Автор: Бычкова Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад Сказка" ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова
Населённый пункт: г. Похвистнево Самарская область
Наименование материала: Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию в средней группе
Тема: " Осенние картинки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по художественно- эстетическому
развитию в средней группе
«Осенние картинки»
Образовательные области: «Художественно-эстетическое
развитие», «Познавательное развитие»
Программные задачи:
-развивать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в
искусстве, в природе;
-развивать музыкально-творческие способности;
- создать условия для применения освоенных ранее
изобразительных умений;
-актуализировать и дополнить представления детей о
сезонных изменениях в природе, активизировать в речи и
уточнить соответствующие понятия;
-формировать умение понимать содержание картин,
музыкальных произведений, передаваемые ими образы.
Оборудование и материалы:
Репродукции картин: В. Д. Поленов «Золотая осень», И. Г.
Остроухов «Золотая осень», Е. Волков «Октябрь», И.И.
Левитан «Октябрь. Осень»
аудиозаписи музыкальных произведений по теме «Осень»
« Октябрь. Осенняя песня», муз. П. И. Чайковского,
«Ноябрь на тройке», муз. П. Чайковского, «Дождик» Г.
Свиридов.; слайды с изображением животных, гуашь, кисти
альбомные листы, губка.
Ход работы
Педагог: У меня есть друзья, которые живут в Африке. Там
круглый год жарко и не бывает смены времён года. Мои
друзья попросили меня нарисовать осень. Я с
удовольствием это сделаю, но не знаю, что именно мне
нарисовать. Ребята, вы мне поможете?
Педагог: Приглашаю вас отправиться в картинную галерею.
(Дети входят в импровизированную галерею, в ней
представлены картины: В. Д. Поленов «Золотая осень», И. Г.
Остроухов «Золотая осень», Е. Волков «Октябрь», И.И.
Левитан «Октябрь. Осень.») Рассмотрите картины.
Расскажите, какое время года на них изображено.
Представьте себя внутри этой картины: Что изображено?
Какая там погода? Какие краски использовал художник?
Да, действительно, осень бывает такая разная. Золотой
осенью природа разукрашена разноцветным нарядом,
радует богатым урожаем. Каких только цветов и оттенков не
увидишь! А поздней осенью льют дожди, дуют холодные
ветра, опадают листочки, улетают в теплые края птицы.
Пролетает первый снежок – вестник зимы. Все эти
переодевания бывают осенью.
Педагог: Приглашаю вас присесть на стулья и прослушать
отрывки из музыкальных произведений.
Звучат музыка. Педагог предлагает выбрать картины,
соответствующие каждой из мелодий, аргументировать свое
мнение. Слушание «Осенняя песня» П. И. Чайковский и
«Ноябрь на тройке», муз. П. Чайковского
Дети, прослушав произведение, выбирают картины,
подходящие под музыку и объясняют свой выбор.
Ребята, а теперь давайте соберём листочки с осеннего леса.
Пальчиковая гимнастика:
1,2,3,4,5,
Будем листья собирать
Листья берёзы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины.
Листики дуба мы соберём.
В садик осенний букет принесём.
Дидактическая игра «Как всё изменилось»
Педагог: Видите, ребята, какой разной бывает осень!
Понимаете теперь, почему я не могу решить, что же мне
нарисовать? Всё вокруг так изменилось с того дня, когда
осень впервые пришла к нам в гости!
Осень была золотой, стала…(серой).
Летом заяц-беляк был серым, а скоро станет (белым).
Осень была тёплой, стала (холодной).
Была светлой, стала (тёмной).
Многие, насекомые в начале осени летали, ползали, а
сейчас спрятались, впали в спячку.
Была радостной, стала (грустной).
Всю осень медведь ел малину, корешки, мёд, рыбу, а теперь
(спит в берлоге).
Листья на деревьях были зелёными, стали (жёлтыми,
красными, бурыми).
Игра « Листопад»
Давайте представим, что мы – осенние листочки.
Дети идут по кругу, держась за руки, и говорят слова:
Мы –листики осенние (дети идут по кругу, держась за
руки)
На веточке висели.
Дунул ветер - полетели…(разбегаются по залу)
И на землю тихо сели (сели на корточки)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (встали, руки вверх).
Закружились, полетели (по всему залу)
И на землю тихо сели (присели).
Ребята, назовите главные признаки осени (Ветер, дождь)
Осенью часто бывает дождик, у которого есть своя песенка.
Послушайте песенку дождя. Звучит «Дождик» Г.
Свиридова. Попробуем и мы сочинить «Песню осеннего
дождя».
Игра «Эхо»
Первый раз игра проходит по показу педагога. Он кубиками
отстукивает ритм и произносит слова, например:
Педагог.: Раз-два-три!
Дети: Раз-два-три!
Педагог: Пов-то-ри!
Дети: Пов-то-ри!
Педагог: Раз-два-три-че-ты-ре-пять
Бу-дут ка-пель – ки сту - чать!
Дети: повторяют.
И так далее. Сочиняя каждый раз новые рифмовки и ритм.
Затем предлагает детям самостоятельно придумать ритм и
простучать, а ребята все повторят. Желающие показывают
своё ритмо-творчество.
Педагог: Хорошо, что вы уже так много знаете. Что же
можно нарисовать, если рисовать золотую осень? А если
позднюю? Я Вам сейчас помогу, послушайте стихи, и
вспомните, какой бывает осень.
Осенние листья
И. Токмакова
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Как хорошо в гостях у осени
Н. Найденова
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых…
Подольше б золота не сбросили,
Стоял бы лес, багрян и тих.
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защитить от ветра шалого
Лесную позднюю красу.
Осень
К. Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется —
И заплачет спросонья.
Педагог предлагает детям нарисовать осень и приглашает их
в мастерскую.
Рисование в технике набрызга «Портрет осени»
По ходу работы, педагог организует обсуждение: какую
осень (золотую или позднюю) ты рисуешь? Расскажи, что
ты нарисовал?
Педагог: Как вы думаете, ребята, получилось у нас
выполнить просьбу моих друзей? Если мы отправим им
свои рисунки, они узнают, какой бывает осень! Большое
спасибо вам за помощь!