Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии на уроках химии"


Автор: Чумакова Наталья Геннадьевна
Должность: учитель химии,биологии,классный руководитель
Учебное заведение: Мбоу
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках химии"
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровьесберегающих технологии

на уроках химии и биологии

Аннотация

В

данной

работе

отражается

опыт

работы

преподавателя

по

проблеме

внедрения

здоровьесберегающих

технологий

в

курс

обучения

химии

в

учебных

заведениях,

готовящих будущих специалистов для пищевой отрасли. Автором приводятся конкретные

примеры по внедрению здоровьесберегающих технологий при изучении различных тем и

разделов

курса

химии,

как

на

уроках,

так

и

во

внеурочное

время.

Рассматриваются

вопросы

о

влиянии

достижений

химии

на

здоровье

людей

и

природы

в

целом,

о

правильном

процессе

использования

материалов

и

оборудования

на

уроках,

об

организации учебного процесса направленного на здоровьесбережение учащихся.

Введение

В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что здоровье – это

состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие

болезней

и

физических

дефектов.

Проблема здорового

поколения

с

каждым

годом

становится все более и более актуальной. Сегодня общество окончательно убедилось в

том, что молодые люди постепенно теряют интерес к самим себе, к своему развитию, к

своей судьбе и жизни в целом. Они не всегда задумываются о своем здоровье даже тогда,

когда болеют и не серьезно относятся к любым внезапным проявлениям того или иного

недуга. По данным НЦЗД РАМН в России за последние 5 лет в 13,5 раз повысилось

количество людей, в том числе и подростков, употребляющих наркотики; в 40 раз возросло

число людей, страдающих венерическими заболеваниями, в 2 раза увеличилось число

детей

с

хроническими

патологиями,

а

количество

детей

не

имеющих

отклонений

в

здоровье снизилось в 3 раза.

Характерно и то, что большинство

родителей на первое

место ставят не здоровье своих детей, а материальные блага.

В

последние

годы

в

нашем

обществе

духовные

приоритеты

заменены

материальными. Погоня за материальными благами превратилась в смысл жизни многих

людей. На первое место встает не обучение, а решение денежных вопросов. Всем понятно,

что на честно заработанные деньги прожить трудно, а «красивая жизнь» - не для всех, а

для тех, кто нарушает законы. Это вызывает дискомфорт в душе и мыслях не только у

взрослых,

но

и

подростков,

что оказывает отрицательное влияние на их психику и

нормальное

развитие:

они

начинают

злоупотреблять

алкоголем,

наркотиками,

приобщаются к сектам, азартным играм, бездумно и жестоко совершают преступления.

Героями подростков всё чаще становятся бандиты и «братки», стремительно взлетевшие

«из грязи в князи». За образец принимается поведение наглое, агрессивное, с ощущением

вседозволенности. Общение

с

позиции

силы

становится

единственным

аргументом

среди молодежи в разрешении споров, что связано с увеличением преступности среди

подростков. Возможно,

это

связано и с тем

,

что нарастает экологическая опасность,

возросли

информационные

перегрузки,

социальные

напряжения

и

идет

духовно-

нравственная деградация подростков, с которыми ребенок не в силах справиться сам. А

родителям

некогда,

так

как

они

заняты

созданием

для

семьи

материальных

благ

и

достатка.

В.А. Сухомлинский отмечал:

«Забота

о

здоровье

это

важнейший

труд

воспитателя.

От

здоровья

и

жизнерадостности

детей

зависит

их

духовная

жизнь,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Современная

медицина

занимается

не

здоровьем,

а

болезнями

(лечением

заболеваний), тогда как, одна из главных задач педагогов – сохранять и укреплять здоровье

своих

воспитанников.

Период

учебы

это

период

взросления

ребенка

и

привития

интереса к здоровому образу жизни, становления его как личности, формирования и

коррекции представлений о жизненных ценностях, это период формирования умений

заботы о своем здоровье и «здоровье» планеты.

