Автор: Чумакова Наталья Геннадьевна
Должность: учитель химии,биологии,классный руководитель
Учебное заведение: Мбоу
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках химии"
Раздел: среднее образование
Здоровьесберегающих технологии
на уроках химии и биологии
Аннотация
В
данной
работе
отражается
опыт
работы
преподавателя
по
проблеме
внедрения
здоровьесберегающих
технологий
в
курс
обучения
химии
в
учебных
заведениях,
готовящих будущих специалистов для пищевой отрасли. Автором приводятся конкретные
примеры по внедрению здоровьесберегающих технологий при изучении различных тем и
разделов
курса
химии,
как
на
уроках,
так
и
во
внеурочное
время.
Рассматриваются
вопросы
о
влиянии
достижений
химии
на
здоровье
людей
и
природы
в
целом,
о
правильном
процессе
использования
материалов
и
оборудования
на
уроках,
об
организации учебного процесса направленного на здоровьесбережение учащихся.
Введение
В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что здоровье – это
состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней
и
физических
дефектов.
Проблема здорового
поколения
с
каждым
годом
становится все более и более актуальной. Сегодня общество окончательно убедилось в
том, что молодые люди постепенно теряют интерес к самим себе, к своему развитию, к
своей судьбе и жизни в целом. Они не всегда задумываются о своем здоровье даже тогда,
когда болеют и не серьезно относятся к любым внезапным проявлениям того или иного
недуга. По данным НЦЗД РАМН в России за последние 5 лет в 13,5 раз повысилось
количество людей, в том числе и подростков, употребляющих наркотики; в 40 раз возросло
число людей, страдающих венерическими заболеваниями, в 2 раза увеличилось число
детей
с
хроническими
патологиями,
а
количество
детей
не
имеющих
отклонений
в
здоровье снизилось в 3 раза.
Характерно и то, что большинство
родителей на первое
место ставят не здоровье своих детей, а материальные блага.
В
последние
годы
в
нашем
обществе
духовные
приоритеты
заменены
материальными. Погоня за материальными благами превратилась в смысл жизни многих
людей. На первое место встает не обучение, а решение денежных вопросов. Всем понятно,
что на честно заработанные деньги прожить трудно, а «красивая жизнь» - не для всех, а
для тех, кто нарушает законы. Это вызывает дискомфорт в душе и мыслях не только у
взрослых,
но
и
подростков,
что оказывает отрицательное влияние на их психику и
нормальное
развитие:
они
начинают
злоупотреблять
алкоголем,
наркотиками,
приобщаются к сектам, азартным играм, бездумно и жестоко совершают преступления.
Героями подростков всё чаще становятся бандиты и «братки», стремительно взлетевшие
«из грязи в князи». За образец принимается поведение наглое, агрессивное, с ощущением
вседозволенности. Общение
с
позиции
силы
становится
единственным
аргументом
среди молодежи в разрешении споров, что связано с увеличением преступности среди
подростков. Возможно,
это
связано и с тем
,
что нарастает экологическая опасность,
возросли
информационные
перегрузки,
социальные
напряжения
и
идет
духовно-
нравственная деградация подростков, с которыми ребенок не в силах справиться сам. А
родителям
некогда,
так
как
они
заняты
созданием
для
семьи
материальных
благ
и
достатка.
В.А. Сухомлинский отмечал:
«Забота
о
здоровье
–
это
важнейший
труд
воспитателя.
От
здоровья
и
жизнерадостности
детей
зависит
их
духовная
жизнь,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Современная
медицина
занимается
не
здоровьем,
а
болезнями
(лечением
заболеваний), тогда как, одна из главных задач педагогов – сохранять и укреплять здоровье
своих
воспитанников.
Период
учебы
–
это
период
взросления
ребенка
и
привития
интереса к здоровому образу жизни, становления его как личности, формирования и
коррекции представлений о жизненных ценностях, это период формирования умений
заботы о своем здоровье и «здоровье» планеты.
