Автор: Башкирская Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д\с № 182"
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Особенности физического воспитания (реалибитация) детей с НОДА
Раздел: дошкольное образование
Особенности физического воспитания (реалибитация) детей с
НОДА
В работе по физическому воспитанию и реабилитации детей с
НОДА необходимо руководствоваться Указом Президента РК «О
государственной программе «Здоровье народа», Постановлением
Правительства РК «О комплексной программе «Здоровый образ
жизни», учебными программами по физической культуре.
Реабилитация – в соответствии с трактовкой понятия экспертами
ВОЗ, является процессом, с помощью которого стремятся
предупредить инвалидность в период лечения болезни и помочь
инвалидам достичь максимальной физической, психической,
профессиональной, социальной и экономической полноценности,
возможной в рамках существующей болезни. Реабилитация
инвалида (восстановление здоровья и работоспособности) может
быть достигнута лишь в результате деятельности большого
коллектива медицинских работников, педагогов, психологов,
представителей предприятий и общественных организаций.
Комплексное применение взаимодополняющих средств
медицинского восстановления обеспечивает наиболее
полноценный функциональный результат, необходимый для
достижения реабилитации больного. Сочетают лечебное
применение физических упражнений, гидрокинезотерапию,
массаж, коррекцию положением, рефлексопсихотерапию,
лекарственную терапию и воздействие физических факторов. При
этом основную роль в связи с мощным патогенетическим
характером действия на функции различных систем и органов
играет лечебная физическая культура.
При проведении уроков по двигательной коррекции важно
учитывать не только возраст и уровень моторного развития
ребенка, но и форму церебрального паралича, а также
интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.
При спастической диплегии, когда у ребенка преимущественно
поражены ноги, при всех видах спортивных упражнений широко
используются хватательная и опорная функции рук.
Эмоционально-личностные особенности этих детей проявляются в
виде психической незрелости – психического инфантилизма. Такие
дети отличаются крайней несамостоятельностью, пассивностью,
слабостью волевого усилия, пугливостью, повышенной
заторможенностью.
У некоторых из них закрепление тормозных форм поведения носит
компенсаторный характер. Дети с сохранным интеллектом
заторможенностью и замедленностью, стараются как бы,
завуалировать свой двигательный дефект. Они особенно
нуждаются в похвале и поощрении со стороны взрослого.
Эти дети отличаются ярко выраженными нарушениями
работоспособности и проявлениями, так называемой
раздражительной слабости. При утомлении у них нарастают
раздражительность, плаксивость, боязливость. Повышенная
внушаемость сочетается с проявлениями упрямства, плохой
переключаемостью внимания.
Для этой категории детей особенно важно, чтобы предъявляемые
им задания соответствовали бы их возможностям. В противном
случае у них могут возникать сложные психические состояния,
проявляющиеся в виде беспокойства, ощущения беспомощности,
пассивности и отказа от выполнения задания. Эти дети особенно
подвержены страхам, которые могут возникать в связи с резким
изменением положения тела, различными незнакомыми
тактильными раздражителями, новыми впечатлениями.
Появление страха усиливает спастическую напряженность мышц и
затрудняет выполнение произвольных движений.
Во время занятий с этими детьми во всех упражнениях
спортивного характера следует стремиться к мышечному
расслаблению, особенно приводящих мышц бедер, выпрямлению
спины.
Выполнению спортивных упражнений при этой форме ДЦП могут
препятствовать контрактуры (ограничение или полная
невозможность движений) в тазобедренных суставах, которые
обычно сочетаются со слабостью мышц – разгибателей бедер.
При гиперкинетической форме церебрального паралича основной
причиной двигательной недостаточности являются
насильственные, непроизвольные движения – гиперкинезы,
которые сочетаются с меняющимся мышечным тонусом. Эти
нарушения приводят прежде всего к выраженной дестабилизации
позы. У ребенка отсутствует правильная установка туловища и
конечностей, все произвольные движения отличаются
размашистостью и нарушением координации.
Атонически-астатическая форма ДЦП – в структуре двигательных
нарушений преобладают нарушения координации движений и
равновесия.
Формирование двигательных навыков и умений тесно связано с
интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с
воспитанием нравственно-волевых черт его характера.
Упражнения развивают сообразительность, смекалку,
воображение и творчество, воспитывают у ребенка потребность в
движении и эмоциональном восприятии жизни. Активные
движения повышают устойчивость организма к простудным
заболеваниям.
Физические упражнения способствуют развитию интеллекта детей,
их восприятия, мышления, внимания, пространственных и
временных представлений. Учитель активно формирует у них
волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку,
смелость и др. особенно важно поддерживать в детях желание и
умение преодолевать препятствия.