Напоминание

Методические рекомендации преподавателям по предупреждению наркомании среди студентов и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ


Автор: Иванов Дмитрий Владимирович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Владимирский аграрный колледж"
Населённый пункт: с. Новоалександрово, Суздальский район, Владимирская область
Наименование материала: Методические рекомендации преподавателям по предупреждению наркомании среди студентов и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ
Тема: Методические рекомендации преподавателям по предупреждению наркомании среди студентов и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Владимирской области

«Владимирский аграрный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРКОМА-

НИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАН-

НЫХ С НЕЗАКОННЫМ

ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Составитель Иванов Дмитрий Владимирович преподаватель

1

п/п

Содержание

Страницы

1

Анотация

1

2

Введение

2 -3

3

Основная часть:

4

Типичные признаки при наркотическом опьянении

4

5

Рекомендации должностным по организации рабо-

ты по предупреждению наркомании.

5 - 6

6

На производство и употребление наркотиков в

условиях жизнедеятельности коллектива могут

указывать

6 - 7

7

Выявление студентов, склонных к употреблению

наркотиков

7 - 9

8

Основные понятия и определения

9 - 10

9

Виды наркотических и токсических веществ.

Источники поступления их в коллективы.

10 -14

10

Факторы, дающие основание для занесения сту-

дентов в «ГРУППУ РИСКА»

14 - 19

11

методика телесного осмотра у лиц с подозрением в

употреблении наркотических веществ

19

12

Заключение

20 - 23

13

Список литературы

24

2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРКОМАНИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ И

ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ

НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Аннотация

Проблема наркомании и распространения наркотиков в профессиональных

учебных заведениях продолжает обостряться. По данным статистики коли-

чество зарегистрированных преступлений, связанных с наркотическими сред-

ствами, увеличиваться.

Введение

3

Одним из негативных явлений, сложной и опасной проблемой в жизни

нашего общества наряду с пьянством и алкоголизмом является наркомания.

Эта проблема особенно обострилась в последние годы. Большинство

наркоманов - это лица, в возрасте от 14 до 28 лет. Увеличение числа наркома-

нов среди молодых россиян составляет ежегодно 70 - 80 %.

Проведенные в ряде регионов Российской Федерации социологические

исследования показывают, что все большее распространение наркомания по-

лучает среди беспризорной молодежи. Среди несовершеннолетних наркома-

нов от 45 до 54 % составляют учащиеся школ и ПТУ.

Наркомания - это зло, которое наносит человеку зачастую непоправи-

мый ущерб. Употребление наркотиков пагубно сказывается на деятельности

абсолютно всех органов и систем человека. В итоге человек, как правило, ста-

новится инвалидом, деградирует как личность.

Моральные и этические нормы для этих людей не существуют. В состо-

янии опьянения наркоман может совершать действия опасные для себя и

окружающих. Нередки случаи, когда от приема чрезмерной дозы наступает

смерть.

Основными причинами низкой эффективности работы по профилактики

наркомании и правонарушений, связанных с употреблением и незаконным

оборотом наркотиков, являются:

-

низкое качество изучения социально-психологических и морально дело-

вых характеристик студентов;

-

неподготовленность преподавательского состава по вопросам выявления

лиц, склонных к употреблению наркотических веществ;

-

недостаточный уровень информационно-воспитательной работы по разъ-

яснению студентам социальной опасности употребления наркотических

веществ, их вреда для здоровья, юридической ответственности за право-

нарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

В целях повышения эффективности профилактики наркомании среди

студентов и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиче-

ских средств должностным лицам требуется:

Постоянно вести среди всех категории студентов разъяснительную работу

о пагубном влиянии наркотиков на здоровье человека.

Ежеквартально в ходе правового информирования доводить до всего лич-

ного состава колледжа статьи 228, 229, 230 Уголовного кодекса Российской

Федерации об ответственности за незаконное изготовление, приобретение,

хранение, перевозку или сбыт, вымогательство, хищение и склонение к упо-

треблению наркотических веществ.

Регулярно обучать преподавательский состав методике работы с лицами,

склонными к употреблению наркотических и токсических веществ.

Еженедельно с участием воспитательных органов и медицинской службы

проводить телесные осмотры студентов, при этом обращать внимание на вы-

явление следов употребления наркотиков.

Внезапно проводить проверки соблюдения правил хранения личных вещей

студентов, осмотры помещений на предмет возможного хранения наркотиче-

ских средств.

4

Выявлять студентов, имеющих предрасположенность к употреблению нар-

котических веществ, включать их в группы динамического наблюдения.

Лиц, замеченных в употреблении наркотиков, немедленно направлять на

осмотр к наркологу или психоневрологу, при этом представлять исчерпыва-

ющую характеризующую документацию (характеристики, объяснительные

записки очевидцев, акты наблюдений).

Проводить специальные инструктажи студентов. Доводить до них под

роспись статьи 228,229,230 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Организовать постоянный контроль за студентами, возвращающимися из

дома с целью выявления признаков употребления наркотиков и предотвраще-

ния ввоза их в расположение общежития.

С этой целью необходимо знать возможные внешние проявления нарко-

тическою опьянения при приеме различных наркотических средств:

Общие:

-

отсутствует запаха алкоголя изо рта;

-

изменение на строения не соответствующее данной ситуации (беспричин-

ное веселье, смешливость, злобность и т.п.);

-

изменение двигательной активности (избыточность движений либо рас-

слабленность, стремление к покою);

-

нарушение координации движений (размашистость, неточность движений,

неустойчивость при ходьбе и особенно при закрытых глазах);

-

следы инъекций на руках и других местах, через которые возможно введе-

ние наркотических препаратов;

-

наличие у военнослужащих каких-либо таблеток, ампул, шприцев, пустых

упаковок от лекарств, различных технических жидкостей с резким запа-

хом, смолистых веществ (часто в виде скатанных шариков), измельченной

травы, курение папирос с необычно сладковатым запахом, стремление к

покрасочным работам;

-

склонность к уединению, особенно в вечернее время.

