Напоминание

Организация просветительской работы с детьми по экологии


Автор: Харитонова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Степняковский филиал ГБОУ СОШ пос. Новоспасский
Населённый пункт: Приволжский район, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация просветительской работы с детьми по экологии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Харитонова О.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ГБОУ СОШ пос. НОВОСПАССКИЙ ksunay. ogonek@mail. ru ГБОУ СОШ пос. Новоспасский В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Цель
экологического воспитания нашей дошкольной организации — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Задачи
экологического воспитания: 1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка. 2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. 3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства симпатии к объектам природы. Организация просветительской работы с дошкольниками по экологическому воспитанию включает в себя два блока:
1 блок – работа с детьми
. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
На территории детского сада есть клумбы с цветущими растениями, а также огород. У ребят есть возможность ухаживать за цветами: рыхлить землю, поливать, убирать сорняки, опрыскивать и удобрять, наблюдать за ростом овощей. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Циклы наблюдений за объектами уголка природы и участка детского сада – еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. На протяжении учебного года проводятся следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком в песочнице, за елью, небом, за зимующими птицами на участке, за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе, за божьей коровкой. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используем опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Часто в образовательной деятельности мы используем художественное слово. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы с целью донести до детей смысл произведения. В детском саду ежемесячно проводятся конкурсы детских рисунков" Как я провёл лето", "Времена года", "Мир глазами детей", "Листопад", "Зимушка-зима" и др.Участвуем и в различных конкурсах "Лучшая поделка из природного материала", "Дары осени". Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на
эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
2 блок – работа с родителями
. Только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться главная задача – воспитание человека, экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, дискуссии). Такую форму работы, как консультации, также применяем относительно конкретной тематики, например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье". Ежегодно проводим осеннюю ярмарку и здесь тоже мы не обходимся без помощи родителей Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты: – сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей; – сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; – дети учатся практическим действиям по охране природы; – развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; – у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Таким образом
, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.


В раздел образования