Автор: Баранчук Татьяна Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО г.Иркутска "Дом детского творчества №1"
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Логические задачи как средство развития мышления
Раздел: дополнительное образование
Т. В. Баранчук
Логические задачи как средство развития мышления
Статья определяет логику как формирование мышления ребёнка, где главная роль
отводится логическим упражнениям, заданиям, играм.
К л юч е в ы е
с л ов а : мыслительные
операции,
наглядно-действенное
мышления, наглядно-образное, логическое мышление
Важное место в жизни человека, в том числе ребёнка, занимает мышление.
Именно мыслительные операции являются важным инструментом познания
окружающей действительности. Мышление у детей формируется к старшему
дошкольному возрасту. Поэтому при подготовке ребёнка к школе важное
значение имеет развитие мыслительных операций.В дальнейшем возрасте
происходит
переход
от
наглядно-действенного
мышления
к
наглядно-
образному,
затем
к
логическому
мышлению.
На
практике
мы
часто
сталкиваемся с ситуацией, когда ребёнок хорошо решает задачи в наглядно-
действенном
плане,
но
с
трудом
справляется
с
ними,
когда
эти
задачи
представлены в словесном плане.
На развитие мышления у детей главная роль отводится логическим играм,
упражнениям,
задачам,
которые
являются
основным
видом
деятельности
ребёнка.
Средством
решения
задач
в
словесном
плане
выступают
такие
мыслительные
операции,
как
анализ,
сравнение,
синтез,
классификация,
обобщение.
Особая
роль
отводится
логическим
задачам.
Основным
средством математического развития детей старшего дошкольного возраста
является
задача,
в
условиях
которой
отражаются
бытовые,
реальные
и
игровые ситуации. По определению А.М.Фридмана - задача представляет
собой вопрос, на который надо найти ответ, опираясь на условия, которые
указаны. По определению Е.М. Семёнова – задача, это рассказ, ответ на
который можно найти с помощью арифметических действий или логических
операций. Таким образом любое математическое задание мы рассматриваем
как задачу, выделив в нём условие и требование. Задачи являются одним из
средств
формирование
представлений
о
числе,
величине,
ориентации
в
пространстве и во времени, фигуре; развития у детей логического мышления,
сообразительности, смекалки. В работе с задачами совершенствуются умения
проводить
анализ
и
синтез,
раскрывать
основное,
обобщать
и
конкретизировать,
выделять
главное.
Решение
задач
способствует
воспитанию
терпения,
воли,
настойчивости,
способствует
побуждению
интереса к самому процессу поиска решения, даёт возможность испытать
удовлетворение
и
успех.
Для
выработки
определённых
математических
умений и навыков необходимо развивать логическое мышление, так как в
школе
им
понадобиться
применение
таких
мыслительных
операций
как
умение
сравнивать,
обобщать,
анализировать.
Поэтому
на
занятиях
со
старшими дошкольниками необходимо научить ребёнка решать проблемные
ситуации, делать выводы, приходить к логическому заключению. Логические
задачи
воспитывают
у
детей
познавательный
интерес,
способность
к
творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация
с элементами проблемности всегда вызывает интерес у детей. Они понимают,
что
для
правильного
решения
логической
задачи
надо
сосредоточиться,
осознают, что такая логическая задачка содержит в себе «подвох». Например:
рыбак поймал щуку, кита, осу, стрекозу. Сколько животных поймал охотник?
И для решения этой задачи надо понять, в чем тут хитрость. На занятиях
педагоги
стараются
обосновать
такое
средство,
как
логические
задания,
упражнения,
игры,
задачи.
И
прежде
всего
это:
сюжетные,
сказочные,
лабиринтные, аналитические, графические задания. Также важны задания
на
сравнение,
сопоставление,
обобщение,
отрицание.
При
решении
этих
задач первичным является анализ и сравнение. Анализ можно развивать,
когда мы увеличиваем объём свойств, по которым сравниваем предметы, или
количество предметов.
Затем усложняем анализ по глубине, когда от анализа и сравнения внешним,
не
всегда
существенным
признакам,
переводим
детей
к
сравнению
по
существенным признакам. Например: сравните 2 мячика. Что можно сказать?
