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине, МДК вы-
полняется на учебных занятиях под непосредственным руководством препо-
давателя и по его заданию.
1.6. Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-
исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполня-
емая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве
преподавателя, но без его непосредственного участия.
1.7. Федеральные государственные образовательные стандарты по спе-
циальностям СПО регламентируют максимальный объем учебной нагруз-
ки обучающегося и объем обязательной учебной нагрузки как в целом
по теоретическому обучению, так и по циклам дисциплин и про-
фессиональных модулей. Образовательное учреждение самостоятельно опре-
деляет объем внеаудиторной самостоятельной работы по теоретическо-
му обучению в целом, по каждому циклу дисциплин, профессиональных
модулей и по каждой дисциплине/МДК, исходя из объемов максималь-
ной учебной нагрузки и обязательной учебной нагрузки.
1.8. Самостоятельная работа, не предусмотренная образовательной програм-
мой, учебным планом и учебно-методическими материалами, раскрывающи-
ми и конкретизирующими их содержание, осуществляется обучающимися
инициативно с целью реализации собственных учебных и научных интере-
сов.
1.9. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятель-
ную работу, находит отражение:
- в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обу-
чению, каждому из циклов дисциплин, профессиональных модулей, по каж-
дой дисциплине/ МДК;
- программах учебных дисциплин, профессиональных модулей с
распределением по разделам или темам.
2. Планирование внеаудиторной самостоятельной работы
2.1.
При
разработке
рабочих
учебных
планов
образовательным
учреждением определяется:
- общий объем времени, отводимый на внеаудиторную само-
стоятельную работу в целом по теоретическому обучению (как разница
между максимальным объемом времени, отведенным на теоретическое
обучение в целом, и объемами времени, отведенными на обязательную
учебную нагрузку);
3
- объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную
работу по циклам дисциплин, профессиональным модулям с учетом требова-
ний к уровню подготовки обучающихся, сложности и объема изучаемого
материала по дисциплинам, входящим в цикл.
2.2. По совокупности заданий определяется объем времени на
внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, про-
фессиональному модулю, как правило, он составляет не более 50 % от
объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по дан-
ной дисциплине, профессиональному модулю.
2.3. Количество часов, отведенных на внеаудиторную самостоятельную рабо-
ту по дисциплине «Физическая культура», определяется ФГОС по специаль-
ностям СПО и профессиям НПО и составляет 100 % от объема времени, от-
веденного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине.
2.4. Планирование объема времени, отведенного на выполнение конкретно-
го содержания учебного задания, определяется преподавателем эмпирически
на основании: наблюдений за выполнением обучающимися аудиторной
самостоятельной работы, опроса обучающихся о затратах времени на то
или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или
иной задачи с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня
знаний и умений обучающихся.
2.5. При разработке программы по учебной дисциплине, профессиональному
модулю при планировании содержания внеаудиторной самостоятельной
работы преподавателем устанавливается содержание и объем теоретиче-
ской учебной информации и практические задания по каждой теме, кото-
рые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяют-
ся формы и методы контроля результатов.
2.6. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяет-
ся в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно пример-
ной и рабочей программам учебной дисциплины, профессионального модуля.
2.7. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятель-
ную работу в режиме дня обучающегося не регламентируется расписани-
ем.
2.8. Формы самостоятельной работы определяются содержанием учебной
дисциплины, степенью подготовленности обучающихся. Они могут быть тес-
но связаны с теоретическими курсами и иметь учебный, учебно-исследова-
тельский характер. Форму самостоятельной работы определяют препода-
ватели при разработке программ учебных дисциплин, профессиональных мо-
дулей.
