Напоминание

«Особенности использование игровых педагогических технологий в учебном процессе»


Автор: Ломыкина Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад с.Ястребовка
Населённый пункт: Саратовская область, Марксовский район с.Ястребовка
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности использование игровых педагогических технологий в учебном процессе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад с.Ястребовка Марксовского района,

Саратовской области

Публикация

Тема «Особенности использование игровых

педагогических технологий в учебном процессе»

Выполнила: воспитатель

Ломыкина Галина Николаевна

2019г

Содержание

Содержание-----------------------------------------------------------------------------------2

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3

Основная часть------------------------------------------------------------------------------6

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИГРОВЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

ДЛЯ

РАЗВИТИЯ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ----------------------------6

1.1 Игровые педагогические технологии: понятие и содержание.--------------6

1.2 Роль игровых технологий в образовательном процессе ДОО-------------17

Введение

«Игра - это огромное светлое окно,

через который, в духовный мир ребёнка вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире»

(В. А. Сухомлинский).

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что использование

игровых

технологий

в

процессе

бучения

на

сегодняшний

день

является

наиболее

востребованной

педагогической

технологией.

В

свете

ФГОС

личность ребенка находится на первом плане и все дошкольное детство

должно

быть

посвящено

игре.

Игра

-свобода

личности

в

воображении,

«иллюзорная реализация нереализуемых желаний» (Л.С. Выготский) [19].

Объект исследования в работе – игровые технологии в образовательном

процессе.

Предмет исследования в работе – особенности использования игровых

технологий в работе воспитателя.

Методы исследования: анализ и синтез данных учебной и научной

литературы по проблеме исследования; тестирование, анкетирование.

Цель

исследования –

изучить

использования

игровые

технологии,

теоретически обосновать и апробировать методику использования данных

технологий при изучении нового материала, выполнение следующих задач:

-провести

теоретический

анализ

педагогической

и

психологической

литературы

для

описания

сущности

игровых

технологий

и

области

их

применения при работе с дошкольниками;

– организовать исследование;

провести

констатирующий

эксперимент

по

выявлению

уровня

развития познавательных способностей дошкольников;

разработать

и

апробировать

программу

занятий

с

применением

игровых

технологий,

которые

помогут

успешно

активизировать

познавательные способности дошкольников;

С

помощью

контрольного

исследования,

проверить

и

оценить

эффективность разработанной Программы игровых технологий в учебном

процессе дошкольного учреждения.

Методами исследования выступали: анализ и синтез данных учебной и

научной

литературы

по

проблеме

исследования;

наблюдение;

беседа;

тестирование; анкетирование.

Гипотеза

исследования

в

работе

-

использование

современных

игровых

технологий

в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста,

будет эффективней, если:

-

определена

роль

и

место

игровых

технологий

в

учебно-

воспитательном процессе;

-

сформирована -компетентность педагога;

-

обеспечена

готовность

детей

к

использованию

игровых

технологий.

База

и

этапы

исследования:

исследование

проводилось

на

базе

Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад

с. Ястребовка», всего принимало участие 20 детей старшего дошкольного

возраста. Исследование проводилось поэтапно, при этом на каждом этапе, в

зависимости

от

его

задач,

применялись

соответствующие

методы

исследования:

теоретические

методы:

теоретический

анализ

психолого-

педагогической

литературы;

эмпирические

методы:

наблюдение,

анкетирование, эксперимент.

1 этап (сентябрь 2017) подготовительный:

-

изучение

психолого-педагогической

литературы

по

проблеме

исследования;

-

определение целей, рабочей гипотезы и задач исследования;

-

подбор групп, равных по составу для проведения формирующего

эксперимента;

2 этап (октябрь 2017 - февраль 2018) основной:

-

внедрение

педагогических

условий

и

проведения

итогового

эксперимента.

3 этап (март - апрель 2018) заключительный:

-

систематизация

и

обобщение

результатов

исследования,

формулирование

выводов,

анализ

экспертных

данных,

оформление

квалификационной работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что теоретически

обоснованные и экспериментальным путем проверенные организационно-

педагогические условия использования игровых технологий в дошкольном

образовании

могут

быть

успешно

реализованы

в

деятельности

других

дошкольных образовательных учреждений.

Структура

и

объем

работы:

квалификационная

работа

состоит

из

введения, двух глав, заключения, источников использованной литературы и

приложения.

Ожидаемый результат использования игровых технологий в МДОУ:

-

развитие

игрового

опыта

детей,

применение

в

повседневной

жизни игровых умений и навыков;

-

формирование у детей основ базовой культуры личности;

-

овладение

дошкольниками

необходимыми

для

полноценного

умственного и личностного развития умениями и навыками;

-

проявление

инициативности,

организаторских

способностей,

коммуникабельности;

Основная часть

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИГРОВЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

ДЛЯ

РАЗВИТИЯ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

1.1 Игровые педагогические технологии: понятие и содержание.