Основная часть

Типичные признаки при наркотическом опьянении:

5

1. Произвоными конопли (гашиш, анаша, плаан)

-

болтливость, смешливость, дурашливость;

-

нарушение координации движений;

-

«заплетающаяся» речь, своеобразный блеск глаз («стеклянный» взгляд);

-

расширение зрачков;

-

покраснение лица, особенно верхних век;

-

жажда, повышение аппетита;

-

учащение пульса (чаще 80 уд./мин) и дыхания,

2. Производными опия

-

резкое сужение зрачков;

-

благодушное, приподнятое настроение;

-

оживление речи, мимики, двигательной активности;

-

бледность лица;

-

сухие губы;

-

снижение частоты пульса (менее 60 уд/мин);

3. Снотворными и успокаивающими средствами

-

изменчивость настроения (оживленность и многоречивость легко сменяет-

ся раздражительностью и агрессивностью);

-

расстройства координации движений (шаткая походка и невнятная речь);

-

назойливость, трудность при произношении слов, склонность по многу

раз повторять одно и то же;

-

расширены зрачки;

4. Возбуждающими препаратами

-

беспричинная веселость;

-

суетливость с нарушением координации движений;

-

ускоренная и непоследовательная речь;

-

зрачки расширены, глаза блестят;

-

губы сухие, постоянно облизываются языком;

-

учащение пульса, бледность лица;

5. Летучими веществами

-

запах химических препаратов от человека;

-

возбужденность или заторможенность;

-

покраснение кожи лица, красная кайма раздражения вокруг рта;

-

расширение зрачков, выраженный блеск глаз;

-

неустойчивость при ходьбе с нарушением координации движений;

-

дрожание рук, возможно головы.

Рекомендации

должностным по организации работы по предупреждению наркомании.

6

Основные направления деятельности

по предупреждению наркомании.

1.

Воспитательная деятельность.

- формирование адекватного отношения к явлению наркомании, воспитание

антинаркотической устойчивости;

- тренировка навыков преодоления внешнего давления;

- выработка навыков принятия ответственных решений, отстаивания убежде-

ний и позиций;

- изучение уровня информированности студентов в области проблем, связан-

ных с употреблением наркотиков и наркосодержащих веществ;

- выявление комплекса причин, условий и социально-психологических факто-

ров, способствующих адекватному поведению, их локализация и устранение;

- развитие положительных качеств студента при искоренении и устранении

отрицательных качеств личности;

- использование методов педагогического воздействия на студентов, склон-

ных к употреблению либо уже употребляющих наркотики;

- вовлечение студентов, склонных к употреблению наркотиков либо психо-

тропных средств к различным видам общественной деятельности.

2.

Медико-санитарное и правовое направление:

- изучение преподавателями различных видов наркомании и форм её проявле-

ния у студентов;

- организация просмотра и обсуждения телевизионных и других программ,

антинаркотической направленности;

- включение специальных занятий в программу обучения студентов с целью

выработки у них отрицательного отношения к наркомании, которые должны

проводить специалисты в области наркомании;

- знание о губительных последствиях наркомании, и в первую очередь фор-

мирование в группах здорового морально-психологического климата. Показ

того огромного вреда, который наносит организму и психике человека упо-

требление наркотиков. Акцент на научные данные и результаты врачебного

опыта, убедительно доказывающие, что существует высокий риск формиро-

вания зависимости от наркотика даже после его разового приёма;

-

проведение

правового

обеспечения

социально-педагогического

процесса

профилактики наркомании,

значительная часть студентов может вообще не знать о существовании неко-

торых дурманящих средств. В этом случае с благой целью поданная инфор-

мация об опасности злоупотребления может побудить у некоторых из них

соблазн испытать их действия на самом себе.

3.

Психолого-диагностическое направление:

- изучение мотивации аддиктивного поведения и факторов этому поведению

способствующих;

7

- выявление студентов, склонных к употреблению наркотиков, занесение их в

"группу

динамического

наблюдения"

(наблюдение,

беседы,

эксперимент,

опросы, тестирование, изучение документов, социометрия, обобщение неза-

висимых характеристик, анализ результатов деятельности);

- использование социально-психологических методик изучения коллективов,

позволяющих диагностировать уровень психологической совместимости лич-

ности и коллектива;

- применение психодиагностических методик для выявления индивидуально-

психологических особенностей личности.

- проведение психотерапевтических мероприятий с целью выработки жела-

ния у студентов, употребляющих наркотики, избавиться от наркотической за-

висимости;

- индивидуальная и групповая психотерапия.

4.

Организационное направление:

- строгое и точное выполнение распорядка дня;

- недопущение негативных взаимоотношений в коллективе;

- перекрытие возможных каналов доставки наркотиков или психотропных

средств в колледж;

-недопущение пагубного влияния на студентов лиц замеченных в употребле-

нии наркотиков;

На производство и употребление наркотиков в условиях жизнедеятель-

ности коллектива могут указывать:

- находящиеся в комнатах общежития кофемолки, мясорубки, дуршлаги, ре-

шета, прессы, газеты, посуда (тазы, бачки, тарелки), тряпки (могут использо-

ваться простыни, наволочки, нательные рубахи), загрязнённые растительны-

ми частицами, тампоны, бинты, пропитанные бурым веществом, а так же за-

копченная, пахнущая растворителем посуда;

- специфические растительные и химические запахи, исходящие от подозре-

ваемых, наличие у них на руках и под ногтями тёмного налёта растительного

происхождения;

- контакты с подозрительными лицами из числа местного населения;

- наличие книг и библиотечные заказы на фармацевтическую литературу;

- наличие медицинских инструментов и приспособлений, которые могут быть

использованы для употребления наркотиков (шприцев, медицинских игл, ре-

зиновых бинтов, жгутов), рецептов, трав, таблеток, порошков, ампул;

