Напоминание

Технология детского экспериментирования


Автор: Назарова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №71
Населённый пункт: г. Мытищи Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Технология детского экспериментирования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технология детского экспериментирования.

Пояснительная записка

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают

для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности.

При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях,

о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря

познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является

одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его

обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-

основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой

деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная

деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в дошкольном учреждение всегда стремилась искать новые подходы для

интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни,

активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу

необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское

экспериментирование.

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков,

проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе

дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом

деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям

реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с

другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти

ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает

необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и

экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные

закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда

умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому

экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным

способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует

становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного

познания им окружающего мира.

Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала

разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали

разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для

организации поисково-экспериментальной деятельности.

Цель и задачи педагогической технологии

Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами

физического эксперимента.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.

Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные

основы личности ребенка.

Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного

возраста.

Формировать диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира.

Формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.

развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно

реализовано если:

-будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей

основ целостного мировидения.

-более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка.

-педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и

поддерживает воспитанника.

-создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.

Предполагаемый результат:

1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в

детском саду «От рождения до школы».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

Связь теории с практикой

Развивающий характер воспитания и обучения.

Индивидуализация и гуманизация образования.

Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

Целостность и системность обучающего процесса.

Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Успешность эксперимента:

Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.

Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой

деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям,

исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и

родители и педагоги.

Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.

Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

Трудности в работе:

Создание лаборатории.

Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.

Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.

Планирование работы.

Планирование занятий.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным

является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного,

эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.

Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно

всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо

важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение

наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно

сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей

исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения

самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного

интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом

деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает

мыслительные операции ( анализ, синтез, классификацию, обобщение),стимулирует

познавательную активность и любознательность ребенка.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно

связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо

прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения

методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко

выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе

обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается

диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту

или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты

изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических

представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать,

измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим

представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной

литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников

В нашем деском саду создана мини-лаборатория для проведения эксперимента. Начинаем работу

с детьми с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином – дедушкой Знаем, с

оборудованием и правилами поведения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей

в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. «Расскажи

— и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Этим высказыванием мы

придерживаемся в работе с детьми дошкольного возраста. Усваивается все прочно и надолго,

когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность

самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными

способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса к

исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения.

Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка.

Что дает экспериментальная деятельность?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента,

побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и

достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти

ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и

окружающего мира.

В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:

Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной

ситуации;

Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;

Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;

Проявляют интерес к познавательной литературе;

Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;

Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;

Применяют свои знания в жизни.

Оснащение детской лаборатории:

Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы,

компасы и магниты;

Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые

бутылки, стаканы, ведерки, воронки;

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и

мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки

коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;

Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные,

пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;

Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, нождачная;

Красители: ягодный сироп, акварельные краски;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и

прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

Внешние (новизна, необычность объекта);

Тайна, сюрприз;

Мотив помощи;

Познавательный мотив (почему так);

Ситуация выбора.

Набрав детей первой младшей группы, я начала работу с ними по детскому

экспериментированию. Учитывая младший возраст детей разработала перспективный план игр –

экспериментов с песком и водой для 1-ой младшей группы.

СПЕЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СЕНТЯБРЬ

«Ягода-малина»

Вид деятельности. Рассматривание, проба на вкус, выжимание сока, форма, вкус, запах ягоды и

листьев. Варим варенье, компот. Засушивание листьев и изготовление чая и панно « Осенний

букет». Разучивание песенки «По малину в сад пойдем».

Цель занятия. Познакомить детей с растением, его полезными свойствами. Закрепление цвета,

формы, тактильных ощущений.

Материалы и оборудование. Ягода, сахар, вода, листья, сосуды, салфетки.

«Разноцветная вода»

Вид деятельности. В сосудах с помощью красок, калия перманганата- проведение эксперимента

на растворимость.