Становление

новой

системы

образования,

ориентированной

на

вхождение

в

мировое

пространство,

требует

существенных

изменений

в

педагогической

теории

и

практике

дошкольных

образовательных

организаций

и

совершенствования

педагогических

технологий.

Сегодня

любая дошкольная образовательная организация в соответствии с принципом

вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать

педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.

Основу

деятельности

всех

субъектов

педагогического

процесса

составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному

воспитателю

необходимо

владеть

целым

арсеналом

педагогических

технологий,

позволяющих

стимулировать

познавательную

активность

ребенка.

Кроме

этого

педагог

должен

быть

готов

гибко

реагировать

на

возникающие

изменения

в

содержании

образования,

адаптировать

его

с

учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов

детей.

В

настоящее

время

в

образовательном

процессе

на

первый

план

выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной

деятельности.

Меняются

функции

педагога,

теперь

он

-

организатор

интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического

действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии,

внедрение

которых

обусловлено

рядом

причин.

На

сегодняшний

день обучение

старших

дошкольников осуществляется в

образовательной

деятельности,

в

режимных

моментах,

в

совместной

и

самостоятельной

деятельности. Жизнь ребенка в детском саду стала

более осмысленной и

интересной, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности –

игре.

И.С. Дмитриенко определяет игру как сознательную деятельность,

направленную на достижение условно поставленной цели. Игра, по мнению

автора, является действенным средством воспитания детей старшего

дошкольного возраста. Результат воздействия игры на всестороннее развитие

ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении,

которые переживает ребенок во время игры [25; 67].

Д. Кавторадзе определяет игру как «способ группового диалогичного

исследования возможной действительности в контексте личностных

интересов»[15]

Дословно «технология» - наука о мастерстве [26].

Согласно определению толкового словаря Ефремовой Т.Ф., технология - это

совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,

искусстве [28].

По мнению В. М. Шепель, под педагогической технологией

понимается «искусство, мастерство, умение, совокупность методов

обработки, изменения состояния» [70, с. 43].

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса

в форме различных педагогических игр. От игр вообще педагогическая игра

отличается

чётко

поставленной

целью

обучения

и

соответствующим

ей

педагогическим

результатом. В

обучении

детей

старшего

дошкольного

возраста игра организуется взрослыми. Это последовательная деятельность

педагога :

- отбору, разработке, подготовке игр;

- включению детей в игровую деятельность;

- осуществлению самой игры;

- подведению итогов, результатов игровой деятельности

Место

и

роль

игровой

технологии

в

учебном

процессе,

сочетание

элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций

и

классификации

педагогических

игр.

Г.К.Селевко

предлагает

классифицировать педагогические игры по нескольким принципам[21]

Руководство воспитателя при организации игровой технологии должно

соответствовать требованиям:

- выбор игры – зависит от воспитательных задач;

-

предложение

игры

создаётся

игровая

проблема,

для

решения

которой

предлагаются

различные

игровые

задачи:

правила

и

техника

действий;

-

объяснение

игры

кратко,

чётко,

только

после

возникновения

интереса детей к игре;

-

игровое

оборудование

должно

максимально

соответствовать

содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются

таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и

организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры

индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие

принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой

динамики;

поддержание

игровой

атмосферы;

взаимосвязь

игровой

и

неигровой деятельности;

-

окончание

игры

анализ

результатов

должен

быть

нацелен

на

практическое применение в реальной жизни.

Прутченков А.С. определил игровую технологию как определенную

последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр,

включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры,

подведению итогов, результатов игровой деятельности [16].

Педагогическая технология - это совокупность психолога- педагогических

установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,

способов,

приёмов

обучения,

воспитательных

средств;

она

е сть

организационно-методический

инструментарий

педагогического

процесса

(Б.Т.Лихачёв).

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

-

здоровье сберегающие технологии;

-

технологии проектной деятельности;

-

технологии исследовательской деятельности;

-

информационно-коммуникационные технологии;

-

личностно-ориентированные технологии;

-

игровые технологии.

Как отмечено в Законе об образовании РФ, дошкольное образование,

становясь первой ступенью общего образования, реализует образовательную

программу с использованием различных образовательных технологий [31;

81].

В

своей

работе

активно

использую

игровые

технологии,

так

как

именно игровые технологии - фундамент всего дошкольного образования.

В

свете

ФГОС

(федеральных

государственных

образовательных

стандартов)

личность

ребенка

выводится

на

первый

план,

и

теперь

все

дошкольное детство должно быть посвящено игре, которой присущи такие

черты (по мнению Сталь Анатольевича Шмакова):

-

свободная

развивающая

деятельность,

предпринимаемая

по

желанию

самого

человека,

ради

удовольствия

от

самого

процесса

деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);

-

творческий, в значительной мере импровизационный, активный

характер этой деятельности («поле творчества»);

-

эмоциональная

приподнятость

деятельности,

соперничество,

состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

-

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание

игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Проблема

применения

игровых

технологий

в

образовательном

процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории

игры, ее значения для развития воспитанников в отечественной педагогике

занимались еще Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Но в

настоящее

время

актуальность

игры

как

никогда

высока

из-за

перенасыщенности

современного

ребенка

информацией,

пассивно

воспринимаемой

из

таких

источников

как

телевидение,

видео,

радио

и

интернет. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений

самостоятельной

оценки

и

отбора

получаемой

информации.