4
2.9. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут
быть:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоис-
точника, дополнительной литературы); составление плана текста; графи-
ческое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки
из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нор-
мативными документами; учебно- исследовательская работа; использо-
вание аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом
лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учеб-
ника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозапи-
сей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систе-
матизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы
на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование,
рецензирование, реферирование, контент - анализ и др.); подготовка сооб-
щений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефера-
тов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; те-
стирование и др.;
- для формирования умений: решение задач и упражнений по об-
разцу; решение вариативных задач и
упражнений; выполнение черте-
жей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных
производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм;
проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессио-
нальной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);
экспериментально - конструкторская работа; опытно - экспериментальная
работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно - оздорови-
тельного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений с
использованием аудио- и видеотехники и др.
2.10. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их со-
держание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный ха-
рактер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, МДК,
индивидуальные особенности обучающихся.
2.11. При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной ра-
боты рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:
- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмиче-
скую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний
и известного способа действия в частично измененной ситуации;
5
- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накопле-
нии нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
- творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и
способов исследовательской деятельности.
3. Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной ра-
ботой обучающихся
3.1. При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоя-
тельную работу рекомендуется использовать дифференцирован-
ный подход к студентам. Перед выполнением обучающимися внеау-
диторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж
по выполнению задания, который включает цель задания, его содержа-
ние, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требо-
вания к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа пре-
подаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках,
встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится препо-
давателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
3.2. Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоя-
тельной работы и при необходимости преподаватель может проводить
консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консульта-
ции.
3.3. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или
группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тема-
тики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучаю-
щихся.
3.4. В функции цикловой комиссии входит:
- подготовка пакета необходимых материалов для самостоятельной
работы обучающихся, в том числе электронных, по всем дисциплинам и спе-
циальностям, входящим в состав цикловой предметной комиссии;
- отслеживание обеспеченности учебниками и учебными пособиями, в
том числе на электронных носителях, всех дисциплин, МДК, преподаваемых
в техникуме;
- осуществление контроля соблюдения нормативов при планировании
самостоятельной работы обучающихся каждым преподавателем колледжа;
- подготовка и издание методических указаний для самостоятельной
работы обучающихся, электронных учебных пособий.
6
3.5. В функции преподавателя входит:
- планирование самостоятельной работы обучающихся по учебной
дисциплине, МДК;
- определение объема учебного содержания и количества часов, отво-
димых на самостоятельную работу обучающихся;
- подготовка пакета методических указаний и определение периодич-
ности контроля;
- определение системы индивидуальной работы с обучающимися;
- своевременное донесение полной информации о самостоятельной
работе до обучающихся.
4. Система контроля самостоятельной работы обучающихся
4.1. Контроль самостоятельной работы обучающихся предусматривает:
- соотнесение содержания контроля с целями обучения;
- объективность контроля;
-
соответствие
предъявляемых
заданий
тому,
что
предполагается
проверить;
- дифференциацию видов заданий для выполнения самостоятельной
работы.
4.2. Формы контроля самостоятельной работы выбираются преподава-
телем из следующих вариантов:
- текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного отве-
та на вопрос, сообщения, доклада и т.д.;
- решение ситуационных задач;
- конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;
- тестирование, выполнение письменной контрольной работы по
изучаемой теме;
- рейтинговая система оценки знаний обучающихся по блокам (раз-
делам) изучаемой дисциплины, циклам дисциплин;
7
- отчёт о учебно-исследовательской работе (её этапе, части работы и
т.п.);
- статья, тезисы выступления, публикации в научном, научно-попу-
лярном, учебном издании по итогам самостоятельной учебной и учебно-
исследовательской работы, опубликованные по решению администрации тех-
никума;
- представление изделия или продукта творческой деятельности обу-
чающегося, студента.
4.3. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной само-
стоятельной работы обучающихся могут быть использованы семинар-
ские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, за-
щита творческих работ и др.
4.4. Критериями оценки результатов внеаудиторной самосто-
ятельной работы обучающегося являются:
- уровень освоения обучающимся учебного материала;
- умение обучающегося
использовать теоретические знания
при выполнении практических задач;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
4.6.
