Напоминание

Логические задачи как средство развития мышления


Автор: Баранчук Татьяна Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО г.Иркутска "Дом детского творчества №1"
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Логические задачи как средство развития мышления
Раздел: дополнительное образование





Назад




Т. В. Баранчук

Логические задачи как средство развития мышления

Статья определяет логику как формирование мышления ребёнка, где главная роль

отводится логическим упражнениям, заданиям, играм.

К л юч е в ы е

с л ов а : мыслительные

операции,

наглядно-действенное

мышления, наглядно-образное, логическое мышление

Важное место в жизни человека, в том числе ребёнка, занимает мышление.

Именно мыслительные операции являются важным инструментом познания

окружающей действительности. Мышление у детей формируется к старшему

дошкольному возрасту. Поэтому при подготовке ребёнка к школе важное

значение имеет развитие мыслительных операций.В дальнейшем возрасте

происходит

переход

от

наглядно-действенного

мышления

к

наглядно-

образному,

затем

к

логическому

мышлению.

На

практике

мы

часто

сталкиваемся с ситуацией, когда ребёнок хорошо решает задачи в наглядно-

действенном

плане,

но

с

трудом

справляется

с

ними,

когда

эти

задачи

представлены в словесном плане.

На развитие мышления у детей главная роль отводится логическим играм,

упражнениям,

задачам,

которые

являются

основным

видом

деятельности

ребёнка.

Средством

решения

задач

в

словесном

плане

выступают

такие

мыслительные

операции,

как

анализ,

сравнение,

синтез,

классификация,

обобщение.

Особая

роль

отводится

логическим

задачам.

Основным

средством математического развития детей старшего дошкольного возраста

является

задача,

в

условиях

которой

отражаются

бытовые,

реальные

и

игровые ситуации. По определению А.М.Фридмана - задача представляет

собой вопрос, на который надо найти ответ, опираясь на условия, которые

указаны. По определению Е.М. Семёнова – задача, это рассказ, ответ на

который можно найти с помощью арифметических действий или логических

операций. Таким образом любое математическое задание мы рассматриваем

как задачу, выделив в нём условие и требование. Задачи являются одним из

средств

формирование

представлений

о

числе,

величине,

ориентации

в

пространстве и во времени, фигуре; развития у детей логического мышления,

сообразительности, смекалки. В работе с задачами совершенствуются умения

проводить

анализ

и

синтез,

раскрывать

основное,

обобщать

и

конкретизировать,

выделять

главное.

Решение

задач

способствует

воспитанию

терпения,

воли,

настойчивости,

способствует

побуждению

интереса к самому процессу поиска решения, даёт возможность испытать

удовлетворение

и

успех.

Для

выработки

определённых

математических

умений и навыков необходимо развивать логическое мышление, так как в

школе

им

понадобиться

применение

таких

мыслительных

операций

как

умение

сравнивать,

обобщать,

анализировать.

Поэтому

на

занятиях

со

старшими дошкольниками необходимо научить ребёнка решать проблемные

ситуации, делать выводы, приходить к логическому заключению. Логические

задачи

воспитывают

у

детей

познавательный

интерес,

способность

к

творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация

с элементами проблемности всегда вызывает интерес у детей. Они понимают,

что

для

правильного

решения

логической

задачи

надо

сосредоточиться,

осознают, что такая логическая задачка содержит в себе «подвох». Например:

рыбак поймал щуку, кита, осу, стрекозу. Сколько животных поймал охотник?

И для решения этой задачи надо понять, в чем тут хитрость. На занятиях

педагоги

стараются

обосновать

такое

средство,

как

логические

задания,

упражнения,

игры,

задачи.

И

прежде

всего

это:

сюжетные,

сказочные,

лабиринтные, аналитические, графические задания. Также важны задания

на

сравнение,

сопоставление,

обобщение,

отрицание.

При

решении

этих

задач первичным является анализ и сравнение. Анализ можно развивать,

когда мы увеличиваем объём свойств, по которым сравниваем предметы, или

количество предметов.

Затем усложняем анализ по глубине, когда от анализа и сравнения внешним,

не

всегда

существенным

признакам,

переводим

детей

к

сравнению

по

существенным признакам. Например: сравните 2 мячика. Что можно сказать?