Развивать

подобное

умение

помогает

игра,

служащая

своеобразной

практикой

использования знаний, полученных детьми в образовательной и в свободной

деятельности.

Игровые технологии - это тщательно отобранный игровой материал,

который выстраивается в систему игр и совокупность игровых приемов для

получения

конечного

результата,

в

нашем

случае

-

это

развитие

взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Использование

игровых

технологий,

по

мнению

Т.М.

Михайленко

осуществляется

через

реализацию

нравственных

качеств,

обеспечение

трансформации

личностной

позиции

детей

с

репродуктивного

уровня

на

конструктивный уровень: высказывания мнения ребенком, построенного на

впечатлениях, эмоциях, вызванных сюжетом и т.п., а затем на творческий

[48; 140].

Игра есть средство познания действительности и рассматривается:

-

как

деятельность,

в

результате

которой

развивается

психика

ребенка;

-

особая

деятельность

ребенка,

которая

изменяется

и

развертывается как его субъективная деятельность;

-

особое отношение личности к окружающему миру;

-

социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности

(или отношение к миру);

-

особое содержание усвоения;

-

социально- педагогическая форма организации детской жизни и

детского общества.

Педагогическая игра – вид деятельности, характеризующийся четко

поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим

результатом, учебно-познавательной направленностью. [21, стр.40]

-

Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциям. [29,

стр.38]:

-

средство развития ;

-

средство познания;

-

средство развития умственных действий;

-

средство развития произвольного поведения.

Виды педагогических технологий:

-

«Здоровье сберегающая» технология

-

Технология «ТРИЗ»

-

Технология «Проблемного обучения»

-

Технология «Марии Монте сори».

«Игровая» технология и др.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

-

Концептуальность;

-

Системность;

-

Управляемость;

-

Эффективность.

.

Что

представляет

собой

игровая

педагогическая

технология

-

организация педагогического процесса в форме различных педагогических

игр,

последовательная

деятельность

педагога.

Как

и

любая

технология,

педагогическая

представляет

собой

процесс,

при

котором

происходит

качественное изменение воздействия на обучаемого.

Любая

педагогическая

технология

соответствует

определённым

требованиям, таким как:

Концептуальность

-

опора

на

определенную

научную

концепцию,

включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-

педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность - технология должна обладать всеми признаками системы:

-

логикой процесса,

-

взаимосвязью его частей,

-

целостностью.

Управляемость

-

возможность

диагностического

планирования,

проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования

средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность

-

современные

педагогические

технологии,

существующие

в

конкретных

условиях,

должны

быть

эффективными

по

результатам

и

оптимальными

по

затратам,

гарантировать

достижение

определенного стандарта обучения.

Вопроизводимость

-

возможность

применения

(повторения,

воспроизведения)

образовательной

технологии

в

образовательных

учреждениях, т.е. (технология как педагогический инструмент должна быть

гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее,

независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть - это научная база технологии, т.е. психолого-

педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть - это общие, конкретные цели и содержание

учебного материала.

Процессуальная

часть

-

совокупность

форм

и

методов

учебной

деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога

по

управлению

процессом

усвоения

материала,

диагностика

обучающего

процесса.

Сравним, что входит в концептуальные основы игровой технологии,

соответствует ли она требованиям применимым к понятию технология, какое

содержание имеет:

1) Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при

помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства

побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

2)

Реализация

педагогической

игры

осуществляется

в

следующей

последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи,

образовательная

деятельность

подчиняется

правилам

игры;

учебный

материал

используется

в

качестве

её

средства;

успешное

выполнение

дидактического задания связывается с игровым результатом.

3)

Игровая

технология

охватывает

определённую

ч а с т ь

образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом,

персонажем.

Игровые технологии в свою работу вводила через игровые моменты,

которые

очень

важны

в

педагогическом

процессе

особенно

в

период

адаптации детей в дошкольной организации. Работая с детьми шести лет для

меня

основной

задачей

было

формирование

эмоционального

контакта,

доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда

готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Для ее

решения

использовала

фронтальные

игровые

ситуации,

чтобы

ни

один

ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Это хороводные игры, "Ловишки”, "Выдувание мыльных пузырей” и

подобные. В дальнейшем добивалась, чтобы игровые моменты проникали во

все виды деятельности детей, так как игра - наиболее доступный для детей

вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира

впечатлений,

знаний.

Уже

в

раннем

детстве

ребенок

имеет

наибольшую

возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть

самостоятельным,

по

своему

усмотрению

общаться

со

сверстниками,

выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или

иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Так,

с

помощью

игровых

технологий,

направленных

на

развитие

восприятия, использую, например, игру-соревнование «Кто быстрее докатит

свою фигурку до игрушечных ворот?», вовлекая детей в веселую игру, и

предлагаю прокатить шарик и кубик. Дети делают выводы, что углы мешают

катиться кубику: "Шарик катится, а кубик - нет”. Затем это закрепляем в

рисовании

квадрата

и

круга.