Контроль
результатов
внеаудиторной
самостоятельной
работы
обучающихся осуществляется преподавателями в пределах времени, отве-
денного на обязательные учебные занятия по дисциплине, МДК, и мо-
жет проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представле-
нием изделия или продукта творческой деятельности обучающегося.
Приложение 1.
8
Методические рекомендации по составлению докладов, со-
общений
Сообщения готовятся по конкретной теме урока, объём их произвольный от
2-3-х до 5-9-ти страниц.
Это может быть исторический экскурс по теме, новинки и т.п.
Сообщения или доклады должны быть:
1. содержательными – строго по теме задания, излагаться последовательно
2. логически изложенными;
3. речь должна быть чёткой, грамотной, с правильным произношением спе-
циальных терминов;
4. технология изложения должна быть соблюдена.
Критерии оценки:
оценка « 5 »выставляется, если соблюдены все пункты: 1,2,3,4
оценка « 4 »выставляется, если имеются недочёты в п. 1,4
оценка « 3 »выставляется, если имеются существенные недочёты в п. 1, 4.
оценка « 2 »выставляется, если не выполнены п.1 и 4
Приложение 2.
Методические рекомендации по составлению кросс-
вордов
9
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов на-
глядности и доступности:
Не допускается наличие незаполненных клеток в сетке кроссворда;
Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения;
Загаданные слова должны быть именами существительными в имени-
тельном падеже единственного числа;
Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.);
Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов;
Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечата-
ны.
Требования к оформлению:
На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название дан-
ного кроссворда;
Рисунок кроссворда должен быть четким;
Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1 - й
э к з .
-
с
з а п о л н е н н ы м и
с л о в а м и ;
2 - й
э к з .
-
т о л ь к о
с
ц и ф р а м и
п о з и ц и й .
О т в е т ы
н а
к р о с с в о р д :
Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки пра-
вильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правиль-
ными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению
одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции
и
у в е л и ч е н и ю
с л о в а р н о г о
з а п а с а .
Оформление ответов на кроссворды: для типовых кроссвордов и чайнвор-
дов: на отдельном листе.
Критерии оценивания составленных кроссвордов:
10
1.
Четкость изложения материала, полнота исследования темы;
2.
Оригинальность составления кроссворда;
3.
Практическая значимость работы;
4.
Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических
ошибок;
5.
Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических
и пунктуационных ошибок;
6.
Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения.
оценка « 5 »выставляется, если соблюдены все пункты: 1,2,3,4, 5,6
оценка « 4 »выставляется, если имеются недочёты в п. 2,5
оценка « 3 »выставляется, если имеются существенные недочёты в п. 1, 6.
оценка « 2 »выставляется, если не выполнены п.1, 4, 5,6
Приложение 3
11
Методические рекомендации по составлению презен-
таций
Создание презентации состоит из 3-х этапов:
1.Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая
определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики
подачи материала.
* Определение целей;
* определение основной идеи презентации;
* подбор дополнительной информации;
* планирование выступления;
* создание структуры презентации;
* проверка логики подачи материала;
* подготовка заключения.
2.Разработка
презентации
-
методологические
особенности
подготовки
слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, со-
держание и соотношение текстовой и графической информации.
3.Репетиция презентации – это проверка и откладка созданной презентации.
4.Требования к оформлению презентаций.
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и пред-
ставление информации на них. Для создания качественной презентации необ-
ходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных
блоков
Оформление слайдов
12
стиль
* соблюдайте единый стиль оформления.
* избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой
презентации.
* вспомогательная информация (управляющие кноп-
ки) не должны преобладать над основной информаци-
ей (текст, рисунки).
фон
Для фона выбирайте более холодные тона (си-
ний или зелёный).
использование цве-
та
На одном слайде рекомендуется использовать не
более трёх цветов: один для фона, один для заго-
ловков, один для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цве-
та.
Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и
после использования).
анимационные
эф-
фекты
Используйте возможности компьютерной анима-
ции для предоставления информации на слайде.
