Автор: Ирина Николаевна Панфилова
Должность: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Учебное заведение: МУДО Сурская ДШИ им. А.В.Абуткова
Населённый пункт: Ульяновская обл. р. п. Сурское
Наименование материала: Творческое развитие детей на уроках музыкальной литературы
Тема: Развитие творческих способностей детей на уроках музыкальной литературы
Раздел: дополнительное образование
Творческое развитие детей на уроках музыкальной
литературы
.
В современном музыкальном воспитании проблема развития творческих
способностей учащихся становится всё более актуальной. Темпы развития
социального прогресса во многом зависят от количества творческих
личностей, способных разрешить возникающие социальные проблемы
нестандартно, грамотно. Поэтому воспитание способностей к творчеству
должно стать ведущей задачей современного образования.
Творческие формы работы на уроках музыкальной литературы выполняют
роль двигателя, запустившего весь механизм развития ученика. В каждом
ребёнке заложена внутренняя потребность к изучения окружающего мира,
одной из форм которой является творческое воздействие на него.
Существует мнение, что музыкальное творчество – это что-то очень трудное,
недоступное. Поэтому когда заходит речь о том, чтобы сочинить простенькую
мелодию, возникает сомнение в возможности её выполнения. На самом деле
для этого не нужно обладать какими-то сверхъестественными способностями.
Музыкальная литература – это увлекательный и познавательный предмет.
При правильном подборе материала, художественных и музыкальных
иллюстраций к нему, изучаемые произведения почти всегда вызывают у
учащихся активный отклик. Ученики с интересом выполняют творческие
задания, сами придумывают игры, тесты, пищут рефераты.
Умение слышать музыку и раздумывать о ней необходимо воспитывать в
детях с самого начала школьных занятий музыкой. Уже с первых занятий
музыкой у детей необходимо вырабатывать установку: когда в классе звучит
музыка, никто не должен поднимать руки. Ответы детей дают представление
о степени развития их музыкального восприятия. Можно прибегнуть к
подсказкам, полагая, что они помогают восприятию музыки.
Можно практиковать сочинения на музыкальные темы. Самостоятельные
размышления учащихся должны быть подготовлены их мыслями.
Творческому восприятию должно быть задано определённое направление,
чтобы не стеснять воображение детей, не ограничивать их ассоциативное
мышление.
Творчество детей основывается на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая
музыку, ребёнок всегда слышит то, что в ней самой содержится, что в ней
заложено композитором. Прослушанное произведение рождает в нём
сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного её
восприятия.
Воображение у детей яркое, живое, они слушают с удовольствием.
Педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него
разные правильные ответы. И тогда творчество проявляется в своеобразии
ответов детей уже с первого класса. Все дети находятся под воздействием
звучащей музыки. Они воссоздают её образ, раскрывая своё отношение.
На музыкальных занятиях учащиеся встречаются не только с
произведениями, написанными для детей, но и с сочинениями классическими
и современными, а также с музыкальным фольклором разных народов.
Музыка призвана решать задачу – воспитать в детях чувство внутренней
причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную
позицию учащихся в мире музыки.
Задания названы творческими, так как дети должны импровизировать,
сочинять, то есть самостоятельно находить новые выражения своих знаний.
Но они названы заданиями, так как предполагается творчество детей не
полностью самостоятельное, а с участием учителя, который организует
условия.
От личности учителя, его увлечённости, способности участвовать в
творчестве учащихся, зависит успех этой сложной деятельности.
Музыка удовлетворяет эстетические запросы народа, приобщает слушателя к
огромным радостям, которые несёт в себе искусство. Без музыки жизнь
теряет смысл. Музыка помогает людям жить, творить, заставляет думать,
восхищаться.