У

детей

младшего

возраста

происходит

постепенный

переход

от

непроизвольного

внимания

к

произвольному.

Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании,

даже если оно не очень интересно.

Помогает использование игровой технологии для развития внимания.

К примеру, игровая ситуация на внимание: "Найди такой же предмет”в ходе,

которой я предлагаю малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по

цвету,

величине),

игрушек

«такой

же»,

как

у

него.

Или

игра

«Что

неправильно?»,

где

взрослый

специально

допускает

ошибку

в

своих

действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве зеленые листья), а

ребенок должен ее заметить.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и

внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры

"Магазин”, "Запомни картинку” и "Нарисуй, как было раньше” и другие.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы

знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя

основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным

и логическим.

Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в

процессе

использования

игровых

приемов

и

методов

обучения

в

ходе

осуществления действий, игр с предметами и игрушками.

Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять

самое

существенное

в

предметах

и

может

осуществлять

свои

действия,

ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.

На развитие образного и логического мышления направлены многие

дидактические игры.

Логическое

мышление

формируется

в

процессе

обучения

ребенка

умению

рассуждать,

находить

причинно-следственные

связи,

делать

умозаключения.

Развивая

творческое

мышление

и

воображение

детей,

использую

игровые

приемы

и

методы

в

нестандартных,

проблемных

ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив.

Естественно,

что

комплексное

использование

игровых

технологий

разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С

точки

зрения

формирования

мотивационной

и

эмоционально-волевой

готовности

к

школе

каждая

игровая

ситуация

общения

дошкольника

со

взрослыми,

с

другими

детьми

является

для

ребенка

"школой

сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и

спокойно

переносить

свои

неудачи;

регулировать

свое

поведение

в

соответствии

с

социальными

требованиями,

одинаково

успешно

организовывать

подгрупповые

и

групповые

формы

сотрудничества.

Проблемы

формирования

интеллектуальной

готовности

к

школе

решают

игры,

направленные

на

развитие

психических

процессов,

а

также

специальные

игры,

которые

развивают

у

малыша

элементарные

математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова,

готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами

воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его

основных

задач.

Однако

существует

аспект

их

использования,

который

направлен на повышение качества педагогического процесса через решение

ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря

этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования

качества образования в детском саду: они могут быть использованы для

нивелирования

отрицательных

факторов,

влияющих

на

снижение

его

эффективности. К примеру, не нуждается в доказательствах то, что в наше

время работать с детьми труднее, чем даже 5-6 лет назад, так как год от года

растет число детей с различными трудностями в поведении, и справиться с

этим помогает один из методов игровых технологий - игровая терапия. Если

ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние

конфликты, повышаются возможности его личностного роста.

Таким образом, применение игровых технологий в педагогической работе

помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет

осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной

направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения

детей и на снятие отрицательных последствий образования. С точки зрения

М. В. Кларина, под педагогической технологией понимается «системная

совокупность и порядок функционирования всех личностных,

инструментальных и методологических средств, используемых для

достижения педагогических целей» [55, с. 91].

Игра - это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, и надо

организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство,

мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю

жизнь. И от того, как ребенок научиться передавать взаимоотношения, так он

и будет строить реальные отношения.

Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из

основных видов деятельности человека. Г.К.Селевко определяет игру как

«вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и

усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется

самоуправление поведением»[3c.50].

Игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения

социальных установок (Л.С.Выготский) [18].

Игра -- свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация

нереализуемых желаний» (Л.С. Выготский) [19].

Согласно А.Н. Леонтьеву, психика индивида не только проявляется в

деятельности, но и формируется в ней. А..Н. Леонтьев рассматривал игру как

ведущую деятельность старших дошкольников, порождающую детское

сознание. Старший дошкольник воспринимает социальное окружение через

игру, которая раскрывает ребенку смыслы человеческого взаимодействия в

различных ситуациях [41].

Н.Е. Веракса, выделяя роль игры, отмечает ее своеобразие, заключающееся в

возникновении особого отношения между старшим дошкольником и

ситуацией, характеризующей двойственность детских переживаний. Так,

играя «в больницу», малыш одновременно плачет как пациент и радуется как

играющий. Используя игрушки, старший дошкольник обращается с ними и в

логике реальных объектов, и в логике тех объектов, которые они замещают:

стульчик в игре может выступать и как предмет мебели, и как автомобиль

одновременно. Таким образом, игра выступает как своеобразная «зона

ближайшего развития» ребенка: то, что ребенку трудно выполнить на основе

прямого указания взрослого, оказывается достижимым в игровой

деятельности [15].

