Автор: Коняева Гузалия Габдулхамовна
Должность: Преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МАУДО Верхнесергинская ДШИ
Населённый пункт: пгт Верхние Серги, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Педагогические условия активизации профессионального самоопределения обучающихся ДШИ. Хореографическое отделение»
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
«Педагогические условия активизации
профессионального самоопределения
обучающихся ДШИ.
Хореографическое отделение»
Составитель: Коняева Гузалия Габдулхамовна
Должность: преподаватель
МАУДО Верхнесергинская ДШИ
Содержание
1.
Введение
2.
Теоретические аспекты активизации профессионального
самоопределения обучающихся хореографического отделения
- особенности школьного образования в сфере хореографического
искусства
- педагогические условия активизации профессионального
самоопределения обучающихся хореографического отделения в ДШИ
3.
Анализ результатов педагогической деятельности
- выявление педагогических условий активизации процесса
профессионального самоопределения обучающихся детской школы искусств
- эффективность выделенных педагогических условий активизации
профессионального самоопределения обучающихся хореографического
отделения.
4.
Заключение
5.
Список литературы
1.
Введение
В
настоящее
время
в системе
Российских детских школ искусств
реализуется комплекс стратегических задач, направленных с одной стороны,
на
достижения
высокого
стандарта
качества
содержания
и
технологий
дополнительного
предпрофессионального
образования,
с
другой
–
на
повышение
доступности
общеразвивающих
программ
и
культурно-
просветительских проектов для различных групп населения. При этом можно
отметить,
что
детские
школы
искусств
как
неотъемлемая
часть
единой
системы образования призваны обеспечивать условия для личностного и
профессионального
развития
обучающихся
посредством
реализации
персонального
образования
и
создания
мотивирующего
образовательного
пространства, учитывающего индивидуальные потребности и возможности
каждого
обучающегося.
(Концепция
федеральной
целевой
программы
развития
образования
на
2016–2020
годы
(утверждена
распоряжением
Правительства
РФ
от
29.12.2014
№
2765-р);
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(утверждена
распоряжением
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
В
настоящее
время
Верхнесергинская
детская
школа
искусств,
в
которой я работаю более 25 лет, функционирует как традиционная детская
школа
искусств,
реализуя
как
дополнительные
предпрофессиональные
общеобразовательные,
так
и
программы
художественно-эстетической
направленно сти
в
области
музыкального,
хо р е о г р а ф и ч е с ко го ,
изобразительного искусств.
В
ходе
реализации
дополнительных
предпрофе ссиональных
образовательных
программ
на
хореографическом
отделении
сразу
выявились противоречия, связанные с преемственностью и непрерывностью
художественного
образования.
Во-первых,
сдерживающим
фактором
продолжения
обучения
в
вузах
и
колледжах
искусства
и
культуры
для
выпускников
детских
школ
искусств
являются
несоответствие
сроков
окончания
учреждения
дополнительного
образования
и
средней
общеобразовательной школы. И, как правило, подростки имеют одно - или
двухлетний
временной
пробел
в
закреплении
и
развитии
профильных
навыков, необходимых для поступления в профильные учебные заведения.
Во-вторых,
с
появлением
новых
видов
современного
искусства,
основанных на синтезе музыки, слова, танца, появились новые профессии,
связанные
с
хореографическим
искусством.
Сегодня
специалисты
с
хореог рафич е ским
образованием
во ст ребованы
не
только
в
профессиональных
и
любительских
хореографических
коллективах
как
танцовщики,
балетмейстеры,
хореографы,
этнохореографы,
но
и
в
профессиональном и любительском спорте (хореограф, педагог-хореограф),
центрах по реабилитации здоровья (танцевальный терапевт, кинезиолог), в
спортивных
досуговых
центрах
(аниматоры,
тренеры
по
аэробике),
танцевальных школах различного направления. Это значительно расширяет
с феру
выбора
профе ссиональной
деятельно сти,
связанной
с
хореографическим
искусством
для
выпускников
детских
школ
искусств.