- полиэтиленовые пакеты, целлофан, пергамент, бутылки, сохраняющие спе-

цифический запах от наркотиков, упаковки от средств бытовой химии;

- растворители, лаки, краски, бензин, керосин, дизельное топливо, хранящие-

ся в не предназначенных местах;

8

- частью обращения к врачам с просьбой выдать медикаменты, симуляция бо-

лезни, например простуды (при употреблении опиосодержащих препаратов),

кашля (в целях получения таблеток от кашля, содержащих кодеин);

- наличие кристаллического йода, марганцовки, питьевой соды, различных

химических реактивов, приборов, записей и печатных материалов с описани-

ем способов приготовления и химических реакций получения наркотических

средств;

- наличие в укромных местах рвотных масс, окурков от самокруток и папи-

рос, у которых папиросная бумага несколько стянута с плотной внутренней

втулки, а сама втулка загнута несколько внутрь;

- информация о том, что в магазинах одна и та же группа военнослужащих

периодически закупает большое количество продуктов и напитков;

- изменения отношения к службе без видимых на то причин;

- заметное исхудание.

Выявление студентов, склонных к употреблению наркотиков.

Поскольку наркоманы и токсикоманы не только не афишируют, но и

всячески скрывают свой порок, для их выявления необходимо знать объек-

тивные признаки, свидетельствующие о злоупотреблении наркотическими

средствами.

Эти признаки можно разделить на прямые и косвенные.

Прямыми признаками являются два состояния:

-

наркотическое опьянение,

-

абстиненция.

Диагностировать наркотическое опьянение и абстиненцию может и

правомочен только квалифицированный специалист. Задача неспециалиста

– ориентировочно предположить опьянение тем или иным веществом, при-

нять меры для организации срочной консультации у нарколога.

Общими признаками наркотического опьянения

являются:

-

внешний вид и поведение, в той или иной мере напоминающие алко-

гольное опьянение, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта;

-

измененное состояние (сужение, искажение или помрачение созна-

ния, нарушение контакта с внешним миром);

-

изменение настроения (беспричинное веселье, смешливость, болт-

ливость даже в неподходящей ситуации);

- изменение двигательной активности (повышенная жестикуляция, по-

явление множества лишних движений, неусидчивость, или же, наоборот,

-

обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою не-

9

зависимо от ситуации);

-

изменение координации движений (плавность, замедленность, а при

опьянении некоторыми наркотическими веществами – размашистость, не-

точность движений, неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища в по-

ложении стоя, сидя, особенно явное при закрытых глазах);

-

изменение речи (ускорение, подчеркнутая выразительность или же,

наоборот, замедленность, невнятность, нечеткость речи);

-

изменение цвета кожных покровов (бледность лица и всей кожи или

же, наоборот, покраснение кожи верхней части туловища);

-

блеск глаз;

-

сужение или расширение зрачков и отсутствие зрачковых фотореак-

ций;

-

изменение слюноотделения (повышенное слюноотделение или, нао-

борот, сухость во рту, сухость губ).

Общие признаки абстиненции:

-

изменение самочувствия (чувство недомогания, дискомфорта; в це-

лом – тягостное самочувствие, слабость, вялость, разбитость, повышенная

утомляемость, снижение или утрата работоспособности и др.);

-

изменение настроения и эмоциональных реакций (пониженное на-

строение,

угрюмость,

подавленность,

недовольство

всем

окружающим,

капризность, раздражительность, вспыльчивость, злобность, тревога, тоска,

апатия, безучастность к окружающим и пр.);

-

изменение двигательной активности (неусидчивость, двигательное

беспокойство, возбуждение или, наоборот, обездвиженность, неспособность к

физическим нагрузкам);

-

болевые симптомы (боль в различных частях тела в виде покалыва-

ния, жжения; интенсивные "выкручивающие" боли в мышцах, иногда – не-

произвольное подергивание отдельных групп мышц и их судорожное сведе-

ние; головные боли, боли в сердце, в желудке, кишечнике и т.д.);

-

нарушение функций желудочно-кишечного тракта (отсутствие аппе-

тита, возможен многократный понос, многократная рвота);

-

страдальческий

внешний

облик

больных

(заострившиеся

черты

лица, запавшие "тусклые" глаза, землистый цвет

кожных покровов, блед-

ность);

-

потливость;

-

отсутствие желания курить даже у заядлых курильщиков.

Абстиненция – это очень тяжелое состояние, которое трудно, и подчас

невозможно скрыть от окружающих, и даже если больной об этом не сообща-

ет, ее можно установить по объективным признакам. На фоне тяжелой де-

прессии в абстиненции наркоманы, токсикоманы могут совершить самоубий-

ство.

10

Косвенные признаки:

-

запущенный, грязный, неопрятный внешний вид;

-

потеря в весе, истощение;

-

бледность кожных покровов;

-

многочисленные точечные следы от уколов на теле;

-

необыкновенная работоспособность, стремление к творческой ак-

тивности у людей, не имеющих соответствующих навыков и способностей

или, наоборот, резкое снижение активности, потеря интереса ко всему;

-

некоторые наркоманы совершенно избегают спиртного, так как при

некоторых формах наркомании алкоголь "огрубляет" или "гасит" наркотиче-

ское опьянение;

-

появление внезапного интереса к лекарственным средствам, к ли-

тературе по фармакологии;

-

обнаружение у подозреваемых различных медикаментов или много-

численных облаток от них, шприцев, игл, пустых ампул и т.д.;

Во всех случаях, когда у окружающих возникают подозрения о злоупотребле-

нии данным лицом наркотическими средствами, следует не ограничиваться

этими предположениями, а обеспечить консультацию у врача-нарколога.

Основные понятия и определения

Наркомания -

болезнь, вызываемая систематическим употреблением

наркотиков и проявляющаяся синдромом измененной реактивности, психиче-

ской и физической зависимостью, а также некоторыми другими психотиче-

скими и социальными феноменами.