Определено несколько сдоровьесберегающих направлений:

Учет особенностей учащихся;

Создание благоприятного психологическго климата;

Использование

приемов,

способствующих

появлению

и

сохранению

интереса к учебе;

Создание условий для самовыражения;

Инициация различных видов деятельности

Под здоровьесберегающими технологиями понимают различные приемы и критерии. К

основным критериям здоровьесберегающей организации урока относятся:

1.

Санитарно - гигиенические условия в классе:

( чистота, хорошее освещение кабинета и доски, оптимальная температура воздуха

в помещении)

1.

Разнообразные виды учебной деятельности детей :

опрос учащихся

беседа

рассказ

показ наглядных пособий

работа с дополнительным материалом и литературой

постановка проблемных вопросов

решение задач и выполнение упражнений

и преподавания:

словесный

наглядный

аудиовизуальный (через технические средства обучения)

самостоятельная работа

комбинированный

1.

Место и длительность применения ТСО.

2.

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и

здоровым образом жизни; формирование потребности в ЗОЖ.

3.

Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного детьми на учебную

деятельность. (Норма - не мене 60% и не более 80%.)

4.

Темп урока и заключительная часть урока

Негативно действуют на здоровье детей:

- быстрый темп, «скомканность» конца урока, практически без комментариев

записывание домашнего задания;

- задержка детей в классе после звонка.

И напротив, позитивное воздействие оказывает:

- спокойное завершение урока, когда учащиеся имеют возможность задать учителю

вопросы и он может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.

7. Психологический климат на уроке.

8. Качества учителя, которые по-разному воздействуют на психологическое здоровье

учащихся. Их можно поделить на 2 группы:

1.

группа – качества оказывающие негативное влияние на здоровье учеников:

Авторитарность и категоричность

Несдержанность,

вспыльчивость,

раздражительность,

непредсказуемость

поступков и реакций учителя

Равнодушие, безразличие

Недоброжелательность, злость, враждебность

1.

группа – качества, которые и формируют здоровый психологический климат на

уроке:

Способность к сочувствию, сопереживанию (эмпатии)

Способность к рефлексии

Умение владеть своими эмоциями, быстро приводить себя в оптимальное

психофизиологическое состояние.

Умение слушать.

Толерантность, способность терпимо относиться к различным проявлениям

жизни

Поиском

наиболее рациональных

путей

формирования

здорового

образа

жизни

детей занимаются социологи, психологи, медики и педагоги.

Сохранение здоровья нации

– задача общества в целом. Одним из наиболее важных направлений образования является

разработка

и

внедрение

в

обучение

и

воспитание здоровьесберегающего подхода. В

рамках

здоровьесберегающей

концепции

образования

встает

проблема

воспитания

у

учащихся потребности в здоровом образе жизни и выработки индивидуального способа

сберегающего здоровье поведения.

Сбережение здоровья учащихся на уроках химии

Здоровьесберегающее

обучение

и

воспитание

детей

предполагает реализацию

принципов

здорового

образа

жизни,

базирующихся

на

психолого-педагогических

и

медико-экологических

основах,

направленных

на

сохранение

духов ного,

интеллектуального и физического благополучия учащихся. Предмет химии неразрывно

связан с жизнедеятельностью человека, а подросток станет взрослым, будет работать по

избранной специальности, заниматься развитием общества и поэтому работа учителя

химика – бесконечный поиск. Основная линия совершенствования процесса обучения

учащихся

на

уроках

химии

реализация

идей

направленной

оптимизации,

которая

помогает

комплексно

решать

задачи

образования,

воспитания

и

развития

на

основе

реальных

возможностей

детей.

Внедрение

здоровьесберегающих

технологий

в

курс

химии, обусловлено необходимостью формирования осознанного отношения учащихся к

своему здоровью.

На

уроках

химии необходимо и очень важно формировать взгляды учащихся на

здоровый образ жизни. Работа учителя должна быть направлена на отказ учащихся от

разрушителей

здоровья: курение,

употребление

спиртных

напитков,

психотропных

и

наркотических средств, а так же употребления продуктов питания средств бытовой химии

содержащих токсины и яды. Нужно учить детей не только правильно питаться, но и

правильно

применять

средства

бытовой

химии, косметику и парфюмерию, состав и

влияние

на

организм

зачастую

нам

бывают

неизвестны.