Однако практика свидетельствует, что мои выпускники, родители фактически
не
знакомы
с
данным
спектром
профессий,
сказывается
отсутствие
целенаправленной
работы
по
активизации
профе ссиона льного
самоопределения обучающихся.
Данные противоречия и определили выбор темы моей методической
разработки:
«Педагогические
условия
активизации
профессионального
самоопределения обучающихся ДШИ хореографического отделения»
Объектом
исследования
выступает
процесс
хореографического
образования в условиях детской школы искусств.
В рамках работы над проблемой ставила перед собой следующую
цель – поиск способов организации образовательной среды детской школы
искусств,
стимулирующей
профессиональное
самоопределение
обучающихся в сфере хореографического искусства.
Для
реализации
поставленной
цели
в
работе были
выделены
следующие задачи:
1.
определить
педагогические
условия
активизации
процесса
профессионального самоопределения обучающихся детской школы искусств.
2.
опытным
путем
проверить
эффективно сть
выделенных
педагогических условий активизации профессионального самоопределения
обучающихся хореографического отделения.
3.
создать
активную
трехстороннюю
модель
взаимодействия:
обучающийся – преподаватель ДШИ - профильное учреждение искусств и
культуры.
Методологической основой и общетеоретической базой исследования
послужили: законодательные документы Российской Федерации, основные
положения психолого-педагогических концепций развития личности (К.А.
Абульханова-Славская,
А.Г.
Асмолов,
Л.И.
Божович),
те о р и и
профессиональной
ориентации
профессионального
самоопределения
личности (Е.М. Борисова, Н.Н. Захаров, Э.Ф. Зеер), теория и технология
обучения и воспитания профессионального танцовщика (Н.П. Базарова, В.Д.
Блок, Н.И. Тарасов).
2.
Теоретические
аспекты
активизации
профессионального
самоопределения обучающихся хореографического отделения
Образовательная
среда
детской
школы
искусств
представляет
совокупность обучающей, развивающей, воспитывающей и информативной
сред, что позволяет дать обучающимся достаточно широкий круг знаний в
области
хореографического
искусства.
Эти
задачи
успешно
решаются
на
дисциплинах, предусмотренных учебным планом детской школы искусств, а
также в процессе концертной и конкурсной деятельности. Однако в 13-14 лет
подростки еще не задумываются серьезно о выборе будущей профессии, а
школа фактически не может в полной мере реализовать свои возможности в
профориентационной работе.
Для
формирования
у
обучающихся
целостного
представления
о
профессиональной
деятельности
в
области
хореографического
искусства
необходима
систематизация
знаний
о
профессиях
в
сфере
культуры,
искусства,
художественного
образования.
Поэтому
одним
из
условий
активизации
профессионального
самоопределения
обучающихся
хореографическому искусству в системе дополнительного образования детей
является
в
дополнение
к
базовым
дисциплинам
включение
в
учебный
процесс разноплановых специальных курсов (программ), освоение которых
напрямую связано с профессиональным самоопределением обучающихся.
Практика
показывает,
что
в
настоящее
время
в
художественном
образовании
программ
вариативной
части
учебного
плана
явно
недостаточно.
Фактически
педагоги
поставлены
перед
необходимостью
самостоятельно разрабатывать специальные курсы, учитывая материально-
техническое
оснащение школы., интересы
обучающихся, возможности
педагогического коллектива.
Ключевым
моментом в работе данных курсов (программ) является
выявление
доминирующих
способностей
обучающихся.
Дети
с
ярко
выраженной креативностью, артистизмом, музыкальностью, безупречными
физическими
данными
в
перспективе
могут
стать
успешными
балетмейстерами
или
танцовщиками.
У
потенциальных
преподавателей
хореографии
преобладают
инициативность
и
самостоятельность
в
практических действиях, организаторские и коммуникативные качества. Для
будущих
искусствоведов,
критиков
характерны
эрудиция,
нестандартное
мышление, речевая культура.