Токсикомания - то же, что и наркомания, но вызываемая веществами,

официально не отнесенными к наркотикам.

Наркотизм (наркотизация) - употребление наркотиков и психоактив-

ных веществ без формирования наркомании и токсикомании.

Алкоголизм -

систематическое злоупотребление алкогольными напит-

ками в дозах, вызывающих алкогольное опьянение, хроническую индоксика-

цию.

Психоактивное вещество - химическое вещество, способное вызывать

при однократном приеме эйфорию либо другие желательные с точки зрения

потребителя психотропные эффекты, а при систематическом приеме - психо-

логическую и физическую зависимость.

Наркотик (синоним - наркотическое вещество) - вещество, удовле-

творяющее трем критериям:

1)

медицинский критерий: это вещество, лекарственное средство, которое

должно оказывать специфическое (стимулирующее, седативное, галлюци-

ногенное и др.) действие на ЦНС, что является причиной его немеди-

цинского потребления;

11

2)

социальный

критерий:

немедицинское

потребление

вещества

имеет

большие масштабы, и последствия этого приобретают социальную значи-

мость;

3)

юридический критерий: вещество в установленном законом порядке при-

знано наркотическим и включено Минздравом в список наркотических ве-

ществ.

Синдром измененной реактивности - симптомокомплекс, включаю-

щих изменение толерантности (устойчивости) к наркотику (психоактивному

веществу) и формы его употребления, картины опьянения (острой интоксика-

ции), а также утрату защитных реакций на интоксикацию.

Психическая зависимость - это осознаваемая или неосознаваемая по-

требность в употреблении психоактивного вещества для снятия психического

напряжения и достижения состояния психического комфорта.

Физическая зависимость - состояние, при котором в ответ на отмену

наркотика, спиртного (психоактивного вещества) развивается абстинентный

синдром. Возникает лишь при наличии психической зависимости.

Абстинентный синдром - комплекс психопатологических, вегетатив-

ных, неврологичеких и соматических расстройств, появляющихся вслед за

прекращением систематического потребления наркотика (психоактивного ве-

щества), причем постоянными симптомами являются психический и физиче-

ский дискомфорт и выраженное влечение к принимаемому наркотику (психо-

активному веществу). Абстиненция (абстинентный синдром), так называемая

"ломка" - тяжелое состояние и быстро проходит только при приеме очередной

дозы наркотиков, наступает блаженное состояние (эйфория - на жаргоне нар-

команов - "кайф"), которое вновь сменяется абстиненцией и т.д. Образуется

порочный круг. По мере привыкания, наркотики становятся необходимыми

уже не для получения удовольствия, а для борьбы с тягостными мучительны-

ми симптомами. В таком состоянии больные представляют большую обще-

ственную опасность, так как потребность в приеме наркотиков настолько нео-

долима, что они могут совершить любой проступок, в том числе и тяжкие

преступления, чтобы добыть необходимое средство.

Виды наркотических и токсических веществ.

Источники поступления их в коллективы.

Наркотико-содержащие средства можно разделить на следующие

группы:

-

природные

(натуральные)

наркотические

средства

и

полусинтетические

наркотики полученные на их основе;

- синтетические наркотические средства;

- сильнодействующие медикаментозные средства, которые, не являясь нарко-

тиком, могут вызывать болезненное пристрастие и представлять опасность

12

для здоровья, а также использоваться как сырье для приготовления наркоти-

ков;

- средства бытовой и промышленной химии.

Охарактеризуем природные наркотические средства

На территории бывшего СССР наиболее распространенными наркоти-

ческими средствами являются препараты кустарно приготовленные из коно-

пли и мака.

Различают три основных вида наркотиков из конопли:

а) марихуана – смесь высушенных или невысушенных верхушек конопли с

листьями, иногда с некоторым количеством семян. Цвет смеси – от светло зе-

леного до коричневого. Период массового сбора конопли для приготовления

марихуаны – август-сентябрь;

б) гашиш (анаша, чарс и т.д.) – специально приготовленная смесь смолы и

пыльцы конопли или смесь, приготовленная путем обработки (измельчением,

прессованием и т.д.) верхушек конопли с разными наполнителями. Гашиш

может быть рыхлым и твердым. Формы наркотика различные (таблетки, пи-

люли, прессованные плитки, палочки, пасты и др.). Цвет – зеленовато-бурый,

серо-зеленый, темно-коричневый до почти черного. По внешнему виду напо-

минает пасту «ГОИ»;

в) гашишное масло – наркотическое средство, полученное из конопли с помо-

щью различных растворителей и жиров. Самый сильный наркотик из этой

группы. В нем наркогенных веществ в 30-40 раз больше, чем в конопле.

Встречается в виде зеленого раствора или вязкой темно-зеленой массы. Га-

шишное масло, приготовленное из пыльцы конопли («пластилина»), может

быть подвергнуто дальнейшей переработке, после чего получается так назы-

ваемый « химпласт» –вещество в виде белого порошка или желтоватых кри-

сталлов, напоминающих слюду. У наркоманов считается продуктом высшего

качества, из всех наркотиков, приготавливаемых кустарным способом из ко-

нопли. Наркотики этой группы имеют специфический запах, который сложно

спутать с чем либо. Употребляются в основном путем курения в чистом виде

или в смеси с табаком (в этом случае табак более темного цвета). Реже жуют,

глотают, пьют заваренные из них напитки.

Ни один наркотик не окружен таким количеством мифов, как марихуана

и гашиш. Говорят, что он не опасен и приятен на вкус, что обостряет способ-

ности мыслить, расширяет фантазию, и что после него не бывает похмельно-

го синдрома. Употребляющие гашиш выглядят далеко не так ужасно, как нар-

команы употребляющие героин или другие наркотики. Отрицательные по-

следствия (притупление реакции на различные раздражители, замедление

мышление,

психическая

заторможенность,

заболевание

легких

следствии

обилия смол, оседающих в легких) накапливаются незаметно, в чем и прояв-

ляется коварство этого вида наркотика. Как правило, курение марихуаны или

гашиша является началом. Со временем лица употребляющие производные

конопли переходят на более сильные наркотические вещества.