Таким

образом,

знакомство

учащихся с веществами их химическими, физическими и биохимическими свойствами и

составом, это необходимый и важный процесс в формировании у детей стремления к

здоровому образу жизни.

Немало

важную

роль

в

сбережении

здоровья детей имеет процесс правильного

использования на уроках химии применяемого для демонстрации опытов и анализов

химической посуды и оборудования, наглядных пособий и образцов. Оптимальное их

применение

в

учебном

процессе дает

возможность

снизить

учебную

нагрузку

и

теоретический материал сделать более аргументированным и полезным в повседневной

жизни.

В здоровьесберегающих технологиях большое место отводится игровым урокам,

которые

способствуют

повышению

мотивации

и

активизации

учебной

деятельности

учащихся.

Одним из эффективных методов эдоровьесбережения и формирования знаний у

учащихся по курсу химии, это решение задач направленных на здоровый образ жизни.

Решея

такие

задачи,

учащиеся

невольно

становятся сопричастны

к

проблеме

формирования

здорового

образа

жизни.

В

задачи

по

курсу

химии

целесообразно

и

необходимо включать следующие проблемы:

-

влияние

некоторых

неорганических веществ

и

органических

соединений на

здоровье человека и окружающую среду;

- влияние отходов промышленной переработки и химической промышленности на

все живое;

- состав пищевых продуктов и влияние ингредиентов пищи на здоровье людей;

- применение бытовых химических средств в повседневной жизни, их влияние на

природу и здоровье человека.

Например: при изучении тем «Спирты и фенолы» и «Ароматические углеводороды»

в разделе органической химии, подробно рассматриваются вопросы о влиянии спиртов,

фенолов и других веществ этой группы на здоровье человека и природу. Особенно важно

показать учащимся действие алкоголя и наркотиков на подрастающий, развивающийся,

молодой

организм.

Алкогольная

и

наркотическая эйфория особенно вредна тем, что

требует

постоянного

повторения,

у

человека

вырабатывается

болезненная

привычка

испытывать это состояние вновь и вновь. А ведь эти вещества – яды. При изучении данной

темы более рационально использовать нетрадиционную форму обучения: урок – суд над

спиртами, урок – практикум, конференцию. На такие уроки можно и нужно приглашать

медицинского работника, который более профессионально расскажет о вреде спиртов,

фенолов и других психотропных веществ на здоровье подростка и природы. Хорошие

результаты по данной теме дает показ фильмов по антитабачной, антинаркотической и

антиалкогольной пропаганде. После просмотра фильма, учащиеся готовы к диалогу и

беседе, и большая часть подростков задумывается о вреде и ущербе который наносят себе

сами курением, употреблением алкоголя и наркотиков. Что является положительным

результатом в качестве обучения.

В

х о д е

у р о ко в в

разделе

«Общая

химия» можно

ввести

задачи

со

здоровьесберегающим направлением.Например: Решить задачу и сделать вывод о вреде

курения, если известно, что в дыме сигареты содержатся ядовитые вещества. «Определить

% содержание ядовитых веществ: табачного дегтя, синильной кислоты и оксида углерода,

если никотин составляет 2% от всего табачного дыма, а синильная кислота 1\2 часть

никотина, а табачного дегтя в 7, 5 раз больше чем никотина. Оксид углерода составляет 3\5

от табачного дегтя». Можно придумать другие задачи и для решения подобной задачи

учащимся предлагается воспользоваться таблицей, в которой указано содержание веществ

в дыме 1 сигареты.

Состав дыма сигареты:

Вещества

Количество

Никотин

3 мг

Фенол

120мкг

Цианистый водород

400 мкг

Оксид углерода

10мг

Формальдегид

100 мкг

Бензол

40 мкг

Изучая данные таблицы и решая задачи, учащиеся могут ответить на вопросы о

вреде курения и влиянии сигаретного дыма на природу, а также задуматься о том, стоит

ли курить или стоит отказаться от этого порока.

При ознакомлении учащихся со свойствами и применением альдегидов и кетонов

особое внимание следует уделить вопросу о вредном воздействии на природу и организм

человека нитрокрасок, ацетона и других растворителей, рассказать об их кумулятивном

свойстве и последующих рецидивах, о влиянии этих соединений на озоновый слой.