Профессиональное
самоопределение
предполагает
о сознание
обучающимся
своих
профессиональных
интересов,
самооценку
уровня
координационно-пластических,
музыкально-ритмических
и
творческих
способностей и качеств, необходимых для профессиональной деятельности в
области
хореографического
искусства.
Этому
способствует
организация
сотрудничества
детской школы искусств с профильными учреждениями
искусств и культуры.
Таким образом, для того, чтобы образовательная среда детской школы
искусств
в
полной
мере
способствовала
профе ссиональному
самоопределению
обучающихся в области хореографического искусства,
необходим комплекс педагогических условий:
1.
Высокое
качество
содержания
и
технологий
образовательной
деятельности.
2.
Организации
сотрудничества
и
взаимодействия
с
профильными
учреждениями
культуры и искусства,
обеспечение преемственности и
непрерывности художественного образования. Сетевое взаимодействие.
3.
Введение
в
учреждениях
дополнительного
образования
нового
поколения класса ранней профессиональной ориентации как образовательной
среды, расширяющей и углубляющей знания, умения и навыки учащихся по
выбранному виду искусства
4. Активная концертно-просветительная деятельность, способствующая
реализации творческих способностей
5.
Построение
профориентационной
работы
на
взаимодействии
всех
субъектов образовательного процесса – педагогов, учащихся, родителей.
6 . Повышение профессиональной квалификации преподавателя
3.
Анализ результатов педагогической деятельности
Итак, в результате проведенного исследования определились ключевые
педагогические
условия
активизации
процесса
профессионального
самоопределения обучающихся детской школы искусств:
3.1. Высокое качество содержания и технологий образовательной
деятельности
В урочной деятельности (преподаватель хореографических дисциплин
по предметам «Ритмика», «Танец», «Гимнастика», «Классический танец»,
«Народно-сценический танец», «Подготовка концертных номеров»),
я
широко
использую
технологии,
способствующие
оптимизации
образовательного процесса.
Реализация
«Здоровьесберегающих
технологий»,
нацеленная
на
сохранение
и
укрепление
здоровья
детей,
основанная
на
личностно-
ориентированном подходе к ученику, способствует созданию благоприятного
климата
на
уроке,
повышает
работоспособность
детей
на
занятии,
отсутствуют эмоциональное напряжение и дискомфорт. В работе использую
различные
приемы
и
методы:
экспресс
-
приемы
снятия
напряжения,
наличие
на
уроке
эмоциональных
разрядок,
применяю
технологию
по
профилактике нарушений
опорно-двигательной системы. Эффективность
успешного применения
здоровьесберегающих технологий демонстрируют
показатели
ежегодного
мониторинга
«Экспресс
–
диагностика
состояния
здоровья
детей»,
проводимого
среди
родителей
и
констатирующего
улучшение состояния детей с заболеваниями «Сколиоз», «Лордоз».
Использование
приемов
«Технологии
адаптивной
системы
обучения»
способствует
появлению
и
работе
на
уроке
такой
эффективной
формы
обучения,
как
«многоканальная
связь»:
преподаватель
–
обучающийся,
обучающийся - обучающийся, преподаватель – коллектив, обучающийся –
коллектив. В результате появляются новые возможности повышения качества
урока, активности обучающихся на занятии.
В
качестве
основной
цели
использования
на
уроке
танца
информационных
технологий
можно
рассматривать
активизацию
познавательной
и
творческой
деятельности
обучающихся.
Просмотр
видеопрограмм,
видеокурсов
по
хореографическому
искусству
повышает
интерес
к
учебным
занятиям,
применение
информационно
–
коммуникационных
технологий
делает
урок
разнообразным,
а,
самое
главное, актуальным и современным.
Свидетельством результативности образовательного процесса являются
достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения
образовательных программ.
