Автор: Лебедева Инесса Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования (хор)
Учебное заведение: МБУ ДОД ДШИ №7
Населённый пункт: Город Самара, Самарская область
Наименование материала: Модель открытого занятия по хору
Тема: " Использование канонов на начальном этапе работы над двухголосием в младшем хоре"
Раздел: дополнительное образование
МОДЕЛЬ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ХОРУ
НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Предмет Хор
Класс 2 - 3
Автор образовательной программы, тип программы
Лебедева И.В.« Адаптированная образовательная программа по хору»
Тема занятия ««Использование канонов на начальном этапе работы над
2-хголосием в младшем хоре»
Структура занятия, рекомендуемый материал
Орг. момент Музыкальное приветствие (пальцы нотоносец); Зарядка-
релаксация;
Артикуляционная
гимнастика;
Дыхательная
гимнастика;
Звукоподражательная игра; Распевание; Гамма с ладовыми жестами.
Введение
в
тему
занятия
(канон)
;
Вокально-хоровая
работа
(музыкально-дидактические игры); Закрепление нового материала на
вокальных произведениях; Повторение пройденного; Обобщение.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н..; Комплекс упражнений
Емельянова В.В.; Песни-попевки с текстом и на слоги; «Канон»-
определение, объяснение; Музыкально-дидактические игры: «
Кукушечка», «Бежим по звукоряду», «Музыкальное эхо», «
Интервальная лесенка», С- dur каноном с жестами. Чтение стихов
каноном, «Братец Якоб» на русском, на французском языках;
Поплянова Е. «Шла веселая собака» (канон)
1.
Актуализация знаний.
Основные задачи педагога:
-Актуализация имеющихся знаний у обучающихся об унисоне,
гармоническом слухе, определение и объяснение значения слова «канон».
При помощи музыкально-дидактических игр формировать у обучающихся
творческие, познавательные, организаторские способности. Развивать
внимание, умение общаться в коллективе.
Формировать умение задавать вопросы по пройденной теме.
Цель: раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов
учебной и умственной деятельности учащихся.
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Орг.момент Музыкальное
приветствие.
Зарядка-релаксация.
Артикуляционная гимнастика,
дыхательная гимнастика, звуковая
гимнастика.
Музыкально-дидактические игры:
« Кукушечка», «Бежим по звукоряду»,
«Музыкальное эхо», « Интервальная
лесенка».
Теоретическая разминка (что такое:
пульс, ритм, регистр, лад, мажор,
минор, интервал, гамма, унисон,
канон)
Значение слова унисон (однозвучие).
В музыке кано
́
ном называется
полифоническое произведение, в
котором основная мелодия
сопровождается подобными ей,
вступающими через некоторый
промежуток времени после её начала
(латинские обозначения dux —
«вождь» и comes — «спутник»).
Объясняя простым языком
«запаздывание» Объяснение
графически на доске.
Сформулируйте цель урока, опираясь
на его тему. Используйте опорные
слова на доске
1.
Узнать...;
Вместе с учителем приветствуют
друг друга. Пальцы – нотоносец.
По нотам Ми, Ре, До – ЗДРАв-
СТВУЙ-ТЕ
Показ одного хориста, остальные
повторяют.
Поют применяя пластическое
дирижирование. Следят за
чистотой интонации.
Одни обучающиеся задают
вопросы, а другие отвечают. Слова
жирным шрифтом написаны на
доске. Совместно пытаемся
разобраться в значении слов на
песенных примерах.
Поем C- dur каноном, с показом
ладовых жестов. Делимся на две
группы.
Слушаем канон «братец Яков» на
французском языке. Вспоминаем
ранее разученную основную тему
песни «Шла веселая собака».
Делимся на две группы читаем
текст каноном.
Цель урока: узнать, что такое
канон; познакомиться с
особенностями канона;
учиться исполнять гамму каноном,
2.
познакомиться с особенностями
...;
3.
учиться исполнять ....
читать стихи каноном, петь
вокальные произведения.
2.
Этап целеполагания – постановка практической частной
познавательной (исполнительской, творческой…) задачи или определение
задачи обобщенного типа.
Основные задачи педагога:
- Формировать у обучающихся рефлексивных умений определять границу
между знанием и незнанием, умением и неумением;
- работать над выработкой навыка полифонического слышания;
- овладевать обобщенными способами приобретения новых знаний;
- работать над осознанным и чистым исполнением своей партии при
одновременном звучании другой;
-формировать у обучающихся познавательных мотивов учебной
деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;
- добиваться чистого унисона как основы развития гармонического слуха;
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
После всех элементов распевания,
вопрос: -Что самое главное в пении?