Определено несколько сдоровьесберегающих направлений:
Учет особенностей учащихся;
Создание благоприятного психологическго климата;
Использование
приемов,
способствующих
появлению
и
сохранению
интереса к учебе;
Создание условий для самовыражения;
Инициация различных видов деятельности
Под здоровьесберегающими технологиями понимают различные приемы и критерии. К
основным критериям здоровьесберегающей организации урока относятся:
1.
Санитарно - гигиенические условия в классе:
( чистота, хорошее освещение кабинета и доски, оптимальная температура воздуха
в помещении)
1.
Разнообразные виды учебной деятельности детей :
опрос учащихся
беседа
рассказ
показ наглядных пособий
работа с дополнительным материалом и литературой
постановка проблемных вопросов
решение задач и выполнение упражнений
и преподавания:
словесный
наглядный
аудиовизуальный (через технические средства обучения)
самостоятельная работа
комбинированный
1.
Место и длительность применения ТСО.
2.
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и
здоровым образом жизни; формирование потребности в ЗОЖ.
3.
Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного детьми на учебную
деятельность. (Норма - не мене 60% и не более 80%.)
4.
Темп урока и заключительная часть урока
Негативно действуют на здоровье детей:
- быстрый темп, «скомканность» конца урока, практически без комментариев
записывание домашнего задания;
- задержка детей в классе после звонка.
И напротив, позитивное воздействие оказывает:
- спокойное завершение урока, когда учащиеся имеют возможность задать учителю
вопросы и он может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.
7. Психологический климат на уроке.
8. Качества учителя, которые по-разному воздействуют на психологическое здоровье
учащихся. Их можно поделить на 2 группы:
1.
группа – качества оказывающие негативное влияние на здоровье учеников:
Авторитарность и категоричность
Несдержанность,
вспыльчивость,
раздражительность,
непредсказуемость
поступков и реакций учителя
Равнодушие, безразличие
Недоброжелательность, злость, враждебность
1.
группа – качества, которые и формируют здоровый психологический климат на
уроке:
Способность к сочувствию, сопереживанию (эмпатии)
Способность к рефлексии
Умение владеть своими эмоциями, быстро приводить себя в оптимальное
психофизиологическое состояние.
Умение слушать.
Толерантность, способность терпимо относиться к различным проявлениям
жизни
Поиском
наиболее рациональных
путей
формирования
здорового
образа
жизни
детей занимаются социологи, психологи, медики и педагоги.
Сохранение здоровья нации
– задача общества в целом. Одним из наиболее важных направлений образования является
разработка
и
внедрение
в
обучение
и
воспитание здоровьесберегающего подхода. В
рамках
здоровьесберегающей
концепции
образования
встает
проблема
воспитания
у
учащихся потребности в здоровом образе жизни и выработки индивидуального способа
сберегающего здоровье поведения.
Сбережение здоровья учащихся на уроках химии
Здоровьесберегающее
обучение
и
воспитание
детей
предполагает реализацию
принципов
здорового
образа
жизни,
базирующихся
на
психолого-педагогических
и
медико-экологических
основах,
направленных
на
сохранение
духов ного,
интеллектуального и физического благополучия учащихся. Предмет химии неразрывно
связан с жизнедеятельностью человека, а подросток станет взрослым, будет работать по
избранной специальности, заниматься развитием общества и поэтому работа учителя
химика – бесконечный поиск. Основная линия совершенствования процесса обучения
учащихся
на
уроках
химии
–
реализация
идей
направленной
оптимизации,
которая
помогает
комплексно
решать
задачи
образования,
воспитания
и
развития
на
основе
реальных
возможностей
детей.
Внедрение
здоровьесберегающих
технологий
в
курс
химии, обусловлено необходимостью формирования осознанного отношения учащихся к
своему здоровью.
На
уроках
химии необходимо и очень важно формировать взгляды учащихся на
здоровый образ жизни. Работа учителя должна быть направлена на отказ учащихся от
разрушителей
здоровья: курение,
употребление
спиртных
напитков,
психотропных
и
наркотических средств, а так же употребления продуктов питания средств бытовой химии
содержащих токсины и яды. Нужно учить детей не только правильно питаться, но и
правильно
применять
средства
бытовой
химии, косметику и парфюмерию, состав и
влияние
на
организм
зачастую
нам
бывают
неизвестны.