Эффективность творческой работы демонстрируют высокие достижения
обучающихся
на
районных,
окружных,
областных
хореографических
конкурсах и фестивалях по хореографическому искусству.
3.2.
Организации сотрудничества и взаимодействия с
профильными учреждениями культуры и искусства.
«На современном этапе отечественная система образования
представляет трехуровневую модель подготовки творческих кадров
(детская школа искусств (далее ДШИ) - среднее профессиональное -
высшее профессиональное учебное заведение соответствующего
профиля), признанная всем мировым профессиональным сообществом
и ставшая основой исполнительского и изобразительного искусства.
Профессиональное образование в области искусств и обучение детей в
ДШИ должны рассматриваться в единстве, а не в отрыве друг от друга:
творческие колледжи и вузы должны осуществлять подготовку
педагогов для ДШИ. В свою очередь, ДШИ должны явиться базами
педагогической практики для таких студентов…»
Концепция развития дополнительного образования в Российской
Федерации
В настоящее время в Екатеринбурге функционируют несколько учебных
заведений, готовящих специалистов хореографического направления:
два
высших учебных заведения – Уральский государственный педагогический
университет (УрГПУ) и Гуманитарный университет (ГУ);
два средних – Свердловский колледж искусств и культуры (СКИК) и
Уральский хореографический колледж (УХК)
В целях создания преемственности профессионального обучения: ДШИ
–
среднее
профессиональное
учреждение
–
высшее
учебное
заведение
большое
внимание
уделяю
организации
сотрудничества
с
профильными
учебными заведениями.
Например,
со Свердловским колледжем
искусств и культуры меня
связывает очень многое. Это мое родное училище, в котором я училась,
хорошо знакомый педагогический коллектив. Систематически я посещаю со
своими учениками Дни открытых дверей, там же прохожу курсы повышения
квалификации.
Также тесно сотрудничаю с кафедрой художественного образования УрГПУ
(Уральский государственный педагогический университет).
Когда я впервые заговорила о возможности очного посещения занятий со
своими учениками, встретила понимание, интерес и готовность к
сотрудничеству
С
2013
года
наша
ДШИ
является
базой
для
педагогической
практики
студентов
УрГПУ
.
Необходимо
отметить
,
что
Защита
педагогической
практики
у
студентов
всегда
проходит
на
«
отлично
».
Сотрудничество
с
педагогическими
коллективами
профильных
учреждений дает очень многое:
возможность познакомится
с учебными
программами
профильных
учреждений,
скорректировать
свои
предпрофессиональные
программы
по ведущим
хореографическим
дисциплинам.
Посещение открытых уроков, мастер-классов, наглядный показ, живое
общение со студентами, преподавателями позволяет обучающимся помочь в
вопросе профессионального самоопределения.
Самое
главное,
сотрудничество
с
педагогическими
коллективами
профильных
учреждений
позволяет
сохранять
преемственность
и
непрерывность художественного образования.
Результатом
работы
по организации сотрудничества с профильными
учреждениями искусств и культуры
является стабильное поступление и
обучение моих выпускников в профильные учебные заведения.
Введение
в
учреждениях
дополнительного
образования
нового
поколения
класса
ранней
профессиональной
ориентации
как
образовательной среды, расширяющей и углубляющей знания, умения и
навыки учащихся по выбранному виду искусства
Говоря о
трехуровневой модели
подготовки творческих кадров, где
ДШИ является первой ступенью в системе непрерывной профессиональной
подготовки специалистов в сфере культуры и искусства, необходимо сказать
о
сдерживающем
факторе продолжения обучения в вузах и колледжах
культуры и искусства для выпускников ДШИ
На
этом
моменте
заостряют
внимание
многие
педагогические
коллективы профильных учреждений, как среднего, так и высшего уровней.
Говорит Е. Рагозина, директор детской художественной школы №1 им.
Чистякова (г. Екатеринбург): «многие ребята завершают обучение в ДШИ, не
закончив
11-летний
курс
общеобразовательной
школы.
