Организация просветительской работы с детьми по экологии
Автор: Харитонова Оксана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Степняковский филиал ГБОУ СОШ пос. Новоспасский Населённый пункт: Приволжский район, Самарская область Наименование материала: статья Тема: Организация просветительской работы с детьми по экологии Раздел: дошкольное образование
Харитонова О.Н.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО
ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
ГБОУ СОШ пос. НОВОСПАССКИЙ
ksunay.
ogonek@mail.
ru
ГБОУ СОШ пос. Новоспасский
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им
уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического
воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная,
неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к
нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит
вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных
учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Цель экологического воспитания нашей дошкольной организации — становление
начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания,
мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих,
формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится
на базе экологического сознания.
Задачи экологического воспитания:
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию
ребенка.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и
явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и
окружающему миру в целом, развитию чувства симпатии к объектам природы.
Организация просветительской работы с дошкольниками по экологическому
воспитанию включает в себя два блока:
1 блок – работа с детьми . В группах созданы уголки природы, которые знакомят
детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и
развития, для наблюдений и труда в природе.
На территории детского сада есть клумбы с цветущими растениями, а также
огород. У ребят есть возможность ухаживать за цветами: рыхлить землю,
поливать, убирать сорняки, опрыскивать и удобрять, наблюдать за ростом овощей.
На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности
растений, влияние человека на растительные сообщества.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы
по экологическому воспитанию. Прогулки также широко используются для
экологического воспитания детей. Мы знакомим детей с изменениями природы по
сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и
животных, труд людей). На прогулках организуем игры с природным материалом
(песок, вода, снег, листья, плоды).
Циклы наблюдений за объектами уголка природы и участка детского сада – еще
одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на
протяжении учебного года. На протяжении учебного года проводятся следующие
циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком в песочнице, за
елью, небом, за зимующими птицами на участке, за ростом лука на подоконнике,
ветками деревьев в вазе, за божьей коровкой.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и
явлениями используем опыты. Опыт всегда должен строиться на основе
имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и
труда. Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней
группах используются отдельные поисковые действия. Опыты способствуют
формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают
наблюдательность, мыслительную деятельность.
Часто в образовательной деятельности мы используем художественное слово.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это
произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л.
Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми
проводится беседа, задаются вопросы с целью донести до детей смысл
произведения.
В детском саду ежемесячно проводятся конкурсы детских рисунков" Как я провёл
лето", "Времена года", "Мир глазами детей", "Листопад", "Зимушка-зима" и
др.Участвуем и в различных конкурсах "Лучшая поделка из природного
материала", "Дары осени".
Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения.
Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на
эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько
воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр,
отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в
переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных
пониманию детей.
2 блок – работа с родителями . Только совместными усилиями, опираясь на
семью, может решиться главная задача – воспитание человека, экологически
грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей
используются как традиционные формы (родительские собрания, консультации,
беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, дискуссии).
Такую форму работы, как консультации, также применяем относительно
конкретной тематики, например "Использование художественной литературы в
экологическом воспитании дошкольников в семье".
Ежегодно проводим осеннюю ярмарку и здесь тоже мы не обходимся без помощи
родителей
Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
– сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей; –
сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы,
экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы; – развиваются
умственные способности детей, которые проявляются в умении
экспериментировать, анализировать, делать выводы; – у детей появилось желание
общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды
деятельности.
Таким образом , важнейшим условием успешной реализации комплексного
подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером
демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих
возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.