Таким
образом,
знакомство
учащихся с веществами их химическими, физическими и биохимическими свойствами и
составом, это необходимый и важный процесс в формировании у детей стремления к
здоровому образу жизни.
Немало
важную
роль
в
сбережении
здоровья детей имеет процесс правильного
использования на уроках химии применяемого для демонстрации опытов и анализов
химической посуды и оборудования, наглядных пособий и образцов. Оптимальное их
применение
в
учебном
процессе дает
возможность
снизить
учебную
нагрузку
и
теоретический материал сделать более аргументированным и полезным в повседневной
жизни.
В здоровьесберегающих технологиях большое место отводится игровым урокам,
которые
способствуют
повышению
мотивации
и
активизации
учебной
деятельности
учащихся.
Одним из эффективных методов эдоровьесбережения и формирования знаний у
учащихся по курсу химии, это решение задач направленных на здоровый образ жизни.
Решея
такие
задачи,
учащиеся
невольно
становятся сопричастны
к
проблеме
формирования
здорового
образа
жизни.
В
задачи
по
курсу
химии
целесообразно
и
необходимо включать следующие проблемы:
-
влияние
некоторых
неорганических веществ
и
органических
соединений на
здоровье человека и окружающую среду;
- влияние отходов промышленной переработки и химической промышленности на
все живое;
- состав пищевых продуктов и влияние ингредиентов пищи на здоровье людей;
- применение бытовых химических средств в повседневной жизни, их влияние на
природу и здоровье человека.
Например: при изучении тем «Спирты и фенолы» и «Ароматические углеводороды»
в разделе органической химии, подробно рассматриваются вопросы о влиянии спиртов,
фенолов и других веществ этой группы на здоровье человека и природу. Особенно важно
показать учащимся действие алкоголя и наркотиков на подрастающий, развивающийся,
молодой
организм.
Алкогольная
и
наркотическая эйфория особенно вредна тем, что
требует
постоянного
повторения,
у
человека
вырабатывается
болезненная
привычка
испытывать это состояние вновь и вновь. А ведь эти вещества – яды. При изучении данной
темы более рационально использовать нетрадиционную форму обучения: урок – суд над
спиртами, урок – практикум, конференцию. На такие уроки можно и нужно приглашать
медицинского работника, который более профессионально расскажет о вреде спиртов,
фенолов и других психотропных веществ на здоровье подростка и природы. Хорошие
результаты по данной теме дает показ фильмов по антитабачной, антинаркотической и
антиалкогольной пропаганде. После просмотра фильма, учащиеся готовы к диалогу и
беседе, и большая часть подростков задумывается о вреде и ущербе который наносят себе
сами курением, употреблением алкоголя и наркотиков. Что является положительным
результатом в качестве обучения.
В
х о д е
у р о ко в в
разделе
«Общая
химия» можно
ввести
задачи
со
здоровьесберегающим направлением.Например: Решить задачу и сделать вывод о вреде
курения, если известно, что в дыме сигареты содержатся ядовитые вещества. «Определить
% содержание ядовитых веществ: табачного дегтя, синильной кислоты и оксида углерода,
если никотин составляет 2% от всего табачного дыма, а синильная кислота 1\2 часть
никотина, а табачного дегтя в 7, 5 раз больше чем никотина. Оксид углерода составляет 3\5
от табачного дегтя». Можно придумать другие задачи и для решения подобной задачи
учащимся предлагается воспользоваться таблицей, в которой указано содержание веществ
в дыме 1 сигареты.
Состав дыма сигареты:
Вещества
Количество
Никотин
3 мг
Фенол
120мкг
Цианистый водород
400 мкг
Оксид углерода
10мг
Формальдегид
100 мкг
Бензол
40 мкг
Изучая данные таблицы и решая задачи, учащиеся могут ответить на вопросы о
вреде курения и влиянии сигаретного дыма на природу, а также задуматься о том, стоит
ли курить или стоит отказаться от этого порока.
При ознакомлении учащихся со свойствами и применением альдегидов и кетонов
особое внимание следует уделить вопросу о вредном воздействии на природу и организм
человека нитрокрасок, ацетона и других растворителей, рассказать об их кумулятивном
свойстве и последующих рецидивах, о влиянии этих соединений на озоновый слой.
