Напоминание

Особенности физического воспитания (реалибитация) детей с НОДА


Автор: Башкирская Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д\с № 182"
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Особенности физического воспитания (реалибитация) детей с НОДА
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности физического воспитания (реалибитация) детей с

НОДА

В работе по физическому воспитанию и реабилитации детей с

НОДА необходимо руководствоваться Указом Президента РК «О

государственной программе «Здоровье народа», Постановлением

Правительства РК «О комплексной программе «Здоровый образ

жизни», учебными программами по физической культуре.

Реабилитация – в соответствии с трактовкой понятия экспертами

ВОЗ, является процессом, с помощью которого стремятся

предупредить инвалидность в период лечения болезни и помочь

инвалидам достичь максимальной физической, психической,

профессиональной, социальной и экономической полноценности,

возможной в рамках существующей болезни. Реабилитация

инвалида (восстановление здоровья и работоспособности) может

быть достигнута лишь в результате деятельности большого

коллектива медицинских работников, педагогов, психологов,

представителей предприятий и общественных организаций.

Комплексное применение взаимодополняющих средств

медицинского восстановления обеспечивает наиболее

полноценный функциональный результат, необходимый для

достижения реабилитации больного. Сочетают лечебное

применение физических упражнений, гидрокинезотерапию,

массаж, коррекцию положением, рефлексопсихотерапию,

лекарственную терапию и воздействие физических факторов. При

этом основную роль в связи с мощным патогенетическим

характером действия на функции различных систем и органов

играет лечебная физическая культура.

При проведении уроков по двигательной коррекции важно

учитывать не только возраст и уровень моторного развития

ребенка, но и форму церебрального паралича, а также

интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.

При спастической диплегии, когда у ребенка преимущественно

поражены ноги, при всех видах спортивных упражнений широко

используются хватательная и опорная функции рук.

Эмоционально-личностные особенности этих детей проявляются в

виде психической незрелости – психического инфантилизма. Такие

дети отличаются крайней несамостоятельностью, пассивностью,

слабостью волевого усилия, пугливостью, повышенной

заторможенностью.

У некоторых из них закрепление тормозных форм поведения носит

компенсаторный характер. Дети с сохранным интеллектом

заторможенностью и замедленностью, стараются как бы,

завуалировать свой двигательный дефект. Они особенно

нуждаются в похвале и поощрении со стороны взрослого.

Эти дети отличаются ярко выраженными нарушениями

работоспособности и проявлениями, так называемой

раздражительной слабости. При утомлении у них нарастают

раздражительность, плаксивость, боязливость. Повышенная

внушаемость сочетается с проявлениями упрямства, плохой

переключаемостью внимания.

Для этой категории детей особенно важно, чтобы предъявляемые

им задания соответствовали бы их возможностям. В противном

случае у них могут возникать сложные психические состояния,

проявляющиеся в виде беспокойства, ощущения беспомощности,

пассивности и отказа от выполнения задания. Эти дети особенно

подвержены страхам, которые могут возникать в связи с резким

изменением положения тела, различными незнакомыми

тактильными раздражителями, новыми впечатлениями.

Появление страха усиливает спастическую напряженность мышц и

затрудняет выполнение произвольных движений.

Во время занятий с этими детьми во всех упражнениях

спортивного характера следует стремиться к мышечному

расслаблению, особенно приводящих мышц бедер, выпрямлению

спины.

Выполнению спортивных упражнений при этой форме ДЦП могут

препятствовать контрактуры (ограничение или полная

невозможность движений) в тазобедренных суставах, которые

обычно сочетаются со слабостью мышц – разгибателей бедер.

При гиперкинетической форме церебрального паралича основной

причиной двигательной недостаточности являются

насильственные, непроизвольные движения – гиперкинезы,

которые сочетаются с меняющимся мышечным тонусом. Эти

нарушения приводят прежде всего к выраженной дестабилизации

позы. У ребенка отсутствует правильная установка туловища и

конечностей, все произвольные движения отличаются

размашистостью и нарушением координации.

Атонически-астатическая форма ДЦП – в структуре двигательных

нарушений преобладают нарушения координации движений и

равновесия.

Формирование двигательных навыков и умений тесно связано с

интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с

воспитанием нравственно-волевых черт его характера.

Упражнения развивают сообразительность, смекалку,

воображение и творчество, воспитывают у ребенка потребность в

движении и эмоциональном восприятии жизни. Активные

движения повышают устойчивость организма к простудным

заболеваниям.

Физические упражнения способствуют развитию интеллекта детей,

их восприятия, мышления, внимания, пространственных и

временных представлений. Учитель активно формирует у них

волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку,

смелость и др. особенно важно поддерживать в детях желание и

умение преодолевать препятствия.



В раздел образования