Автор: Ильченко Татьяна Анфимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СОГБПОУ
Населённый пункт: п. Авторемзавод
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: Дорогами Бориса Васильева
Раздел: среднее профессиональное
Номинации фестиваля
конкурс методических разработок по творчеству Б.Васильева для работы с
обучающимися и студентами;
Заместитель директора по воспитательной работе
Ракитина Л.В
Преподаватель
русского языка и литературы Ильченко
Т.А.
СОГБПОУ «Техникум отраслевых технологий»
Смоленск.
Методическая разработка
Литературно-музыкальная композиция «Дорогами Бориса Васильева». (20-25 минут)
Звучит песня из х/ф “Офицеры”, “От героев былых времен…”
Затем на сцену выходят юноша и девушка.
На экране портрет Б. Васильева с годами жизни. (1924 – 2013г.г.)
Юноша
Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино – там, в кино, как-то очень цветно.
Кто всерьез воевал – почему-то не любят об этом:
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.
Девушка: 2017 год—ещё один год в истории нашего города: Смоленску исполнилось 1154
лет и 73 года прошло со дня освобождения его от немецко-фашистских захватчиков.
Юноша:
В Смоленске я живу, в Смоленске я расту,
В Смоленске слышу звон колоколов.
Смоленская земля до боли мне мила,
Здесь проливалась кровь моих отцов.
Девушка: Сегодня литературная - музыкальная композиция «Дорогами Бориса Васильева»
посвящена страницам творчества нашего земляка, почетного гражданина города-героя
Смоленска, писателя-фронтовика, Бориса Львовича Васильева.
Юноша.: Он родился в городе Смоленске 21 мая 1924 года в семье командира Красной
Армии. В мае 2017 года писателю исполнилось бы 93 года.
Девушка: Его книги давно стали классикой: «Летят мои кони», «А зори здесь тихие», «Не
стреляйте белых лебедей», «В списках не значился», « Завтра была война». Этот перечень
можно продолжать долго-долго. Он всегда писал для того, «чтобы помнили».
Юноша
На полках заснули цветными рядами
Страницы прочитанных книг,
В них мудрость и сила, что движет мирами,
В них повесть о судьбах людских.
Книга 1. Презентация
На экране появляется название книги: повесть Б.Васильева «Летят мои кони».
Затем хроника старого Смоленска
Девушка: В своей автобиографической повести «Летят мои кони» Борис Васильев писал:
«Мне сказочно повезло: я увидел свет в городе Смоленске. Я люблю тебя, старый Смоленск,
ибо ты – колыбель моего детства.».
На сцене появляется чтец в костюме 40-х годов.
Чтец (от имени Б.Васильева) «Мы снимали домик на Покровской горе, в нем я родился.
Напротив рос огромный дуб. Голос мамы до сей поры звучит в моей душе. Мама всех людей
делила на порядочных и непорядочных. Я с нежного возраста усвоил, что быть порядочным -
значит помогать окружающим в меру собственных сил.
Одним из порядочных людей мама считала доктора Янсена, который порекомендовал ей,
сжигаемой чахоткой. Родить ребенка. Так я появился на свет».
Доктор Янсен!
«Я уже смутно помню этого сутулого, худощавого человека, всю жизнь представлявшегося
мне стариком. Опираясь на большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по
обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора
Янсе6на на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг.
Доктор Янсен сражался за людские жизни днем и ночью. Он обладал редчайшим даром жить
не для себя и всегда говорил правду, как бы горька она ни была. Доктор Янсен был святым
города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, не он
искал героическую гибель, а героическая гибель искала его. Доктор Янсен задохнулся в
канализационном колодце, спасая детей.
Так погиб последний святой города Смоленска, ценой своей жизни оплатив жизнь двух
мальчиков.
Меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика
хоронил своего Доктора».
Юноша: Писательские судьбы складываются по-разному. Борис Львович Васильев –
участник Великой Отечественной войны, кадровый военный, и поэтому он солдатскую долю
испил до конца.
Интервью с Борисом Васильевым. Его рассказ о Великой Отечественной войне. Эпизод
о выходе из окружения в районе Катыни.
На экране появляются изображение книги Б. Васильева «Завтра была война». Затем общая
фотография девятиклассников из фильма Ю.Карры 1987 года «Завтра была война».
На сцене появляются актеры, играющие девятиклассников из романа Б. Васильева «Завтра
была война».На них платья и костюмы 40 годов 20 века. Звучит медленная музыка.