Изучая органическую химию практически во всех темах можно и нужно говорить о
влиянии органических соединений на здоровье человека и все живое в целом. Например: в
теме «Бытовая химия», учащимся предлагается описать состав любого моющего или
чистящего средства или освежителя воздуха или дезодоранта и т.п. Они должны не только
списать
состав
выбранного
средства,
но
и написать
химические
формулы
данных
компонентов, определить к какому классу они относятся, и каково их влияние на организм
и природу. А так же предложить свои способы и мероприятия по уменьшению вредного
воздействия средств бытовой химии на здоровье человека и экологию.
В последние годы очень много внимания уделяется вопросам рационального и
полноценного
пит ания
детей.
Как
изве стно
наиболее распространенными
«загрязнителями»
пищи
являются:
нитраты,
фенолы,
пестициды,
токсические
микроэлементы, тяжелые металлы. К опасным веществам глобального значения относятся
свинец и ртуть. О влиянии ртути учащиеся должны иметь не только представление, но и
уметь пользоваться теоретическими знаниями по предотвращению отравления ртутью и ее
парами в жизни.
Растения,
выращенные
вблизи
автомагистральных
путей,
химических
и
перерабатывающих
предприятий,
содержат
тяжелые
металлы
свыше
предельно
допустимых норм. При употреблении в пищу таких продуктов в организме человека и
животных накапливаются эти металлы и могут привести к отравлению организма.
Много
свинца накапливается в чае и зерне. Об этой и другой информации преподаватель химии
обязан говорить на уроках, проводить дискуссии на темы «Товары массового потребления
китайского и российского производства из полимеров» (посуда, игрушки, упаковочные
материалы и т.д.).
Особая
роль
на
теоретических
уроках
химии
отводится
изучению химического
состава пищи и влиянию компонентов пищи на здоровье человека. Учащиеся должны
знать, что любимый сахар, вездесущая соль, масло к чаю тоже не являются безвредными.
А также, что уважаемая многими детьми сублимированная лапша, сухие завтраки, супы
из пакетиков содержат консервант - глютомат натрия, превышение допустимой нормы
которого
вызывает
в
организме ребенка изменения
–
боль
в
желудке,
сонливость,
тошноту.
Допустимая
суточная
норма данного
вещества
для
взрослого
человека
составляет 1, 5 грамма, а для детей в 2 раза меньше. При изучении данной темы можно
предложить учащимся задачу на расчет количества глютомата натрия в сублимированном
картофеле или другом продукте. Например: задача «Рассчитать количество консерванта в
3 тоннах сублимированного картофеля, если известно, что на 1 килограмм продукта
добавили по 17 грамм глютомата натрия. Определить превышена норма или нет, сделать
вывод».
Большое внимание на уроках уделяется и пищевым красителям и их влиянию на
человека. Их добавляют в сладости, шипучие напитки, колбасу, горошек,
кукурузу и
другие
продукты.
При
изучении
данного
вопроса
более
продуктивно
провести
практическую работу по определению красителей и консервантов в продуктах питания.
Такой урок способствует более качественному изучению темы, и учащиеся могут сделать
вывод не только о наличии красителей и консервантов в продуктах питания, но и о
влиянии их на организм.
Заключение
Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии - это формирование из
учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о
жизни, со своими взглядами и принципами. Вопрос охраны здоровья детей в настоящее
время
является
злободневным
и
актуальным.
Человек,
не
знающий о
возможности
негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде
технических,
хозяйственных
и
бытовых
препаратов,
перестает
быть
хозяином
своего
здоровья. Знакомство
с
вредными воздействиями
бытовых
и
производственных
химических
соединений
на
человека
и
природу
–
это
необходимый
обязательный
компонент химического образования.
Источники:
1.
Научно – методический журнал «Классный руководитель» №6 М.,2013
2.
Журнал «Народное образование» М., №9 2006
3.
Интернет
«Здоровьесберегающие
технологии»,
http\\bankrabot.Com\\wolk
–
62709. Html & similar = 1, 2013