1.2 Роль игровых технологий в образовательном процессе ДОО

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого

деятельность - работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он

будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля

происходит, прежде всего, в игре…»

А.С. Макаренко

В свете ФГОС ДОУ личность ребенка выводится на первый план, и

теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование

игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника.

Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением

и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

-

способом обучения;

-

деятельностью для реализации творчества;

-

методом терапии;

-

первым шагом социализации ребёнка в обществе.

С введением ФГОС ДОУ встали следующие задачи, направленные на

введение игровых технологий в ДОУ:

-

необходимость объяснения родителям важности игры;

-

обеспечение безопасного пространства для игры;

-

наличие

соответствующей

развивающей

предметно

-

пространственной среды.

Игровые педагогические технологии - это организация педагогического

процесса

в

форме

различных

педагогических

игр;

последовательная

деятельность педагога по:

-

отбору, разработке, подготовке игр;

-

включению детей в игровую деятельность;

-

осуществлению самой игры;

-

подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не

учить

его

каким-то

специальным

поведенческим

навыкам,

а

дать

возможность

«прожить»

в

игре

волнующие

его

ситуации

при

полном

внимании и сопереживании взрослого.

Задачи игровой технологии:

-

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности

в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.

-

Подобрать

средства,

активизирующие

деятельность

детей

и

повышение ее результативности.

Сделать воспитательный процесс управляемым.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

1)

По виду деятельности ;

2)

По характеру педагогического процесса;

3)

По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с

правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил

задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

4)

По содержанию ;

5)

По игровому оборудованию ;.

Главный

компонент

игровой

технологии

-

непосредственное

и

систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

-

активизирует воспитанников;

-

повышает познавательный интерес;

-

вызывает эмоциональный подъём;

-

способствует развитию творчества;

-

максимально

концентрирует

время

занятий

за

счёт

чётко

сформулированных условий игры;

позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за

счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня

освоения материала.

Как отмечает М.Н. Полякова, формирование у детей старшего дошкольного

возраста социальных представлений наиболее благоприятно происходит на

основе использования игровых методик, способствующих развитию у детей

творческого мышления, эмоционального восприятия. Игра в жизни ребенка

становится необходимым жизненным атрибутом, средством развития

личностных качеств и социализации ребенка [60]

В игре, заложены огромные возможности творческого потенциала личности.

Недостаточное развитие познавательной, коммуникативной, эмоциональной,

двигательной сфер ребенка может затруднять его общение с другими людьми

[55, с. 157]

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций,

выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной

деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом

использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном

процессе,

наиболее

удовлетворяющей

возрастные

пот ребно сти

дошкольников.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются

психические процессы:

-

восприятие,

-

внимание,

-

память,

-

воображение,

-

мышление.

Согласно ФГОС ДОУ содержание образовательной программы должно

обеспечивать

развитие

личности,

мотивации

и

способностей

детей

в

различных

видах

деятельности

и

охватывать

следующие

направления

развития и образования детей (далее - образовательные области):

-

социально-коммуникативное развитие;

-

познавательное развитие;

-

речевое развитие;

-

художественно-эстетическое развитие;

-

физическое развитие.

Рассмотрим

применение

игровых

технологий

в

образовательном

процессе по каждой образовательной области.

Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в

себя:

-

игровые тренинги;

-

сюжетно - ролевые игры;

-

театрализованные игры.

Познавательное развитие. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но

следует

выделить

игровые

технологии,

направленные

на

формирование

знаний,

умений

и

навыков

-

это

так

называемые

обучающие

игры,

проблемные

игровые

ситуации

и

игровые

технологии,

направленные

на

закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Речевое

развитие.

Применение

игровых

технологий

позволяет

создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:

-

игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;

-

игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной

моторики;

-

игровые

технологии,

направленные

на

развитие

дыхания

и

голоса.

Игровые

технологии

тесно

связаны

со

всеми

сторонами

воспитательной

и

образовательной

работы

дошкольного

учреждения

и

решением его основных задач. Существует аспект их использования, который

направлен на повышение качества педагогического процесса через решение

ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря

этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования

качества образования в дошкольном учреждении.

1.3

Педагогические

технологии

и

их

эффективное

использование

в

дошкольных образовательных организациях

И.С. Дмитриенко определяет игру как сознательную деятельность,

направленную на достижение условно поставленной цели. Игра, по мнению

автора, является действенным средством воспитания детей старшего

дошкольного возраста. Результат воздействия игры на всестороннее развитие

ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении,

которые переживает ребенок во время игры [25].

Игра - ведущий вид деятельности ребенка - дошкольника. И с этим никто не

спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного

образования?

С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство

детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что

коллективным

играм

дети

больше

предпочитают

информационные

технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые:

бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной

работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта

тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации

опыта

педагогических

инноваций,

результатов

психолого-педагогических

исследований.