Появляется «взрослая» Зиночка Коваленко…
Зинаида Андреевна: 9 Б класс…. Из сорока человек, закончивших его когда-то , до седых
волос дожило девятнадцать. Когда мы в 50-ом году приехали в школу на традиционный
сбор, то весь наш класс уместился на одном ряду ( перебирает несколько фотографий) Наша
компания тогда была небольшой- часто собирались у нас дома, потому что у меня была
отдельная комната, делали вместе уроки, читали вслух книги и болтали. О фильмах, о
друзьях, о войне в Западной Европе и просто так, ни о чем.. Заводилой во всем была, конечно
же, Искра Полякова- круглая отличница, общественница и просто очень хороший товарищ. А
еще в нашей компании, кроме Искры и меня, Зиночки Коваленко, были Артем Шефер,
Валька Александров, прозванный за свою страсть к изобретениям Эдисоном и Жорка
Ландыс, помешанный на коллекционировании марок. Позже к нам присоединилась Вика
Люберецкая...
1940-ой.. Для нас это был трудный год, полный событий.. Тогда мы еще не подозревали, что
он станет последним годом нашего детства. А началось все со дня рождения Артема.
Фонограмма: мелодия 30-х годов
СЦЕНА 1 «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»* В комнате собрались ребята: Зина с Жоркой танцуют,
Валька , устроившись на стуле что-то чертит на клочке бумажки, Вика и Искра сидят на
диване. Вика листает книгу, Искра наблюдает за танцующими. На авансцене Артем Шефер
Артем: ( к зрителям): Все лето перед школой я проработал на стройке и к сентябрю принес в
дом свою первую зарплату. После недолгих споров с родителями, я решил устроить на эти
деньги праздник. Не получилось собрать ребят второго сентября, и я просто выбрал один из
воскресных дней , чтобы отметить свое 16- летие и пригласил на него всех лучших друзей.
Когда день рождения уже походил к концу, чуть не произошел конфликт между Искрой и
Викой Люберецкой.
* подходит к Вальке, заглядывает в листок через плечо
Валька: Слушайте, ребята! Я вчера такую штуку придумал: если к водопроводному крану
примусную грелку присобачить, закрепить ее здесь и здесь, то..( показывает на листок с
чертежом
Жорка: То чай будем пить с керосином!
Зина: Нет, керосин с заваркой…
* все смеются
Валька: (смущенно вытирает очки) Не! Это для того, чтобы воду подогревать. Чиркнешь
спичкой, труба прогреется, и вода станет горячая. ( смотрит в чертеж) Вот только никак не
пойму где ошибка, что я не учел? Вчера дома собрал опытный образец ..
Вика :И что получилось?
Валька: (досадливо машет рукой) Получился небольшой взрыв ..Соседи прибежали, шум,
гам..
Артем: (поглядывая на Зиночку)Эх ты, Эдисон! То у тебя велосипед на четырех колесах,..
Жорка: ..то вечнопишушее перо..
Искра: (вскакивает с места, горячо) А я считаю, что человеку нельзя связывать крылья. Если
человек хочет изобрести полезную вещь для страны, ему необходимо помочь. А смеяться
над ним глупо
Вика: (с усмешкой )Глупо, Искра, по всякому поводу выступать, как будто стоишь на
трибуне.
Искра: (запальчиво)Нет, это не глупо! Глупо считать себя выше всех только потому, что..
Валька: (перебивая) Девочки, девочки, а я фокус знаю!
Вика: (спокойно ) Ну, договаривай. Так почему же? Потому что у меня папа конструктор на
авиационном заводе? И что здесь плохого? Мне нечего стыдиться своего папы..
Зиночка: (чуть не плача)
Девочки! Девочки! А давайте читать стихи!
Жорка: (принимая " огонь" на себя) Чур, я первый!
* специально кривляясь, чтобы разрядить обстановку, читает стихотворение
Лермонтова
Жорка: "Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом..
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?"
* гости преувеличенно громко хлопают, Жорка раскланивается.
Вика: (достает из сумочки потрепанный томик)
Можно я почитаю мое любимое стихотворение одного почти забытого поэта?
Жорка: Забытое, значит ненужное!
Вика: Ты дурак, Ландыс! Он забыт совсем по другой причине.
* выходит на середину комнаты и читает Есенина "Отговорила роща золотая"
Искра: Это Есенин. Это упаднический поэт. Он воспевает тоску и уныние.
*Вика усмехнувшись, захлопывает книгу
Зиночка: (всплеснула руками)
Ну и пусть себе упаднический- разупаднический. Это изумительные стихи. И-зу-ми-тель-ны-
е!
