Автор: Назарова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №71
Населённый пункт: г. Мытищи Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Технология детского экспериментирования
Раздел: дошкольное образование
Технология детского экспериментирования.
Пояснительная записка
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают
для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности.
При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях,
о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря
познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является
одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его
обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-
основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой
деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная
деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Работая в дошкольном учреждение всегда стремилась искать новые подходы для
интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни,
активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу
необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское
экспериментирование.
В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков,
проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе
дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом
деятельности является экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с
другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти
ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и
экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные
закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда
умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому
экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным
способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует
становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного
познания им окружающего мира.
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала
разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали
разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для
организации поисково-экспериментальной деятельности.
Цель и задачи педагогической технологии
Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами
физического эксперимента.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные
основы личности ребенка.
Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного
возраста.
Формировать диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира.
Формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.
развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно
реализовано если:
-будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей
основ целостного мировидения.
-более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка.
-педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и
поддерживает воспитанника.
-создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.
Предполагаемый результат:
1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.
3. Сформированность основ диалектического мышления.
4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в
детском саду «От рождения до школы».
5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
6. Сформированность коммуникативных навыков.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
Связь теории с практикой
Развивающий характер воспитания и обучения.
Индивидуализация и гуманизация образования.
Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.
Целостность и системность обучающего процесса.
Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
Успешность эксперимента:
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой
деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям,
исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и
родители и педагоги.
Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.
Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
Трудности в работе:
Создание лаборатории.
Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.
Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.
Планирование работы.
Планирование занятий.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным
является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного,
эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.
Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно
всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо
важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение
наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно
сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей
исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения
самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного
интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом
деятельности в обучении.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает
мыслительные операции ( анализ, синтез, классификацию, обобщение),стимулирует
познавательную активность и любознательность ребенка.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно
связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо
прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения
методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко
выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе
обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается
диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту
или признавать правоту своего соседа.
Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты
изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических
представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать,
измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим
представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной
литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников
В нашем деском саду создана мини-лаборатория для проведения эксперимента. Начинаем работу
с детьми с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином – дедушкой Знаем, с
оборудованием и правилами поведения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей
в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. «Расскажи
— и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Этим высказыванием мы
придерживаемся в работе с детьми дошкольного возраста. Усваивается все прочно и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность
самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными
способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса к
исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения.
Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка.
Что дает экспериментальная деятельность?
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента,
побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и
достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти
ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и
окружающего мира.
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной
ситуации;
Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
Проявляют интерес к познавательной литературе;
Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
Применяют свои знания в жизни.
Оснащение детской лаборатории:
Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы,
компасы и магниты;
Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые
бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и
мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки
коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные,
пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, нождачная;
Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и
прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
Внешние (новизна, необычность объекта);
Тайна, сюрприз;
Мотив помощи;
Познавательный мотив (почему так);
Ситуация выбора.
Набрав детей первой младшей группы, я начала работу с ними по детскому
экспериментированию. Учитывая младший возраст детей разработала перспективный план игр –
экспериментов с песком и водой для 1-ой младшей группы.
СПЕЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СЕНТЯБРЬ
«Ягода-малина»
Вид деятельности. Рассматривание, проба на вкус, выжимание сока, форма, вкус, запах ягоды и
листьев. Варим варенье, компот. Засушивание листьев и изготовление чая и панно « Осенний
букет». Разучивание песенки «По малину в сад пойдем».
Цель занятия. Познакомить детей с растением, его полезными свойствами. Закрепление цвета,
формы, тактильных ощущений.
Материалы и оборудование. Ягода, сахар, вода, листья, сосуды, салфетки.
«Разноцветная вода»
Вид деятельности. В сосудах с помощью красок, калия перманганата- проведение эксперимента
на растворимость.
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами воды, закрепление цвета.
Материалы и оборудование. Краски, вода, сосуды.
ОКТЯБРЬ
«Тонет- не тонет».
Вид деятельности. Эксперимент. Тонут или плавают на воде предметы? Почему? Предметы
тяжелее или легче воды.
Цель занятия. Познакомить со свойствами предметов, развивать наблюдательность, смекалку.
Учить делать выводы.
Материалы и оборудование. Различные камешки, бумага, пенопласт, маленький мяч, деревянные
и железные предметы, магнит.
«Каша- здоровье наше».
Вид деятельности. Рассматривание по цвету, форме, сыпучести. Сухая- твердая, в воде разбухает,
мягкая, съедобная, полезная и вкусная. В готовом виде горячая и холодная. Просмотр
мультфильма « Геркулес». Чтение « Каша из топора».
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами круп, учить определять на вкус кашу, воспитывать
положительное отношение к каше и объяснить детям полезность каш.
Материалы и оборудование. Крупы: гречневая, рисовая, пшенная, Геркулесовая, ячневая. Вода,
молоко, сосуды, тарелки и ложечки.
НОЯБРЬ
«Птичьи пёрышки».
Вид деятельности. Эксперимент. Тяжелый- легкий( перышко- камешек). Летучесть( парит в
воздухе). Сухое- мокрое. Аппликация « Золотой гребешок».
Цель занятия. Познакомить со свойствами перьев, закрепить знания детей о использования пера в
быту- подушки, перина, теплые куртки.
«Песочные струйки».
Вид деятельности. Можно ли рисовать с помощью песка? Подготовка песка для работы- просеять,
просушить, можно подкрасить. Работы детей с песком на подготовленной поверхности.
Цель занятия. Познакомить детей со свойством песка- сыпучесть. Рисование удивительных картин
с развитием фантазии и воображения.