Одним

из

способов

решения

этой

проблемы

является

технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет

собой

совокупность

психолого-педагогических

подходов,

определяющих

комплекс

форм,

методов,

способов,

приёмов

обучения,

воспитательных

средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена

следующими причинами:

-

социальный

заказ

(родители,

региональный

компонент,

требования ФГОС);

-

образовательные

ориентиры,

цели

и

содержание

образования

(образовательная

программа,

приоритетное

направление,

результаты

мониторинга и др.).

Ценность педагогической технологии в том, что она:

-

конкретизирует

современные

подходы

к

оценке

достижений

дошкольников;

-

создаёт

условия

для

индивидуальных

и

дифференцированных

заданий.

Каждый

педагог

-

творец

технологии,

даже

если

имеет

дело

с

заимствованиями.

Создание

технологии

невозможно

без

творчества.

Для

педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет

главным

ориентиром

познавательный

процесс

в

его

развивающемся

состоянии.

В

Федеральных

государственных

общеобразовательных

стандартах

ДОУ

игра

рассматривается

как

важное

средство

социализации

личности

ребенка - дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах

ребенка (ст. 31).

В условиях введения ФГОС ДОУ для педагогов важно понять: что

представляют

собой

игровые

технологии,

как

использовать

их

в

образовательном процессе?

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не

учить

его

каким-то

специальным

поведенческим

навыкам,

а

дать

возможность

«прожить»

в

игре

волнующие

его

ситуации

при

полном

внимании и сопереживании взрослому.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса

в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным

признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей

педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в

явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Л. В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий:

-

мотивационный;

-

ориентационные;

-

содержательно-операционный;

-

ценностно-волевой;

-

оценочный.

Все

рассмотренные

компоненты

находятся

в

тесной

взаимосвязи

и

включают ряд структурных элементов:

-

установочный элемент;

-

игровые ситуации;

-

задачи игры;

-

правила игры;

-

игровые действия;

-

игровое состояние;

-

результат игры.

С введением ФГОС ДОУ встали следующие задачи, направленные на

введение игровых технологий в ДОУ:

-

Необходимость объяснения родителям важности игры.

-

Обеспечение

безопасного

пространства

для

игры

(особенно

касается дворовых территорий).

-

Наличие

соответствующей

развивающей

предметно

-

пространственной среды, поддерживающей игру.

Свободное время детей не должно быть жестко программируемым,

педагог

должен

наблюдать

за

детьми,

понимать

их

игровые

замыслы,

переживания. Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними

контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к

игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

Согласно ФГОС ДОУ содержание образовательной программы в ДОУ

должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в

различных

видах

деятельности

и

охватывать

следующие

структурные

единицы,

представляющие

определенные

направления

развития

и

образования детей (далее - образовательные области):

-

социально-коммуникативное развитие;

-

познавательное развитие;

-

речевое развитие;

-

художественно-эстетическое развитие;

-

физическое развитие.

Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе,

надо

следовать

принципу

доброжелательности,

стараться

осуществлять

эмоциональную

поддержку,

создавать

радостную

обстановку,

поощрять

любые выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна

для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с

взрослым.

Игра

тесно

связана

со

всеми

сторонами

воспитательной

и

образовательной

работы

детского

сада

в

решении

его

основных

задач.

Благодаря этому современные игровые технологии оказываются одним из

механизмов регулирования качества образования в детском саду. Ни для кого

не секрет, что те молчуны, из которых в процессе организации и проведения

непрерывной

образовательной

деятельности

слова

не

вытянуть,

в

играх,

случается, становятся активными.

Организовывать педагогический процесс надо так, чтобы игровые

технологии, как и игровые моменты, проникали во все виды деятельности

детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты

и игра.

Заранее продумывать обязательное «присутствие» игр и игровых

приемов

на

каждой

непосредственной

деятельности

в

любой

возрастной

группе.

Совместные

с

воспитателем

игры

(дидактические,

настольно-

печатные,

театрализованные,

коррекционные

и

профилактические,

подвижные);

ежедневные

свободные

игры

без

прямого

руководства

воспитателем.

При проведении организованной образовательной деятельности игра

используется как: часть занятия (игра), методический прием (сюрпризный

момент), форма проведения (путешествие) и т.д.

Так, игра способствует объединению детей старшего дошкольного возраста,

помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной

деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать

товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания

существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других,

справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не

соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру [49, с. 32].

Использование игровые технологии в образовательном процессе, относится к

принципу доброжелательности, осуществляется эмоциональная поддержку,

создается радостная обстановка, поощряются любые выдумки и фантазии

ребенка. Считается, что только в этом случае игра будет полезна для развития

ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.

Игровые

моменты

выполняют

важную

роль

в

педагогическом

процессе,

особенно

в

период

адаптации.

Начиная

с

двух

-

трех

лет

их

основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей

к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти

на

помощь

человека

(как

мама),

интересного

партнера

в

игре.

Первые

игровые

ситуации

организую

фронтально,

чтобы

ни

один

ребенок

не

чувствовал

себя

обделенным.

Принимая

во

внимание

характер

игровой

деятельности в младшем дошкольном возрасте, детям даю такое количество

игрушек,

которое

могло

бы

удовлетворять

их

индивидуальные

запросы.