13

Наркотические средства, получаемые из мака.

Из мака приготавливаются самые сильнодействующие наркотики:

а) маковая солома - это все части мака любого сорта (за исключение спелых

семян), как целые, так и измельченные вплоть до порошкообразного состоя-

ния. Цвет маковой соломы - от светло до темно-зеленого и от светло-желтого

до коричневого;

б) опий - это свернувшийся млечный сок, выделившийся из надрезов на не-

зрелых коробочках мака, которые затем высушивают. По внешнему виду это

смолообразная масса, либо твердые бесформенные комочки, иногда порошки

(таблетки) бурого или темно-коричневого цвета, вплоть до черного. Они горь-

ки на вкус. Не высушенный опий (опий-сырец) имеет серо-бурый цвет и не-

приятный специфический запах;

в) экстракционный опий - получают из маковой соломы путем извлечения

(экстракции) наркотически активных веществ с помощью воды или органиче-

ских растворителей. Может встречаться в виде жидкости (от коричневого до

темно-коричневого цвета), смолообразного или твердого вещества;

г) ацетилированный опий - жидкость темно-коричневого, коричневого или

желтого цвета. Имеет характерный, специфический запах. Инъекции - основ-

ной способ употребления наркотиков, кроме того, наркотизация может проис-

ходить путем жевания, глотания или курения. В заводских условиях из мако-

вого сырья приготавливают омнопон (очищенный опий), кодеин (наиболее

распространенное средство против кашля, может входить в состав таких ле-

карственных препаратов, как "кодтерпин", "седалгин", "пенталгин", "таблетки

от кашля" и т.д.), морфин, морфилонг, этилморфин и т.д. Эти наркотические

средства

встречаются

в

виде

порошков,

таблеток,

растворов

в

ампулах,

шприц-тюбиков. Цвет препаратов самый различный. Применяются в основ-

ном путем внутривенного введения, а также путем глотания, питья, курят

пропитанные растворами наркотиков табачные изделия. Морфин служит ис-

ходным продуктом для приготовления целого ряда синтетических или полу-

синтетических наркотиков, которые могут быть изготовлены не только за-

водским, но и кустарным способом, как, например, героин - сильнейший нар-

котик (даже ничтожная доза 0,02 гр. может вызвать смерть от паралича дыха-

тельного нерва). Бывает различным по цвету и форме, например, в виде по-

рошка или гранул белого, бежевого, коричневого или черного цвета. Обычно

потребителям попадает значительно разбавленным лактозой, глюкозой, куку-

рузным крахмалом, мукой или любым другим порошкообразным веществом,

которое растворяется в воде при нагревании. В качестве наполнителей могут

быть использованы некоторые лекарства. Обычно героин упаковывается в

целлофановую пленку или алюминиевую фольгу. Употребляется введением

водного раствора с помощью шприца, ингаляцией паров после нагревания

водного раствора, путем энергичного вдыхания порошка, курением.

14

Синтетические наркотики.

Наиболее распространены в крупных городах европейской части РФ.

Основой изготовления наркотиков этой группы являются различные химиче-

ские вещества. В нее входят:

а) промедол - выпускается в виде таблеток (порошка) белого цвета, а также

бесцветного раствора, запаянного в ампулы, может быть в шприц-тюбиках,

которые находятся в индивидуальных аптечках. Способ употребления - инъ-

екции.

б) ЛСД - вызывает наркотическое опьянение в ничтожно малых дозах. Обыч-

но встречается в виде бесцветной, безвкусной жидкости, без запаха, а также

капсул, порошка кремового цвета, небольших пилюль или таблеток разной

формы и цвета. ЛСД может встречаться в виде так называемых "оконных сте-

кол", которые изготавливают путем заполнения дозами ЛСД форм для желе и

разрезания затвердевшего желатина на маленькие кубики. ЛСД пропитывают

кусочки промокательной бумаги или наносят его на марки и наклейки. "Бу-

мажные " дозированные формы производятся путем пропитывания бумаги в

растворе ЛСД. Как правило, листы такой бумаги перфорированы на квадраты

размером приблизительно 5 кв. мм, каждый из которых содержит одинаковую

дозу. Употребляется путем глотания, питьем растворов. Может употребляться

в виде кусочков сахара, пропитанных раствором ЛСД. Часто на упаковках с

веществами содержащими ЛСД изображают характерный значок (Рисунок 1).

.

Кроме этого к наиболее распространенным синтетическим наркотикам

относятся амфетамин (фенамин), барбамил, гидрокодон, допидолор, ДОМ,

мескалин, метадон, метаквалон, ноксирон, сомбревин, триметоксиамфета-

мин, фенциклидин, эстоцин, этаминал натрия, трамал.

Они изготавливаются в виде таблеток, порошков, растворов в ампулах,

капсулах. Как правило таблетки и порошки белого цвета, а растворы бесцвет-

ны и прозрачны. Вводятся с помощью шприца, глотаются, их пьют. Препара-

ты этой группы часто употребляют с алкогольными напитками или совместно

с другими наркотиками.

Сильнодействующие медикаментозные средства.

15

Рисунок 1.

Они не отнесены в нашей стране к наркотическим средствам, но их си-

стематический прием может вызвать трудно преодолимое влечение к упо-

треблению этих препаратов и серьезно сказываться на здоровье. Кроме того,

медикаменты этой группы могут служить сырьем для изготовления наркоти-

ков. К наиболее распространенным из них относятся: эфедрин, реланиум, ре-

ладорм, барбитал натрия, тазепам, эфир, кетамин, клофелин, циклодол, ди-

медрол, седуксен, феназепам, элениум, нембутал, мединал, гексо-барбитал,

веронал, люминал, фенибут, кофеин, центедрин, артан, наком, пипольфен, су-

прастин, бромутал, эуноктин, радедорм, ромпаркин, сиднокар, фенамин, са-

лутан. Кроме того, к сильно действующим средствам можно отнести и ряд

стимуляторов, не являющихся медикаментами, например, "чифир" - крепкий

чай (экстракт чайного листа).