Артем:
Ладно, хватит лирики, пошли на улицу.! Сейчас нам Жорка на турнике класс покажет. Да,
Жорик?
Жорка : ( гордо) А то!
Вика :Ты умная, Искра?
Искра: Не знаю. Во всяком случае, не дура.
Вика :Да, не дура. Я никому не даю эту книжку, потому что она папина, но тебе дам. Только
читай, не торопясь.
Искра: (берет книгу)Спасибо, Вика. Верну в собственные руки.
Фонограмма: мелодия 30-х год
ЭПИЛОГ.
Зинаида Андреевна: Через 5 лет после окончания войны мы, оставшиеся в живых,
собрались в нашей школе на вечер встречи выпускников. Из сорока учеников того 9 Б класса
осталось только девятнадцать. А из всех мальчишек, что смотрят на меня с фотографии, в
живых осталось четверо. В конце вечера на сцену вышел постаревший Николай Григорьевич
и прочел фамилии учеников не вернувшихся с войны. Когда дошел до 9 Б, вдруг посмотрел
на зал и горько сказал..*
выходит директор
Директор: Жаль что? Жаль, команды у нас нет, чтобы на коленях слушали..
Зинаида Андреевна: Мы без всякой команды стали на колени. Весь зал- бывшие ученики,
сегодняшние школьники и учителя, инвалиды , вдовы, сироты-все, как один.
Директор: .Девятый Б класс…. ( твердым голосом )
Летчик-истребитель Георгий Ландыс. Жора Ландыс. Марки собирал.. Герой Советского
Союза Посмертно.( тише)
Артем. Артем Шефер. Из школы его чуть не выгнали за принципиальность, а он всем
доказал свою принципиальность: когда провод перебило, он сам себя взорвал с мостом.
Просторная у него могила, у Артема нашего!
Валька Александров, Эдисон, как звали его ребята. Сгорел в танке под Москвой..
Искра Полякова.... Искорка наша..Ее гестаповцы через два часа после матери повесили. Так и
висели рядом- Искра Полякова и товарищ Полякова. ( громко ) А подполье жило! Жило и
било гадов! И мстило за наших связных- Искорку и маму ее. Жестоко мстило.( опустил
голову)
Зинаида Андреевна: Обыкновенные мальчишки и девчонки.. Просто выпало им жить в
трудное время. Хотя, когда оно было легким в нашей стране? Просто каждый из них сделал
свой нравственный выбор, шагнув из-за школьной парты прямо в бессмертие ради страны,
которую любил.
3.Книга «А зори здесь тихие…» В презентации появляется изображение книги Бориса
Васильева «А зори здесь тихие…»
Девушка: Женщина дает жизнь. Женщина и жизнь – синонимы. На самой страшной войне
20-го века женщине пришлось стать солдатом. Шестнадцать диверсантов и пять девушек.
Они все погибли в неравной борьбе. Одна за другой обрываются пять судеб, и с каждой
почти осязаемо становятся тише и тише зори над землёй.
В презентации появляются фрагменты из фильма «А зори здесь тихие» С.Ростоцкого.
Выходят чтец и Васков в солдатской форме, измученный, раненный.
Чтец:
Покачиваясь и оступаясь, Васков шел к избе, он знал, что там немцы. Сил уже не было. Он
рванул дверь и крикнул: “Хенде хох! Лягайт!”. Нет, не крика они испугались, не гранаты,
которой размахивал старшина. Просто подумать не могли, в мыслях представить даже, что
один он, на много верст один. Не вмещалось это в их фашистские мозги, и потому на пол
легли, мордами вниз, и повязали друг друга ремнями.
Васков : “Что, взяли? Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А не
прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете! Лично, каждого убью! А там
пусть судят меня, пусть судят…”
Чтец: Тот последний путь он уже никогда не мог вспомнить. Колыхались впереди немецкие
спины, сознание уходило от него, и чудились ему в белесом мареве его девчата, все пятеро, а
он всё время шептал что-то и горестно качал головой.
На передний край сцены выходят юноши и девушки, играющие девятиклассников .
Девушка. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Юноша. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!
Девушка.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Юноша
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Девушка
Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Юноша.
Тихо сказала: “Вставайте на помощь!” Родина…
Девушка. Родина! Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!
Юноша. Просто был выбор у каждого – я или Родина!
Звучит музыка. Появляется чтец. Исполнение стихотворения Р.Рождественского
«Реквием».
Презентация заканчивается изображением вечного огня.