Цель занятия. Познакомить детей со свойствами воды, закрепление цвета.

Материалы и оборудование. Краски, вода, сосуды.

ОКТЯБРЬ

«Тонет- не тонет».

Вид деятельности. Эксперимент. Тонут или плавают на воде предметы? Почему? Предметы

тяжелее или легче воды.

Цель занятия. Познакомить со свойствами предметов, развивать наблюдательность, смекалку.

Учить делать выводы.

Материалы и оборудование. Различные камешки, бумага, пенопласт, маленький мяч, деревянные

и железные предметы, магнит.

«Каша- здоровье наше».

Вид деятельности. Рассматривание по цвету, форме, сыпучести. Сухая- твердая, в воде разбухает,

мягкая, съедобная, полезная и вкусная. В готовом виде горячая и холодная. Просмотр

мультфильма « Геркулес». Чтение « Каша из топора».

Цель занятия. Познакомить детей со свойствами круп, учить определять на вкус кашу, воспитывать

положительное отношение к каше и объяснить детям полезность каш.

Материалы и оборудование. Крупы: гречневая, рисовая, пшенная, Геркулесовая, ячневая. Вода,

молоко, сосуды, тарелки и ложечки.

НОЯБРЬ

«Птичьи пёрышки».

Вид деятельности. Эксперимент. Тяжелый- легкий( перышко- камешек). Летучесть( парит в

воздухе). Сухое- мокрое. Аппликация « Золотой гребешок».

Цель занятия. Познакомить со свойствами перьев, закрепить знания детей о использования пера в

быту- подушки, перина, теплые куртки.

«Песочные струйки».

Вид деятельности. Можно ли рисовать с помощью песка? Подготовка песка для работы- просеять,

просушить, можно подкрасить. Работы детей с песком на подготовленной поверхности.

Цель занятия. Познакомить детей со свойством песка- сыпучесть. Рисование удивительных картин

с развитием фантазии и воображения.

Материалы и оборудование. Панно « Летний день», песок, клей, бумага, краски.

ДЕКАБРЬ

Рисование с помощью мыльных пузырей «Разноцветный мир».

Вид деятельности. Эксперимент. Растворение мыла в воде, изготовление цветной мыльной воды.

Экспериментальное рисование- выдувание разноцветных пузырей на лист бумаги.

Цель занятия. Научить выдувать пузыри на лист бумаги, познакомить со свойствами мыльной

воды- можно надувать пузыри, закрепление цвета, развитие воображения.

Материалы и оборудование. Тарелочки, стеклянная воронка, коктейльные палочки, мыльный

разноцветный раствор.

«Воздух. Что в пакете?»

Вид деятельности. Эксперимент. Пакет пустой и наполненный воздухом. Наличие воздуха вокруг.

Как его обнаружить и поймать?.

Цель занятия. Обнаружение воздуха в окружающем. Обратить внимание детей на свойства

воздуха- прозрачный, невидимый, легкий, холодный и теплый. Жизненная важность воздуха для

всего живого.

Материалы и оборудование. Полиэтиленовые пакеты, полоски бумаги.

ЯНВАРЬ

«Хрустальные льдинки».

Вид деятельности. Эксперимент. Таяние льда в теплой и холодной воде. Замораживание

разноцветных льдинок и украшение елочки на участке детского сада. Наблюдение за таянием

льдинок- сосуд с водой приобретает цвет растаявшего льда.

Цель занятия. Познакомить со свойствами воды (замораживание). Учить делать выводы- в теплой

воде лед тает быстрее, чем в холодной. Развитие внимательности и любознательности.

Материалы и оборудование. Раскрашенные льдинки, сосуды с водой, краски.

«Стекло».

Вид деятельности. Эксперимент. Определить прозрачность стекла, его хрупкость- легко

разбивается. Тонет в воде или нет, скользкое или нет, пропускает жидкость или нет. Разноцветное

стекло- его применение. Просмотр документального фильма «Новогодние игрушки — любимые

игрушки».