Средства бытовой и промышленной химии.

В силу своей доступности, дешевизны эти средства получили широкое

распространение среди токсикоманов, особенно в молодежной среде. К ним в

первую очередь следует отнести: эфир, хлороформ, ацетон, диэтилэфир, ди-

хлорэтан, дихлофос, трихлорэтилен, четыреххлористый углерод, толуол, эти-

ленгликоль, перхлорэтилен, бензол, бензин, керосин, дизельное топливо, пят-

новыводители

"Домаль",

"Сополз",

синтетический

клей

(например,

"Мо-

мент", "Суперцемент"), лаки, растворители, нитрокраски, дезодоранты в бал-

лонах и т.д. Способы употребления: ингаля ционно (путем вдыхания паров), а

иногда с помощь ваты, тряпки, пропитанной этими веществами и наложенной

на волосистую часть головы (для более сильного воздействия иногда выбри-

вают волосы в височной части головы).

Факторы, дающие основание для занесения студентов в «ГРУППУ

РИСКА»:

1. Региональный.

Следует обращать внимание на студентов продолжительное время прожи-

вавших, особенно в подростковом возрасте, в районах с высоким уровнем

развития наркомании. Наследственность.

Результаты исследований показывают, что наркоманами очень часто стано-

вятся те лица, у кого родители (чаще отец) или близкие родственники алкого-

лики или страдают психическими заболеваниями.

2. Пристрастие к алкоголю или раннее знакомство с ним.

Лишь 8,4% наркоманов впервые употребили алкоголь после 17 лет, осталь-

ные - значительно раньше (до 10 лет - 5,9%).

3. Общение с наркоманами, алкоголиками, асоциальными и криминаль-

ными элементами.

16

4. Нахождение на учете, приводы в милицию, привлечение к админи-

стративной ответственности за мелкие правонарушения.

5. Социальная незрелость, подверженность чужому влиянию.

6. Пониженное настроение, связанное с переживаниями по поводу лише-

ний и утрат, стремление к уединению.

7. Пониженная адаптация к учёбе.

8. Страсть к азартным играм.

9. Признания в том, что наркотики употреблялись ранее или открытые

высказывания о том, что наркотики не приносят заметного вреда, ча-

стое обсуждение тем, связанных с лекарствами.

10.

Обнаружение у студентов снадобий, порошков, таблеток, шприцев,

медицинских игл, жгутов и других приспособлений, которые могут

быть использованы для приема наркотиков, а также следов от уколов,

наличие фармацевтической литературы.

11.

Перенесенные ранее тяжелые, длительные заболевания.

12.

Изменение характера и отношения к учёбе, а также еще косвенные

признаки, указывающие на потребление и производство наркотиков.

Работа по выявлению "группы риска" должна начинаться с момента

прибытия студентов в колледж. При этом целесообразно придерживаться не-

которой последовательности. С самого начала необходимо обратить внима-

ние на внешний вид каждого вновь прибывшего, а также тщательно изучить

все те документы, которые позволили бы составить первое впечатление о их

личности, морально-деловых качествах студента, его семье, родственниках,

ближайшем окружении, условиях воспитания, интересах, увлечениях, состоя-

нии здоровья, а иногда содержащие и прямые свидетельства об употреблении

наркотиков. К таким документам следует отнести: характеристики с места

учебы, медицинскую книжку, автобиографию. Уже на этом этапе необходимо

проанализировать: присутствуют ли в перечисленных документах факты, да-

ющие основания занести вновь прибывшего студента в "группу риска" или

требующие уделить более пристальное внимание к кому-то из них в последу-

ющем. Исключительно важным мероприятием должен стать медицинский

осмотр, необходимо обратить внимание на кожные покровы (наличие татуи-

ровок, позволяющих предположить, что студент имел контакты с криминаль-

ной средой, наличие гнойничковой сыпи, расчесов на коже, следов от уко-

лов), а также выявить лиц, страдающих излишней худобой, дефицитом массы

тела.

Говоря о специфической искусственной дерматографии (татуировки) у

наркоманов, в целом можно сказать, что сюжеты татуировок и их расположе-

ние могут достаточно убедительно свидетельствовать в пользу длительного

пристрастия к наркотикам, идентификации носителя татуировки с определен-

ной антисоциальной группой, говорить о выборе предпочитаемого наркотика,

месте и способе введения, испытываемых ощущениях. Кроме того, эти сюже-

ты являются своего рода опознавательным знаком, позволяющим вступать в

17

контакты для приобретения наркотиков. На рисунках представлены наиболее

типичные места нанесения татуировок и образцы некоторых из них.

18

Рисунок. Наиболее частые места локализации татуировок у нарко-

манов.

Рисунок . Татуировки, встречающиеся у злоупотребляющих препа-

ратами конопли

Рисунок. Татуировки, встречающиеся у злоупотребляющих препаратами ко-

нопли

19

Рисунок. Татуировки, содержащие общие символы злоупотребления

наркотиками.

Все эти признаки, могут свидетельствовать о том, что студент знаком с

наркотиками. Работа по выявлению "группы риска" не должна ограничивать-

ся лишь временными рамками периода прибытия пополнения в коллективе.

Она должна вестись постоянно. Беседы, педагогическое наблюдение, профи-

лактический медицинский осмотр, изучение общественного мнения, инфор-

мация поступающая от других студентов, переписка по месту учебы и жи-

тельства студентов позволяют куратору своевременно предотвратить разви-

тие такого страшного явления как наркомания.