Чем они похожи и чем они отличаются? Теперь оставляю один мяч, а вместо
другого мяча буду брать равные предметы (груша, земля, ткань, вода). Чем
больше предметов, тем больше свойств находим. Чтобы учить анализировать,
необходимо
формировать
и
развивать
способность
к
анализу.
Таким
действием является разбиение, классификация, когда формирование любой
логической операции идёт параллельно с другими логическими операциями.
Например:
произвести
разбиение
фигур
по
форме,
размеру,
цвету,
классификация от внешнего признака к существенным (зелёные растения и
жёлтые цветы). Где зелёные и жёлтые – внешние признаки, а деревья и цветы
существенные;
Детям очень нравятся задания на определение лишнего предмета (стол,
парта, тарелка, шкаф). Можно эти задачи усложнить и сравнить по двум
признакам: (воробей, самолёт, пчела, змея). Дети определяют, что самолёт это
не животные, а змея не летает.
На занятии широко применяется метод моделирования, где один предмет
заменяется другим, или графиком, чертежом, числовыми карточками, где
дети считают предметы и показывают их количество карточкой с цифрой.
Действенным средством развития мышления являются комбинаторные
задачи. При решении этих задач формируются такие качества как гибкость и
глубина. Например: на столе лежат 5 листиков тополя и 5 листиков рябины.
Нужно отобрать 5 листьев, в это количество входят листья тополя и рябины.
Дети показывают разные варианты состава числа 5.
Особое значение имеют игровые
упражнения, которые способствуют
проявлению умственной активности ребенка, помогают ему лучше освоить
свойства
и
отношения,
группировку
и
классификацию,
пространственно-
временные
отношения,
числа
и
цифры.
Последовательное
выполнение
игровых
действий,
основанное
на
анализе,
сравнении
и
обобщении,
стимулирует
развитие
мыслительных
способностей,
познавательных
интересов, целенаправленности и устойчивого внимания, умение выполнить
задание
до
конца.
В
ходе
выполнения
задания
ребенок
мыслит,
думает,
рассуждает,
обосновывает
свое
решение.
Познавательные
задачи,
включенные в занимательные сюжеты с участием знакомых персонажей,
предлагаются
детям,
чтобы
для
их
решения
требовалось
осознанное
выполнение
действий.
При
этом
достижения
ребенка
свидетельствуют
о
степени усвоения им учебно-игрового содержания.
Формирование
логических
форм
мышления
связано
с
освоением
мыслительных операций, интенсивно развивающихся в дошкольном возрасте.
При решении этих задач и упражнений неизвестное всегда связано с тем, что
уже
хорошо
знакомо
ребенку,
и
чтобы
их
решить
самостоятельно,
он
проявляет активную мыслительную деятельность: анализирует, сравнивает,
обобщает,
делает
выводы.
Такие
задачи
и
упражнения
предлагается
выполнять с
помощью
конкретных действий (дорисовать, обвести,
закрасить, показать стрелочкой и др.). Постепенно задания усложняются, и у
ребенка формируется умение решать логические задачи в уме, не выполняя
практических действий.
Таким
образом,
использование
нестандартного
средства
решение
логических задач, упражнений, игр на занятиях являются необходимостью в
обучении,
так
как
эффективно
способствуют
развитию
логического
мышления дошкольника.
Список литературы
1. Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей (Текст)
/ А. З. Зак// - М. : АРКТИ, 2013. – С.23-24.
2. Захарова, О. И. Первые уроки мышления (Текст) / О. И. Захарова // - М. :
-ООО «Юниверс Пресс», 2011. – С.56-63.
3. Куцакова, Л. В., Губарева, Ю. Н. 1000 познавательных игр для детей 6-8
лет (Текст)/ Л. В.Куцакова, Ю. Н.Губарева// - М, : АСТ. Астрель,» 2006.
-С.126 – 129.
4. Федина, О., Федин С. Занимательные задачи и головоломки для детей
(Текст) / О. и С. Федины, // - 2-е изд. - М. :Айрис Пресс, 2008. – С.112-114.