Цель занятия. Познакомить со свойствами стекла, стеклянными предметами. Развивать

наблюдательность, ознакомление с правилами безопасности при обращении со стеклом и

стеклянными предмета.

Материалы и оборудование. Стеклянные предметы, сосуды, вода, краски, ёлочные игрушки.

ФЕВРАЛЬ

«Воздушная мука».

Вид деятельности. Эксперимент. Изготовление клея. Рассматривание муки: сухая, сыпучая, мелкая,

белая, безвкусная. Мука разбавленная водой приобретает свойства липкости, вязкости,

пластичности, тянущая. Можно изготовить хлебо-булочные изделия в специальных условиях.

Поделка из соленого теста.

Цель занятия. Познакомить детей со свойствами муки и что из нее готовят. Развитие трудолюбия,

терпения.

Материал и оборудование. Мука, продукты из муки, вода, сосуды, соль, краски, масло, картон.

«Черный ящик».

Вид деятельности. Эксперимент. Научить определять тактильно температуру воды и предметов.

Цель занятия. Познакомить детей с определением температуры жидких и твердых предметов

тактильно (металлические- холодные, деревянные- теплые).

Материалы и оборудование. Предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы, черный ящик.

МАРТ

«Магнит».

Вид деятельности. Эксперимент. Притягивание металлических предметов. Отталкивание и

притягивание двух предметов. Твердость магнита.

Цель занятия. Познакомить со свойствами магнита и его применение в жизни.

Материалы и оборудование. Магниты разных форм и цвета, различные металлические и

деревянные предметы, ткань, бумага и др. Магнит.

«Луковая грядка на окне».

Вид деятельности. Эксперимент. Посадка лука в землю. Салат из лука ошпаренного горячей водой.

Цель занятия. Познакомить детей со свойствами лука( цвет, запах, вкус, форма). Способами

посадки лука. Развивать любознательность, наблюдательность.

Материалы и оборудование. Луковица, земля, различные баночки, нож, разделочная доска,

миска.

АПРЕЛЬ

«Картон».

Вид деятельности. Эксперимент. Твердый, плотный, тяжело поддается к сгибанию. При намокании

разбухает, расслаивается. Аппликация « Весенний букет».

Цель занятия. Познакомить со свойствами картона, Развитие наблюдательности, умение делать

выводы и умозаключения.

Материал и оборудования. Картон различной плотности, ножницы, вода, клей.

«Ткань».

Вид деятельности. Эксперимент. Разрезание ткани, с трудностью разрывается, смятие и

разглаживание. Сшивание двух лоскутков ткани. Альбом для рассматривания « Виды ткани».

Намачивание ткани- потрогать какая она стала( тяжелая, холодная).

Цель занятия. Познакомить детей со свойствами ткани и их видами. Закрепить знания детей об

одежде.

Материалы и оборудование. Различные лоскутки ткани. Нитки, иголка, ножницы, вода, утюг.

МАЙ

«Чудесная глина».

Вид деятельности. Эксперимент. Рассматривание глины. ( сухая- мокрая, твердая- мягкая, плотная,

тяжелая). Из мокрой глины изготавливаются различные предметы быта и игрушки. Глиняные

предметы могут разбиться, Документальный фильм « Глиняный горшочек».

Цель занятия. Познакомить детей со свойствами глины. Рассматривание глиняных игрушек,

посуды.

Материалы и оборудование. Глиняные предметы. Глина, сосуды с водой, лоскутки ткани, салфетки.

«Волшебный клубок».

Вид деятельности. Рассматривание разных видов нитей( мулине, швейные, шерстяные).

Разрывание и разрезание нитей разных по фактуре. Демонстрация видов работ с нитью и готовых

предметов.

Цель занятия. Познакомить детей со свойствами разных по фактуре нитей, видов ткани, готовых

изделий из нитей.

Материал и оборудование. Разные виды нитей, готовые изделия, Крючок, спицы, иголка,

ножницы.



В раздел образования