Материалы и оборудование. Панно « Летний день», песок, клей, бумага, краски.
ДЕКАБРЬ
Рисование с помощью мыльных пузырей «Разноцветный мир».
Вид деятельности. Эксперимент. Растворение мыла в воде, изготовление цветной мыльной воды.
Экспериментальное рисование- выдувание разноцветных пузырей на лист бумаги.
Цель занятия. Научить выдувать пузыри на лист бумаги, познакомить со свойствами мыльной
воды- можно надувать пузыри, закрепление цвета, развитие воображения.
Материалы и оборудование. Тарелочки, стеклянная воронка, коктейльные палочки, мыльный
разноцветный раствор.
«Воздух. Что в пакете?»
Вид деятельности. Эксперимент. Пакет пустой и наполненный воздухом. Наличие воздуха вокруг.
Как его обнаружить и поймать?.
Цель занятия. Обнаружение воздуха в окружающем. Обратить внимание детей на свойства
воздуха- прозрачный, невидимый, легкий, холодный и теплый. Жизненная важность воздуха для
всего живого.
Материалы и оборудование. Полиэтиленовые пакеты, полоски бумаги.
ЯНВАРЬ
«Хрустальные льдинки».
Вид деятельности. Эксперимент. Таяние льда в теплой и холодной воде. Замораживание
разноцветных льдинок и украшение елочки на участке детского сада. Наблюдение за таянием
льдинок- сосуд с водой приобретает цвет растаявшего льда.
Цель занятия. Познакомить со свойствами воды (замораживание). Учить делать выводы- в теплой
воде лед тает быстрее, чем в холодной. Развитие внимательности и любознательности.
Материалы и оборудование. Раскрашенные льдинки, сосуды с водой, краски.
«Стекло».
Вид деятельности. Эксперимент. Определить прозрачность стекла, его хрупкость- легко
разбивается. Тонет в воде или нет, скользкое или нет, пропускает жидкость или нет. Разноцветное
стекло- его применение. Просмотр документального фильма «Новогодние игрушки — любимые
игрушки».
Цель занятия. Познакомить со свойствами стекла, стеклянными предметами. Развивать
наблюдательность, ознакомление с правилами безопасности при обращении со стеклом и
стеклянными предмета.
Материалы и оборудование. Стеклянные предметы, сосуды, вода, краски, ёлочные игрушки.
ФЕВРАЛЬ
«Воздушная мука».
Вид деятельности. Эксперимент. Изготовление клея. Рассматривание муки: сухая, сыпучая, мелкая,
белая, безвкусная. Мука разбавленная водой приобретает свойства липкости, вязкости,
пластичности, тянущая. Можно изготовить хлебо-булочные изделия в специальных условиях.
Поделка из соленого теста.
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами муки и что из нее готовят. Развитие трудолюбия,
терпения.
Материал и оборудование. Мука, продукты из муки, вода, сосуды, соль, краски, масло, картон.
«Черный ящик».
Вид деятельности. Эксперимент. Научить определять тактильно температуру воды и предметов.
Цель занятия. Познакомить детей с определением температуры жидких и твердых предметов
тактильно (металлические- холодные, деревянные- теплые).
Материалы и оборудование. Предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы, черный ящик.
МАРТ
«Магнит».
Вид деятельности. Эксперимент. Притягивание металлических предметов. Отталкивание и
притягивание двух предметов. Твердость магнита.
Цель занятия. Познакомить со свойствами магнита и его применение в жизни.
Материалы и оборудование. Магниты разных форм и цвета, различные металлические и
деревянные предметы, ткань, бумага и др. Магнит.
«Луковая грядка на окне».
Вид деятельности. Эксперимент. Посадка лука в землю. Салат из лука ошпаренного горячей водой.
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами лука( цвет, запах, вкус, форма). Способами
посадки лука. Развивать любознательность, наблюдательность.
Материалы и оборудование. Луковица, земля, различные баночки, нож, разделочная доска,
миска.
АПРЕЛЬ
«Картон».
Вид деятельности. Эксперимент. Твердый, плотный, тяжело поддается к сгибанию. При намокании
разбухает, расслаивается. Аппликация « Весенний букет».
Цель занятия. Познакомить со свойствами картона, Развитие наблюдательности, умение делать
выводы и умозаключения.
Материал и оборудования. Картон различной плотности, ножницы, вода, клей.
«Ткань».
Вид деятельности. Эксперимент. Разрезание ткани, с трудностью разрывается, смятие и
разглаживание. Сшивание двух лоскутков ткани. Альбом для рассматривания « Виды ткани».
Намачивание ткани- потрогать какая она стала( тяжелая, холодная).
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами ткани и их видами. Закрепить знания детей об
одежде.
Материалы и оборудование. Различные лоскутки ткани. Нитки, иголка, ножницы, вода, утюг.
МАЙ
«Чудесная глина».
Вид деятельности. Эксперимент. Рассматривание глины. ( сухая- мокрая, твердая- мягкая, плотная,
тяжелая). Из мокрой глины изготавливаются различные предметы быта и игрушки. Глиняные
предметы могут разбиться, Документальный фильм « Глиняный горшочек».
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами глины. Рассматривание глиняных игрушек,
посуды.
Материалы и оборудование. Глиняные предметы. Глина, сосуды с водой, лоскутки ткани, салфетки.
«Волшебный клубок».
Вид деятельности. Рассматривание разных видов нитей( мулине, швейные, шерстяные).
Разрывание и разрезание нитей разных по фактуре. Демонстрация видов работ с нитью и готовых
предметов.
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами разных по фактуре нитей, видов ткани, готовых
изделий из нитей.
Материал и оборудование. Разные виды нитей, готовые изделия, Крючок, спицы, иголка,
ножницы.