Напоминание

Развитие чувства ритма на начальном этапе обучения игре на гитаре


Автор: Азаров Евгений Андреевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие чувства ритма на начальном этапе обучения игре на гитаре
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

ИГРЕ НА ГИТАРЕ

Развитие

музыкально-слуховых

и

метроритмических

способностей

ученика как сенсорной базы для всех видов музыкального творчества

Ритм

одно

из

мощнейших

средств

музыкальной

выразительности.

Целенаправленная

работа

по

развитию

ритмических

и

двигательных

способностей,

проводимая

на

занятиях, является

одним

их

условий,

своеобразной

базой

полноценного

развития

музыкальной

и

эмоциональной

сферы

учащегося,

которая,

в

свою

очередь,

позволяет

музыканту

художественно

верно

исполнять

метроритмическую

сторону

музыкального произведения.

Музыкально-ритмические движения под музыку являются вспомогательным

средством постижения выразительных возможностей метроритма.

Опираясь на моторику, учащийся гораздо глубже воспринимает и осознает

отдельные стороны музыкального произведения, развивая умение выражать в

движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и

тонкие нюансы чувственной стороны жизни человека: грусть, тревожность,

безмятежность и восторг и т.д., передавая его общий характер.

Ритмические

творческие

задания способствуют

развитию

ритмического

чувства

ученика,

тренируют

внимание,

память,

помогают

развить

координацию движений.

Воспитание и развитие ритмического чувства возможно лишь в неразрывной

связи с другими компонентами музыкальной ткани, поскольку все средства

музыкальной выразительности взаимосвязаны и всегда в комплексе решают

какую-то определенную музыкальную задачу.

Присущее всем детям образное мышление, творческая фантазия, без которых

невозможно стать полноценным исполнителем развивается параллельно с

чувством

музыкального

ритма.

Начинающие

музыканты

с

удовольствием

«рисуют» в движении звучащую музыку, одновременно осваивая основные

музыкальные термины.

Музыкально-ритмические

движения

один

из

мощнейших

способов

развития образного мышления, воображения, воли, внимания, творческой

свободы учащихся при обучении игре на гитаре.

На

занятиях

обязательно

уделяю

внимание

развитию

умения на

слух

определять,

какие

средства

музыкальной

выразительности

использует

композитор.

А

впоследствии

уметь правильно

использовать

основные

музыкальные термины, обозначающие темп (включая агогику), динамику

(включая

creshendo,

diminuendo,

f,

ff,

mf,

p,

pp,

mp);

регистр

(высокий,

средний, низкий); ритм (в том числе пунктирный, синкопы, триоли).

Формирование навыков распознавания и воспроизведения ритмических

оборотов и использование их в творческих формах музицирования

В

музыкальной

педагогике

практически

не

разработан

вопрос

освоения

ритмических способностей в онтогенезе. В связи с этим из учебной практики

учеников

выпадает

такой,

на

мой

взгляд,

немаловажный

фактор,

как эмоционально-осознанное

освоение

выразительных

возможностей

темпа и метра, осваивается лишь один компонент музыкального ритма —

ритмический рисунок.

Нарушение последовательности формирования компонентов чувства ритма

в онтогенезе (чувство темпа — чувство метра — чувство ритмического

рисунка) разрушает структуру ритмических способностей. Такая, казалось

бы,

несущественная

деталь является

причиной

устойчивых,

широко

распространённых

ритмических

ошибок

при

исполнении

учащимися

музыкальных произведений.

Кроме

того,

«непрочувствованное»

и

«непережитое»

не

оставляет

впечатлений

и

не

создает

оснований

для

самовыражения

и

творчества.

Поэтому в своей работе уделяю особое внимание равномерной пульсации и

акцентированию, обращаясь в соответствующим упражнениям .

Развитие

чувства

ритма

основывается

на

восприятии

учеником

равномерности ритмической пульсации и навыков ритмичного движения. На

начальном

этапе

обучения

никакие

теоретические

знания

не

должны

предшествовать непосредственному ощущению музыкального ритма.

Первый

этап

в

процессе

развития

чувства

ритма

восприятие

музыкального ритма на слух и непосредственное воспроизведение его в

движениях (ходьба, бег, хлопки, отстукивание и т. д.).

Это

период

накопления

определенного

музыкального

опыта,

слуховых

впечатлений и развития чувства ритма и слуха.

М.

Н.

Баринова

отмечает:

«Чувство

ритма

должно

быть

воспитано

на

слуховом, а не на зрительном восприятии. Только тогда, когда разновидности

ритмических формул будут освоены и будут легко восприниматься учеником

на слух, можно объяснять правила записи ритма, объяснять размер, такт,

группировки».

Второй этап — переход от непосредственного мышечного ощущения ритма к

его осознанию и накоплению теоретических знаний, неразрывно связанных с

практическими

навыками, умение

использовать

р а з н о о б р а з и е

ритмических оборотов для создания нового продукта. Постепенно ученик

осваивает

графическое

изображение

ритма,

у

него

формируется умение

читать

ритмический

рисунок

с

листа,

используя

всевозможные

ритмические карточки и ритмосхемы.

Разнообразие ритмических рисунков не имеет границ, их можно все время

варьировать и усложнять по своему усмотрению и учитывая индивидуальные

возможности ученика.

Первоначально

ученик

воспроизводит

за

мной

короткие

ритмические

рисунки, от урока к уроку задания усложняются.

