Напоминание

Дисциплина на уроке


Автор: Середкина Фирая Фирдависовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ЧОУ СОШ
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дисциплина на уроке
Раздел: среднее образование





Назад




ДИСЦИПЛИНА НА УРОКЕ (методическое сообщение)

Вот они главные истины эти:

Поздно заметили… Поздно учли.

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)

Из всех шумов, какие только известны человечеству, музыка — шум са-

мый дорогой. (Теофиль Готье) К сожалению, на уроках музыки очень часто

бывает так, что из-за детского шума музыка практически неслышна. Конечно

все дети по-разному относятся к музыкальному искусству. Кто-то по-прежне-

му с уважением и восторгом, а кто-то, и, к сожалению, таких учеников стано-

вится все больше и больше, уверенно утверждает, что классическая музыка -

это пережиток прошлого. Такое отношение у детей формируется под влияни-

ем современного общества, семьи. В окружающем нас мире бытует мнение,

что музыка - это только развлечение, что для формирования личности она не

особо нужна. Поэтому предмет в школе стоит чуть ли не на последнем месте.

Родители снисходительно смотрят на отрицательные оценки по нему, считая,

что не всем дано петь. У учеников вырабатывается отношение к предмету

«музыка» как к чему-то не совсем обязательному. Если школьник получит

двойку по математике, то ему гарантированно влетит. А если по музыке?

Самое большее – снисходительно пожурят. Да и администрация некоторых

школ утверждает, что меньше 5 или, на крайний случай, 4 по нему и вовсе

ставить нельзя. Возникает вопрос: как наладить дисциплину на уроке?

Естественно сложно работать в таком направлении, не имея поддержки

от общества в целом, отсюда и вырастает самый глобальный путь для реше-

ния данной проблемы. Глобальный, самый объемный, трудный но и самый

верный. Общество просто обязано вспомнить и осознать, что музыка и искус-

ство испокон веку оказывало главное влияние на формирование личности в

целом. Издревле на Руси и за границей музыкальное искусство было элитар-

ным видом образования, оно доступно было лишь малому кругу населения, в

связи с тем, что его изучение было весьма затратным и дорогостоящем.

А сейчас оно стало доступно широкому кругу населения, который, к

большому сожалению, не ценит этого и не стремиться развить себя. Следова-

тельно, учителям нужно работать не только с детьми, а прежде всего с их ро-

дителями и им, в первую очередь, доказать, что музыка нужна, важна и обяза-

тельна для развития их детей. Отсюда, как по цепочке, наладится и отноше-

ние к предмету, и, соответственно, дисциплина на нем.

Это первый и самый главный шаг в налаживании дисциплины на уроках

музыки. Но, сетуя на современное общество и родителей, которым «нет ника-

кого дела до эстетического воспитания детей», учитель не должен забывать

об очень важном принципе: "начни с себя". Каждый учитель знает, что чтобы

дисциплина

была

удовлетворительной

нужно

суметь

удержать

внимание

своих учеников, а как это сделать? На помощь могут прийти различные креа-

тивные подходы к планированию своего урока, интересные музыкальные пау-

зы, когда учитель может продемонстрировать свой талант ученикам, тем са-

мым показать детям, что с ними работает настоящий профессионал. Обучить-

ся ораторскому мастерству, чтобы уметь увлекать своим рассказом слуша-

телей, использовать в работе различные современные технологии и инстру-

менты, чтобы разнообразить урок, сделать его интересным, повышать свою

квалификацию, чтоб не отставать от новых передовых методик в сфере пре-

подавания.

Однако многие учителя используют этот путь и активно в нем работают,

а дисциплина на уроках все равно оставляет желать лучшего. Бывает и так,

что высококвалифицированный специалист перепробует уже все способы и

методы, а дети остаются глухи к его призыву, к его трудам, и у учителя начи-

нают опускаться руки, происходит, так называемое, "профессиональное выго-

рание".

Бывают разные классы. Есть такие, с которыми работать одно наслажде-

ние: дети собраны, организованы, выполняют требования, относятся к учеб-

ному процессу творчески. Но есть и такие, на урок к которым идешь как в

бой. Причем, неизвестно, на чьей стороне будет победа.

К урокам в таких классах готовиться нужно особо тщательно: запасаться

всевозможными неординарными материалами по теме, презентациями, под-

бирать необычный репертуар для слушания и разучивания. Ни криками, ни

угрозами, ни постоянными нудными нотациями дисциплины на уроке не до-

биться. Будет еще хуже.

Итак, о каких правилах должен помнить учитель музыки ежедневно, го-

товясь к урокам и приходя на них.

1.

Сделайте четкое разграничение всех этапов урока. Выделите ор-

ганизационный момент, озвучьте перед учащимися цели и задачи урока. Чет-

кое поэтапное распределение времени на уроке стимулирует учащихся к бо-

лее ответственному подходу к процессу обучения.

2.

Разнообразьте методы и средства обучения на уроке. Чем ин-

тереснее урок, тем меньше времени остается ученикам для посторонних за-

нятий. Эффективным способом организации плодотворной учебной деятель-

ности является групповая творческая работа. Постарайтесь включить абсо-

лютно всех учащихся в ход урока, не ограничивайтесь общением только с

сильными учениками.

3.