Организовываю с детьми такие игры, в которых участвуют все дети: “День

рождения куклы”, где все дети танцуют и поют; “Поезд”, где все дети—

пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре

“Магазин игрушек” дети, “купив” игрушку, затем играют с ней; причем

игрушку

получит

тот,

кто

правильно

попросит

ее

у

“продавца”.

Далее,

включаю игровые ситуации: «Что катится?», «Кто быстрее докатит мяч» -

при этом вовлекаю детей в игру - соревнование.

У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от

непроизвольного

внимания

к

произвольному.

Произвольное

внимание

требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное.

Поэтому необходимо развивать внимание детей, используя игровые приемы.

Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» -

ребенку

предлагаю

выбрать

из

нескольких

шариков,

кубиков,

фигурок,

игрушек «такой же» (по цвету, величине, как у него). В игре «Что не так?»,

специально

допускаю

ошибку

в

своих

действиях,

а

ребенок

должен

ее

заметить.

Использование

игровых

технологий

помогает

и

при

развитии

памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови», «Что сначала, что

потом» и др. На развитие образного и логического мышления использую

дидактические

игры:

«На

что

это

похоже?»,

«Будь

внимательным»,

«Съедобное - не съедобное», «Разложи предметы» (классификация). Когда

они уже знают, что надо делать, они в состоянии оценить свои действия и

заранее предположить, что можно опробовать в игре. Поэтому часто игры

повторяем,

чтобы

дети

имели

возможность

изменять

свое

поведение

и

совершенствовать ловкость. Кроме того, многие игры становятся горячо и

искренне любимыми, и дети хотят играть в них снова и снова.

Дети

ст аршего

дошкольного

возраст а

отличают ся

в ы с о ко й

эмоциональностью,

впечатлительностью.

Монотонные

занятия

резко

снижают

к

ним

интерес

[49,с.66-83].

Среда,

эмоциональная

атмосфера,

многообразие

действий

и

качество

впечатлений

являются

главными

факторами взаимодействия детей. [51, с. 45-58]

Особое место уделяется сюжетно - ролевым играм.

В

группе

оформлены

центры

для

игр-

«Поликлиника»,

«Магазин»,

«Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с

учётом

возрастных

особенностей,

развития

и

становления

этапов

формирования игры. Для развития у детей ролевых действий необходимо

умение перевоплощаться. С этой целью используются костюмы и атрибуты

(фартук для мамы, белый халат для врача), в их изготовлении оказывают

помощь

родители.

При

проведении

организованной

образовательной

деятельности и совместных игр воспитатель занимает позицию организатора,

партнера-исследователя,

который

вместе

с

детьми

добывает

новую

информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам. Для

развития

свободной,

самостоятельной

игры

создается

полноценная

предметно-игровая среда.

Также

активно

используются

«информационно-коммуникационные

технологии» - ИКТ, т.к. у детей в ходе игровой деятельности, обогащенной

компьютерными

средствами,

возникают

психические

новообразования

(теоретическое

мышление,

развитое

воображение,

способность

к

прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.),

которые

ведут

к

резкому

повышению

творческих

способностей

детей.

Приобретены

программы

«Шаг

за

шагом»

и

«Развивающие

игры».

Они

просты и удобны в использовании. Привлекательный дизайн и разнообразные

упражнения

помогают

создать

игровую

атмосферу

и

вовлечь

детей

образовательную деятельность

Комплексное

использование

игровых

технологий

разной

целевой

направленности

помогает

подготовить

ребенка

к

школе.

Каждая

игровая

ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для

ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху

сверстника,

и

спокойно

переносить

свои

неудачи;

регулировать

свое

поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно

организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

В соответствии ФГОС ДОУ взаимосвязь семьи и детского сада - один

из

важнейших

факторов

повышения

качества

воспитания

подрастающего

поколения.

Для

того,

чтобы

узнать

значение

совместных

игр

в

семьях

моих

воспитанников, провели анкетирование родителей и детей «Игра в жизни

вашего ребенка» (Приложение 1) По результатам анкетирования, сделали

выводы,

что

родители

хотят

играть

с

детьми,

но

не

умеют

правильно

организовывать совместную игровую деятельность с детьми.

Так же был организован педагогический процесс так, чтобы игровые

технологии,

как

игровые

моменты

проникали

во

все

виды

деятельности

детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты

и игра.

Таким

образом,

игровые

моменты

играют

важную

роль

в

педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух -

трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта,

доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда

готового прийти на помощь человека.

Первые

игровые

ситуации

организую

фронтально,

чтобы

ни

один

ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие

игры как хоровод далее, включаю игровые ситуации типа «Что катится?»,

«Кто

быстрее

докатит

мяч»

-

при

этом,

организуя

детей

в

игру

-

соревнование.

Игровая деятельность выполняет различные функции:

-

развлекательную ;

-

коммуникативную ;

-

самореализации в игре;

-

диагностическую ;

-

коррекции ;

-

социализации (включение в систему общественных отношений).