Изучая органическую химию практически во всех темах можно и нужно говорить о

влиянии органических соединений на здоровье человека и все живое в целом. Например: в

теме «Бытовая химия», учащимся предлагается описать состав любого моющего или

чистящего средства или освежителя воздуха или дезодоранта и т.п. Они должны не только

списать

состав

выбранного

средства,

но

и написать

химические

формулы

данных

компонентов, определить к какому классу они относятся, и каково их влияние на организм

и природу. А так же предложить свои способы и мероприятия по уменьшению вредного

воздействия средств бытовой химии на здоровье человека и экологию.

В последние годы очень много внимания уделяется вопросам рационального и

полноценного

пит ания

детей.

Как

изве стно

наиболее распространенными

«загрязнителями»

пищи

являются:

нитраты,

фенолы,

пестициды,

токсические

микроэлементы, тяжелые металлы. К опасным веществам глобального значения относятся

свинец и ртуть. О влиянии ртути учащиеся должны иметь не только представление, но и

уметь пользоваться теоретическими знаниями по предотвращению отравления ртутью и ее

парами в жизни.

Растения,

выращенные

вблизи

автомагистральных

путей,

химических

и

перерабатывающих

предприятий,

содержат

тяжелые

металлы

свыше

предельно

допустимых норм. При употреблении в пищу таких продуктов в организме человека и

животных накапливаются эти металлы и могут привести к отравлению организма.

Много

свинца накапливается в чае и зерне. Об этой и другой информации преподаватель химии

обязан говорить на уроках, проводить дискуссии на темы «Товары массового потребления

китайского и российского производства из полимеров» (посуда, игрушки, упаковочные

материалы и т.д.).

Особая

роль

на

теоретических

уроках

химии

отводится

изучению химического

состава пищи и влиянию компонентов пищи на здоровье человека. Учащиеся должны

знать, что любимый сахар, вездесущая соль, масло к чаю тоже не являются безвредными.

А также, что уважаемая многими детьми сублимированная лапша, сухие завтраки, супы

из пакетиков содержат консервант - глютомат натрия, превышение допустимой нормы

которого

вызывает

в

организме ребенка изменения

боль

в

желудке,

сонливость,

тошноту.

Допустимая

суточная

норма данного

вещества

для

взрослого

человека

составляет 1, 5 грамма, а для детей в 2 раза меньше. При изучении данной темы можно

предложить учащимся задачу на расчет количества глютомата натрия в сублимированном

картофеле или другом продукте. Например: задача «Рассчитать количество консерванта в

3 тоннах сублимированного картофеля, если известно, что на 1 килограмм продукта

добавили по 17 грамм глютомата натрия. Определить превышена норма или нет, сделать

вывод».

Большое внимание на уроках уделяется и пищевым красителям и их влиянию на

человека. Их добавляют в сладости, шипучие напитки, колбасу, горошек,

кукурузу и

другие

продукты.

При

изучении

данного

вопроса

более

продуктивно

провести

практическую работу по определению красителей и консервантов в продуктах питания.

Такой урок способствует более качественному изучению темы, и учащиеся могут сделать

вывод не только о наличии красителей и консервантов в продуктах питания, но и о

влиянии их на организм.

Заключение

Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии - это формирование из

учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о

жизни, со своими взглядами и принципами. Вопрос охраны здоровья детей в настоящее

время

является

злободневным

и

актуальным.

Человек,

не

знающий о

возможности

негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде

технических,

хозяйственных

и

бытовых

препаратов,

перестает

быть

хозяином

своего

здоровья. Знакомство

с

вредными воздействиями

бытовых

и

производственных

химических

соединений

на

человека

и

природу

это

необходимый

обязательный

компонент химического образования.

Источники:

1.

Научно – методический журнал «Классный руководитель» №6 М.,2013

2.

Журнал «Народное образование» М., №9 2006

3.

Интернет

«Здоровьесберегающие

технологии»,

http\\bankrabot.Com\\wolk

62709. Html & similar = 1, 2013



В раздел образования