Краткость – сестра таланта. Лучший способ наладить дисциплину

в классе – заинтересовать учеников. В этом поможет лаконичность. Матери-

ал, который подается четко, кратко, структурированно и без воды, лучше вос-

принимается детьми любого возраста и хорошо у них откладывается. Если

дети будут знать, что каждое слово учителя имеет важное значение, они не

станут отвлекаться и делать на уроке что-то постороннее, чтобы занять время

до звонка.

Отсутствие в речи лишних слов, фраз, конструкций паразитов по-

кажет классу, что учитель уверен в себе, держит ситуацию под контро-

лем, потратил много времени на подготовку. Простые предложения поз-

воляют четко излагать свои мысли, не сбиваться, не делать оговорки,

которые вызывают веселье аудитории.

4.

Уважайте личность ребенка. Не допускайте уничижительных слов

и действий по отношению к слабым учащимся. Ваша задача – видеть челове-

ка в каждом ученике, пусть он даже и «отъявленный хулиган», и «двоечник».

Такие дети, как правило, чувствуя, что к ним относятся с уважением, стара-

ются соответствовать ожиданиям учителя и ведут себя хорошо.

5.

Ваши действия как педагога должны иметь четкую направлен-

ность и нести смысловую нагрузку. Если учащиеся заметят, что вы сами не

знаете, что дальше делать или чем заниматься на уроке,

дисциплина будет

утеряна. Поэтому необходим четкий поурочный план действий.

6.

Не отвлекайтесь от учеников. Сидеть за столом и перебирать до-

кументы — конечно, приятное занятие. Но одновременно это знак для ваших

учеников, что пришло время отвлечься и поговорить. Будьте активны: пере-

мещайтесь по комнате, проверяйте, что поняли ученики, задавайте вопросы.

Речь идёт не о роли дознавателя или полицейского, а об общении с ними.

Невербальные знаки внимания учителя, например, улыбка или зри-

тельный контакт, могут существенно сократить психологическую или

физическую дистанцию. Такое поведение также вызывает у учеников

более позитивные чувства по отношению к учителю и предмету в це-

лом, одновременно улучшая поведение в классе.

7.

Многие учителя считают, что залог успеха педагога в умении

перекричать школьников. На самом деле, проще наладить дисциплину в клас-

се без крика. Надо показать слушателям, что за их внимание никто не собира-

ется бороться. При этом надо довести до их сведения, что излагаемый на уро-

ках материал будет с них спрашиваться. Если педагог из-за их поведения не

сможет довести до них всю необходимую информацию, пострадают от этого

только они. Не стоит пытаться рассказать хоть что-то, пока в классе идут раз-

говоры, стоит монотонный гул. Школьники должны понимать, что допусти-

мой на занятии может быть только полная тишина.

Лучше всего в такой момент остановиться, замолчать, выждать па-

узу. Когда в классе наступит тишина, спокойным тоном объясните, что

вы не будете вести урок дальше, пока не будет порядка. Как правило,

это действует.

8.

Если учитель на уроке теряет контроль над ситуацией, он обычно

начинает нервничать, повышает голос, ускоряет темп речи, делает ее более

пронзительной. Это еще больше распаляет аудиторию, создает дополнитель-

ные проблемы, привносит в атмосферу хаос. Объясняется это просто – на

фоне шума детям проще переговариваться, поэтому они инстинктивно повы-

шают уровень звука. Держать дисциплину на уроке намного проще, говоря

тихим и спокойным, но разборчивым голосом. При появлении гула или шума

звук следует еще немного приглушить, тогда ученики тоже станут тише, что-

бы им не пришлось прислушиваться к словам.

9.

Неплохо

действуют

различные

игровые

системы

поощрения.

Например, можно разработать совместно с детьми систему очков, которые

можно набрать во время уроков, а в последствии потратить их на просмотр

мультфильма на уроке, разучивание популярной песни и т.п.

10.

Хвалите за хорошее поведение. Хвалить за хорошее поведение и

игнорировать плохое, а не наказывать за него, помогает сделать учебный про-

цесс более эффективным. Не стоит концентрироваться на конкретных учени-

ках, а лучше хвалить весь класс за то, что нужно улучшить. Например, стоит

сказать: «Отличная работа, сегодня вы быстро сели по местам». Конечно же,

гораздо проще поставить за поведение оценку 2, но тогда справедливым бу-

дет и поставить 5 за хорошее поведение. Но, к сожалению, часто учителя за-

бывают об этом.

11.

Урок – не место для выяснения отношений. Ученик, не уважаю-

щий учителя и других учеников – не редкость. Многие хулиганы буквально

провоцируют своим поведением педагога или окружающих, чтобы затеять

свору, начать разбирательства, отнять время у всего класса. Нельзя поддавать-

ся на такие провокации, пытаться найти виновных, разбираться в ситуации

прямо на занятии. Если у детей есть претензии друг к другу или к учителю,

надо озвучить, что обсуждаться вопрос будет только после урока. Это помо-

жет научить ребенка слушать и слышать учителя, даст понять нарушителям

спокойствия, что их действия не позволят сорвать занятие, а лишь навлекут

на них недовольство окружающих.

Дисциплина в классе при правильном подходе достигается всего за

несколько уроков. После чего ее достаточно поддерживать с помощью про-

стых приемов. При этом не стоит думать, что один и тот же учитель не

может исправить вышедшую из-под контроля ситуацию. Если он способен

поменять свое поведение, то и дети отреагируют на это должным образом.

«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорцио-

нально любви к ним». (Иоганн Песталоцци)



В раздел образования