Напоминание

"Психологический комфорт на уроках химии и биологии"


Автор: Чумакова Наталья Геннадьевна
Должность: учитель химии,биологии,классный руководитель
Учебное заведение: Мбоу "Сош №20 г.Владивостока"
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Психологический комфорт на уроках химии и биологии"
Раздел: полное образование





Назад




Создание психологического комфорта на уроках химии и биологии.

Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах,

среди которых особое место занимает урок.

Под комфортом подразумевается условия жизни, пребывания, обстановка,

обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И.

Ожегов).

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе

жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия,

удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это

условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет

необходимости от кого-либо защищаться.

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя

спокойно, нет необходимости защищаться.

В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность,

происходит очеловечивание процесса обучения, создается условия для развития интересов

и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов,

вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от

осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.

Очень важен психологический комфорт, психологический климат на уроке, который

проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на

эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения

учителя и ученика.

Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон»,

подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного

коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:

1.

Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях

можно критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм

воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не

причинять ему никаких огорчений, не позорить его;

2.

Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость,

готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;

3.

Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен

чувствовать своей обособленности и беззащитности;

4.

Разумная и полезная деятельность всех на уроке;

5.

Умение быть сдержанным в движениях, словах.

Учителю важно помнить, что психологический комфорт на уроке начинается

создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший аспект

психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с

детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он

радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и

многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.

Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

1.

Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить

себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще

желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной

форме.

2.

Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной

модальности, можно выразить в деликатной форме.

3.

Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся,

а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно

реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Существуют принципы создания атмосферы психологического комфорта в классе,

разработанные психологом - гуманистом Карлом Роджерсом:

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен

демонстрировать детям свое полное к ним доверие;

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих

как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к

учению;

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому

всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или

иной задачи;

5) Важно, чтобы в такой роли учитель выступал для каждого ученика;

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы

и принимать его;

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;

8 Он должен открыто выражать группе свои чувства;

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и

переживания каждого школьника;

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Химия, действительно, один из сложнейших школьных предметов. И в силу особенностей

программы, и в силу того, что государству грамотный потребитель нынче не нужен,

иначе как объяснить сокращение часов на изучение нашего предмета?

Хотя на самых первых уроках мы, учителя химии, все вспоминаем слова М.В.Ломоносова

о том, что широко простирает химия руки свои в дела человеческие, обращаем внимание

детей на то, что куда не кинешь свой взор – продукты, полученные не без помощи химии.

Знать основы этой науки необходимо, чтобы уметь выживать в мире химических веществ.

Знание химии – это наш комфорт и безопасность.

«Не о том вам надо думать, каким вас давят прессом, а о том, как вести себя под

давлением» (Аркадий и Борис Стругацкие)

Я учитель. И моя цель, конечно, дать базовые химические знания учащимся, но важнее, я

считаю, мотивировать ребенка вообще на учение, его стремление познавать, новые знания

применять в различных ситуациях.

Научить преодолевать трудности и получать от этого радость. В наше время это очень

важно, когда вокруг ребенка столько соблазнов, так легко стать зависимым от алкоголя,

наркотиков, игр, в том числе и компьютерных и т.д.

Позитивный характер учебной деятельности учащегося возможен при выполнении ряда

одинаково важных условий на всех этапах учебного процесса:

Личная заинтересованность учащегося в учебном предмете;

Отношение родителей или других референтных лиц к учебе в целом и к отдельным

предметам

Взаимоотношения, которые складываются у учащегося с учителем химии, стиль

преподавания и общения учителя.

Мне очень важно, чтобы дети хотели ко мне идти на урок, чтобы на моих занятиях им

было комфортно. Тогда будет и результат.