Весьма характерно появление повышенной лживости у студента. Поте-

ря разницы между правдой и ложью может служить одним из основания для

специального контроля на предмет выявления употребления наркотиков.

Выявление "группы риска" не должно превратиться в самоцель. Эта ра-

бота даст надежные гарантии, если рассматривать ее лишь как первый этап в

организации воспитательного воздействия на лиц склонных к употреблению

наркотических средств. С студентами, включенными в "группу риска", поми-

мо массовых профилактических мероприятий должна проводиться система-

тическая индивидуально-разъяснительная работа, организовываться оказание

им помощи в решении существующих проблем, в освоении ими учебных дис-

циплин. Целесообразно поддерживать тесные связи с родными и близкими

этих студентов. Необходимо следить за тем, чтобы нагрузки на этих студен-

тов были разумными, своевременно поощрять их усердие, отмечать успехи в

учёбе, создавать вокруг этих людей обстановку заинтересованного участия,

эмоциональной поддержки. Целесообразно студентов, входящих в "группу

риска", вовлечь в общественно-полезную деятельность, помочь найти им

20

Рисунок . Татуировки, встречающиеся у злоупотребляющих препарата-

ми мака

дело по душе. Особый контроль должен быть за материально-бытовым обес-

печением (в том числе своевременность снабжения табаком), досугом, кругом

общения, обязательным посещением этими лицами массовых мероприятий с

антинаркотической тематикой. Целесообразно проводить просмотры художе-

ственных кинофильмов по данной тематике , имеющих высокий художе-

ственный уровень, с последующим обсуждением сюжета в группе зрителей.

К таким фильмам можно отнести такие как: "На игле", "Обед нагишом", "Под

кайфом" и т.п. Далеко не всегда рекомендуется использовать документальные

фильмы пяти и более летней давности т.к. из-за устаревших данных, изме-

нившимся положением в обществе могут вызвать обратную реакцию. Вся эта

работа не есть обособленное направление в воспитательной деятельности.

Это составная часть в системе работы по укреплению дисциплины. Главное,

чтобы во всем комплексе проводимых мероприятий не было формализма, на-

вязчивости, некомпетентности, вызывающих зачастую обратный эффект и

способных вызвать нездоровый интерес.

МЕТОДИКА ТЕЛЕСНОГО ОСМОТРА У ЛИЦ С ПОДОЗРЕНИЕМ В

УПОТРЕБЛЕНИИ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Телесный осмотр проводится в случае необходимости. Осмотр прово-

дится индивидуально в отдельном помещении. Осматриваемый студент пол-

ностью раздевается. Осмотр начинают сначала осмотрев все тело в целом, а

затем осматриваются отдельные участки.

1.

Голова. Обращаем внимание на наличие воспаленной кожи над висками, в

области затылка. Оцениваем симметричность головы.

2.

Шея. Особенно внимательно осматриваем нижние передне-боковые по-

верхности шеи на предмет наличия следов от инъекций.

3.

Туловище. Осматриваем внимательно области ключиц, кожу живота.

4.

Руки. Осмотр начинает от подмышечных впадин и внимательно изучаем

кожные покровы рук со всех сторон до тыла кистей.

5.

Паховая область. Особенно внимательно осматриваем кожу в области пахо-

вых складок.

6.

Ноги. Осматриваем кожные покровы нижних конечностей со всех сторон.

Обращаем внимание на передне-боковые поверхности бедер.

7.

Осмотр языка. Просим осматриваемого показать язык, достать кончиком

языка верхней губы, при этом обращаем внимание на слизистые в области

корня языка. Иногда в этой области могут отмечаться следы от инъекций,

мелкие кровоподтеки.

Для уточнения увиденных на коже не четких каких-либо измене-

ний необходимо слегка кожу в этом месте натянуть.

21

Заключение

Здоровье ребенка - самое большое счастье для родителей. Но, к сожале-

нию, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь

и самое страшное наркотические вещества (далее - наркотики).

Данные мониторинга и социологические опросы свидетельствует о со-

стоявшихся фактах немедицинского употребления наркотиков в образователь-

ных учреждениях, а также низком качестве организации профилактической

антинаркотической работы. По статистике основной возраст первого знаком-

ства с наркотическими средствами приходится на 10-14 лет (41%): в основ-

ном это курение марихуаны и гашиша, употребление ингалянтов, потребле-

ние алкоголя вместе с медикаментами.

ПРИЧИНЫ употребления наркотиков:

1.Выражение своего сопротивления чему-либо или шокирование учителей,

педагогов, родителей, приятелей.

2.Почувствовать себя своим среди старших по возрасту подростков.

3.Снятие эмоционального напряжения и чувства неудовлетворенности.

4.Неосознанное стремление избавиться от плохого настроения.

5.Противоречие - в качестве «запретного плода».

6.Времяпрепровождения (употреблять наркотики можно на дискотеке или на

вечеринке).

7.Проявить свою взрослость, выделиться.

8.Это способ уйти от проблем в школе, с подружкой, с родителями.

9.Приобщение по прямому предложению, уговору, настоянию.

10.Испытать неизведанное наслаждение.

11.Мода на употребление.

ЗАДУМАЙТЕСЬ:

- ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть

внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его на-

строения, переживаний, интересов никому нет дела;

- мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не заме -

чаем, что, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем и нарушаем их права,

данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамос:rо-

ятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти;

- ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного

жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а ка-

кие - нет; что можно делать, а чего следует избегать.

Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических

мер можно уберечь ребенка от потребления наркотиков. Конечно, не все пред-

ставленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают

реальный положительный результат.

ПРАВИЛА,

ПОЗВОЛЯЮЩИЕ

ПРЕДОТВРАТИТЬ

ПОТРЕБЛЕНИЕ

НАРКОТИКОВ РЕБЕНКОМ:

22

Родительская поддержка способствует формированию высокой самооценки

подростка, его успехам в школе и нравственному развитию.