Необходимо
как
можно дольше поддерживать подростков в период становления их характера
в привычной для них творческой среде, которая окружала их в ДШИ.»
(электронный журнал об образовании Е.В.Рагозина «Ранняя
профориентация в школе искусств)
Об этой же проблеме – несоответствии сроков окончания учреждения
дополнительного образования и средней общеобразовательной школы-
говорят преподаватели УрГПУ А.В. Вертохина, М.Ю. Самакаева:
« основной курс обучения выпускники
заканчивают в 13-14 лет. В этом
возрасте
большинство
учащихся
еще
не
задумываются
основательно
о
выборе будущей профессии… Поэтому становится очевидной необходимость
введения
в
учреждениях
дополнительного
образования
нового
поколения
класса ранней профессиональной ориентации как образовательной среды,
расширяющей
и
углубляющей
знания,
умения
и
навыки
учащихся
по
выбранному виду искусства…»
(«Особенности школьного образования в сфере хореографического
образования» Екатеринбург )
В 2018г.
я приняла участие
в работе слета
лидеров образования
Свердловской
области
в
качестве
докладчика
по
теме «Организация
успешной творческой деятельности детского хореографического коллектива»
(г. Нижний Тагил).
Большой интерес у меня вызвала работа педагогического коллектива
ДШИ
г.
Качканар
Свердловской
области.
На
базе
этой
школы
проходило
исследование
работы
класса
ранней
профессиональной
ориентации,
проведенное
Уральским
государственным
педагогическим
университетом . Выводы, итоги
проведенного мониторинга впечатляют:
была
выявлена
положительная
динамика
успеваемости
с
50%
до
100%
успеваемости
обучающихся;
количество
учащихся,
демонстрирующих
высокие результаты в конкурсных выступлениях выросло
с 30% до 85%.
Целенаправленная
работа
с
родителями
так
же
дала
положительные
результаты:
продолжили
свое
профессиональное
образование
в
вузах
культуры и искусств и педагогических
вузах 26%
выпускников класса
ранней профессиональной ориентации.
Эффективную
работу
класса
ранней
профессиональной
ориентации
подтверждает и мой опыт работы: все мои воспитанники, продолжившие
свое профессиональное образование
в профильных учебных заведениях,
после окончания ДШИ, танцевали в коллективе – спутнике при ДШИ.
А к т и в н а я
к о н ц е р т н о - п р о с в е т и т е л ь н а я
д е я т е л ь н о с т ь ,
способствующая реализации творческих способностей
Концертная деятельность занимает ведущее место в формировании
мотивации у детей к занятиям хореографией.
Хореографический коллектив «Детство»
на сегодняшний день - один из
ведущих
детских
коллективов
поселка
Верхние
Серги.
Он
–
востребованный и постоянный участник культурно-массовых мероприятий и
в п. В-Серги, и в Нижнесергинском районе.
Говоря
о
предпрфессиональной
подготовке,
необходимо
сказать
о
репертуаре. Выпускник детской школы искусств,
продолжая образование в
профильных среднеспециальных и высших учебных заведениях,
успешно
войдет
в
учебный
процесс
лишь
при
одном
условии
-
Репертуар
хореографического коллектива ДШИ должен быть разножанровым.
3.5.
Построение профориентационной работы на взаимодействии
всех субъектов образовательного процесса – педагогов,
учащихся, родителей.
Эффективность образовательной деятельности в значительной степени
зависит
от
того,
насколько
все
субъекты
образовательного
процесса
заинтересованы
в
достижении
общих
целей.
Современная
система
образования не может эффективно функционировать без заинтересованных,
инициативных родителей.
В работе с родителями приоритетными для меня являются две задачи:
1.
установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка
2.
создать
атмосферу
эмоциональной
взаимоподдержки,
взаимозаинтересованности.