Любой урок начинается со «входа», так называемого организационного момента. И хотя

он занимает минимальное количество минут, именно этот момент обеспечит хороший

эмоциональный настрой на всю работу. Можно в полушуточной манере познакомить с

планом урока: «Сначала восхитимся глубокими знаниями…, потренируем мозги –

порешаем задачи…, вытащим из тайников памяти кое-что ценное…» Можно использовать

короткий и простой опрос, цель которого — настроить ребенка на работу, а не устроить

стресс с головомойкой. Например, «найди лишнего:

А) известняк, мел, мрамор, малахит;

Б) углерод, алмаз, графит, карбид.»

После подобного начала работать можно спокойно дальше, позитивный настрой создан.

По ходу урока каждый учитель использует свои приемы дл поддержания

психологического комфорта:

мозговой штурм,

лабораторный эксперимент,

загадка с отсроченной отгадкой,

решение проблемной ситуации, например, почему у мясного бульона появился привкус

мыла?

«черный ящик», например: находится вещество, которое в 1802 году впервые выделил из

виноградного сока французский химик Жозеф Луи Пруст. Это вещество твердое, сладкое

на вкус, хорошо растворимое на вкус и т.д.

Какой же химик не любит решать задачи? Условие можно сформулировать и так: Вася

решил сжечь 0,4 моль серы. Сколько литров ядовитого сернистого газа попадет в

атмосферу в результате этого эксперимента Васи?

Неизвестные террористы для одной пакостной проделки получили 100 г серной кислоты.

Сколько молей оксида серы (VI) они растворили для этого в воде?

Федя подмешивал сахар в суп Клавдии Петровны. Сколько граммов сахара получит на

обед сегодня Клавдия Петровна, если в 250 мл (плотностью 1,1 г/мл) содержится теперь

30% этого калорийного продукта?

Или о серной кислоте:

…А в городе тем временем

Шум и суета —

Наделает большой беды

Сбежавшая кислота:

Загубит всю природу

И высушит леса

Погибнет рыба в озере

И закипит вода

Разрушатся металлы.

Исчезнут провода….

Например, тема «Гидролиз солей». Рассматриваем гидролиз соли хлорида алюминия.

AlCl

3

→ Al + 3Cl

2

Представляем ситуацию: два пловца в воде. Какому пловцу через некоторое время

понадобится помощь?

Выписываем «слабый» ион, в роли спасателя — вода:

Al + НОН → AlОН + Н

2

«сильные пловцы» доплыли до соседнего берега, как ни в чем ни бывало вернулись

обратно

Al + НОН → AlОН + Н

2

Молекулярное уравнение 1-ой стадии гидролиза:

AlCl

3

+ Н

2

О → AlОНCl

2

+ НCl

«отдача электронов» — окисление

«взятие» — восстановление

Фенолфталеиновый – в щелочах малиновый.

Модель состояния веществ: твердые вещества – армейская дисциплина, жидкости –

дружеская вечеринка, газы – футбольный матч

При изучении изомерии органических веществ использую анаграммы:

Когда ты утром сел за стол

Тебе понадобился он

Когда же опыты проводишь

Ее ты быстренько находишь (Колба – бокал)

Я – газ редчайший на Земле

Мне близки радий и свинец

Но буквы переставить мне

И – я истории творец (Радон – народ)

В слове «катод», как и в слове «минус» — 5 букв, а в слове «анод», как и в слове «плюс»

— 4…

Заканчивается урок только на «положительном»: «Урок завершен. Успеха!»

И так приятно слышать в ответ: «Как? Уже?»

В состоянии комфортного общения две личности – учитель и ученик – начинают

образовывать некое общее эмоционально – психологическое пространство, в котором

разворачивается творческий процесс приобщения ученика к человеческой культуре,

разностороннего познания окружающей его действительности и себя самого, своих

возможностей и способностей, т.е разворачивается процесс социализации личности

ученика. Искусство общения учителя проявляется в том, как он находит контакты и

нужный тон с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни, каким способом

организует работу учащихся, включая их в решение учебно – познавательных задач, как он

создает креативную атмосферу на уроке, как использует свое воображение, интуицию.

«У меня получается, получится и у тебя!»



В раздел образования