Главными чертами игры являются:

1.

свободная развивающая деятельность;

2.

творческий, импровизационный, активный характер;

3.

эмоциональная сторона деятельности;

4.

на личие

правил,

содержания,

логики

и

в р е м е н н о й

последовательности развития.

Большую помощь в организации образовательного процесса оказывают

игры с правилами, целью которых является: решение поставленной задачи и

четкое выполнение правил игры.

Виды игр:

-

подвижные игры (на воздухе и в помещении с использованием

спортивно-технических

принадлежностей),

например,

«Рыбалка»,

«Ловишка», «Найди мяч», «Два Мороза», «Совушка», «Выше ноги от земли»,

«Кот и мыши», «Водяной», «У Миланьи», «Кто быстрее добежит» и тому

подобное;

-

дидактические игры ,

-

народные игры,

- творческие игры,

- сюжетно - ролевых.

Активность таких игр направлена на выполнение замысла, развитие

сюжета игры.

-

игры по содержанию

-

по виду

-

по организации - индивидуальные, групповые, коллективные.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Так,

Колесникова И.Е. [16] указывает на важнейшие из применяемых типов:

-

игры предметные;

-

с вербальным компонентом;

-

сюжетные или ситуационные;

-

ролевые;

-

игры-соревнования;

-

интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды,

шарады, викторины и так далее);

-

игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные)

При

всех

видах

деятельности

главный

компонент

игровой

технологии

-

непосредственное

и

систематическое

общение

педагога

и

детей.

В

этом

случае игровые занятия в группе проходят очень живо, в эмоционально

бл а го п р и я т н о й

п с и хо л о г и ч е с ко й

о б с т а н о в ке ,

в

а т м о с ф е р е

доброжелательности,

свободы,

равенства,

при

отсутствии

изоляции

пассивных детей.

Разработаны различные картотеки физминуток, игр для развития речи,

дидактических, подвижных, пальчиковых, сюжетно-ролевых игр, а также игр

для прогулок, которые регулярно используют воспитатели в своей работе и

это приносит результаты. Ребята без помощи взрослого предлагают сюжет,

берут

на

себя

роли,

готовят

атрибуты

из

вспомогательных

материалов,

дружно играют. Особенно радостно за ними наблюдать, когда они без особого

труда договариваются, как можно объединить некоторые сюжеты, к примеру

«Семья»,

«Шофёр»,

«Парикмахерская».

Конечно

же,

в

своей

работе

воспитатели используют весь большой спектр разных игровых технологий,

будь

это

исследовательская

деятельность

или

настольная

игра,

результат

очевиден, ребёнок с их помощью испытывает потребность познавать этот

мир, общаться в нём успешно и гармонично со сверстниками и ближайшим

своим окружением.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому

необходимо

обладать

доброжелательностью,

уметь

осуществлять

эмоциональную

поддержку,

создавать

радостную

обстановку,

поощрять

фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития

ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Вывод к главе 1

Игровая

педагогическая

технология

организация

педагогического

процесса

в

форме

различных

педагогических

игр. От

игр

вообще

педагогическая

игра

отличается

чётко

поставленной

целью

обучения

и

соответствующим

ей

педагогическим

результатом. В

обучении

детей

старшего дошкольного возраста игра организуется взрослыми.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами

воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его

основных

задач.

Однако

существует

аспект

их

использования,

который

направлен на повышение качества педагогического процесса через решение

ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря

этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования

качества образования в детском саду: они могут быть использованы для

нивелирования

отрицательных

факторов,

влияющих

на

снижение

его

эффективности. К примеру, не нуждается в доказательствах то, что в наше

время работать с детьми труднее, чем даже 5-6 лет назад, так как год от года

растет число детей с различными трудностями в поведении, и справиться с

этим помогает один из методов игровых технологий - игровая терапия. Если

ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние

конфликты, повышаются возможности его личностного роста.

Таким образом, применение игровых технологий в педагогической работе

помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет

осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной

направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения

детей и на снятие отрицательных последствий образования. Вместе с тем,

определенное содержание и правила чаще всего обуславливают вид

движений играющих старших дошкольников, - тем не менее, есть простор

для самостоятельного выбора конкретных способов действий, их сочетания,

чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от

неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому

старшему дошкольнику действовать в меру своих возможностей в

соответствии с индивидуальными особенностями физического и

психического развития [48, с. 132].

Игра

-

это

важный

вид

деятельности

в

дошкольном

возрасте,

и

надо

организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство,

мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю

жизнь. И от того, как ребенок научиться передавать взаимоотношения, так он

и будет строить реальные отношения.

Игры,

по

мнению

Михайленко

Т.

М.,

являются

прекрасным

средством

развития

и

совершенствования

движений,

укрепления

и

закаливания

организма.[48, с. 128]

Таким

образом,

игровые

моменты

играют

важную

роль

в

педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух -

трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта,

доверия детей к воспитателю.



В раздел образования