1. Общайтесь друг с другом.

Общение - основная человеческая потребность. Отсутствие общения с вами

заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним погово-

рить. Но кто они и что посоветуют ребенку?

Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого об-

щения с ребенком.

2. Выслушивайте друг друга.

Умение слушать - основа эффективного общения, но делать это не так легко,

как может показаться со стороны. Умение слушать означает:

быть внимательным к ребенку;

выслушивать его точку зрения;

- уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним.

Не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представ-

ления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ребенок. Иногда внешнее

отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное

занятие. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш

тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешли-

вым или снисходительным.

Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтере-

сованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было

дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?»

3. Ставьте себя на его место.

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал.

Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Догово-

ритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему будет необ-

ходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с

ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете

самым счастливым родителем!

4. Общайтесь с его друзьями.

Очень часто ребенок впервые пробует наркотики в кругу друзей. Порой дру-

зья оказывают огромное влияние на поступки ребенка. Он может испытывать

очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с

толпой. Именно от окружения многое зависит, их отношение к старшим, к

своим обязанностям, к школе. Кроме того: в этом возрасте велика тяга к раз-

ного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить, а у многих в будущим

это может стать привычкой. Поэтому важно в этот период – принять участие

в организации досуга друзей своего ребенка, то есть привлечь их к занятиям

спорта или творчества.

5. Помните, что ребенок уникален.

Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы

можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальней-

шем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и Вы ра-

дуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою

23

очередь, заставляет ребенка заниматься важными и полезными делами, чем

употребление наркотиков.

7. Подавайте пример.

НЕЛЬЗЯ!

Есть несколько вещей, которых следует избегать в воспитании ребенка:

не издевайтесь над своим ребенком – унижение не нравится никому;

не читайте нотаций – вспомните, как вы сами их воспринимаете;

не пытайтесь запугать ребенка страшными историями, это не помогает, а тот,

кто уже попробовал наркотики и знает их действие, вам не поверит.

ЧТО ДЕЛАТЬ, если ЭТО произошло – ребенок употребляет наркотики?

1.Разберитесь в ситуации.

Найдите в себе силы спокойно во всем разобраться. Решите для себя, сможете

вы сами справиться с ситуацией или вам нужно обратиться за помощью. И

постарайтесь с первых минут стать союзником для ребенка, который помо-

жет справится с надвигающейся бедой.

2.Сохраните доверие.

Ваш собственный страх может заставить Вас прибегнуть к угрозам, крику,

запугиванию. Это скорее всего оттолкнет подростка, заставит его замкнутся.

Не спешите делать выводы. Возможно для ребёнка это первое, и последнее

знакомство с наркотиком. Будет лучше, если Вы сможете поговорить с ним на

равных. Выяснить какие проблемы у подростка. Возможно, что наркотик для

него сейчас – это способ самоутвердиться, пережить личную драму или за-

полнить пустоту жизни.

3.Оказывайте поддержку.

«Мне не нравится, что ты делаешь но я все же хочу помочь», - вот основная

мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать,

что бы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно говорить об этом,

получить понимание и поддержку. Оставайтесь открытым для своего ребенка.

Пусть у него будет больше возможности обратиться к вам со своими трудно-

стями. Постарайтесь найти больше времени для общения и совместных заня-

тий, поощряйте, интересы и увлечения подростка, которые смогут стать аль-

тернативой наркотику; интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе

домой. И помните, что сильнее всего на ребенка будет действовать ваш соб-

ственный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым

веществам типа табака, алкоголя, лекарства. Будьте уверены дети видят, как

вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже не такими опас-

ными, как наркотик.

4.Обратитесь к специалисту.

Если вы убедились, что ребенок не может справиться с зависимостью от нар-

котика самостоятельно, и вы не в силах помочь ему, - обратитесь к специали-

сту. Если у подростка не выработалась стойкая зависимость и наркотик для

него – способ справиться с личными проблемами, лучше начать с психолога

или психотерапевта (без принуждения). Специалист точно оценит ситуацию и

24

вместе с вами и вашим ребенком попробует найти выход из трудного положе-

ния.

Но если у ребенка уже сформировалась стойкая зависимость от наркотика, не

теряйте времени – обращайтесь к наркологу. И помните. чтобы помощь нар-

колога была эффективной, необходимо искреннее желание подростка освобо-

диться от зависимости. Наркомания – тяжелое коварное заболевание. Будьте

готовы к тому, что спасение ребенка может потребовать от Вас серьезных и

длительных усилий.

Список литературы

25

1. Егоров, А. Ю. Возрастная наркология : учеб. пособие для студ. вузов и

сред. пед., психологич. и медицинских учеб. заведений / А. Ю. Егоров. – СПб.

: Дидактика Плюс ; М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. – 267 с.

2. Иваницкая, Е. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эф-

фективной профилактики / Е. Иваницкая, Т. Щербакова. – М. : Чистые пруды,

2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Воспитание. Образование.

Педагогика ; Вып. 15).

3. Павленок, П. Д. Наркомания и токсикология как формы девиантного пове-

дения: теория и практика работы по предотвращению и избавлению от нарко-

тической зависимости : [наркомания – понятие, классификация, типы нарко-

тиков, причины и последствия распространения] // Социальная работа с лица-

ми и группами девиантного поведения : учеб. пособие / П. Д. Павленок,

М. Я. Руднева. – М., 2010. – С. 59-69.

4. Галузин, А. Ф. О наркотизме и нарколоббизме в теории и практики обеспе-

чения безопасности личности, общества (государства) / А. Ф. Галузин // Пра-

во и политика. – 2007.– № 11. – С. 30-38.

5. Шереги, Ф. Э. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и мо-

лодёжи : доклад / Ф. Э. Шереги, С. Б. Зайцев. – М. : МГФПШК, 2004. – 119 с.

26



В раздел образования