Чем они похожи и чем они отличаются? Теперь оставляю один мяч, а вместо

другого мяча буду брать равные предметы (груша, земля, ткань, вода). Чем

больше предметов, тем больше свойств находим. Чтобы учить анализировать,

необходимо

формировать

и

развивать

способность

к

анализу.

Таким

действием является разбиение, классификация, когда формирование любой

логической операции идёт параллельно с другими логическими операциями.

Например:

произвести

разбиение

фигур

по

форме,

размеру,

цвету,

классификация от внешнего признака к существенным (зелёные растения и

жёлтые цветы). Где зелёные и жёлтые – внешние признаки, а деревья и цветы

существенные;

Детям очень нравятся задания на определение лишнего предмета (стол,

парта, тарелка, шкаф). Можно эти задачи усложнить и сравнить по двум

признакам: (воробей, самолёт, пчела, змея). Дети определяют, что самолёт это

не животные, а змея не летает.

На занятии широко применяется метод моделирования, где один предмет

заменяется другим, или графиком, чертежом, числовыми карточками, где

дети считают предметы и показывают их количество карточкой с цифрой.

Действенным средством развития мышления являются комбинаторные

задачи. При решении этих задач формируются такие качества как гибкость и

глубина. Например: на столе лежат 5 листиков тополя и 5 листиков рябины.

Нужно отобрать 5 листьев, в это количество входят листья тополя и рябины.

Дети показывают разные варианты состава числа 5.

Особое значение имеют игровые

упражнения, которые способствуют

проявлению умственной активности ребенка, помогают ему лучше освоить

свойства

и

отношения,

группировку

и

классификацию,

пространственно-

временные

отношения,

числа

и

цифры.

Последовательное

выполнение

игровых

действий,

основанное

на

анализе,

сравнении

и

обобщении,

стимулирует

развитие

мыслительных

способностей,

познавательных

интересов, целенаправленности и устойчивого внимания, умение выполнить

задание

до

конца.

В

ходе

выполнения

задания

ребенок

мыслит,

думает,

рассуждает,

обосновывает

свое

решение.

Познавательные

задачи,

включенные в занимательные сюжеты с участием знакомых персонажей,

предлагаются

детям,

чтобы

для

их

решения

требовалось

осознанное

выполнение

действий.

При

этом

достижения

ребенка

свидетельствуют

о

степени усвоения им учебно-игрового содержания.

Формирование

логических

форм

мышления

связано

с

освоением

мыслительных операций, интенсивно развивающихся в дошкольном возрасте.

При решении этих задач и упражнений неизвестное всегда связано с тем, что

уже

хорошо

знакомо

ребенку,

и

чтобы

их

решить

самостоятельно,

он

проявляет активную мыслительную деятельность: анализирует, сравнивает,

обобщает,

делает

выводы.

Такие

задачи

и

упражнения

предлагается

выполнять с

помощью

конкретных действий (дорисовать, обвести,

закрасить, показать стрелочкой и др.). Постепенно задания усложняются, и у

ребенка формируется умение решать логические задачи в уме, не выполняя

практических действий.

Таким

образом,

использование

нестандартного

средства

решение

логических задач, упражнений, игр на занятиях являются необходимостью в

обучении,

так

как

эффективно

способствуют

развитию

логического

мышления дошкольника.

Список литературы

1. Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей (Текст)

/ А. З. Зак// - М. : АРКТИ, 2013. – С.23-24.

2. Захарова, О. И. Первые уроки мышления (Текст) / О. И. Захарова // - М. :

-ООО «Юниверс Пресс», 2011. – С.56-63.

3. Куцакова, Л. В., Губарева, Ю. Н. 1000 познавательных игр для детей 6-8

лет (Текст)/ Л. В.Куцакова, Ю. Н.Губарева// - М, : АСТ. Астрель,» 2006.

-С.126 – 129.

4. Федина, О., Федин С. Занимательные задачи и головоломки для детей

(Текст) / О. и С. Федины, // - 2-е изд. - М. :Айрис Пресс, 2008. – С.112-114.



В раздел образования