Автор: Иванова Наталия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №2" Солигаличского муниципального района Костромской области
Населённый пункт: Костромская область город Солигалич
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Лепка из соленого теста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2» Солигаличского муниципального района
Костромской области.
Консультация для родителей
«Лепка из соленого теста»
Воспитатель:
Иванова
Наталия Геннадьевна.
Лепка в дошкольном возрасте рассматривается и как средство и как условие
развития
творческого
потенциала
ребенка.
Лепка
–
это
пластическое
творчество. Пластическое творчество – это процесс создания детьми новых,
субъективно
и
объективно
значимых
пластических
образов
в
ходе
преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта
работы
с
пластическими
материалами
с
целью
отображения
своего
настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через
наблюдение
за
природой,
изучение
произведений
и с к у с с т в а ,
художественное слово.
Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного
мышления,
воображения,
развитию
навыков
и
умений.
Значение
лепки
состоит
в
том,
что
совершенствуется
мелкая
моторика
рук,
развиваются
художественно-творческие
способности,
воображение,
конструкторские
способности,
пространственное
мышление.
Работа
с
пластическим
материалом
способствует
воспитанию
характера:
усидчивости,
умению
планировать свою деятельность.
В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в
последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто.
Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и
свет в душе. Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный,
мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в
домашних условиях, так и в условиях современного детского сада .
Человек издавна научился готовить из муки и воды – лепить лепешки. Сейчас
мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги,
своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их
немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого
материала – совсем другое дело.
Лепить
из
теста
–
доступное
занятие
и
для
взрослых,
и
для
детей.
Это
увлечение
приносит
помимо
удовольствия
и
неоценимую
пользу
для
здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет
полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят
заботы,
стресс,
а
если
он
работает
с
любовью
и
желанием,
то
может
отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который
нужно беречь и приумножать .
Работа
по
тестопластике
комплексно
воздействует
на
развитие
ребёнка,
кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить
о
том,
что
лепка
из
соленого
теста
способствует
развитию
творческих
способностей дошкольников: повышает сенсорную чувствительность, то есть
способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
развивает
воображение,
пространственное
мышление,
общую
ручную
умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует
умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и
достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный
замысел .
Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого
теста. Задача взрослых – педагогов, воспитателей, родителей – облегчить этот
путь изучения нового материала, освоить основные приемы работы с ним,
вызывать у детей желание работать с соленым тестом, пытаться передать
свои впечатления в работе по лепке из соленого теста, передавать в этом
материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому
миру.
Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться
на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творчество
детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также
существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с
самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело
в
том,
что
мозг
ребёнка
особенно
быстро
растет
и
«дозревает»
в
первые годы жизни. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и
анатомических
связей
между
ними
зависит
как
от
многообразия
и
интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько
стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть
время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям,
время
наивысших
и
широчайших
возможностей
к
развитию.
Это
самый
благоприятный
период
для
начала
развития
всего
многообразия
человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те
творческие способности, для развития которых имеются стимулы и условия к
«моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к
оптимальным, тем успешнее начинается развитие .
Если
созревание
и
начало
функционирования
(развития)
совпадают
по
времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко – с
наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей
высоты,
и
ребенок
может
стать
способным,
талантливым
и
гениальным.
Однако
возможности
развития
творческих
способностей,
достигнув
максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти
возможности
не
используются,
то
есть
соответствующие
способности
не
развиваются,
не
функционируют,
если
ребенок
не
занимается
необходимыми
видами
деятельности,
то
эти
возможности
начинают
утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.
Активность
ребёнка
в
изобразительной
деятельности
носит
творческий
характер
и
проявляется,
прежде
всего,
а
стремлении
полно
и
до
конца
реализовать
свой
замысел.
Показателем
самостоятельности
в
изобразительной деятельности можно считать умение переносить умения и
навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания
выразительного образа. Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок
расширяет
границы
содержания
рисунка,
опираясь
на
личный
опыт,
руководствуясь
замыслом,
фантазией,
эмоционально-оценочным
восприятием и отношением к изображению.
Весь процесс художественно-изобразительного творчества сопровождается
активной работой воображения, которое является основой для реализации
ребёнком
своего
замысла.
Дошкольный
возраст
характеризуется
активизацией
функций
воображения,
вначале
воссоздающего,
а
затем
творческого. Как известно, сознательный период развития воображения и
фантазии – возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития
творческих способностей у детей.
Развитие творческих способностей у детей будет эффективным лишь в том
случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в
ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на
достижение конечной цели.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт
прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от
того,
насколько
были
использованы
эти
возможности,
во
многом
будет
зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Лепка
имеет
большое
значение
для
обучения
и
воспитания
старших
дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти,
образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых
для
успешного
обучения
в
школе.
Так
же,
как
и
другие
виды
изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает
чувство прекрасного . Поэтому обосновано можно предположить, что лепка
из нетрадиционных материалов (в частности из соленого теста) благотворно
сказывается на развитии ребенка как творческой личности.
Дети
–
пытливые
исследователи
окружающего
мира.
Познавая
красоту
окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе
которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.
Формируются
образные
представления,
развиваются
мышление,
воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у
них
пробуждается
и
развивается
созидательная
активность,
формируется
творчество.
Лепка – объемный способ пластического изображения предметов. Лепка
обеспечивает придание формы пластическому материалу (пластилину, глине,
пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т.
п.
Лепка
даёт
удивительную
возможность
моделировать
мир
и
своё
представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна,
но при этом доступна даже маленьким детям .
Вывод. Овладевая секретами лепки из соленого теста, ребенок как никогда
имеет
возможность
открыть
для
себя
волшебную
силу
искусства,
реализовать
свое
творчество
и
фантазию
в
собственном
«творческом
продукте».
Задача
педагога,
в
данном
случае,
предложить
наиболее
доступные
средства
и
материалы,
для
достижения
положительного
результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета.
Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и
взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего
хочет он достичь.
Если рассматривать лепку из соленого теста как средство развития детского
творчества,
то
можно
сказать,
что
главным
моментом
в
достижении
положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в
начинаемой работе. Мы считаем, что любое выражение представляемого
образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и
образцов, и будет являться проявлением творчества.