Автор: Чумакова Наталья Геннадьевна
Должность: учитель химии,биологии,классный руководитель
Учебное заведение: Мбоу "Сош №20 г.Владивостока"
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Психологический комфорт на уроках химии и биологии"
Раздел: полное образование
Создание психологического комфорта на уроках химии и биологии.
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах,
среди которых особое место занимает урок.
Под комфортом подразумевается условия жизни, пребывания, обстановка,
обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И.
Ожегов).
Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе
жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия,
удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это
условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет
необходимости от кого-либо защищаться.
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя
спокойно, нет необходимости защищаться.
В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность,
происходит очеловечивание процесса обучения, создается условия для развития интересов
и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов,
вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от
осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.
Очень важен психологический комфорт, психологический климат на уроке, который
проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на
эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения
учителя и ученика.
Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон»,
подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного
коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:
1.
Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях
можно критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм
воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не
причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
2.
Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость,
готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
3.
Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен
чувствовать своей обособленности и беззащитности;
4.
Разумная и полезная деятельность всех на уроке;
5.
Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Учителю важно помнить, что психологический комфорт на уроке начинается
создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший аспект
психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с
детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он
радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и
многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.
Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:
1.
Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить
себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще
желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной
форме.
2.
Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной
модальности, можно выразить в деликатной форме.
3.
Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся,
а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно
реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.
Существуют принципы создания атмосферы психологического комфорта в классе,
разработанные психологом - гуманистом Карлом Роджерсом:
1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен
демонстрировать детям свое полное к ним доверие;
2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих
как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;
3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к
учению;
4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому
всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или
иной задачи;
5) Важно, чтобы в такой роли учитель выступал для каждого ученика;
6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы
и принимать его;
7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;
8 Он должен открыто выражать группе свои чувства;
9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и
переживания каждого школьника;
10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.
Химия, действительно, один из сложнейших школьных предметов. И в силу особенностей
программы, и в силу того, что государству грамотный потребитель нынче не нужен,
иначе как объяснить сокращение часов на изучение нашего предмета?
Хотя на самых первых уроках мы, учителя химии, все вспоминаем слова М.В.Ломоносова
о том, что широко простирает химия руки свои в дела человеческие, обращаем внимание
детей на то, что куда не кинешь свой взор – продукты, полученные не без помощи химии.
Знать основы этой науки необходимо, чтобы уметь выживать в мире химических веществ.
Знание химии – это наш комфорт и безопасность.
«Не о том вам надо думать, каким вас давят прессом, а о том, как вести себя под
давлением» (Аркадий и Борис Стругацкие)
Я учитель. И моя цель, конечно, дать базовые химические знания учащимся, но важнее, я
считаю, мотивировать ребенка вообще на учение, его стремление познавать, новые знания
применять в различных ситуациях.
Научить преодолевать трудности и получать от этого радость. В наше время это очень
важно, когда вокруг ребенка столько соблазнов, так легко стать зависимым от алкоголя,
наркотиков, игр, в том числе и компьютерных и т.д.
Позитивный характер учебной деятельности учащегося возможен при выполнении ряда
одинаково важных условий на всех этапах учебного процесса:
Личная заинтересованность учащегося в учебном предмете;
Отношение родителей или других референтных лиц к учебе в целом и к отдельным
предметам
Взаимоотношения, которые складываются у учащегося с учителем химии, стиль
преподавания и общения учителя.
Мне очень важно, чтобы дети хотели ко мне идти на урок, чтобы на моих занятиях им
было комфортно. Тогда будет и результат.
Любой урок начинается со «входа», так называемого организационного момента. И хотя
он занимает минимальное количество минут, именно этот момент обеспечит хороший
эмоциональный настрой на всю работу. Можно в полушуточной манере познакомить с
планом урока: «Сначала восхитимся глубокими знаниями…, потренируем мозги –
порешаем задачи…, вытащим из тайников памяти кое-что ценное…» Можно использовать
короткий и простой опрос, цель которого — настроить ребенка на работу, а не устроить
стресс с головомойкой. Например, «найди лишнего:
А) известняк, мел, мрамор, малахит;
Б) углерод, алмаз, графит, карбид.»
После подобного начала работать можно спокойно дальше, позитивный настрой создан.
По ходу урока каждый учитель использует свои приемы дл поддержания
психологического комфорта:
мозговой штурм,
лабораторный эксперимент,
загадка с отсроченной отгадкой,
решение проблемной ситуации, например, почему у мясного бульона появился привкус
мыла?
«черный ящик», например: находится вещество, которое в 1802 году впервые выделил из
виноградного сока французский химик Жозеф Луи Пруст. Это вещество твердое, сладкое
на вкус, хорошо растворимое на вкус и т.д.
Какой же химик не любит решать задачи? Условие можно сформулировать и так: Вася
решил сжечь 0,4 моль серы. Сколько литров ядовитого сернистого газа попадет в
атмосферу в результате этого эксперимента Васи?
Неизвестные террористы для одной пакостной проделки получили 100 г серной кислоты.
Сколько молей оксида серы (VI) они растворили для этого в воде?
Федя подмешивал сахар в суп Клавдии Петровны. Сколько граммов сахара получит на
обед сегодня Клавдия Петровна, если в 250 мл (плотностью 1,1 г/мл) содержится теперь
30% этого калорийного продукта?
Или о серной кислоте:
…А в городе тем временем
Шум и суета —
Наделает большой беды
Сбежавшая кислота:
Загубит всю природу
И высушит леса
Погибнет рыба в озере
И закипит вода
Разрушатся металлы.
Исчезнут провода….
Например, тема «Гидролиз солей». Рассматриваем гидролиз соли хлорида алюминия.
AlCl
3
→ Al + 3Cl
2
Представляем ситуацию: два пловца в воде. Какому пловцу через некоторое время
понадобится помощь?
Выписываем «слабый» ион, в роли спасателя — вода:
Al + НОН → AlОН + Н
2
«сильные пловцы» доплыли до соседнего берега, как ни в чем ни бывало вернулись
обратно
Al + НОН → AlОН + Н
2
Молекулярное уравнение 1-ой стадии гидролиза:
AlCl
3
+ Н
2
О → AlОНCl
2
+ НCl
«отдача электронов» — окисление
«взятие» — восстановление
Фенолфталеиновый – в щелочах малиновый.
Модель состояния веществ: твердые вещества – армейская дисциплина, жидкости –
дружеская вечеринка, газы – футбольный матч
При изучении изомерии органических веществ использую анаграммы:
Когда ты утром сел за стол
Тебе понадобился он
Когда же опыты проводишь
Ее ты быстренько находишь (Колба – бокал)
Я – газ редчайший на Земле
Мне близки радий и свинец
Но буквы переставить мне
И – я истории творец (Радон – народ)
В слове «катод», как и в слове «минус» — 5 букв, а в слове «анод», как и в слове «плюс»
— 4…
Заканчивается урок только на «положительном»: «Урок завершен. Успеха!»
И так приятно слышать в ответ: «Как? Уже?»
В состоянии комфортного общения две личности – учитель и ученик – начинают
образовывать некое общее эмоционально – психологическое пространство, в котором
разворачивается творческий процесс приобщения ученика к человеческой культуре,
разностороннего познания окружающей его действительности и себя самого, своих
возможностей и способностей, т.е разворачивается процесс социализации личности
ученика. Искусство общения учителя проявляется в том, как он находит контакты и
нужный тон с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни, каким способом
организует работу учащихся, включая их в решение учебно – познавательных задач, как он
создает креативную атмосферу на уроке, как использует свое воображение, интуицию.
«У меня получается, получится и у тебя!»