Не стоит злоупотреблять различными анимаци-
онными эффектами, они не должны отвлекать от
содержания информации на слайде.
представление информации
содержание
инфор-
мации
используйте короткие слова и предложения.
Минимизируйте количество предлогов, наречий,
прилагательных.
Заголовки должны привлекать внимание аудито-
рии.
13
расположение
ин-
формации на стра-
нице
предпочтительно горизонтальное расположение
информации.
наиболее важная информация должна распола-
гаться в центре экрана.
Если на слайде располагается картинка, над-
пись должна располагаться под ней.
шрифты
для заголовков не менее 24.
для информации не менее 18.
шрифты без засечек легче читать с большого
расстояния.
нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной
презентации.
для выделения информации следует использо-
вать жирный шрифт, курсив (как можно реже),
подчёркивание использовать нельзя.
нельзя
злоупотреблять
прописными
буквами
(они читаются хуже строчных букв).
способы выделения
информации
Следует использовать:
рамки, границы, заливку;
разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;
рисунки, диаграммы, схемы или иллюстрации
наиболее важных факторов.
объём информации
не
стоит
заполнять
один
слайд
слишком
большим
объёмом
информации:
люди
могут
единовременно запомнить не более трёх фактов,
выводов определений.
Наибольшая эффективность достигается тогда,
когда ключевые пункты отображаются по одно-
му на каждом слайде.
14
Виды слайдов
для обеспечения разнообразия следует использовать
разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами.
5.Критерии оценивания презентаций
Критерии оценивания презентаций складываются из требований к их созда-
нию
Название критерия
Оцениваемые параметры
1.Тема презентации
Соответствие темы программе учебного предмета
6.
Дидактические и ме-
тодические цели и за-
дачи презентации
Соответствие целей поставленной теме
7.
Выделение основных
идей презентации
Соответствие целям и задачам
Содержание умозаключений
Вызывает ли интерес у аудитории
Количество (рекомендуется для запомина-
ния аудитории не более 4-5)
4.Содержание
Достоверная информация об исторических
справках и текущих событиях
Все заключения подтверждены достоверны-
ми источниками
Язык материала понятен аудитории
Актуальность, точность и полезность содер-
жания
Оценка «5» выставляется, если все требования п. 1,2,3,4 выполнены.
Оценка «4» выставляется, если есть недочёты по п.1.3.4,
Оценка «3» выставляется, если есть существенные недочёты по п.1,3,4.
15
Оценка «2» выставляется, если не выполнены п.1,2,3,4
Приложение 4.
Методические рекомендации по
составлению тестов
Тесты, применяемые для контроля в процессе обучения, представляют собой
систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведения и за-
ранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, по ко-
торым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых.
Тестовые задания отличаются краткостью, на выполнение каждого не должно
тратиться много времени.
Наиболее распространёнными являются следующие формы тестовых зада-
ний:
Закрытая форма тестовых заданий. В таком задании даются готовые
ответы. Один или несколько из которых правильные.
Открытая
форма
тестовых
заданий не содержит готовых ответов,
позволяя их формулировать в свободной форме, что даёт возможность
выявить логику мышления тестируемого. Его способность формулиро-
вать и аргументировать ответ;
Задание на «установление правильной последовательности»
Они позволяют проверить понимание последовательности действий, про-
цессов, суждений, вычислений. Эти задания используются главным об-
разом для оценки профессиональной подготовки. А также для контроля
знаний основных понятий и законов изучаемой учебной дисциплины или
модуля.
Критерии оценки
Оценка «5» выставляется, если даны правильные ответы на все вопросы
16
Оценка «4» выставляется, если даны не правильные ответы на 1-2 вопро-
са из 10-15-ти предложенных
Оценка «3» выставляется, если даны не правильные ответы на 2-3 вопроса
из 10-15-ти предложенных
Оценка «2» выставляется, если даны не правильные ответы на 4 и более
вопросов из 10-15-ти предложенных
17