Затем

он

начинает

придуманные

ритмические

рисунки

и

их

записывать.

Запись

придает

заданию

важность

и

серьезность

учащийся

ощущает

значимость

своего

творчества,

повышается

его

самооценка,

ведь

он

записывает то, что сам придумал.

Декламационный

(речевой)

метод

весьма

результативный

способ

работы, который я использую для развития метроритма.

Речь и музыка имеют общие выразительные средства: темп, ритм, регистр,

тембр, звуковысотный рисунок, фактуру, фразировку, форму. Стихотворные

тексты, при параллельном включении в работу слуха, речи и движения,

позволяют

многократно

усилить

воздействие

на

ученика.

Ни

один

из

множества способов не дает в развитии чувства ритма таких удивительных

результатов, как этот.

Как правило, учащихся с полным отсутствием чувства ритма не бывает,

а затруднения в воспроизведении ритма часто происходят из-за слабо

развитой ритмической памяти (как повторить то, что не запомнил?). Но

если ритм «посадить» на стишок, учащийся его обязательно повторит, потому

что

запомнит!

Использую

детские

считалки

с

их

простыми

веселыми

ритмичными текстами.

Речевые игры — один из вариантов ритмодекламации. Их основой является

слово

со

своим

ритмом

и

эмоциональным

содержанием.

Ученик

легко

осваивает

ритм

слов,

речи,

стихов,

который

далее

становится

основой

ритмического и мелодического ostinato.

Дети читают длительности нот, простукивают их звуковым молоточком или

другими шумовыми инструментами, кроме того, сопровождают простыми

ритмическими

стихами.

Одновременно

воспитывается

зрительный

охват

нотного текста, что впоследствии станет важнейшим элементом при чтении с

листа.

Наложение ритмов друг на друга способствует развитию внимания учащихся,

умения

слышать

несколько

ритмических

уровней

одновременно,

то

есть

развитию полифонического слуха.

В

речевых

упражнениях

используются

все

возможности

нашей

речи:

различные

регистры,

тембр,

динамика

голоса

(крик,

шепот),

плавная

и

отрывистая речь, разный темп. Это развивает интонационный слух ученика,

способность

слышать

выразительность

речи,

которая

проявится

и

в

исполнении музыки.

Особенно

эмоционально

учащиеся

отзываются

на

игру

с

фонемами

звуковыми

элементами

речи. Ритмически

организованные

слоги-

фонемы можно использовать как ostinato-сопровождение к стишкам, как фон

для

ритмических

упражнений.

Фонемы,

дополненные

движением

или

«пластическим жестом» (термин Т.Э. Тютюнниковой) легко перекладываются

учащимся на воображаемые музыкальные инструменты.

На

базе

ритмических

упражнений,

учащиеся

постепенно

осваивают

простейшие музыкальные формы.

Счет — незаменимый, проверенный веками прием, — часто его использую

работе над ритмом. Представляя собой одну из распространенных форм

двигательно-моторного

именно

«голосового»)

отражения

ритмических

процессов, счет значительно укрепляет чувство ритма, помогает ученику

разобраться в ритмической структуре незнакомой музыки, попутно выявляет

метрически опорные доли, что важно для недостаточно опытных музыкантов.

В ансамбле с педагогом зрительные и ритмо-двигательные навыки ученика

развиваются

значительно

интенсивнее

и

закрепляются

прочнее,

так

как

получают

мощную

ритмо-метрическую

поддержку

со

стороны

слуха.

Использую практически на всех занятиях начального этапа обучения игре на

фортепиано.

Мощнейшим

средством

развития

чувства

ритма

является создание

ритмических

аккомпанементов к

музыкальным

п р о и з в ед е н и я м ,

исполняемым учителем или звучащим в записи. Здесь открывается простор

для проявления и развития воображения и творческой фантазии как ученика,

так и педагога.

В ритмических аккомпанементах к пьесам использую такой вид движения,

как

«звучащие

жесты»:

хлопки,

шлепки,

притопы,

щелчки

(или

хлопки

пальцами руки по нижней части ладони), цоканье языка.

«Звучащие

жесты»

общедоступны,

доставляют

детям

радость,

при

этом

эффективно

развивают

чувство

ритма,

внутреннего

пульса.

Кроме

того,

использование

«звучащих

жестов»

развивает

внимание

и

координацию

учащихся, творческую свободу, что помогает обучению игре на инструменте.

Инновационные методы работы

Мультимедийные технологии все интенсивнее внедряются как в школьную

жизнь наших учеников. Инновационные методы можно применять с самых

первых

уроков.

(Игра

под

фонограмму

«минус»,

ритм-ostinato,

запись

мелодии на смартфон, для подбора по слуху и т.д.).

Результативность и эффективность опыта

Используемые упражнения на развитие музыкально-ритмического чувства

(пластические

движения,

исполнение

музыкально-ритмиче ских

импровизаций,

ритмические

аккомпанементы,

отстукивание

ритма)

стимулируют

развитие

основных

психических

процессов

внимания,

памяти, воли, образного мышления учащихся.

Дидактические ритмические упражнения явились базой для развития других

способностей,

составляющих

музыкальность:

образного

мышления,

тембрового и звуковысотного слуха, творческого воображения, творческой

свободы в использовании музыкальных выразительных средств.

Представленный опыт позволил создать условия для полноценного развития

чувства музыкального ритма, творческого воображения, эмоциональности,

выразительности и ритмической точности в исполнении произведений для

гитары.



В раздел образования