Отправными
точками
в
моей
работе
с
вновь
пришедшими
в
школу
родителями являются:
1. выявление
потребностей, ожиданий
родителей от школы
2.
выясняю, насколько готова семья к сотрудничеству 3. Вместе определяем
организационные формы сотрудничества
Формы взаимодействия, которым родители отдают предпочтение:
1.
Открытые
уроки. Они являются
не только средством удовлетворения
интереса к тому, как живут дети в школе. Это способ познакомить родителей
с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения. Это позволяет
избежать
многих
ошибок
во
взаимоотношениях
с
родителями 2.
Родительское собрание. Подмечено: на формальное проведение встреч в
виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне
понятно. Ищу такие приемы и методы, которые активизируют внимание
уставших
родителей
3.Консультация. Для
этого
обязательно
отвожу
конкретное
время.
Консультация
«между
делом»,
в
шумном
зале,
как
правило, пользы не приносит.
Такое приглашение на консультацию как
«давайте это с вами быстренько обсудим», не должно фигурировать.
Для
индивидуальной консультации должно быть организовано специальное место
(не
кабинет
директора).
Необходимо
помнить
–
родители
берут
на
вооружение
только
те
рекомендации,
которые
конкретны,
соответствуют
условиям и возможностям семьи с материальной и моральной точки зрения.
4.Проведение совместных мероприятий: – ежегодные поездки в театр
оперы и балета; - ежегодное празднование международного Дня Танца –
пошив
костюмов
- Письмо Деду Морозу -
совместные
танцевальные
постановки – отмечаем самое первое выступление и т.д.
С целью выявления эффективности образовательной и воспитательной
деятельности,
получения
информации
о
потребностях
и
ожиданиях
родителей, о полноте и качестве их удовлетворения результатами обучения
ребенка
провожу:
5.мониторинги,
анкетирование.
После
сбора
информации
обобщаю
результаты
исследования,
выявляю
проблемы,
разрабатываю меры по совершенствованию образовательного процесса.
3.6. Повышение профессиональной квалификации преподавателя
Педагогическая деятельность многогранна, сложна, трудоемка. В работе
преподавателя нет неизменных элементов: постоянно развивается область
знаний,
меняется
контингент
обучающихся,
обогащается
педагогическая
наука.
Все
это
требует
от
преподавателя
по стоянного
р о с т а
профессиональной компетенции
Таким образом, в процессе исследования были решены следующие
задачи:
1.
Определены
педагогические
условия
активизации
процесса
профессионального самоопределения обучающихся детской школы искусств.
2.
Опытным
путем
проверена
эффективность
выделенных
педагогических условий активизации профессионального самоопределения
обучающихся хореографического отделения.
3. Создана
активная
трехсторонняя
модель
взаимодействия:
обучающийся – преподаватель ДШИ - профильное учреждение искусств и
культуры.
4.
Заключение
Воспитание творческих кадров – одна из сильных сторон
образовательной деятельности преподавателя . Говоря о профессиональном
самоопределении обучающихся, я говорю о своих выпускниках:
Многие работают педагогами дополнительного образования центра
детского творчества в п.Верхние Серги, а также в городах Екатеринбург,
Ханты-Мансийск.
Ленкова Кристина (Выпускница 2012г.) Студентка УрГПУ Магистратура
Елтышева Влада (Выпускница 2013г). Студентка УрГПУ 5 курс
Мазырина Ксения (Выпускница 2018г). Студентка СКИК. 2 курс
Ваганова А.(Выпускница 2-19г.) Студентка СКИК. 1 курс
5.
Список литературы
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации (04.09.2014г.)
Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий
на
2015-2020
годы
по
реализации
Концепции
развития
лополнительного
образования детей» (24.04.2015г.)
Стратегия развития воспитания на период до 2025года.
К.А. Абульханова-Славская
А.Г. Асмолов
Л.И. Божович
Е.М. Борисова
Н.Н. Захаров
Э.Ф. Зеер