Автор: Хисматуллина Навиля Аптулкаюмовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: ЯНАО г.Муравленко
Наименование материала: статья
Тема: "Ловкие руки"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Цели:
заинтересовать родителей проблемой подготовки руки ребенка к письму;
познакомить с условиями, необходимыми для успешной подготовки мелкой моторики к
школьным нагрузкам;
предложить практические рекомендации, формы работы с детьми в домашних условиях.
Литература:
Гаврина С.Е., «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Ярославль:
«Академия развития», 1997.
Кожохина С.К., «Растем и развиваемся с помощью искусства».
“Движения руки человека возникают в
процессе воспитания и обучения как
результат ассоциативных связей между
зрительными, осязательными и мышечными
изменениями в процессе взаимодействия
с окружающей средой”.
И.М.Сечено
в
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить
полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно
подготовить его к школе. Главным критерием умственного развития
является речь и ее успешному формированию способствует развитие
мелкой моторики и координации движений рук. Часто бывает так, что
человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает
себе жестами? И наоборот: ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий,
помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Таким образом, есть все
основания рассматривать кисть руки как орган речи. С этой точки зрения
проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,
умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,
внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто
испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Техника
письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также
хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы,
необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления
ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной
умелости. И работа по развитию мелкой моторики должна начаться
задолго до поступления в школу.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не
обучение ему. Неправильно сформированный двигательный навык
потребует много сил для коррекции.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая
ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям.
Работа по развитию движений рук будет успешной при выполнении двух
условий:
- регулярность тренировки, только тогда будет достигнут наибольший
эффект от упражнений;
- соблюдение правил при работе за столом (освещенность, осанка,
отточенный карандаш);
- задания должны приносить ребенку радость, не допускать скуки и
переутомления.
Пальчиковые игры
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются
“пальчиковые игры”. Игры эти очень эмоциональные, увлекательные.
Мы их проводим в течение дня на занятиях, перед практической работой,
так сказать «разогреваем» мышцы. Эти игры активизируют работу мозга,
способствуют развитию речи и помогают дошкольникам подготовить руку к
письму. Можно вместе с ребенком выполнять самомассаж кистей рук и
пальцев.
Графические упражнения
Штриховка, с использованием раскрасок, трафаретов и силуэтов. Виды
штриховки разнообразны – горизонтальная, вертикальная, по диагонали,
волнистая, круговая и т. д.
Обведи по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
Нарисуй вторую половинку, симметрично первой.
Рисование по клеточкам, которое можно проводить по образцу или как
графический диктант.
Взрослых должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист
при рисовании и закрашивании, в этом случае ребенок заменяет умение
менять направление мышц при помощи тонких движений пальцев
поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев руки. Как
правило такие дети отличаются медленным темпом работы, не успевают
за сверстниками даже при изображении простых предметов.
Изготовление поделок – это не только выполнение определенных
движений, оно учит детей анализировать задание, планировать ход его
выполнения. Активно работает воображение: посмотри, как сделано,
измени сюжет, выбери свой материал. К ним относятся разные виды
плетений из бумаги, тесьмы, ниток, проволоки, изготовление поделок из
природного материала, из теста.
Игры
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в
увлекательных играх: “Сделаем бусы”, “Составь предмет из спичек”,
“Помоги Золушке перебрать крупу” Все эти игры требуют сенсорно-
двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качественной
подготовки руки. Доставляют детям радость и удовольствие.
Активность ребенка должна поощряться, ему необходимы поддержка и
одобрение взрослого. Сколько труда и терпения вы вложите в развитие
своего ребенка, такой результат будет ожидать его в учебе. Помните:
эффект вы увидите только в том случае, если будут выполнены два
условия – регулярность занятий и положительные эмоции.
.