Перечисление: певческая установка,
чувство ритма, дикция, дыхание,
звукообразование, интонация…?
Подходим к значению слова унисон
Активно участвуют в беседе,
анализируют учебный материал с
целью постановки проблемы и
нахождении путей ее решения.
Считают, что все главное и над
всем надо усердно работать, и
контролировать себя и в певческой
позиции, и в интонации.
(однозвучие) Как один голос чистый и
прозрачный. А чистый унисон –
основа развития гармонического
слуха. А гармонический слух в свою
очередь представляет собой
способность воспринимать (в
одновременности) множество звуков
как единое целое.
Чтобы правильно исполнить канон,
надо слышать свою партию и слышать
и слушать партию другого голоса. Это
возможно при чистом унисоне (чистой
интонации), и при развитии
гармонического слуха.
В диалоге с учителем, высказывают
собственные мысли, обосновывают
свою точку зрения.
3.
Этап планирования.
Основные задачи педагога.
- Формировать у обучающихся способности анализировать, сравнивать
имеющийся учебный материал;
- определять содержание и последовательность действий для решения
поставленной задачи;
- воспитывать культуру делового общения, положительного отношения
учеников к мнению педагога, одноклассников;
- развивать у детей чувства уверенности в себе;
-формировать способности каждого обучающегося к участию в работе в
малых группах;
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
В музыке кано
́
ном называется
полифоническое произведение, в
котором основная мелодия
сопровождается подобными ей,
вступающими через некоторый
промежуток времени после её начала
(латинские обозначения dux —
«вождь» и comes — «спутник»).
Простое объяснение – запаздывание.
Концертмейстер и хормейстер
исполняют каноны « Братец Якоб»,
«Шла веселая собака», «Славим мир».
Что объединяет эти произведения?»
Одним словом.
Можно самим сочинить канон? Или
по группам или индивидуально.
Сначала берем простые четверостишья
и читаем. «Жук», «Серый еж»,
«Паровоз»… А затем сочиняем на
стихи простую мелодию.
Дома сочинить свой маленький канон.
Лучший исполним на концерте.
Закрепляют значение слова.
C-dur c жестами каноном.
Поют по руке «учителя»
Внимательно следят за показом.
Так как спросить могут любого.
Одновременно следят за певческой
позицией, артикуляцией,
звукообразованием.
Каноны. Объясняют значение,
поют, стараясь удержать свою
партию.
Можно.
Лучшую мелодию выбирают дети.
Поют.
4 этап. Учебные действия по реализации плана.
Основные задачи педагога:
- Формировать вокально-хоровых навыков и умений; развитие
гармонического слуха;
- добиваться чистого унисона как основы развития гармонического слуха;
- развивать художественно-образное мышления ребенка как основу
развития творческой личности;
- помогать овладевать обучающимся умением осуществлять самоконтроль,
корректировку действий;
- поощрять доброжелательное взаимодействие обучающихся, работу в
группе, сотрудничество.
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Предлагается считалочка:
Ехал Лунтик на тележке, раздавал он
всем орешки. Кому два, кому три,
дирижером будешь ты.
По считалочке выбрать «дирижера»
(учителя). Игра «Сломанный
телевизор».
«Дирижер» меняется. Вызывает две
пары
участников (4 человека)
ФИЗМИНУТКА
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Считалочку поет педагог и выбирает
«дирижера»
Исполняют в унисон канон «Шла
веселая собака».
«Дирижер» волшебной палочкой
включает артистов, которые поют про
себя без звука. Включив – появляется
звук. Получается цепочка
исполнителей, которые поют по
одному. «Дирижер» сам оценивает
певцов и говорит замечания.
Игра Аниматоры. Первая пара поет
канон, вторая показывает движения,
затем меняются.
Оценивают себя сами.
То же повторяют с каноном «Братец
Якоб»
5 этап. Рефлексия (итог занятия)
Основные задачи педагога:
- Формировать умение обобщать полученные на уроке сведения:
- воспитывать способность у обучающихся объективно оценивать меру
своего продвижения к цели занятия;
- вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей.
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Чему учились на занятии?
Чтобы знанья были впрок,
Кратко повторим урок!
- С какими новыми музыкальными
определениями мы познакомились
сегодня на уроке?
- Из чего состоит канон
- Нарисуйте на доске.
Сложно петь каноны?
- До свидания
Унисон, полифония, гармонический
слух, канон.
Мелодия – вождь, мелодия - спутник.
Да!
Принимают участие в итоговой
беседе. Делают вывод.
-До свидания, спасибо за урок.
Пальцы-нотоносец. Исполняют по
Т53(Cdur) по нисходящему
движению.